Страница 2 из 6
Лекция 2 . СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
План 1. Определение структуры семьи, её типологии. 2. Понятие семейных функций, их содержание. 3. Жизненные трудности, их структурно-функциональные причины, шкала стрессогенности событий (Рейх, Холмс).
1.Определение. Под структурой понимается число и состав семьи, а также совокупности взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры позволяет ответить на вопрос: каким образом реализуются функции, ее жизнедеятельность (без анализа структуры невозможно определить). Взаимоотношения: как распределены обязанности, права и власть. Типологии структуры семьи: - по количеству поколений: супружеская семья (1 поколение) нуклеарная семья (2 поколения) расширенная семья (более 2-х поколений); - по количеству детей: бездетные, малодетные, среднедетные (2 детей), многодетные (3 и более детей); - по качественному признаку - в зависимости от распределения власти и обязанностей в семье: традиционная семья - муж материально обеспечивает семью, он принимает основные решения относительно ее членов. Жена не работает или престиж ее работы и заработок ниже, чем у мужа. Она выполняет большую часть домашних обязанностей, воспитывает детей. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение; эгалитарная семья - оба партнера работают, власть и обязанности делятся супругами на равных или по интересам. Основные решения принимаются совместно. К детям относятся как к личностям, по мере взросления их мнение учитывается. По исследованиям американских семей выявлено, что супруги, считающие распределение обязанностей справедливым в наибольшей степени удовлетворены браком.
- по характеру воспитания детей: автократичные, авторитарные, эгалитарные, попустительские, игнорирующие семьи.
- по типу супружеского взаимодействия и ролей К.Киркпатрик выделяет: традиционные, товарищеские (романтические), партнерские семьи; - по гармоничности семейных отношений В. Сатир выделяет проблемные и зрелые семьи.
Критерии
|
Проблемные семьи
|
Зрелые семьи
|
Самооценка
|
Низкая или высокая, неадекватная
|
Высокая и адекватная
|
Коммуникации
|
Спутанные, нереалистичные
|
Непосредственные, прямые и четкие
|
Родительские правила
|
Ригидные, инертные, стереотипные
|
Гибкие и гуманные
|
Социальные связи
|
Страх и угроза от внешнего мира, возможна закрытость семьи
|
Позитивная установка к миру, адекватная открытость
|
2.Функции семьи обусловлены общественными требованиями. Каждой функции соответствуют какие-либо роли. Роль по сути это права и обязанности члена семьи. Проблему семейных функций исследовали Э.К.Васильева, С.И. Голод, В.Б. Голофаст, М.С. Мацковский, М.Г. Панкратова, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич, З.А. Янкова и другие. В семейной психологии наиболее уместна классификация семейных функций М.С. Мацковского, который разделяет их на внешние и внутренние, с точки зрения общества и индивида. Он перечисляет следующие функции: экономическая – хозяйственно-бытовая, репродуктивная – воспитательная, нравственно-психологическая, сексуально-эротическая, духовная.
Определение функции семьи - это та сфера жизнедеятельности, непосредственно связана с удовлетворением определенных потребностей её членов.
« В семье столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н.Я., 1977 г.). Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в родительстве (отцовстве и материнстве), в контактах с детьми и их воспитанием. В ходе воспитания семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Происходит самореализация родителей в детях. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (пища, одежда, кров), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде сил. Эмоциональная (психотерапевтическая в том числе) функция заключается в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, эмоциональном предпочтении, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Также она реализует потребности членов семьи в самовыражении. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психологического здоровья. Духовная функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества, удовлетворяет потребность совместного проведения досуга, взаимного духовного обогащения. Функция первичного социального контроля заключается в моральной регламентации членов семьи, формировании и поддержании моральных и правовых санкций за недолжное поведение; обеспечении социальных норм теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Сексуально-эротическая функция заключается в удовлетворении половых потребностей членов семьи, регулировании полового поведения в обществе. Функции взаимосвязаны между собой. Например, выполняя воспитательную функцию родители формируют поло-ролевую идентичность ребенка. Самоидентификация индивидом себя как человека определённого пола относится и к психологической, и к сексуально-эротической функции. Принятие себя женщиной, мужчиной играет в последствии большое значение для создания семьи, выполнения семейных ролей. 3.Нарушения структуры семьи – это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семейных функций. Факторы: - неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей , несправедливость, несогласие будет препятствовать удовлетворению потребностей того супруга, на которого ложатся основные обязанности (опосредованно это будет влиять на других и семью в целом). Возможен недостаточный вклад другого партнера в домашний труд и самообслуживание. - хроническая неудовлетворенность различных потребностей членов семьи. - личностные особенности (конфликтогенные черты, особенности воспитания, психологические проблемы). - низкий уровень знаний, умений, неподготовленность к семейной жизни. Семейные нарушения – представляют сложные образования, включающие саму трудность + неблагоприятные психологические последствия + реакиця на трудность. Факторы, обусловливающие нарушения 1) могут различаться по силе и длительности воздействия. Особое влияние оказывают сверхсильные и длительные хронические раздражители. Семейные кризисы – фрустрирующее изменение эмоциональных отношений между 3-мя, 7-ю, 17-ю и 25-ю годами (последний кризис сопровождается эффектом “опустевшее гнездо“). Выявление кризисного периода имеет прогностическое значение для предупреждения и смягчения неблагоприятных воздействий. 2) Трудности жизненного цикла, появление/исчезновение ролей, функциональной пустоты. Последствия трудностей а) неудовлетворённые потребности; б) психотравмирующие воздействия различны, поскольку усилия семьи по противодействию трудностям также различны. В одних семьях трудности мобилизуют и сплачивают (копинг-стратегии) , в других - приводят к краху; в) снижение удовлетворенности браком; г) нарастание конфликтности; д) ослабление сплоченности семьи, увеличение усилий по противодействию трудностям. Стрессогенные жизненные события Д-ра Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний (в т.ч. инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий (5 тысяч пациентов). Пришли к выводу, что физическим и психологическим событиям предшествуют серьезные изменения в жизни.
Шкала социальной адаптации (Рейх Холмс)
№
|
Жизненные события
|
Значение событий в баллах
|
1
|
Смерть супруга
|
100
|
2
|
Развод
|
73
|
3
|
Разъезд супругов (без оформления развода)
|
65
|
4
|
Тюремное заключение
|
63
|
5
|
Смерть близкого члена семьи
|
63
|
6
|
Травма или болезнь
|
53
|
7
|
Женитьба
|
50
|
8
|
Увольнение с работы
|
47
|
9
|
Примирение супругов
|
45
|
10
|
Уход на пенсию
|
45
|
11
|
Изменение в состоянии здоровья членов семьи
|
44
|
12
|
Беременность
|
40
|
13
|
Сексуальные проблемы
|
39
|
14
|
Появление нового члена семьи
|
39
|
15
|
Реорганизация на работе
|
39
|
16
|
Изменение финансового положения
|
38
|
17
|
Смерть близкого друга
|
37
|
18
|
Изменение профессиональной ориетации
|
36
|
19
|
Увеличение конфликтности с супругом
|
35
|
20
|
Ссуда, заем
|
31
|
21
|
Окончание выплаты ссуды
|
30
|
22
|
Изменение должности
|
29
|
23
|
Ребенок покидает дом
|
29
|
24
|
Проблемы с родственниками супруга
|
29
|
25
|
Выдающееся личное достижение
|
28
|
26
|
Супруг бросает (поступает на ) работу
|
26
|
27
|
Начало или окончание обучения в учебном заведении
|
26
|
28
|
Изменение условий жизни
|
25
|
29
|
Отказ от каких-либо индивидуальных привычек
|
24
|
30
|
Проблемы с начальством
|
23
|
31
|
Изменение условий или часов работы
|
20
|
32
|
Перемена места жительства
|
20
|
33
|
Смена места обучения
|
20
|
34
|
Изменение привычек, связанных с досугом, отпуском
|
19
|
35
|
Изменения привычек, связанных с вероисповеданием
|
19
|
36
|
Изменение социальной активности
|
18
|
37
|
Ссуда или заем для покупки крупных вещей (машина, ТV)
|
17
|
38
|
Изменение привычек, связанных со сном
|
16
|
39
|
Изменение числа живущих вместе членов семьи
|
15
|
40
|
Изменением привычек, связанных с питанием
|
15
|
41
|
Отпуск
|
13
|
42
|
Рождество
|
12
|
43
|
Незначительное нарушение правопорядка
|
11
|
Упражнение: Вспомните события, случившиеся с Вами в течение последнего года и подсчитайте их стрессогенность. По исследованиям Рейха, Холмса: 150 баллов – 50% 300 баллов – 90% - вероятности заболевания. Сколько баллов Вы набрали? Есть ли какие-либо жизненные события, которых Вы могли бы избежать? Тема исследования, проведенного в США: “Пол, условия на работе и в семье, и психологические симптомы “. Проверена гипотеза о том, что различия между мужчиной и женщиной в уровне дистресса опосредованы условиями работы и ролью в семье. У работающих женщин –жён более высокие показатели дистресса, чем у работающих мужчин-мужей. Женщины констатируют, что им не хватает времени ни на работу, ни на детей. Они менее довольны работой и распределением домашних обязанностей по сравнению с мужьями (РФ N1, 1995 г.).
|