На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию - Лекция 6. Взаимоотношения в семье
Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию - Лекция 6. Взаимоотношения в семье
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию
Лекция 2. Структура семьи и ее функции
Лекция 3. Психология добрачных отношений
Лекция 4. Цикл развития семьи
Тема 5. Супружеское взаимодействие
Лекция 6. Взаимоотношения в семье
Все страницы

Лекция Семейные конфликты
Лекция Взаимоотношения в семье

Детско-родительские отношения

Проблемы детско-родительских отношений являются наиболее типичными в работе семейного психолога. Воспитательную функцию считают одной из основных в жизнедеятельности семьи, а также наиболее интенсивной и продолжительной по степени представленности в реализации семейных ролей.
Психолога-консультанта интересует в этом смысле следующие аспекты:

  • межличностные отношения между ребенком и родителями;
  • история отношений, в частности, в критических точках онтогенеза;
  • межличностные отношения детей и родителей, фиксируемые психологом.

Все имеющиеся диагностики родительско-детских отношений можно разделить на следующие типы:

  • предназначенные только для детей;
  • предназначенные только для родителей;
  • одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей;
  • методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом.
  • методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель-ребенок.

Рассматриваемые диагностики являются широко используемыми опросниками и в практике социально-психологических исследований. В 90-е годы возросла востребованность опросника АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) как наиболее структурированного и концептуально выдержанного отечественного теста, которым и завершается данный раздел.

 

Лекция 9. Социально-психологические проблемы разводов и повторных браков

Если в прошлом развод интерпретировали отрицательно, то в настоящее время он оценивается как неоднозначное явление в жизни семьи. С одной стороны, это – ненормативный кризис семьи, результат накопившихся семейных дисфункций, которые делают совместную жизнь супругов невозможной. И тогда, «лучше конец ужаса, чем ужас без конца». С другой стороны, ни один психически здоровый и психологически благополучный человек не вступает в брак для того, чтобы развестись, оставить детей без родителей, обречь людей на одиночество. В России примерно каждый четвёртый брак распадается, но по данным исследований две трети мужчин и одна треть женщин считают, что развод можно было предотвратить (Ганичева, 2002).
Развод- это юридическое расторжение супружеских отношений. В психологическом плане развод рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимы для её реорганизации, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре невозможно. Разведённые перестают быть супругами, но остаются родителями.
Причины разводов. Э.Тийт выделяет 3 гр.факторов риска развода: личностные, семейного генезиса и дисфункциональные. Разделены они весьма условно, например, к каждой группе можно отнести такое девиантное поведение супругов как алкоголизм. Р.Р.Калинина классифицирует причины как объективнее и субъективные с выделением их внешнего или внутреннего характера. Объективные внешние факторы, например,такие как социально-экономическая стабильность общества. С ней связан доход семьи, когда мотив материального благополучия делает развод нежелательным. В периоды кризисов, напротив, возрастает количество разводов. Субъективные внешние факторы: мера социального контроля, ожидания окружающих затрудняют или облегчают развод. Объективные внутренние факторы: супружеская совместимость, адекватность поведения супругов. Субъективные внутренние факторы: эмоциональные связи между супругами.
Данные социологических исследований: экономическое самостоятельность и социальное равноправие женщины; ориентация на личное счастье при создании семьи. Социологи подчёркивают влияние урбанизации, миграцию населения, эмансипацию женщин.
Также на принятие решения о разводе влияет тип семейной структуры: традиционная, современная (детоцентрическая), постсовременная (супружеская). В России неоднозначная ситуация. С одной стороны, ранние браки и небольшой процент безбрачия свидетельствуют о традиционной семье, а с другой стороны, ранние разводы и частые повторные браки приближают её к европейской.
Мотивы и мотивировки развода. Неконструктивные мотивы брака и семейные дисфункции являются истинными причинами разводов. На уровне обыденногго сознания сложно оценить совокупность всех причин, поэтому внимание фиксируют на очевидных, таких как пьянство или измена. Мотивировки – это рефлексия супругами причин развода: измена, оскорбления, сексуальная неудовлетворённость, отсутствие уважения и любви, алкоголизм, несовместимость характеров, отсутствие доверия. Именно в таком порядке они были проранжированы испытуемыми, находящимися в разводе по исследованиям психологов Калининой Р.Р., Фроловой С.А.
Развод не является одномоментным . Закономерность такова, что юридическому разводу всегда предшествует психологический развод как разрушение супружеских отношений. Виды развода: эмоциональный, территориальный, экономический, социальный, сородительский, религиозный.
Семья с маленькими детьми и подростком – наиболее опасный период, характерен ролевой напряжённостью и перегрузкой, низкой удовлетворённостью браком.
Виды разводов. Эмоциональный развод – разрушение иллюзий супружеской жизни, неудовлетворённость и отчуждение партнёров, агрессия, страх и попытки контролировать другого, конфликты и попытки избежать проблем. На этом этапе уместна парная и групповая терапия. Время размышлений и отчаяния перед разводом на конитивно поведенческом уровне может сопровождаться отрицанием существующей ситуации. Предпринимаются попытки получить помощь от родственников и друзей, церкви, психолога. Экономический развод может произойти и сразу после женитьбы как раздельное финансовое удовлетворение индивидуальных потребностей и совместный вклад в обеспечение детей, хозяйство семьи. Психологический развод – это готовность на эмоциональном уровне к автономности, доверие к себе, осознание самоценности, доверие к себе, готовность действовать энергично.

Периоды и фазы развода.
Два периода – собственно развод и постразводной, связанный с преодолением последствий развода и формированием новой семейной системы, неполной семьи.
Период развода. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием большого количества лиц в семейных отношениях. Супруги могут испытывать депрессию, обособление, поведение может сопровождаться угрозами, попытками суицида, конфликтами и стремлением к переговорам. Оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность чувство отчаяния и злости. В этот период дети заброшены и особенно нуждаются в психологическом сопровождении.
В этом периоде выделяют три фазы: обдумывание и принятие решения о разводе; планирование ликвидации семейной системы, сепарация. Первая фаза предшествует разводу, в сложившихся условиях семейного кризиса прекращение брачно-семейных отношений воспринимается как оптимальное. Нарастание семейной дисфункциональности, конфронтация и ссоры становятся хроническими. Превалирует тревожность, дурное настроение, разочарование, неудовлетворённость и отчуждение, неверие и недоверие. Чувство утраты любви приводит к холодности и враждебности. Наблюдается асимметрия динамики эмоционального развода у партнёров. Длительность фазы от нескольких дней до нескольких лет, осознаётся невозможность своего существования в рамках данной семейной системы. Конфронтация с партнёром приобретает целенаправленный характер. Наконец ставится вопрос о целесообразности развода.
Характерный паттерн эмоционального переживания отвергнутого партнёра. Сообщение о принятом решении может вызывать шок, отчаяние, чувство пустоты, хаоса, амбивалентность переживания. Второй супруг может сразу согласиться с решением, либо следуют переговоры и тайм-аут с отсрочкой. Вариант цивилизованного принятия решения – разъезд с продолжением воспитательной функции. Раздельное проживание создаёт благоприятные условия для эмоциональной стабилизации супругов, переоценки ими реального состояния и будущего семьи и окончательного решения.
Фаза планирования ликвидации семейной системы начинается, когда один из супругов (оба) принял решение разводиться. Эмоциональный паттерн: высокая эмоциональная напряжённость, негативно-тревожный фон, фрустрированность. Такое психическое состояние затрудняет адекватный выход из кризиса, особенно в случае единоличного решения о разводе. Задачи перестройки семейной системы : трансформация эмоциональной привязанности к партнёру, территориальная сепарация, договорённость о разделе имущества и материальной поддержке детей, а также социальный и сородительский разводы. Например, в социальном окружении возможны негативные реакции, что в дальнейшем может обострить и без того критическую ситуацию. Развод сопровождается потерей привычных социальных отношений. Первоначальная поддержка и сочувствие в дальнейшем ослабевают. Постепенно разрушается привычный порядок жизни. Например, при распределении социальных ролей родственные связи могут стать контролирующими, если новые ориентиры не отвечают ожиданиям родственников. Вмешательство родственников может стать дополнительной нагрузкой в переживании развода, особенно для женщины. Если динамика эмоционального развода позитивна, то возможен конструктивный диалог между супругами. В противном случае негативные переживания способствуют враждебности и переговоры заходят в тупик. Каждый стремится причинить боль другому, доминирует идея наказания, детей используют как средство шантажа.
Фаза сепарации. Она завершает развод и прекращает совместное ведение хозяйства и проживание. Интенсифицируется процесс эмоционального развода: аффективная переоценка отношений с партнёром и самого партнёра, дифференциация психологических границ, трансформация образа «Мы». Его целостность сохраняется как родительская структура. В это время юридически оформляется новый статус семьи, по правовым нормам от 2 до 6 месяцев, в суде осуществляется оформление экономического разрыва и соглашения участия родителей в воспитании детей. Если родители не достигают соглашения, то решение принимает суд, исходя из информации: пол и возраст, эмоциональная привязанность к родителям и другим членам семьи, финансово-экономические условия, нервно-психическое и соматическое здоровье, возможность реализации воспитательной функции. В случае необходимости проводится психологическая экспертиза с заключением рекомендательного характера. Превалирует принцип охраны интересов психического здоровья и развития ребёнка. К участию в принятии решения привлекаются органы опеки. Принятие решения может затянуться до нескольких лет. Обычно ребёнка до подросткового возраста оставляют с матерью. Участие психолога-консультанта весьма целесообразно.
Постразводной период. В жизни семьи он проходит три фазы: послеразводная ( до 1 года), фаза перестройки (2-3 года), фаза стабилизации (2-3 года).
Послеразводная фаза - метафора «разрушенный дом», все члены семьи переживают кризис. Цель – построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи. Задачи развития: преодоление эмоционального дефицита, восстановление экономического благополучия, экономическая и воспитательная компетентность, реконструкция эго-идентичности, построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, родственниками. Продолжительность фазы различна в зависимости от ресурсов семьи и социальной поддержки.
Особенно в первое время развод может восприниматься личностью как её несостоятельность, типичны самообвинения, неуверенность в себе, депрессии. Супруг, проживающий с ребёнком, должен научиться справляться с множеством ролей так, чтобы ролевая перегрузка не была в ущерб детям. Перед ним стоит задача интенсификации общения с ребёнком. Оба родителя должны научиться взаимному уважению, преодолев обиду и эмоциональный негативизм. Инициатор развода зачастую сохраняет контроль над ситуацией, в то время как отвергнутый партнёр переживает безысходность, утрату смысла жизни. Постразводной синдром по женскому варианту характеризуется низкой самооценкой, отчаянием, депрессией; по мужскому варианту – одиночество, нарушение сна и сексуальные расстройства, обращение к алкоголю, снижение интереса к профессиональной деятельности.
Необходимость психологического сопровождения. Ситуация обостряется в случае «двойного кризиса»: смерть близкого человека, уход из дома старшего ребёнка, заболевании и т.п.); возрастание семейных дисфункций; проблемы в отношениях с прародительской семьёй.
Основные задачи психологической помощи: ликвидация образа невосполнимой утраты, стабилизация эмоционального состояния супругов, помощь в принятии ответственности за благополучие себя и детей, эффективное распределение семейных ролей с привлечением ресурсов прародительской семьи и согласование взаимных ролевых ожиданий.
Фаза перестройки является поворотной в развитии отношений бывших супругов в сторону устойчивого доброжелательного/нейтрального отношения. Возможны колебания эмоционального статуса от депрессии к эйфории. Переживание отверженности экс-супругом может провоцировать поиск нового «объекта привязанности» либо для себя, либо для детей. Подобные субъект-объектные отношения деструктивны, заканчиваются разрывом., поскольку завершения отношений прежней привязанности ещё не произошло. По статистике 65% мужчин женятся повторно в первые 5 лет после развода. Профилактика необоснованных решений заключается в в расширении социальных связей для эмоциональной поддержки.
На этой же фазе происходит финансово-экономическая стабилизация, приспособление к новому уровню доходов. Происходит перестройка родительско-детских отношений с учётом новых реалий, возможного повышения занятости матери, снижением участия отца. Нередко возрастают требования к ребёнку с предоставлением ему автономии. Негативный вариант – слияние с ребёнком на фоне нехватки эмоциональных отношений. Подростки типично воспринимают развод как крах романтического идеала любви.
Основные направления психологической помощи: построение нового образа семьи на фоне осознания своей способности справиться с ней ( а не зависеть от психолога), ролевая равномерность вопреки перегруженносмти матери, привлечение к консультированию того лица, кто имеет ролевые нагрузки, восстановление социальных связей,, новых дружеских связей, сохранение связей с общими друзьями, формирование нового образа семьи у детей, а не сокрытие информации о разводе. Ребёнку о разводе сообщают оба родителя в чёткой и ясной форме, что они остаются для него любящими мамой и папой, будут заботиться о нём, дать ребёнку возможность реализовать потребность говорить о проблемах последствия развода, желательно не изменять образа жизни ребёнка.
Фаза стабилизации. Между экс-супругами установлены партнёрские отношения, решены проблемы перестройки, ушли обиды, мотивы мести, появилась открытость новым контактам. Это достаточные условия для формирования новых отношений.
А.Маслоу выделяет семь стадий развода, причём психологический развод завершающая стадия и знаменует восстановление уверенности в себе, личностной автономии, готовность к новым длительным отношениям.

МаГУ, Магнитогорск, 30 стр.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.