Психология отношений в браке
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

2.1 Формирование и развитие супружеской пары

Задание 1. Найдите и обоснуйте различия между понятиями симпатия, влюбленность, любовь.


Задание 2. Опровергните или докажите следующее распространенное мнение среди молодых людей: «Главное в счастливом браке - это сексуальная совместимость». Какую роль физиологическая совместимость играет в брачных отношениях?


Задание 3. Проведите диагностику симпатии и любви по методике «Шкала любви и симпатии» (З. Рубин, модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешиной).
Данную методику необходимо провести для диагностики супружеских отношений в одной семье или в паре молодых людей, находящихся в добрачных отношениях. (в конце статьи.)


Задание 4. Проведите анализ следующих ситуаций.


Ситуация 1.
Прошло три месяца после свадьбы, но Андрея одолевали неясные сомнения. В каждой мелочи он ощущал причину для разочарования и какой-то душевной тревоги. Леночка, чей образ всегда был связан с сердечным трепетом и радостным ожиданием, теперь вызывала в нем непонятную настороженность и даже неосознанное раздражение. Приветливая и улыбающаяся Сказочная Принцесса на глазах превращалась в ворчливого, требующего постоянного внимания Домашнего жандарма в стертых шлепанцах: «Газету читаю — недовольна, хоккей смотрю — ворчит, пальто не подам — замечание, а у друга задержусь — и вовсе скандал», — говорит Андрей, вспоминая, что у него в семье все по- другому было. Мать отцу полную свободу давала. Да и вставала всегда раньше его, чтобы завтрак приготовить. Кто мог подумать, что она такая лежебока — Ленку не то что завтрак готовить, на работу не добудишься. У нее, говорит, отец всех завтраком кормил. Ужин, правда, делает, да и то похвалы постоянно требует. Вообще уж больно она комплименты любит да признания в любви: каждый день готова их слушать. А он не попугай, чтобы одно и то же повторять. Да и любовь как-то незаметно проходит. А жаль! Ведь они раньше любили друг друга, все свадьбы дождаться не могли.
1) Почему не сложились отношения у Андрея и Лены в начальный период брака? Каковы причины этого?
2) Какое развитие ситуации представляется вам наиболее вероятным?


Ситуация 2.
«Детей своих - у меня их трое: пять лет, три года и один год - люблю безумно. Денег на них никаких не жалею, способна купить любую игрушку, любые сладости. Но если они начинают баловаться и меня не слушают, я кричу на них, бью посуду. Дети плачут - я успокаиваюсь. Мне иногда хочется всех детей заново родить и быть доброй матерью. Дети у меня умницы, красивые, они заслужили другую мать - хорошую. Не такую как я. И с мужем тоже не ладно. Дома он все делает, на работе его ценят, но, когда выпьет - мне его убить хочется. Я не сумасшедшая и не душевнобольная. Может, мне мужа бросить, чтобы не было этих приступов отчаяния, злости, зависти к другим, счастливым женщинам? Ведь у меня много подруг, и все они счастливы. А меня точно проклял кто-то с рождения? Ничего не ладится, семейная жизнь не клеится, дети не слушаются».
1) Определите основные проблемы этой семьи;
2) В чем причина такой позиции матери?


Ситуация 3.
«Мама, Борис мне сделал предложение. Наверное, мы поженимся. Ну что же ты не радуешься? Ты ведь давно мечтала о моем семейном счастье». В общем, готовься к свадьбе». «Как у тебя все просто! Вы ведь знакомы всего несколько месяцев. К чему такая поспешность?» «А к чему медлительность? Неужели пример твоей старшей дочери ни о чем не говорит? Нинка своего Володю еще со школы любила. Да как любила! Из армии ждала - вечером из дому выйти боялась. А он вернулся, весь такой «благодарный», да говорит: «Извини, мол, другую полюбил» и...помахал Нине ручкой...А Борис - парень положительный. Обеспечен, имеет квартиру. Что же еще надо? Ты уж извини, мама, но я, как Нина, ждать не хочу. »
1) Какая из позиций участников диалога вам ближе? Почему?
2) Имеет ли значение для прочности брака срок знакомства? Если имеет, то какой срок вы считаете оптимальным и почему?
3) Согласны ли вы с мнением, что брак по любви менее прочный, чем брак по расчету? Обоснуйте свою точку зрения.


Ситуация 4.
Супруги К., будучи очень молодыми, не имели ни малейшего представления, как строить семейную жизнь. Зато оба были самонадеянны; им казалось: раз любим, - значит, жизнь сложится сама. Дочурке было уже три года, а отношения жены с мужем все еще не налаживались. Из-за чего? Чаще всего из-за пустяков и вздорности.. .начиналось с резкого слова, вырвавшегося от раздражения или усталости, потом пошло: «Ты первой начала!» - «Нет, это ты!», «Почему мне первой уступать?» и т.д. Однажды супруги так поссорились, что представилось самое худшее: развод. всю ночь она не могла уснуть, а когда рассвело, подошла к окну. Была осень. Листья слетали с деревьев, и улица была золотой от них. И вдруг она вспомнила: такой же был рассвет, когда они бродили всю ночь после объяснения в любви. Жена обернулась к мужу - он спал, поджав колени под подбородок, как спят мальчишки, и было в его позе столько трогательного, милого, что она почувствовала, что не все еще прошло, он здесь, с ней. Она прикоснулась к его волосам, он открыл глаза - они были ясные и светлые. И вдруг глаза его померкли. Она очень испугалась этого ушедшего в себя взгляда. По привычке хотела упрекнуть: вот, мол, до чего я тебе опротивела, и улыбнуться не можешь. Но поняла: упрекну - все останется по- прежнему, и грубое слово застыло на губах.Жена смотрела на мужа, стараясь всю свою любовь передать в этом взгляде. Наконец он тоже улыбнулся. «Доброе утро», - сказала она.
1) В чем причина неблагоприятного семейного микроклимата?
2) Какие вопросы, проблемы не были решены в первые годы совместной жизни?


Задание 5. Выполните тест.
I. Определите верны или неверны высказывания.
1. Чем длиннее срок развития предбрачных отношений, тем выше успешность и устойчивость брака.
2. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них.
3. Для большинства брачных пар ключ к семейному счастью на всю жизнь - это сохраняющаяся романтическая любовь.
4. Качество сексуальной жизни брачной пары - важный фактор общей удовлетворенности браком.
5. Все отклонения полового поведения от нормы можно рассматривать как психосексуальные расстройства.
6. Брачные пары, которые «жили вместе» до заключения брака, обычно в большей мере удовлетворены браком, чем те, кто этого не делал.
7. Чем более откровенны супруги друг с другом обо всем своем хорошем и плохом, тем больше их удовлетворенность браком.
II. Заполните пробелы:
1. Теория комплиментарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на
2. Отношения ... способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.
3. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на
обстоятельства глазами собеседника, называется
4. Причиной «психологического пресыщения» является общения и
взаимодействия в семье.
III. Выберите правильный ответ.
1. Функцией предбрачного периода является:
а) накопление совместных впечатлений и переживаний
б) узнавание друг друга
в) прогнозирование и проектирование семейной жизни
г) все ответы верны
2 Какова оптимальная длительность знакомства для вступления в брак:
а) до 1 месяца
б) от 1 месяца до 6 месяцев
в) от 6 месяцев до 1 года
г) от 1 года до 3 лет
д) свыше 3 лет
3. В счастливых семьях супругов сильнее всего соединяет:
а) взаимная любовь к детям;
б) понимание того, что брак священен;
в) убежденность каждого из супругов, что другой - «мой лучший друг»;
г) ни один из ответов неверен.
4. Межличностный феномен, существующий в рамках личных отношений, основанных на симпатии, взаимном притяжении:
а) родительство
б) супружеская совместимость
в) брак
г) семья
5. Путь достижения гармоничных семейных отношений зависит от:
а) развития «Я» каждого члена семьи;
б) поддержания и укрепления самопринятия;
в) правильного построения и поддержания семейной иерархии в трех
поколениях;
г) все ответы верны.
IV. Заполните пробелы:
1. Теория комплиментарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на
2. Отношения ... способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.
3. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на
обстоятельства глазами собеседника, называется . .
4. Причиной «психологического пресыщения» является общения и взаимодействия в семье.


2.2 Семейные конфликты


Задание 1. Проведите анализ супружеских конфликтов и ответьте на поставленные вопросы.


Ситуация 1.
«У моего мужа крутой нрав: иногда, когда мы конфликтуем, он поднимает на меня руку. Это происходит не слишком часто, потом он сильно переживает случившееся и готов на коленях вымаливать прощение. Я знаю, что он вырос в доме, полном насилия, отец часто бил его, поэтому я могу понять мужа и простить. Я люблю его и стараюсь добиться понимания между нами, но мне нелегко переносить такие инциденты, и с каждым новым случаем тает моя вера в нашу любовь. Кроме того, я беспокоюсь, что его поведение может отразиться на наших маленьких детях. Как мне помочь ему остановиться? »
1) О каком виде семейного конфликта идет речь?
2) Следует ли жене надеяться, что вербальное или физическое насилие со стороны их мужей со временем прекратится?
3) Что можно посоветовать жене?
4) Как может отразиться конфликтное поведение родителей на психическом состоянии и личностном становлении их детей?


Ситуация 2.
«Когда я впервые узнала, что у моего мужа есть возлюбленная на стороне, я просто начала сходить с ума. Жили мы всегда довольно замкнуто, и, кроме старшей дочери, поделиться бедой мне было не с кем. Она сразу встала на мою сторону, даже перестала разговаривать с отцом. Потом муж переехал жить к своей любовнице. Я поехала к нему с детьми и, конечно, не сдержалась, устроила скандал, кричала, билась в истерике. Дочь меня еле увела...
Первый раз мы по-настоящему поссорились. Дочь обиделась, стала нервной, молчаливой, перестала со мной делиться, часто плачет. Охладела она и к отцу, ведь я сама внушила, что он предатель. Чувствую, что теряю дочь! Вот какой «дорогой ценой», слезами и нервами моих детей оплачен наш развод».
1) Определите причину данного конфликта.
2) Какую ошибку в своем поведении допустила женщина?
3) Какие из проблем возможно разрешить, а какие нет?
4) Дайте рекомендации женщине по разрешению конфликтной ситуации.


Ситуация 3.
Жена, провожая мужа на работу, спрашивает: «Когда ты сегодня вернешься домой?», рассчитывая время, необходимое ей для приготовления ужина к приходу супруга. Муж же воспринимает этот вопрос как упрек в том, что он приходит домой не так рано, как хотелось бы его жене. Реагируя именно на этот смысл сообщения, он раздраженно отвечает: «Какое тебе дело? Когда освобожусь, тогда и приду!» Муж уходит, хлопая дверью, жена обижена тем, что супруг не ценит ее заботу о нем. Настроение обоих супругов испорчено.
1) В чем причина данного конфликта в семье?
2) Спрогнозируйте развитие ситуации в данном примере.


Ситуация 4.
К семейному психологу обратилась женщина с жалобами на участившиеся ссоры с мужем. При этом она неоднократно подчеркивала, что все делает из лучших побуждений, но муж почему- то часто сердится на нее. Например, она рассказала, что в семье зарабатывает в основном муж, но в последнее время он стал меньше отдавать денег ей на ведение домашнего хозяйства. На ее вопросы, на что он тратит деньги, он всегда отвечал раздраженно. После очередного такого неприятного разговора муж стал записывать свои доходы и расходы. На некоторое время ссоры по этому поводу утихли. Однако, в очередной раз знакомясь с записями, жена обнаружила в колонке с расходами значительную сумму без указания, на что она была потрачена. С этим вопросом она обратилась к мужу, который долго не отвечал ей («Это неважно», «Потом узнаешь» и т. п.). В итоге он разозлился, достал новый кухонный комбайн и в сердцах сказал: «Вот на что я потратил деньги! Я хотел тебе подарок сделать к 8 Марта!»
Рассказывая все это, женщина искренне расстраивалась и недоумевала: «И что он так рассердился? Я ведь просто спросила — деньги ведь немалые! Я же не знала, что это на подарок!»
1) В чем причина данного конфликта в семье?
2) Дайте рекомендации супругам по разрешению конфликтной ситуации.


Ситуация 5.
Жизнь у нас сложилась неважно, не находим общего языка с мужем, не понимаем друг друга, хотя живем уже вместе 10-й год. Он по своему характеру относится к сангвиникам, я же считаю себя меланхоликом. Очевидно, у нас несовместимость характеров. Я много читаю, анализирую, сравниваю. Стараюсь найти общий язык, но ничего не получается.
Конечно, сказывается и образование: у него 8 классов, работает шофером. А я закончила техникум, работаю бухгалтером. У нас хороший сын-первоклассник. Вроде бы и не ссоримся, но тепла в доме нет. Живем как чужие люди.
1) В чем причина конфликта?
2) Какие рекомендации можно предложить супругам?


Ситуация 6.
Мягкий по характеру, спокойный мужчина женился на девушке деятельной, энергичной. Она, по ее словам, постоянно «тормошила» мужа, упрекала его в сонливости, пыталась увлечь новыми идеями, планами.
Постепенно в доме все чаще стали раздаваться взаимные упреки, происходили ссоры, так как жена считала, что это лучший способ бороться с медлительностью и спокойствием мужа, его домоседством.
1) В чем причина конфликта?
2) Как можно разрешить данный конфликт?


Ситуация 7.
Молодой мужчина жалуется приятелю: поженились мы по любви, и характерами, вроде бы, подходим друг другу, и интересы у нас общие. А вот ссоримся постоянно. Мать у меня домовитая была, а жена — хозяйка плохая.
Три года живем вместе, а опыта не набирается — ни порядка в доме нет, ни приготовить ничего вкусно-го не может, все на скорую руку, ни ребенка занять, чтоб не капризничал...
1) Какую ошибку допустила жена в отношениях с мужем?
2) Можно ли исправить ситуацию?


Ситуация 8.
Уже три года наша семья существует только фиктивно. Вернее - две семьи. Реальная, в которой живет со своей новой возлюбленной мой муж. И наша, куда он, скрепя сердцем, приходит ради детей. Приносит деньги, чтобы трое наших мальчишек не умирали с голоду. Не буду описывать свое моральное состояние - это ужасно. Я знаю, что меня разлюбили, бросили ради другой женщины, что к ней муж «летит на крыльях». Но.. .младшему сыну всего 4 года, а старшему - 8 дети часто болеют, я сижу дома. мы полностью зависим от мужа. Да и справиться одной с детьми и частным домом, садом, огородом мне не под силу. Вот и терплю теперь уже чужого, приходящего мужа.
А он терпит меня, постылую, ради детей. Что нам делать, ведь нервы на пределе, мы уже ссорились при мальчиках, можно ли жить дальше? Оценят ли они такие жертвы?
1) Какая проблема лежит в основе создавшейся ситуации?
2) Существуют ли благоприятные пути разрешения данной ситуации?


Задание 2. Супруг обращается к другому супругу. Замените разделяющие фразы на сближающие.


Разделяющие фразы                                                                        Сближающие фразы
1. Суп пересолен
2. Я устал(а)
3. Ты грубишь
4. Ты глуп(а)
5. Ты зануда
6. Только так!
7. Ты всегда меня обижаешь
8. Ты бессердечен
9. Я абсолютно прав
10 Твое невежество шокирует меня
11. Мне надоело видеть тебя в старом халате

Задание 3. Выполните тест.


I. Заполните пробелы.
1. Типовой причиной нарушения супружеских отношений является жены.
2. Умение понимать свои эмоции связано с развитием способности к ... .
II. Определите верны или неверны высказывания.
1. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.
2 Чувство неполноценности делает человека неспособным преодолевать жизненные трудности.
1. В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать.
III. Выберите правильный ответ
1 Формирование семейного договора (распределение ролей) должно, учитывать:
а) состояние здоровья;
б) степень занятости на производстве;
в) интересы, склонности и умения каждого партнера;
г) все ответы верны.
2. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий:
а) эгоцентризм;
б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;
в) снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;
г) все ответы верны.
3. Выделите признаки, которыми характеризуется общение в конфликтных семьях
а) общение в виде монолога;
б) безболезненность семейных конфликтов;
в) эмоциональная разобщенность супругов;
г) избегание «лишних» разговоров;
д) сформированность семейного «Мы»;
е) скрытые и непрямые коммуникации.
4. При конструктивном разрешении конфликта:
а) проблема разрешается на основе учета интересов всех членов семьи;
б) формируются адекватные образы конфликтной ситуации;
в) сохраняется противоречивость потребностей членов семьи;
г) снижается сплоченность семьи;
д) повышается адаптивная способность семьи;
е) улучшается эмоциональный климат в семье.
5. Данное определение «это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы)» отражает понятие:
а) ссора;
б) антагонизм;
в) конфликт;
г) борьба;
д) нет верного ответа.
6. Конфликты социально обусловлены и не опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Данное утверждение:
а) верное;
б) не верное.
7. Участники семейных конфликтов являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя:
а) всегда;
б) иногда;
в) часто не;
г) нет верного ответа.
8. Для семейных конфликтов характерны очевидные, и потому адекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах:
а) крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах;
б) нет верного ответа.
9. Демонстрируемое поведение в конфликте часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Данное утверждение:
а) верное;
б) не верное.
10. В протекании конфликта как процесса выделяют основные стадии:
а) возникновение объективной конфликтной ситуации;
б) осознание объективной конфликтной ситуации;
в) переход к конфликтному поведению;
г) разрешение конфликта;
д) все ответы верны.
11. Классификацию конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов предложил:
а) К. Витек;
б) Г.А. Навайтис;
в) В.А. Сысенко;
г) С. Минухин;
д) нет верного ответа.
12. По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
а) неопасными;
б) опасными;
в) особо опасными;
г) все ответы верны;
д) нет верного ответа.
13. Данный конфликт возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Такой конфликт называют:
а) неопасным;
б) опасным;
в) особо опасным;
г) нет верного ответа.
14. В данном конфликте разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру, по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания. Такой конфликт называют:
а) неопасным;
б) опасным;
в) особо опасным;
г) нет верного ответа.
15. Данный конфликт приводит к разводам. Такой конфликт называют:
а) неопасным;
б) опасным;
в) особо опасным;
г) нет верного ответа.
16. Причины семейных конфликтов:
а) несогласованность представлений о методах воспитания детей;
б) дисгармоничность сексуальных отношений;
в) ограничение возможностей личностного роста;
г) низкий уровень материального благополучия;
д) ревность, супружеская измена;
е) все ответы верны.
17. Стратегии поведения участников конфликта:
а) доминирование;
б) уход;
в) избегание;
г) уступчивость;
д) компромисс;
е) сотрудничество;
ж) все ответы верны.
18. Стратегия поведения в конфликте, ориентированная лишь на собственные интересы при полном игнорировании интересов партнера:
а) доминирование;
б) уход;
в) избегание;
г) уступчивость;
д) компромисс.
19. Стратегия поведения в конфликте, ориентированная на поиск взаимоприемлемого решения проблемы путем взаимных уступок:
а) уход;
б) избегание;
в) уступчивость;
г) компромисс;
д) сотрудничество.
20. Стратегия поведения в конфликте, ориентированная на поиск решения, в максимальной степени отвечающего интересам обоих партнеров, позволяющая успешно преодолеть противоречия:
а) уход;
б) избегание;
в) уступчивость;
г) компромисс;
д) сотрудничество.


2.3 Психология развода


Задание 1. Пользуясь научной психологической литературой, сформулируйте рекомендации разводящимся супружеским парам с целью преодоления последствий развода, эмоциональной стабилизации партнеров.
Задание 2. Сформулируйте рекомендации родителям по преодолению детьми переживаний, связанных с разводом в семье.
Задание 3. Проведите анализ следующе ситуации.


Ситуация 1.
К семейному психологу обратилась женщина. Ее брак длится 22 года, дети выросли. Муж часто вечерами отлучается из дома, может не прийти ночевать, часто возвращается домой нетрезвый, на вопросы жены находит разные отговорки, версии о других женщинах отрицает. Они давно не проводили свободное время вместе, не обсуждали какие-либо вопросы. Раньше муж довольно активно принимал участие в воспитании их двух сыновей, они часто всей семьей выезжали на природу, вместе играли в спортивные игры. На вопрос, что ее беспокоит больше всего, женщина ответила: «Я боюсь, что в один прекрасный день он не вернется, бросит меня. Как мне сохранить семью?»
1) На какую стадию развода похожа описанная ситуация?
2) Чтобы прояснить ситуацию прежде всего для самой женщины, какие вопросы вы ей зададите как семейный психолог?


Ситуация 2.
Женщина 45 лет. Брак длится 22 года, дети выросли. Муж часто вечерами отлучается из дома, может не прийти ночевать, часто возвращается домой нетрезвый, на вопросы жены находит разные отговорки версии о других женщинах отрицает. Они давно не проводили свободное время вместе, не обсуждали какие-либо вопросы. Тогда как раньше муж довольно активно принимал участие в воспитании их двух сыновей, они часто всей семьёй выезжали на природу, вместе играл и в спортивные игры.
На вопрос, что беспокоит больше всего, женщина ответила: «Я боюсь, что в один прекрасный день он не вернётся, бросит меня. Как мне сохранить семью?»
1) Укажите, на какой стадии принятия решения о разводе находится семья.
2) Какие вопросы можно задать для осознания разницы между реальными супружескими отношениями и семейной оболочкой.


Задание 4. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. Развод - это
а) расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов;
б) ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы;
в) результат кризисного развития отношений супружеской пары;
г) все утверждения верны;
д) нет верного ответа.
2. Причины разводов, которые в большинстве случаев называются самими разводящимися супругами:
а) утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопонимания;
б) супружеская измена, сексуальные отношения вне брака, ревность;
в) алкоголизм и неумеренное употребление спиртных напитков супругом;
г) вмешательство прародителей в семейную жизнь молодых супругов;
д) все ответы верны;
е) нет верного ответа.
3. Причины разводов, которые в большинстве случаев называются самими разводящимися супругами:
а) несогласованность и противоречивость взглядов на воспитание детей;
б) несходство характеров, несовместимость взглядов и ценностей;
в) неадекватность мотивов заключения брака, психологическая неготовность супругов к вступлению в брак;
г) сексуальная дисгармония супружеских отношений;
д) все ответы верны;
е) нет верного ответа.
4. Причины разводов, которые в большинстве случаев называются самими разводящимися супругами:
а) насилие в семье, агрессивное поведение супруга;
б) совершение супругом уголовно наказуемого деяния, асоциальное и противоправное поведение;
в) неудовлетворенное желание иметь детей одним из супругов;
г) материальные, финансовые и жилищные проблемы семьи;
д) все ответы верны;
е) нет верного ответа.
5. Социальными последствиями разводов для общества является:
а) это ухудшение демографической ситуации;
б) обесценивание института семьи;
в) снижение работоспособности людей, переживающих ситуацию развода;
г) появление неполных семей;
д) все ответы верны;
е) нет верного ответа.
6. Развод, вынужденный или добровольный, является:
а) желанной свободой;
б) источником ожидаемых в дальнейшем наслаждений;
в) источником больших потрясений;
г) все ответы верны;
д) нет верного ответа.
7. Расставание супругов - это всегда:
а) радость;
б) стресс;
в) сбывшаяся надежда;
г) ощущение долгожданной свободы;
д) все ответы верны;
е) нет верного ответа; 
8. Психологами установлено: как правило, требуется бывшим супругам..., чтобы
перестать искать виноватых в разводе:
а) полтора года;
б) три года;
в) пять лет;
г) семь лет;
д) нет верного ответа.
9. Развод способствует росту:
а) преступности в обществе;
б) заболеваемости в обществе;
в) эйфории в обществе;
г) все ответы верны;
д) нет верного ответа.

II Установите соответствие.

1. Установите соответствие содержанием задач.

 


Психологические задачи развода


1. Физический развод
2. Эмоциональный развод
3. Социальный развод
4. Сородительский развод
5. Экономический развод

Содержание задачи


A) Перестройка отношений с расширенной семьей и социальным окружением
Б) Территориальная сепарация, приводящая к раздельному проживанию супругов
B) Раздел имущества и договоренность о формах обеспечения материального благополучия детей
Г) Утрата чувства привязанности к бывшему супругу
Д) Договоренность об ответственности и формах воспитания детей



2. Установите соответствие между возрастом ребенка и его реакцией на развод.

Возраст ребенка

1) 3,5 - 6 лет
2) 6 - 10 лет
3) 10 - 11 лет
4) 16 - 18 л

Реакция на развод


A) Чувство заброшенности и тотальной злобы на весь мир
Б) Развод не особенно интересует ребенка
B) Злость, агрессия, долго не проходящая обида
Г) Переносит травматично, не способен понять всего происходящего, нередко обвиняют во всем себя

 

 

Источник: Данилова Е.А. Психология семьи и семейное консультирование: учеб.-метод. пособие - Ижевск: Удмуртский университет, 2022. - 68 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.