Уровни развития способностей
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Уровни развития способностей
Количественной характеристикой способностей являются степень их выраженности, уровень развития, которые характеризуются в следующих понятиях:
способности – одаренность – талант – гениальность
Рассмотрим далее более подробно каждый из названных уровней.

1. Способности

Вспомним определение способностей, данное Б. М. Тепловым и поддержанное многими другими авторами. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности какой-либо деятельности (или многих деятельностей) и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. В этом определении выделены три критерия способностей. Первый – это то, что способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. В строгом, психологическом смысле слова к способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Например, чувствительность, способность ощущения и восприятия. Второй – успешность деятельности. Третий – отличие от знаний, умений, навыков. Поскольку проблема взаимосвязи способностей и знаний, умений, навыков обсуждалась ранее, остановимся более подробно на втором критерии. Мы видим, что способного человека от неспособного отличает успешность его деятельности. По этому поводу можно выделить две точки зрения. Первая заключается в том, что практически каждый человек, адаптированный в социуме, способен добиться успеха в каком-либо одном или многих видах деятельности. То есть неспособных людей нет, поэтому главной задачей является поиск соответствующей сферы приложения сил. Эта точка зрения была широко распространена в разные годы среди прогрессивного сообщества, особенно во времена гуманизации и демократизации общества в целом и системы образования, в частности. И в ней заключен определенный воспитательно-образовательный пафос, позволяющий интенсифицировать поиск и развитие талантов каждого ребенка. Однако эта позиция размывает само понятие «способности».
Вторая точка зрения заключается в том, что способности – это характеристика не вообще уровня успешности деятельности, а успешности выше среднего, нормативного для данной выборки респондентов, уровня. В таком случае говорить о способностях человека можно лишь тогда, когда результаты его деятельности отличаются от среднестатистических. Там, где мы имеем дело со средним, общечеловеческим уровнем успешности, говорить о способностях не приходится. Таким образом, критерием способностей является успешность деятельности выше среднего, нормативного уровня. То есть способный школьник быстрее учится и глубже усваивает материал, способный концертмейстер лучше играет, быстрее разучивает партии, способный спортсмен показывает более высокие результаты и т. д.

2. Одаренность

Понятие одаренности рассматривается и как количественная, и как качественная характеристика.
С количественной точки зрения одаренность является более высоким уровнем, характеризующим развитие способностей. Это представление об одаренности было достаточно широко распространено как в житейских представлениях о способностях, так и в психологии (А. В. Петровский, 1976). Социологические исследования показали, что одаренные люди составляют сравнительно небольшую часть населения. Эти данные колеблются от 2,5 до 20%.
Однако уже в работах С. Л. Рубинштейна (1935) подчеркивалось своеобразие одаренности. Она определялась как комплекс свойств личности. Качественное своеобразие одаренности подчеркивал и Б. М. Теплов (1947), понимая одаренность не как простую сумму способностей, а как совокупность способностей, «качественно своеобразное сочетание способностей», приобретающее «новое качество» по сравнению с качествами входящих в нее способностей. Представление об одаренности как системном качестве совместно работающих функциональных систем находим у В. Д. Шадрикова (1997), как целостной характеристики, объединения способностей в систему – у Б. Б. Косова (1998). В. А. Моляко (1994) пишет об одаренности как системном образовании, которое является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность человеку лучше приспосабливаться к миру, другим людям и самому себе. Интересный подход к пониманию одаренности находим у Б. Г. Ананьева (1962) и Л. А. Венгера (1973), которые рассматривают ее как готовность к развитию в разных направлениях, как потенциал, предвосхищение, опережение будущей деятельности. Представление о детской одаренности как психологической предпосылке формирования профессиональной педагогической деятельности учителя представлено в наших работах при изучении педагогической одаренности школьников начального, среднего и старшего звена (Т. М. Хрусталева, 2003, 2005).
Одаренные дети отличаются повышенной чувствительностью, чрезвычайной увлеченностью, предпочтением парадоксальной и противоречивой информации, стремлением к совершенству, высокой познавательной активностью, рефлексивностью, внутренним локусом контроля, способностью к самоорганизации, креативностью (Д. Б. Богоявленская, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, К. Хеллер и др.).
К признакам одаренности Е. П. Ильин (2004) относит:
• Сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей.
• Способность к нестандартному восприятию.
• Интуиция, изобретательность, бессознательный разум.
• Дивергентное мышление.
• Любознательность.
• Мужество.
• Воображение.
• Конкретность мышления.
• Смелость.
• Эстетическая чувствительность.
«Рабочая концепция одаренности» (2003) исходит из понимания одаренности как системного, развивающегося в течение жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Одаренность может реализоваться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволяют скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интегрированных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу. И вместе с тем, «Рабочая концепция одаренности» отмечает специфические отличия одаренности от способностей, пусть даже очень высокого уровня. Эти отличия связаны с тем, что одаренный получает удовольствие от самого процесса деятельности, а способный всегда стремится к результату. Для способного в большей степени характерна мотивация достижений, для одаренного собственно познавательная активность и повышенный интерес к неопределенным ситуациям.
Одаренность рассматривается как динамическое явление ( Ю. Д. Бабаева, 1997), имеющее специфику как в детском, так и во взрослом возрасте. С одной стороны, детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. С другой стороны, далеко не каждый талантливый взрослый проявил себя в детстве как одаренный ребенок. Возможны разные варианты «перехода» детской одаренности в качества взрослого человека. С учетом своеобразия этой трансформации М. А. Холодная (2002) выделяет пять типов взрослых:
1. «Обычные» – признаки детской одаренности полностью угасли.
2. «Способные» – одаренность проявляется в ка ко й -либо конкретной области – человек прекрасно поет, хорошо рисует и т. д. – однако к его ведущей профессиональной деятельности эти способности отношения не имеют.
3. «Талантливые» – профессионалы достаточно высокого уровня, у которых механизмы детской одаренности последовательно трансформировались в механизмы высокоэффективной деятельности в определенной предметной области.
4. «Оригиналы» – неадекватная самореализация на фоне сохранения высокого уровня притязаний.
5. «Деструктивные» – дезадаптивный тип жизнедеятельности, вплоть до проявлений психопатологической симптоматики.
Представление об одаренности как сложном, многофакторном явлении характерно и для зарубежных психологов. В частности, К. А. Хеллер, К. Перлет и В. Сиервальд (1997) определяют одаренность как индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности. Рассматривая одаренность с позиций развития, К. А. Хеллер отмечает, что она представляет собой взаимодействие в определенный фиксированный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (социального окружения), приводящее к возникновению потенциала развития в направлении выдающихся достижений. Модель одаренности Дж. Фельдхъюсена (1991) включает интеллектуальные и личностные факторы: выдающиеся общие способности, специальные таланты в какой-либо области, я-концепцию, мотивацию.
Примером комплексного подхода к решению вопроса о критериях одаренности является пентагональная имплицитная теория одаренности Р. Стернберга. Индикаторами одаренности ученый считает: 1) критерий превосходства – максимально высокие по сравнению с другими показатели успешности; 2) критерий редкости – высокий уровень выполнения относится к тому виду деятельности, который является относительно редким, не типичным для данной выборки; 3) критерий продуктивности – реальное подтверждение успешности в каком-либо виде деятельности; 4) критерий демонстративности – неоднократное повторение высокого результата в изменяющихся условиях; 5) критерий ценности – высокие показатели оцениваются в соответствии со значимостью данного психологического качества в конкретном социально-культурном контексте. То есть признаки определенного вида одаренности могут быть разными в разных культурах.

модель способностей

Рис. . Модель одаренности по Дж. Рензулли.:
1 – интеллектуальный компонент; 2 – креативность;
3 – мотивационный компонент; 4 – одаренность.
Весьма популярна в последние десятилетия модель одаренности, разработанная американским специалистом в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли (1997). В мировой психологии эта модель часто называется теорией трех колец, поскольку концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; высокой увлеченности выполняемой задачей и высокого уровня креативности. Эту триаду Дж. Рензулли представляет в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в центре которых и располагается одаренность (рис.).

К интеллектуальному компоненту автор относит высокий уровень развития процессов внимания, памяти, мышления; к креативности – уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность; к мотивацион-ному компоненту – познавательную и исследовательскую активность. Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественое своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.
И наконец остановимся еще на одной современной модели одаренности – структурной модели 4 х 4 Р. Милграм (2000), которая представляет собой попытку операционализировать концепцию одаренности. «Одаренность – это результат комплексного взаимодействия когнитивных, личностно-социальных и социокультурных влияний» (Милграм Р., 2000, с. 201). Согласно этой модели (рис. 2), одаренность описывается в терминах категорий (А), уровней (Б) и сред (В).
Две из четырех категорий раскрывают интеллект (общая и специфическая интеллектуальная способность), две – оригинальность мышления (общее оригинальное – творческое мышление и специфический творческий талант). Из четырех упорядоченных уровней способностей один характеризует глубокую одаренность, другой – умеренную, третий – среднюю, четвертый – отсутствие одаренности (отсюда название модели: «4 х 4»). Выделяются три обучающие среды: дом, школа и община, взятые с учетом индивидуальных различий, к которым автор модели относит пол, возраст, социально-экономический статус, культуру, субкультуру, личность, увлеченность задачей, стиль обучения и автономию.

модель способностей

Рис Структурная модель одаренности «4 х 4» Р. Милграм

Обобщая современные представления об одаренности, можно выделить ее основные характеристики:
1. Одаренность – это системное образование, не сводимое к простой сумме отдельных способностей.
2. В модель одаренности включаются личностный (мотивационный), когнитивный (интеллектуальный), творческий и специальный компоненты.
3. Одаренность является динамическим образованием, специфическим в зависимости от логики возрастного развития индивида.
4. Одаренность зависит от культурной и социальной среды ребенка.
5. Одаренность может проявляться в актуальном и потенциальном видах, пониматься как определенный наличный уровень достижений и как готовность к развитию.
Говоря об одаренности, в современной психологии чаще всего имеют в виду одаренность детей, подростков, юношей. Применительно к взрослым людям используют термин « мастерство». Отличие одаренности и мастерства состоит в том, что под первой понимают возможность развития, а под вторым – возможность, ставшую действительностью. Подлинное мастерство – это проявление одаренности в деятельности, когда готовность к осуществлению сложных операций, новых, творческих задач сочетается со знанием, что нужно делать, и умением это делать. То есть для мастера характерно сочетание осознания сущности новой, творческой задачи и нахождения способов ее решения. Мастерство – это когда «что» и «как» приходит одновременно. По мнению А. В. Петровского (1998), мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого выполнения возникшей задачи.

3. Талант

Следующим уровнем проявления способностей и одаренности является «талант». Талант (от греч. talanton – вес, мера) – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью. Приоритетной мотивацией талантливого человека является потребность в творчестве. В отличие от одаренности, для которой более важен сам процесс творческой деятельности, талант ориентирован как на процесс, так и на результат. Еще одним отличием таланта от одаренности является продуктивность деятельности. В случае одаренности продуктивность является желательным, но не обязательным компонентом. Талант предполагает не просто высокую продуктивность деятельности, но и создание нового, оригинального в рамках данной деятельности.
Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая способность, даже развитая на очень высоком уровне, ярко выраженная, не может называться талантом. Об этом свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью, но так и не нашедших конкретного, деятельностного применения своих особенностей (за исключением выступлений на эстраде). В отсутствие других развитых способностей человеку, даже обладающему феноменальной памятью, достаточно сложно найти себя в творческой деятельности. Справедливости ради отметим, что многие талантливые люди обладали редкой, выдающейся памятью: А. С. Пушкин, А. Н. Толстой, И. И. Левитан, С. В. Рахманинов, А. В. Суворов, В. А. Моцарт и др. Однако структуру их таланта составлял симптомокомплекс многочисленных выдающихся способностей, обусловливающих успешность их деятельности. И в то же время известно большое количество талантливых людей, не обладающих выдающимися мнемическими способностями.
Многие психологи отмечают связь таланта с особенностями личности. Среди этих особенностей достаточно часто называют стремление выйти за пределы нормативной активности и трудоспособность. В своих заметках «Мысли об искусстве» И. Е. Репин писал, что и при огромном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Он отмечал, что эта скромная способность к труду составляет основу всякого таланта. Аналогичные мысли находим и у другого художника, Винсента Ван Гога, который в письмах своему брату отмечал, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом. Огромная работоспособность большинства известных художников подтверждается их многочисленными произведениями. Например, И. Н. Крамской написал около трех тысяч одних только портретов, не считая картин и набросков. И. К. Айвазовский написал более пяти тысяч картин. Художественное наследие В. В. Верещагина еще больше.
Для талантливых людей, впрочем, и как для одаренных, характерны стремление к постоянному развитию, неудовлетворенность результатами своего труда, перфекционизм, творческая неуспокоенность.
Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед обществом. В период войн бурно развиваются таланты полководцев, во время индустриального скачка – инженерные, конструкторские и т. д.

4. Гениальность

Гениальность (от лат. genius – дух) – это высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области деятельности. Материальные и духовные ценности, созданные гением, являются мировым достоянием и весьма часто опережают время.
Об отличии таланта и гениальности писал С. В. Рубинштейн (1989), отмечая, что талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и, вместе с тем, оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах» (Рубинштейн С. Л., 1989, с. 132). Как очень верно заметил немецкий врач и естествоиспытатель Юлиус Роберт Майер (1933), талант делает то, о чем многие помышляют, но сделать не могут, гений делает то, о чем никто даже не помышляет. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения – совершенно новое.
Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, М. В. Ломоносова, Г. В. Лейбница. Но и одаренность гения имеет определенный «профиль». В нем также какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении творчества гения. Приведем примеры такой универсальности. Гений Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) распространялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты. Им были разработаны проекты подводных устройств и передвигающихся орудий, напоминающие современные подводные лодки танки, и т. д. Другим признанным гением является М. В. Ломоносов (1711–1765 гг.). Ученый физик-механик, оптик, электрик, химик, геолог и минералог, технолог по металлу, стеклу, фарфору, мозаике, он вместе с тем был крупнейшим филологом, поэтом, создателем русской грамматики, письменного языка, исследователем по теории литературы и истории. Мышление М. В. Ломоносова сочетало величайшее достижение теоретической мысли с величайшей практичностью. Он являлся выдающимся деятелем просвещения, первым начавшим читать популярные научные лекции. М. В. Ломоносов – создатель Московского университета и ряда разделов и лабораторий Российской Академии Наук. Он был разносторонним изобретателем. Обладая способностями живописца, явился не только организатором мозаичного производства в России, но и автором ряда выдающихся художественных мозаик. Мозаики М. В. Ломоносова «Полтавская баталия», «Нерукотворный спас», мозаичные портреты Петра I, Екатерины Великой, графа П. И. Шувалова и др. можно и сегодня увидеть в Государственном Эрмитаже, Историческом музее, Государственном Русском музее.

Выводы по главе:

1. Уровнями развития способностей являются: способности – одаренность – талант – гениальность.
2. К способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Способности характеризуют индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого.
3. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
4. Мастерство – это проявление одаренности в деятельности, когда готовность к осуществлению сложных операций, новых, творческих задач сочетается со знанием, что нужно делать, и умением это делать. Отличие одаренности и мастерства состоит в том, что одаренность определяет возможность развития, а мастерство – возможность, ставшую действительностью.
5. Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.), позволяющий добиваться не просто высокой продуктивности деятельности, но и создания нового, оригинального в рамках данной деятельности.
6. Отличие таланта от одаренности состоит в ориентированности не только на процесс, но и на результат деятельности.
7. Гениальность – это высший уровень развития способностей, позволяющий достигать таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом.
8. Гений и талант различаются по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести. Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути, а талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто.
Источник: Хрусталева Т. М., Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.

 

Это интересно

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.