Контент-анализ
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Метод анализа результатов деятельности в форме контент-анализа предусматривает содержательный анализ по заранее определенной схеме — на основании критериев, показателей, смысловых единиц, обозначенных в соответствии с целью, — продуктов деятельности субъекта, и последующей статистической обработки в виде определения количественного соотношения между ними. Это позволяет установить степень выраженности определенной смысловой информации и осуществить перевод содержания документа в количественное выражение. Иными словами, диагностическая задача состоит в том, чтобы выявить и оценить некоторые психологические характеристики индивида, которые проявляются в том, что он делает, в частности в продуктах художественно-творческой деятельности (рисунки, постройки, тексты, произведения, письма, сочинения и др.).

Следует отметить, что метод анализа продуктов деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте занимает особое место, поскольку ни в каких других возрастах деятельность ребенка не бывает столь разнообразна.
Считается, что в продуктах деятельности проецируется отношение субъекта к самой деятельности, к окружающему миру, природе, отражается уровень развития его умственных, сенсорных, моторных навыков [20; 64]. Использование этого метода предполагает изучение не единичных, а многих как аналогичных, так и разных продуктов деятельности. Кроме того, данный метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, выразительные средства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу [81].
Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:
1. Предварительно четко формулируется цель исследования, например изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, проявляющихся в игре (рисунках).
2. Учет возрастных особенностей при анализе деятельностной компетентности. В частности, в соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.
3. Для всех респондентов, привлеченных к исследованию, создают одинаковые условия (например, подбирают одинаковые материалы: краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор).
4. При получении продукта поддерживают естественные условия: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у респондента мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на результат.
5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций человека (ребенка).
Недостатки метода анализа результатов деятельности обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. В противном случае возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.
В целом метод анализа продуктов деятельности теснейшим образом связан с контент-анализом, который находит применение в трех аспектах:
1) как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении;
2) как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими;
3) как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных в процессе параллельных исследований. Именно в этом, последнем, качестве он зачастую и используется в психодиагностике, поскольку не всегда дает возможность раскрыть все многообразие психической деятельности ребенка, которая привела его к созданию материального продукта.
Логика реализации процедуры контент-анализа осуществляется в три этапа. Сначала определяются ключевые категории анализа —регистрируемые элементы, которые должны быть исчерпывающими и охватывать все части фиксируемого содержания. Затем, в зависимости от анализируемого продукта, выделяются индикаторы выбранных смысловых единиц и вариативные формы их выражения (смысловые единицы анализа). Например, при анализе текстов (сочинения, сказки) в качестве смысловых единиц используют лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции.
Заключительным этапом контент-анализа выступает процедура статистической обработки результатов, позволяющая установить соотношение между различными смысловыми единицами или их группами. В качестве единицы квантификации чаще всего выступает частота появления анализируемой единицы в определенном объеме информации. Первичная информация обычно оформляется в виде таблицы частот встречаемости регистрируемых элементов в источнике данных.
Следует отметить, что в практической работе, особенно в случаях индивидуальной диагностики, этот метод не всегда информативен. Например, если учащимся было предложено сочинение, тема которого сформулирована без предварительной ориентации на выделение смысловых единиц, а сочинений немного, то получение достоверных результатов оказывается невозможным, а значит, и использование технологии контент-анализа — нецелесообразно.

Контент-анализ используется в том случае, если:
□ требуется точность при сопоставлении однопорядковых данных;
□ число информации, продуктов деятельности достаточно для проведения их количественной обработки;
□ и имеющиеся продукты деятельности, и информация достоверно охватывают изучаемый объект;
□ результаты количественной обработки имеющегося материала могут быть сопоставлены с другими данными.
Таким образом, используемый в диагностике контент-анализ не представляет собой самостоятельного метода, а является специфической формой изучения материалов качественного характера, основанной на специальной технике [13; 181].

Источник: Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте _ СПб . Речь; 2006. - 320 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.