Отчет по учебной психодиагностической практике
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Отчет по учебной психодиагностической практике
Испытуемый 2
Все страницы

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

студентки 2 курса
заочного отделения
психологии
факультета философии
и социальных наук

Групповой руководитель практики
Кандидат психологических наук, доцент,

Минск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ГЛАВА 1. ИСПЫТУЕМАЯ 1
1.1 Характеристика Испытуемой
1.2 Тест М. Куна «Кто Я?»
1.3 Тест «Несуществующее животное»
1.4 Опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца
1.5 Заключение для психологов
1.6 Заключение для специалистов, не имеющих психологического образования
ГЛАВА 2. ИСПЫТУЕМЫЙ 2
2.1 Характеристика Испытуемого
2.2 Методика «Прогрессивные матрицы» Равена
2.3 Методика «Незаконченные предложения» Дж. Сакса – С. Леви
2.4 Методика «Миннесотский многофакторный личностный опросник» (MMPI)
2.5 Заключение для психологов
2.6 Заключение для специалистов, не имеющих психологического образования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение


Целью учебной психодиагностической практики является овладение простейшими навыками диагностической работы, т.е. базовыми профессиональными навыками психолога.

Основные задачи психодиагностической практики:
1. Ознакомление с базовым психодиагностическим инструментарием;
2. Овладение навыками составления программ обследований и подбора психодиагностических методик;
3. Овладение навыками сбора, обработки, анализа и интерпретации полученных психодиагностических данных;
4. Овладение навыками подготовки психологического заключения по результатам обследования.

В ходе учебной психодиагностической практики были использованы следующие методики:
1. Методики исследования интеллекта:
- Методика «Прогрессивные матрицы» Равена
2. Методики исследования личности:
- Тест «Кто Я?»
- Тест «Несуществующее животное»
- Методика «Миннесотский многофакторный личностный опросник» (MMPI)
- Методика «Незаконченные предложения» Дж. Сакса – С. Леви
3. Методики исследования межличностных отношений:
- Опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца

ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 


п/п

Вид работы

Срок
выполнения работы

 

1-ая неделя практики (04.12.2017-10.12.2017)

 

1.

Ознакомление с методическим материалом. Подбор методик. Составление плана психологической диагностики.

04.12.2017

 

2.

Диагностика Испытуемой 1
Методики – тест Куна «Кто Я?», рисуночный тест «Несуществующее животное»

05.12.2017

 

3.

Диагностика Испытуемой 1
Методика – Опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца

06.12.2017

 

4.

Диагностика Испытуемого 2
Методики – «Прогрессивные матрицы» Равена, «Незаконченные предложения» Дж. Сакса – С. Леви

07.12.2017

 

5.

Диагностика Испытуемого 2
Методика – «Миннесотский многофакторный личностный опросник» (MMPI)

08.12.2017

 

2-ая неделя практики (11.12.2017-17.12.2017)

 

6.

Обработка полученных данных по Испытуемой 1

11.12.2017

 

7.

Обработка полученных данных по Испытуемой 1

12.12.2017

 

8.

Обработка полученных данных по Испытуемому 2

13.12.2017

 

9.

Обработка полученных данных по Испытуемому 2

14.12.2017

 

10.

Подготовка психодиагностических заключений. Составление отчета по практике

15.12.2017

ГЛАВА 1
ИСПЫТУЕМАЯ 1

1.1 Характеристика Испытуемой 1

Испытуемая 1 – женщина, 28 лет, замужем (в браке 9 лет), дочь восьми лет. Большую часть времени Испытуемая посвящает своей семье, увлечена спортом, работает бухгалтером. Считает воспитание дочери единственным смыслом своей жизни. Проживает вместе со своей семьей и свекровью.
Отец с матерью развелись, когда Испытуемой было 12 лет. По ее словам, это было сильно травмирующее ее событие. Появился отчим, которого она так и не смогла принять как члена семьи. Подростковый период был довольно бурным. По словам Испытуемой, «эмоции зашкаливали и справиться со мной никто не мог». Самостоятельную жизнь начала довольно рано - в возрасте 17 лет, в 19 лет вышла замуж. Практически сразу родилась дочь. Супружеская жизнь не ладилась. И около трех лет супруги совместно не проживали. Затем отношения были налажены и на данный момент «все более-менее тихо». Однако, безоблачной совместную жизнь с супругом Испытуемая не считает. Бывают разногласия, выливающиеся в продолжительные конфликты.
В определении себя у Испытуемой возникли определенные трудности. Были высказаны в большинстве своем характеристики внешности.
Испытуемая была заинтересована в психологической диагностике. Задания выполняла сосредоточенно и старательно, четко следовала инструкциям.
Были использованы следующие методики:
- тест Куна «Кто Я?»;
- рисуночный тест «Несуществующее животное»;
- опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца.
Данные методики выбраны исходя из интереса Испытуемой, направленного на узнавание себя, ее желания понять «какая Я, каковы особенности моей личности, что первостепенно в межличностном взаимодействии между мной и другими людьми».

1.2 Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой)

Цель: изучение содержательных характеристик идентичности личности.

Описание методики:
Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Главное отличие методики в модификации Т.В. Румянцевой - отсутствие жёсткой регламентации количества ответов (Испытуемый может дать их больше 20, или меньше).

Ход работы:
Испытуемой предлагалась следующая инструкция:
«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.
Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».
Когда Испытуемый заканчивает отвечать, его попросили произвести первый этап обработки результатов – количественный:
«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:
«+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
«-» – знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
«±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
«?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.
Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.
После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:
- сколько всего получилось ответов,
- сколько ответов каждого знака».
Процесс работы был отражен в протоколе.
Ответы Испытуемой – приложение 1.

Протокол к тесту «Кто Я?»
Дата обследования 05.12.2017г.
Испытуемая 1
Пол - женский
Возраст – 28 лет
Состав семьи – замужем, ребенок 8 лет.
Время обследования: с 10.00 до 10.30
Темп выполнения задания спокойный, перерывов в работе не было.
Испытуемая дополнительных вопросов не задавала. После прослушивания инструкции, Испытуемая сказала: «Сложно! Мне всегда было сложно описать себя».
По истечении 12 минут Испытуемая с сожалением заметила: «Я с трудом смогла написать только 16 пунктов о себе».

Обработка и интерпретация результатов:
Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, также говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений. Человек способен к сложному отношению к себе и к жизни. В данном случае количество знаков «±» достигает 25% (от общего числа знаков). Испытуемую можно отнести к уравновешенному типу, с приближением к сомневающемуся типу. Для ее, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, быстрое разрешение конфликтных ситуаций, умение поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые Испытуемой в целом нравятся, и с теми, которые у нее не вызывают глубокой симпатии; терпимое отношение к недостаткам других людей. В целом использование человеком при самооценивании знака «±» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.
Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа Испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработки. Количество знаков «+» - 11, знаков «-» - 1, что говорит о завышенной самооценке Испытуемой. Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.
Знак «?» использован не был.
Обозначение своего пола сделано напрямую и косвенно, в нейтральной форме.
Наличие прямого обозначения, в нейтральной форме («девушка»), говорит о рефлексивной позиции Испытуемой, сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются принимаемой внутренне темой самоосознания. Прямое обозначение пола сделано не в начале списка, а лишь на третьем месте. Первым пунктом Испытуемая определяет себя как «человека», что говорит о сниженной актуальности и значимости категорий пола в самосознании Испытуемой (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности). Признаком невосприимчивости к своей женственности является также обозначение себя как «спортсмена», а не «спортсменки», «слушателя», а не «слушательницы», «ученика», а не «ученицы». Но все эти определения даны в конце списка, что говорит об их меньшей значимости.
Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое в данном случае широкое (включает в себя несколько половых ролей – жена, дочь, мама, внучка, подруга).
16 ответов Испытуемой на вопрос «Кто Я?» говорят о достаточно высоком уровне рефлексии. Однако, заявление Испытуемой в начале Испытания и в конце 12 минут о переживаемой сложности написания ответов могут свидетельствовать о том, что Испытуемая не часто задумывается о себе и своей жизни.
Отсутствие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной не интегрированности личности. В данном случае полностью отсутствуют глаголы, отсылающие нас к временному фактору. Можно говорить о не успешности взаимодействия человека с окружающими, так как такая успешность в значительной степени предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я».

Анализ представленных в идентичности сфер жизни.
Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках. Приведем основные шесть сфер и самоописания, характерные для каждой сферы:
- семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли) – мама, хозяйка, жена, дочь, внучка, ребенок.
- работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли) – бухгалтер.
- учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться) – слушатель, ученик.
- досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы) – спортсмен, повар.
- сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения) - подруга;
- отдых (ресурсы, здоровье).
Можно сделать вывод, что для Испытуемой очень важна семья, так как значительная часть самоопределений связана с семейными ролями. Также нужно обратить внимание на сферу отдыха – это ресурсная сторона жизни, но в данном случае она ничем не наполнена, что может приводить к усталости и опустошению.
Анализ физической идентичности.
Описания своих физических данных нет. Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не-Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Здесь можно говорить о проблеме установления таких границах. О низком осознании своего тела.
Анализ деятельной идентичности.
Деятельная идентичность представлена достаточно хорошо. Есть описания себя, как «бухгалтера», «повара», «хозяйки», «слушателя», «ученика». Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.
Анализ психолингвистического аспекта идентичности.
В самоописаниях использованы только существительные, что говорит о потребности человека в определенности и постоянстве.
Полное отсутствие прилагательных говорит о слабой дифференцированности идентичности человека.
Полное отсутствие глаголов является признаком неуверенности в себе и недооценки своей эффективности.
Об этом же свидетельствует преобладание в самоописании социальных ролей («бухгалтер», «слушатель», «спортсмен», «жена») над индивидуальными характеристиками, что говорит о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.
В сочетании с завышенной самооценкой такой образ «Я» может свидетельствовать о внутреннем конфликте. Также, нужно отметить, что успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики.
В самоописании Испытуемой абсолютно все определения даны в нейтральном эмоционально-оценочном тоне, идет формальное перечисление ролей. Нейтральная валентность идентичности характеризует неадаптивное состояние идентичности. Неадаптивное состояние идентичности связано с импульсивностью, непостоянством, тревожностью, депрессивностью, ранимостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью и робостью.
Сопоставляя данные психолингвистического анализа с результатами самооценивания Испытуемой, можно сказать, что только в четырех случаях Испытуемая определила самоописания как нейтральные, что совпало с психолингвистическим анализом. Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей. Большинство остальных описаний, представляющих собой нейтральное перечисление социальных ролей, Испытуемая наделила положительной валентностью, что может говорить о получении удовлетворения от исполнения данных социальных ролей.
Нейтральная валентность идентичности соответствует неустойчивой самооценке идентичности.
Оценка уровня дифференцированности идентичности.
В диагностике идентичности важно количество характеристик, соответствующих каждой идентичности, и порядок их написание (чем больше характеристик идентичности и чем выше они находятся в списке, тем более они важны для личности, тем более развита соответствующая идентичность).
Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности.
Приведем распределение самоописаний Испытуемой (в порядке упоминания в тесте):
I. «Социальное Я»:
- прямое обозначение пола – девушка;
- учебно-профессиональная ролевая позиция – бухгалтер, слушатель, ученик;
- семейная принадлежность – мама, жена, дочь, внучка, ребенок.
II. «Коммуникативное Я»:
- дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы – подруга.
III. «Материальное Я» в самоописании не представлено.
IV. «Физическое Я» в самоописании не представлено.
V. «Деятельное Я»:
- занятия, деятельность, интересы, увлечения – повар, хозяйка, спортсмен.
VI. «Перспективное Я» в самоописании не представлено.
VII. «Рефлексивное Я»:
- глобальное, экзистенциальное «Я» - человек, личность, особа.
В данном случае числом, отражающим общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации, является шесть, что говорит о среднем уровне дифференцированности идентичности.
Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.
Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.
Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.

1.3 Тест «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» (автор - М. 3. Дукаревич)

Цель: исследование особенностей личности.

Описание методики:
Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. Данная методика широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Ход работы:
Лист бумаги был положен перед Испытуемой вертикально. Предложены карандаши средней мягкости, простой карандаш и набор из десяти цветных карандашей.
Испытуемой предлагалась следующая инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия. Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Процесс рисования был отражен в протоколе. Рассказ Испытуемой записан после завершения рисования.
Рисунок Испытуемой – приложение 2.

Протокол к тесту «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
Дата обследования 05.12.2017г.
Испытуемая 1
Пол - женский
Возраст – 28 лет
Состав семьи – замужем, ребенок 8 лет.
Время обследования: с 10.30 до 11.30
Темп выполнения задания спокойный, перерывов в работе не было.
Рисование началось простым карандашом, были полностью нарисованы детали рисунка в следующем порядке: контур головы, лапы, глаза. Затем цветными карандашами рисунок был разукрашен. Дополнительно были прочерчены линии контура и лап.
Испытуемая дополнительных вопросов не задавала. После прослушивания инструкции, единственным высказыванием Испытуемой было: «Отлично, я люблю рисовать». Что говорит о положительном отношении к обследованию.
Затем с Испытуемой была проведена беседа.
Краткое содержание последующей беседы:
«Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?»
«Животное питается исключительно отрицательной энергией, а взамен отдает положительную. Обычно Глазатка вечно работает по сбору "мусора", она не может сидеть без дела - ищет своими 5-ю глазами объект обработки и через щупальца собирает все, ее пушистое тельце и преобразовывает энергию! Самым любимым занятием для нее является слушать и анализировать ситуацию. Очень не любит, когда у нее ничего не получается, тогда она начинает грустить. Живет она можно считать не одна, потому что живет внутри нас. Глазатка обладает большим количеством друзей и товарищей. И как уже стало понятно, ее друзья - это все вокруг нас, она дружит со всеми!!!!!!! Просто идеальный ЗВЕРЬ! А врагов как таковых не имеет, но всегда находятся те, кто сам не хочет с ней дружить, обижается на нее постоянно и поэтому она не может выполнить свою любимую задачу по преобразованию негатива! Чего оно боится? Боится она больше всего остаться без своего любимого занятия, ведь работая на позитиве это животное размножается и улучшает наш мир-мир самого себя в частности. Размеров она бывает разных, на ранней стадии развития она маленькая, так называемый размер "ком в горле", со временем постоянно трудясь, она растет вместе с нами и нашими эмоциями!»

Обработка и интерпретация результатов:


Рисунок расположен чуть выше средней линии вертикально поставленного листа. Можно трактовать как хорошую самооценку, некоторую тенденцию к самоутверждению.
Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций. В рассказе об этом свидетельствует фраза – «Очень не любит, когда у нее ничего не получается, тогда она начинает грустить».
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — рот и глаза, ушей нет. Отсутствие ушей может говорить о незаинтересованности в информации, не значимости мнения окружающих о себе. Однако, в рассказе о животном Испытуемая упоминает о том, что самым любимым занятием животного является слушать и анализировать информацию. Такое расхождение с отсутствием ушей у животного может говорить о наличии конфликта, когда человек слушает лишь свой внутренний голос, думая, что прислушивается к информации извне.
Приоткрытый рот в сочетании с языком в сочетании с прорисовкой губ можно трактовать как чувственность, возможно болтливость. Рот нарисован с зубами, что означает вербальную агрессию.
У животного пять глаз. Глаза символизируют присущее человеку переживание страха. Страхи присутствуют, но не очень большие, потому как не прорисована радужка. В рассказе Испытуемая говорит о функции этих пяти глаз – искать «мусор», негативную энергию, которую затем необходимо преобразовать в позитивную. Для животного эта позитивная энергия – питающая, дающая ему жизнь. Глаз много, они должны увидеть как можно больше – здесь скрыты некоторые страхи относительно внешнего мира, его недружелюбия и негативизма. Идентифицируя себя с животным («живет внутри нас»), Испытуемая говорит о размерах животного – «маленькая», «ком в горле». То есть, поступающий негатив как бы застревает в горле комом и нужно обязательно этот ком каким-то образом преобразовать и изменить.
Большая голова-тело в целом говорит о приоритете разума, эрудиции, ценности ума для Испытуемой.
Несущая, опорная часть фигуры (лапы) прорисованы основательно, что говорит об основательности, обдуманности, рациональности принятия решения, с опорой на существенные положения и значимую информацию.
Лапы соединены с корпусом точно и тщательно, что говорит о точности своих рассуждений, отслеживании выводов и решений. Разнообразие в форме и положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности и отсутствии банальности.
Обращают на себя внимание руки-клешни. Их четыре. Из рассказа Испытуемой следует, что это вовсе не клешни, а щупальца, которые должны собирать негативную энергию. Учитывая основную функцию животного по преобразованию энергию – Испытуемая берет на себя миссию по очищению мира от негатива с помощью жесткого инструмента, вырваться из которого достаточно сложно, – клешней.
Контур фигуры больше заштрихован снизу, поэтому можно сказать, что имеет место боязнь осуждения, тревога по поводу непризнания равными или нижестоящими. Защита от окружающих агрессивная, так как на рисунке нижний контур выполнен в острых углах. Также боковые контуры выполнены в острых углах, что говорит о недифференцированной опасливости и готовности к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Это вполне согласуется с рассказом, где Испытуемая упоминает о врагах, которых как бы и нет, но «всегда находятся те, кто сам не хочет с ней дружить, обижается на нее постоянно и поэтому она не может выполнить свою любимую задачу по преобразованию негатива». Здесь можно говорить о экстернальности Испытуемой.
Общая энергия человека достаточно высокая, так как присутствуют не только необходимые, но и некоторое количество украшающих рисунок элементов.
Тематически животное скорее нейтральное со скрытой агрессией, что говорит об отношении к собственной персоне и к своему «Я», как к позитивно настроенному человеку с оставленной для себя возможностью проявить здоровую агрессию. Улыбка животного и общее настроение рисунка оставляют в целом позитивное впечатление. С другой стороны следует обратить внимание на прорисовку линий ног и всего контура фигуры достаточно сильным нажимом карандаша, что говорит о тревожности. Наиболее сильная тревога связана с боязнью осуждения, непризнания равными или нижестоящими (прорисовка нижнего контура).
Уподобление рисуемого животного человеку отражается в постановке животного в положение прямохождения на две лапы, прорисовка губ — свидетельствует о некоторой инфантильности, эмоциональной незрелости Испытуемой.
Творческие возможности Испытуемой достаточно высоки, так как нарисованное животное включает множество небанальных элементов.
Название животного «Глазатка обыкновенная» говорит о демонстративности, направленной главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Упоминание в рассказе «идеальности зверя» говорит о стремлении Испытуемой к некоторой социальной желательности, перфекционизму.

1.4 Опросник межличностных отношений (В. Шутц; модификация А.А. Рукавишникова)


Цель: изучение коммуникативных особенностей личности.

Описание методики:
Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности.
Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В. Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.
Опросник предназначен для оценки поведения человека в трех основных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.
Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опроснике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы.
В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

Ход работы:
Испытуемой предлагалась следующая инструкция:
«Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит.
Пожалуйста, будьте как можно более внимательны».
Процесс работы был отражен в протоколе.
Ответы Испытуемой – приложение 3.

Протокол к опроснику межличностных отношений
Дата обследования 06.12.2017г.
Испытуемая 1
Пол - женский
Возраст – 28 лет
Состав семьи – замужем, ребенок 8 лет.
Время обследования: с 11.30 до 12.00
Темп выполнения задания спокойный, перерывов в работе не было.
Испытуемая дополнительных вопросов не задавала. После прослушивания инструкции, Испытуемая приступила к работе. Выполнение всего задания потребовало 25 минут.

Обработка результатов:
Результаты опроса оценивались при помощи «ключа». Каждому ответу, совпадающему с «ключом», присваивался один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале. Таким образом, были получен баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.
Полученные результаты представлены в таблице:

шкала

Ie

Cw

Ae

баллы

7

4

2

шкала

Iw

Ce

Aw

баллы

6

6

4

 

Далее был вычислен индекс объема интеракций (e + w) и индекс противоречивости межличностного поведения (e - w).
Индекс объема интеракций (e + w):
- потребность включения: 7+6=13
- потребность контроля: 4+6=10
- потребноть аффекта: 2+4=6
Индекс противоречивости межличностного поведения (e - w):
- потребность включения: |7-6|=1
- потребность контроля: |4-6|=2
- потребноть аффекта: |2-4|=2

Интерпретация результатов:
Ie - выраженное поведение в области "включения" (7 баллов)
Испытуемая активно стремиться принадлежать к различным группам, быть включенной, как можно чаще находиться среди людей; выражено стремление принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участие в ее деятельности, проявляли к ней интерес. Таким образом, высокие баллы по шкале Ie свидетельствуют о том, что Испытуемая чувствует себя хорошо среди людей и не имеет склонности избегать контактов.
Iw - требуемое поведение в области "включения" (6 баллов)
Высокие значения по этой шкале свидетельствуют о стремлении Испытуемой к тому, чтобы окружающие приглашали ее принимать участие в своих делах, прилагали усилия, чтобы быть в ее обществе, даже в тех случаях, когда она сама ничего не делает для налаживания отношений.
Сw - требуемое поведение" в области "контроля" (6 баллов)
Высокие значения по данной шкале говорят о потребность Испытуемой в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих. Такие показатели свидетельствуют о нежелании брать на себя ответственность.
Се - выраженное поведение в области "контроля" (4 балла)
В данном случае нельзя делать выводы о каких либо выраженных стремлениях Испытуемой контролировать окружающих, либо же об обратной тенденции в виде избегания принятия решений. Такие показатели могут говорить о том, что в различных жизненных ситуациях Испытуемая может как взять в свои руки руководство, так и подчиниться решению другого.
Aе - выраженное поведение в области "аффекта" (2 балла)
Испытуемая отличается большой осторожносью и избирательностью в установлении близких чувственных отношений. Не стремиться быть в близких, интимных отношениях с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства.
Aw - требуемое поведение в области "аффекта" (4 балла)
Пограничные показатели по данном шкале не позволяют делать односложных выводов. Однако, учитываю собственную осторожность Испытуемой в сфере близких, интимных отношений, можно предположить, что Испытуемая ждет, чтобы окружающие сами стремились быть к ней эмоционально более близкими, делились своими интимными чувствами.
Индекс объема интеракций говорит о том, что преимущественное количество контактов сосредоточено в сфере удовлетворения потребности «включения». При этом, невысокие индексы противоречивости межличностного поведения свидетельствуют о балансе между собственным и требуемым от окружающих поведением, что в свою очередь не должно приводить к внутренних конфликтам и фрустрации.
Таким образом, наиболее выраженная потребность у Испытуемой – это потребность «включения». Что говорит о желании Испытуемой создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания и одобрения. Быть человеком, непохожим на других, т.е. быть индивидуальностью - другой аспект потребности "включения". Первостепенным в этом выделении из массы других является то, что для достижения полноценных взаимоотношений с людьми нужно добиться понимания, почувствовать, что окружающие видят присущие лишь индивиду черты и особенности. Для этого необходимо не бояться быть открытой. Однако, здесь возникает определенный конфликт. Так как, Испытуемая не имеет выраженной потребности в области «аффекта», что говорит о низко эмоциональных отношениях, близостью не отличающихся.

1.5 Заключение для психологов


При проведении психодиагностичского исследования Испытуемая активно и охотно вступала в сотрудничество, при выполнении заданий проявляла интерес к работе и результатам исследования. Контакт носил дружелюбный характер, сохранился таким до конца проведения диагностирования. Все психодиагностические задания Испытуемая выполняла самостоятельно, письменно, лично заполняя предъявляемые ей бланковые формы. Задания Испытуемая выполняла соответственно логике конкретного исследования и предлагаемой инструкции. Понимание инструкций точное, без искажений. Отношение к исследованию и его итоговым фактическим результатам положительное. Мотив исследования сформирован, потребность выполнения заданий достаточно высокая (с условием передачи результатов исследования Испытуемой). Темп деятельности при выполнении заданий дифференцировался в зависимости от сложности и объема заданий, соответствует предъявляемым нормам, без отклонений. Фон настроения при выполнении заданий ровный. Наибольший интерес проявила к проективной рисуночной методике «Несуществующее животное».

Результаты первой методики (тест М. Куна «Кто Я») позволяют сделать следующие выводы. Для Испытуемой характерна стрессоустойчивость, умение поддерживать конструктивные отношения с разными людьми, терпимое отношение к недостаткам других людей.
Сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются принимаемой внутренне темой самоосознания. Однако, наблюдается некоторая невосприимчивость к своей женственности. Существуют определенные трудности в осознании своего тела. Испытуемая хорошо понимает специфику определенного репертуара полоролевого поведения.
Для Испытуемой характерен достаточно высокий уровень рефлексии.
Очень важна семья. Стоит обратить внимание на сферу отдыха – это ресурсная сторона жизни ничем не наполнена, что может приводить к усталости и опустошению.
Идентификация своего «деятельного Я» хорошая, что говорит о сдержанности, взвешенности поступков, умении работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость.
Существует потребности в определенности и постоянстве.
Слабая дифференцированность идентичности человека.
Есть признаки неуверенности в себе и недооценки своей эффективности. У Испытуемой существуют опасения в связи с самораскрытием, выраженная тенденция к самозащите. Нейтральная валентность идентичности соответствует неустойчивой самооценке идентичности.

По результатам второй методики (рисуночный тест «Несуществующее животное») можно сделать следующие выводы. Испытуемая в целом отличается некоторой тенденцией к самоутверждению. Активно переходит к реализации своих намерений. Существуют некоторые страхи относительно внешнего мира, его недружелюбия и негативизма. В приоритете разум, эрудиция, ценность ума.
Для Испытуемой характерны основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, с опорой на существенные положения и значимую информацию. Стремится к точности своих рассуждений, отслеживает выводы и решения. Установки и суждения отличаются своеобразием и самостоятельностью.
Можно сказать, что имеет место боязнь осуждения, тревога по поводу непризнания равными или нижестоящими. Защита от окружающих достаточно агрессивная, при этом существует недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Можно говорить о экстернальности Испытуемой.
Общая энергия достаточно высокая.
Отношение к собственной персоне и к своему «Я», как к позитивно настроенному человеку с оставленной для себя возможностью проявить здоровую агрессию. Наиболее сильная тревога связана с боязнью осуждения, непризнания равными или нижестоящими.
Творческие возможности Испытуемой достаточно высоки.
Демонстративность направлена, главным образом, на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Существует стремление Испытуемой к некоторой социальной желательности, перфекционизму.

По результатам третьей методики (ОМО В. Шутца) можно сделать следующие выводы. Испытуемая чувствует себя хорошо среди людей и не имеет склонности избегать контактов. Стремится к тому, чтобы окружающие приглашали ее принимать участие в своих делах, прилагали усилия, чтобы быть в ее обществе, даже в тех случаях, когда она сама ничего не делает для налаживания отношений.
Имеется потребность в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих. Наиболее выраженная потребность у Испытуемой – это потребность «включения». С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания и одобрения. Испытуемая не имеет выраженной потребности в области «аффекта», что говорит о низко эмоциональных отношениях, близостью не отличающихся.

Испытуемой можно рекомендовать прохождение курса психотерапии. Основная работа должна быть направлена на углубление понимания своей идентичности, повышение устойчивости самооценки, проработку страхов в межличностных отношениях, углубление качества отношений, снижение общей тревожности.

1.6 Заключение для специалистов, не имеющих психологического образования


При проведении исследования Испытуемая активно и охотно вступала в сотрудничество, при выполнении заданий проявляла интерес. Контакт носил дружелюбный характер, сохранился таким до конца проведения диагностирования. Отношение к исследованию и его итоговым результатам положительное.
Испытуемая отличается стрессоустойчивостью, умением поддерживать конструктивные отношения с разными людьми, терпимым отношением к недостаткам других людей.
Испытуемая принимает свою сексуальность, сравнение себя с представителями своего пола положительное. Однако, наблюдается некоторая невосприимчивость к своей женственности. Существуют определенные трудности в осознании своего тела. Полоролевое поведение нормальное.
Испытуемая стремится к переосмыслению продуктов своей активности, способна поставить себя на место другого.
Для Испытуемой очень важна семья. Стоит обратить внимание на сферу отдыха – это ресурсная сторона жизни вызывает опасения, что может приводить к усталости и опустошению.
Существует выраженная потребности в определенности и постоянстве.
У Испытуемой существуют опасения в связи с самораскрытием, выраженная тенденция к самозащите. Иногда неуверенна в себе, недооценивает свою эффективность.
Существуют некоторые страхи относительно внешнего мира, его недружелюбия и негативизма. В приоритете разум, эрудиция, ценность ума.
Для Испытуемой характерны основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, с опорой на существенные положения и значимую информацию. Стремится к точности своих рассуждений, отслеживает выводы и решения. Установки и суждения отличаются своеобразием и самостоятельностью.
Можно сказать, что имеет место боязнь осуждения, тревога по поводу непризнания равными или нижестоящими. Испытуемая в целом отличается некоторой тенденцией к самоутверждению.
Общая энергия и творческие возможности достаточно высокие.
Отношение к собственной персоне и к своему «Я», как к позитивно настроенному человеку с оставленной для себя возможностью проявить здоровую агрессию.
Имеется потребность в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих. Наиболее выраженная потребность у Испытуемой – это потребность быть среди людей. Однако при этом контакты не отличаются близостью и эмоциональностью.
Испытуемой можно рекомендовать прохождение курса психотерапии. Основная работа должна быть направлена на углубление понимания своего Я, повышение устойчивости самооценки, проработку межличностных отношений, снижение общей тревожности.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.