На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию - Лекция 2. Структура семьи и ее функции
Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию - Лекция 2. Структура семьи и ее функции
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию
Лекция 2. Структура семьи и ее функции
Лекция 3. Психология добрачных отношений
Лекция 4. Цикл развития семьи
Тема 5. Супружеское взаимодействие
Лекция 6. Взаимоотношения в семье
Все страницы

Лекция 2 . СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЁ ФУНКЦИИ.

План
1. Определение структуры семьи, её типологии.
2. Понятие семейных функций, их содержание.
3. Жизненные трудности, их структурно-функциональные причины, шкала стрессогенности событий (Рейх, Холмс).

1.Определение. Под структурой понимается число и состав семьи, а также совокупности взаимоотношений между ее членами.
Анализ структуры позволяет ответить на вопрос: каким образом реализуются функции, ее жизнедеятельность (без анализа структуры невозможно определить). Взаимоотношения: как распределены обязанности, права и власть.
Типологии структуры семьи:
- по количеству поколений: супружеская семья (1 поколение)
нуклеарная семья (2 поколения)
расширенная семья (более 2-х поколений);
- по количеству детей: бездетные, малодетные, среднедетные (2 детей), многодетные (3 и более детей);
- по качественному признаку - в зависимости от распределения власти и обязанностей в семье:
традиционная семья - муж материально обеспечивает семью, он принимает основные решения относительно ее членов. Жена не работает или престиж ее работы и заработок ниже, чем у мужа. Она выполняет большую часть домашних обязанностей, воспитывает детей. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение;
эгалитарная семья - оба партнера работают, власть и обязанности делятся супругами на равных или по интересам. Основные решения принимаются совместно. К детям относятся как к личностям, по мере взросления их мнение учитывается.
По исследованиям американских семей выявлено, что супруги, считающие распределение обязанностей справедливым в наибольшей степени удовлетворены браком.

- по характеру воспитания детей: автократичные, авторитарные, эгалитарные, попустительские, игнорирующие семьи.

- по типу супружеского взаимодействия и ролей К.Киркпатрик выделяет: традиционные, товарищеские (романтические), партнерские семьи;
- по гармоничности семейных отношений В. Сатир выделяет
проблемные и зрелые семьи.

Критерии

Проблемные семьи

Зрелые семьи

Самооценка

Низкая или высокая,
неадекватная

Высокая и адекватная

Коммуникации

Спутанные, нереалистичные

Непосредственные, прямые и четкие

Родительские правила

Ригидные, инертные, стереотипные

Гибкие и гуманные

Социальные связи

Страх и угроза от внешнего мира, возможна закрытость семьи

Позитивная установка к миру, адекватная открытость


2.Функции семьи обусловлены общественными требованиями. Каждой функции соответствуют какие-либо роли. Роль по сути это права и обязанности члена семьи.
Проблему семейных функций исследовали Э.К.Васильева, С.И. Голод, В.Б. Голофаст, М.С. Мацковский, М.Г. Панкратова, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич, З.А. Янкова и другие.
В семейной психологии наиболее уместна классификация семейных функций М.С. Мацковского, который разделяет их на внешние и внутренние, с точки зрения общества и индивида. Он перечисляет следующие функции: экономическая – хозяйственно-бытовая, репродуктивная – воспитательная, нравственно-психологическая, сексуально-эротическая, духовная.

Определение функции семьи - это та сфера жизнедеятельности, непосредственно связана с удовлетворением определенных потребностей её членов.

« В семье столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н.Я., 1977 г.).
Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в родительстве (отцовстве и материнстве), в контактах с детьми и их воспитанием. В ходе воспитания семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Происходит самореализация родителей в детях.
Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных
потребностей членов семьи (пища, одежда, кров), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде сил.
Эмоциональная (психотерапевтическая в том числе) функция заключается в
удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, эмоциональном предпочтении, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Также она реализует потребности членов семьи в самовыражении. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психологического здоровья.
Духовная функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества, удовлетворяет потребность совместного проведения досуга, взаимного духовного обогащения.
Функция первичного социального контроля заключается в моральной регламентации членов семьи, формировании и поддержании моральных и правовых санкций за недолжное поведение; обеспечении социальных норм теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция заключается в удовлетворении половых потребностей членов семьи, регулировании полового поведения в обществе.
Функции взаимосвязаны между собой. Например, выполняя воспитательную функцию родители формируют поло-ролевую идентичность ребенка. Самоидентификация индивидом себя как человека определённого пола относится и к психологической, и к сексуально-эротической функции. Принятие себя женщиной, мужчиной играет в последствии большое значение для создания семьи, выполнения семейных ролей.
3.Нарушения структуры семьи – это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семейных функций.
Факторы:
- неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей , несправедливость, несогласие будет препятствовать удовлетворению потребностей того супруга, на которого ложатся основные обязанности (опосредованно это будет влиять на других и семью в целом).
Возможен недостаточный вклад другого партнера в домашний труд и самообслуживание.
- хроническая неудовлетворенность различных потребностей членов семьи.
- личностные особенности (конфликтогенные черты, особенности воспитания, психологические проблемы).
- низкий уровень знаний, умений, неподготовленность к семейной жизни.
Семейные нарушения – представляют сложные образования, включающие саму трудность + неблагоприятные психологические последствия + реакиця на трудность.
Факторы, обусловливающие нарушения
1) могут различаться по силе и длительности воздействия. Особое влияние оказывают сверхсильные и длительные хронические раздражители.
Семейные кризисы – фрустрирующее изменение эмоциональных отношений между 3-мя, 7-ю, 17-ю и 25-ю годами (последний кризис сопровождается эффектом “опустевшее гнездо“). Выявление кризисного периода имеет прогностическое значение для предупреждения и смягчения неблагоприятных воздействий.
2) Трудности жизненного цикла, появление/исчезновение ролей, функциональной пустоты.
Последствия трудностей
а) неудовлетворённые потребности;
б) психотравмирующие воздействия различны, поскольку усилия семьи по противодействию трудностям также различны. В одних семьях трудности мобилизуют и сплачивают (копинг-стратегии) , в других - приводят к краху;
в) снижение удовлетворенности браком;
г) нарастание конфликтности;
д) ослабление сплоченности семьи, увеличение усилий по противодействию трудностям.
Стрессогенные жизненные события
Д-ра Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний (в т.ч. инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий (5 тысяч пациентов). Пришли к выводу, что физическим и психологическим событиям предшествуют серьезные изменения в жизни.

Шкала социальной адаптации (Рейх Холмс)

Жизненные события

Значение событий в баллах

1

Смерть супруга

100

2

Развод

73

3

Разъезд супругов (без оформления развода)

65

4

Тюремное заключение

63

5

Смерть близкого члена семьи

63

6

Травма или болезнь

53

7

Женитьба

50

8

Увольнение с работы

47

9

Примирение супругов

45

10

Уход на пенсию

45

11

Изменение в состоянии здоровья членов семьи

44

12

Беременность

40

13

Сексуальные проблемы

39

14

Появление нового члена семьи

39

15

Реорганизация на работе

39

16

Изменение финансового положения

38

17

Смерть близкого друга

37

18

Изменение профессиональной ориетации

36

19

Увеличение конфликтности с супругом

35

20

Ссуда, заем

31

21

Окончание выплаты ссуды

30

22

Изменение должности

29

23

Ребенок покидает дом

29

24

Проблемы с родственниками супруга

29

25

Выдающееся личное достижение

28

26

Супруг бросает (поступает на ) работу

26

27

Начало или окончание обучения в учебном заведении

26

28

Изменение условий жизни

25

29

Отказ от каких-либо индивидуальных привычек

24

30

Проблемы с начальством

23

31

Изменение условий или часов работы

20

32

Перемена места жительства

20

33

Смена места обучения

20

34

Изменение привычек, связанных с досугом, отпуском

19

35

Изменения привычек, связанных с вероисповеданием

19

36

Изменение социальной активности

18

37

Ссуда или заем для покупки крупных вещей (машина, ТV)

17

38

Изменение привычек, связанных со сном

16

39

Изменение числа живущих вместе членов семьи

15

40

Изменением привычек, связанных с питанием

15

41

Отпуск

13

42

Рождество

12

43

Незначительное нарушение правопорядка

11

Упражнение: Вспомните события, случившиеся с Вами в течение последнего года и подсчитайте их стрессогенность.
По исследованиям Рейха, Холмса: 150 баллов – 50%
300 баллов – 90% - вероятности заболевания.
Сколько баллов Вы набрали? Есть ли какие-либо жизненные события, которых Вы могли бы избежать?
Тема исследования, проведенного в США: “Пол, условия на работе и в семье, и психологические симптомы “. Проверена гипотеза о том, что различия между мужчиной и женщиной в уровне дистресса опосредованы условиями работы и ролью в семье. У работающих женщин –жён более высокие показатели дистресса, чем у работающих мужчин-мужей. Женщины констатируют, что им не хватает времени ни на работу, ни на детей. Они менее довольны работой и распределением
домашних обязанностей по сравнению с мужьями (РФ N1, 1995 г.).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.