О. А. Бенькова Лесосибирский педагогический институт — филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск, Россия Семья - сложная система взаимоотношении, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения. Семья включает две основные подсистемы: супружеских и детско-родительских отношений, между которыми существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений.
«Сиблингами», «сибсами» (англ. «siblings», «sibs» - брат или сестра) называют одного из двух или более детей одних и тех же родителей. Различаются сиблинги полнородные (имеющие общих мать и отца) и неполнородные, если они имеют общую мать (единоутробные) или общего отца (единокровные). Сиблинговая позиция - это стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сёстрам [2]. Нами было проведено эмпирическое исследование отношений в сиблинговой паре. В экспериментальной работе участвовали 50 полных семей, имеющих двух детей женского пола дошкольного и младшего школьного возраста (от 4 до 11 лет). Разница в возрасте между сиблингами не превышала 5 лет. Для изучения отношений между сиблингами нами использовались проективная методика диагностики семейных отношений «Сказки Дюсса», «Рисунок семьи» для дошкольников и «Кинетический рисунок семьи» для младших школьников, Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи. В результате обследования детей по методике «Сказки Дюсса» нами было выявлено, что старшие сиблинги более враждебно настроены по отношению к младшим, чем вторые дети. Враждебность обусловлена ревностью и как следствие агрессивностью к сиблингу, проявляющейся в «борьбе» за внимание и любовь матери. Тенденция конкуренции более выражена у старших сиблингов. На основе анализа детских рисунков семьи нами были выделены три типа отношений между сиблингами: позитивные отношения, отсутствие эмоционального контакта между сиблингами и отношения соперничества. При изображении своей семьи на рисунках сиблинги дошкольного и младшего школьного возраста подсознательно выражают конфликтные отношения внутри семьи, разделяя членов семьи или отгораживая их предметами, людьми, пространством. Дети изображают неадекватные по размерам фигуры себя или сиблингов. В меньшей степени изолируют сиблингов, заключая их в замкнутые пространства. Дети не всегда изображают своих сиблингов на рисунке семьи, это может говорить о том, что между сиблингами существуют проблемы взаимодействия, часто бывают конфликты. Примечательно, что, изображая свою семью, 65 % детей первой рисуют мать, 25 % - себя, 10 % - отца, о % - сестер. Исходя из полученных данных, можем заключить, что наиболее значимым человеком в семье для девочек, принимавших участие в экспериментальной работе, является мать. И старшие, и младшие сиблинги, участвовавшие в экспериментальной работе, больше всего привязаны к мамам, гораздо меньше к отцам и явным источником дискомфорта являются сестры, к которым дети испытывают ревность и чувство соперничества. В большей степени ревность выражена у старших сестер к младшим. Вероятно, это связано с формированием «усталости» от младших, высоких требований родителей к старшим детям. В ходе проведённого нами экспериментального исследования в десяти семьях, где сиблингами являются девочки дошкольного и младшего школьного возраста, было выявлено, что в большинстве семей между сиблингами выражены отношения конкуренции и соперничества, а не привязанность и близость. Причём со стороны сестёр младшего школьного возраста в большей степени выражена склонность к конфликтному и агрессивному поведению. Когда второй ребенок того же пола, что и первый, «угроза» старшему возрастает. Это приводит к одному из распространённых качеств старшего ребёнка в семье: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем «преемника». Родители также ждут, что старший будет примером для младших - он взрослый - и поможет им заботиться о малыше. В результате у старших детей обычно множество родительских качеств; они умеют заботиться и воспитывать и часто способны нести ответственность и исполнять роль лидера. Но при этом они в большей степени склонны к конфликтному агрессивному поведению в отношении сиблинга. Важно отметить, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем более выражены типичные характеристики старших и младших детей в силу их острой конкуренции и попыток найти свою «экологическую нишу» в семейной системе. Разница между детьми в 4-5 лет по-своему сложна, поскольку у старших формируется «усталость» от младших детей, он раньше взрослеет. Часто в этом случае проявляется ревность, зависть к младшему или внутренняя агрессивность по отношению к нему. Обобщая результаты проведённой нами экспериментальной работы, необходимо подчеркнуть, что из пятидесяти семей, участвовавших в исследовании, только в десяти семьях выявлены доброжелательные отношения между сестрами. В большей части семей, участвовавших в исследовании, нами зафиксированы варианты неадекватных отношений между сиблингами.
В связи с этим мы можем рекомендовать родителям следующие варианты поведения по отношению к младшим и старшим сиблингам. ■ Родителям необходимо чаще говорить дочерям, что они любимы. ■ Нужно стараться не сравнивать детей между собой и другими детьми. Необходимо тщательно следить за тем, что говорите по поводу особенностей своих детей. ■ Нельзя разделять детей на «плохих» и «хороших», это порождает соперничество между ними. «Плохой» ребёнок считает, что он всё равно не будет таким хорошим, как его сестра. А «хороший» часто полагает, что его замечают только тогда, когда он в чём-то лучше своей непослушной сестры. ■ Нельзя втягивать детей в борьбу за власть в семье. ■ Важно избегать роли арбитра в стычках и ссорах между сиблингами. Вмешательство может на самом деле потворствовать развитию агрессии между сиблингами. ■ Важно научить детей выражать свой гнев, протест, плохое настроение безопасным способом (через рисунок, лепку, «бой подушками»). ■ Нельзя разрешать детям ябедничать. Для этого необходимо научить сиблингов использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу. ■ Родители должны помочь детям научиться играть вместе, не делить игрушки на «мои» и «твои». Важно избегать ситуаций, в которых один ребёнок не получил то, что есть у другого. ■ Необходимо регулярно проводить некоторое время наедине с каждым ребёнком, обеспечив справедливость поощрений и привилегий и не выбирая «любимчиков». ■ Разумно не заставлять сестёр во что бы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать. Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней.
Как отмечает В. Н. Дружинин, отношения между сиблингами - какие бы они ни были, любящие или неприязненные - наиболее продолжительные и наиболее постоянные близкие отношения между людьми. Они продолжаются дольше большинства дружеских связей, сохраняясь после смерти родителей и создания своих семей. Отношения с братьями и сестрами формируются в ходе истории их жизни, глубоко коренятся в общем опыте, начиная с раннего детства и до преклонного возраста [1]. Безусловно, в каждой семье у детей может быть повод для ревности и соперничества, но не в каждой семье эта проблема может оказаться острой. То, как старшие или младшие дети справятся с негативными чувствами, зависит от общей атмосферы в семье, от стиля воспитания родителей, от того, смогут ли они уделять всем детям достаточно любви и внимания.
Библиографический список 1. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М. : КСП, 2006. - 160 с. 2. Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2007. - 490 с. Источник: Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы II международной научно-практической конференции 15-16 февраля 2012 года. - Пенза - Ереван - Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 116 с.
|