На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Теоретические основы интегрального исследования способностей
Теоретические основы интегрального исследования способностей
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Теория интегральной индивидуальности: основные положения

Целостное познание человека – наиболее характерная прогрессивная тенденция современной науки. Сегодня оно становится главной темой психологических исследований. В соответствии с этим изучение человеческой индивидуальности предполагает системное видение объекта исследования (Вяткин Б. А., 2000). Одним из вариантов системного подхода в психологии является теория интегрального исследования индивидуальности, называемая также теорией интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин, 1986).

Теория интегральной индивидуальности возникла в русле дифференциальной психофизиологии, затем приняла междисциплинарный характер в области наук о человеке. Важнейшими предпосылками возникновения теории были нарастающий на рубеже 70–80-х годов ХХ столетия интерес к проблемам личности, развитие интегративных тенденций в научном познании, появление системного подхода в различных отраслях знания, исследование отечественной философией проблем детерминации, результаты исследования основных отечественных научных школ: Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова и др.
В психологической науке понятие « интегральная индивидуальность» или « совокупность внутренних условий» восходит к работам С. Л. Рубинштейна (1957, 1973). Он рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию. Но С. Л. Рубинштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, трактуют индивидуальность как совокупность, набор или симптомокомплекс свойств. В. С. Мерлин стал широко использовать понятие «интегральная индивидуальность», исходя из объяснительного принципа общей теории систем применительно к индивидуальности человека.
В свете теории В. С. Мерлина интегральная индивидуальность есть частный случай саморазвивающейся и самоорганизующейся системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы « человек – общество», начиная от биохимических особенностей, кончая социальным статусом личности в обществе.
Таким образом, интегральная индивидуальность – это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемая как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность – это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности, это динамическая система, обеспечивающая приспособление человека к среде.

Свойства интегральной индивидуальности организованы в системы и подсистемы и структурированы по иерархическому принципу: низший уровень обусловливает явления вышележащих уровней и сам, в свою очередь, видоизменяется в зависимости от этих уровней. Каждая подсистема совпадает с определенным уровнем интегральной индивидуальности. В свойствах различных уровней проявляются разные этапы развития материи. В. С. Мерлин выделяет следующие подсистемы интегральной индивидуальности:

1. индивидуальные свойства организма (биохимическая, общесоматическая и нейродинамическая подсистемы);
2. индивидуальные психические свойства (подсистемы – темперамент, личность);
3. социально-психологические свойства (подсистемы – социальные роли в группах и в социально-исторических общностях).
Важнейшей особенностью интегрального исследования индивидуальности является существование двух различных типов детерминации: каузальной (однозначной) и телеологической (многомногозначной). Индивидуальные свойства, относящиеся к одной и той же подсистеме, то есть одноуровневые, связаны между собой статистически жестко, однозначно. Эти связи могут проявляться в различных вариантах: взаимнооднозначные, одномногозначные, многооднозначные. Они обеспечивают относительную автономию подсистем интегральной индивидуальности, характеризуя тенденцию к автономии, дифференциации, стабилизации. Свойства, принадлежащие разным подсистемам, то есть разноуровневые, связаны между собой многомногозначно. Эти связи обеспечивают функцию интеграции и отличаются значительной подвижностью. Первый тип взаимосвязей (однозначные) связан с каузальной, а второй (многомногозначные) – с телеологической детерминацией. То есть интегральная индивидуальность представляет собой единство процессов интеграции и дифференциации.
Много-многозначные связи между разными уровнями индивидуальных свойств, по мнению В. С. Мерлина, могут возникать равновероятностно в онтогенезе благодаря опосредующей (системообразующей) функции промежуточных переменных, различных в зависимости от возраста, пола, условий жизни, особенностей жизнедеятельности и т. д. То есть в связях между разноуровневыми свойствами в интегральной индивидуальности есть одно или несколько опосредующих звеньев. В. С. Мерлин считал, что установление их – одна из задач интегрального исследования индивидуальности человека. Устраняя противоречия между отдельными разноуровневыми свойствами, гармонизируя систему в целом, исследователь и практик получают возможность целенаправленно влиять на развитие индивидуальности человека. Основным опосредующим звеном В. С. Мерлин считал организацию деятельности и жизнедеятельности, индивидуальный стиль деятельности. Позднее были получены доказательства опосредующей роли индивидуальных стилей активности (А. А. Волочков, 2007), общения (А. Г. Исмагилова, 2003), опыта (М. Р. Щукин, 2000) и т. д.
Развитие интегральной индивидуальности проявляется в двух направлениях. Во-первых, это развитие индивидуальных свойств, которое может протекать как процесс развертывания, проявляющийся в форме увеличения степени обобщенности и многообразия симптомокомплексов проявлений отдельных свойств и возникновения новых свойств. Во-вторых, это развитие связей как между индивидуальными свойствами одного и того же уровня, так и между свойствами различных уровней. Причем одноуровневые связи характеризуются тенденцией в сторону все большей дифференциации относительно автономных симптомо-комплексов; разноуровневые – тенденцией к увеличению много-многозначности и большей гибкости, пластичности. В развитии интегральной индивидуальности, как отмечал В. С. Мерлин, ведущую роль играет деятельность, выполняющая системообразующую функцию.
Итогом учения об интегральном исследовании индивидуальности является, прежде всего, его прогностическая ценность. Это выражается в экспериментальном подтверждении ряда теоретических положений В. С. Мерлина в серии теоретико-экспериментальных исследований, посвященных системной организации индивидуального стиля деятельности, жизнедеятельности и общения; выделении различных стилей ведущей активности; исследовании этнической индивидуальности; серии работ по изучению способностей и т. д., а также творческом развитии теории интегральной индивидуальности – концепции метаин-дивидуального мира, разработанной Л. Я. Дорфманом (1993, 2006).
Таким образом, проведенный анализ показывает специфику теории интегральной индивидуальности, рассматриваемую нами как теоретическую основу исследования специальных способностей учителя, и позволяет сделать следующие выводы:
1. Интегральная индивидуальность – это целостная характеристика индивидуальности человека, динамическая, саморазвивающаяся и самоактуализирующаяся система, обеспечивающая приспособление человека к среде.
2. Свойства интегральной индивидуальности представляют разные ступени развития материи, начиная от биохимических, кончая социальным статусом в группе и обществе.
3. Главными особенностями устройства интегральной индивидуальности являются ее иерархичность, многоуровневость, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальными свойствами.
4. В связях между разноуровневыми свойствами в интегральной индивидуальности существуют опосредующие (промежуточные) звенья, ведущим из которых является организация деятельности и жизнедеятельности.
5. Развитие интегральной индивидуальности происходит через развертывание индивидуальных свойств в процессе их созревания и появление новых связей (внутриуровневых и межуровневых).
6. Жизненность и современность теории интегральной индивидуальности доказывает ее дальнейшее творческое развитие в теоретико-экспериментальных исследованиях ученых Пермской психологической школы.

2. Мерлинский период изучения способностей

Пермский период в жизни и деятельности В. С. Мерлина датируется 50–80-ми годами ХХ века. Это наиболее плодотворный период его научной и педагогической деятельности, период исследовательской зрелости, формирования собственной научной доктрины. А после открытия в 1959 году аспирантуры – период становления Пермской (Мерлинской) научной школы психологов, воспитания многочисленных учеников. Сфера научных интересов В. С. Мерлина в разные годы включала проблемы педологии как комплексной науки о человеке (20–30-е годы), дифференциальной психофизиологии (40–50-е годы), индивидуальных различий в психологии личности и темперамента (50–70-е годы), системного исследования индивидуальности человека (70–80-е годы). Итогом многочисленных теоретических и эмпирических исследований В. С. Мерлина и его учеников стало создание теории интегрального исследования индивидуальности (Мерлин В. С., 1986). Широта научного мировоззрения Вольфа Соломоновича, его стремление к целостному осмыслению индивидуальности человека привели к рассмотрению многочисленных частных проблем, в том числе и проблемы способностей. В решении этих проблем отрабатывались принципы и основные положения интегрального исследования индивидуальности человека. Несмотря на то, что проблема способностей не была в числе приоритетных направлений исследований автора и его сотрудников, как, например, проблемы типологических свойств нервной системы и их проявлений в различных видах деятельности, проблемы темперамента и индивидуального стиля деятельности, тем не менее научный гений ученого позволил ему сформулировать оригинальную концепцию способностей (В. С. Мерлин, 1990).
Главное, что отличало позицию В. С. Мерлина от существующих в то время концепций ( В. А. Крутецкий, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев и др.), – это «рассмотрение проблемы способностей не в "плоскостном", а в n-мерном объемном плане», понимание проблемы способностей как «проблемы уровней индивидуально-личностных различий, связанных с успешностью деятельности и продуктивными индивидуально-своеобразными приемами и способами работы» (Калининский Л. П., 1998, с. 28).
Научное наследие В. С. Мерлина включает в себя серию работ по проблеме способностей. К ней он обращался в «Очерке теории темперамента» (1964, 1971), анализируя взаимосвязь темперамента и способностей. Проблема способностей как свойств личности поднималась в одном из сборников серии «Типологические исследования по психологии личности» (1967). При жизни Вольфа Соломоновича анализ проблемы способностей публикуется в книге «Проблемы экспериментальной психологии», частично вышедшей в свет в «Ученых записках ПГПИ» в 1970 году. В 1990 году, уже после его смерти, выходит учебное пособие «Структура личности: характер, способности, самосознание», в котором содержится подробное изложение авторского подхода к проблеме способностей.
Эмпирическоe изучениe проблемы способностей позволило выявить зависимость способностей восприятия и понимания художественных текстов от свойств общего и специального типов высшей нервной деятельности ( Г. В. Бы-строва, 1968). Обнаружена обусловленность более успешного применения выразительных средств языка слабостью возбуждения и доминированием II сигнальной системы, а также связи эмоциональнообразного восприятия и понимания художественных произведений – с I сигнальной системой (Л. П. Калининский, 1971). Это позволило получить частичное экспериментальное подтверждение предположения о системной организации способностей, о том, что в их основе лежит определенное сочетание разноуровневых свойств (симптомокомплексов).
Анализ теоретических и эмпирических работ, выполненных основателем Пермской психологической школы В. С. Мерлиным или под его руководством, позволяет вычленить некоторые теоретико-методические основания исследования проблемы способностей:
• Проблема способностей рассматривается как проблема «уровней индивидуально-личностных различий», а определенное сочетание разноуровневых индивидуальных свойств (симптомокомплексов) выступает как способности к данному виду деятельности. Эмпирически доказана «уровневая» структура способностей, представленная несколькими уровнями: уровнем свойств личности как наиболее обобщенных отношений, уровнем качественных особенностей психических процессов и реакций, уровнем психодинамических особенностей.
• В качестве критериев способностей помимо успешности деятельности (по Б. М. Теплову) рассматриваются также степень готовности человека к преодолению неблагоприятных условий в данном виде деятельности и индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности. Причем оригинальность и самобытность приемов обусловлена наличием индивидуального стиля деятельности и существованием зоны неопределенности деятельности.
• Свойства индивида и свойства личности как способности играют разную роль в успехе деятельности. От свойств индивида зависит только степень успешности деятельности, от свойств личности – не только степень успешности, но и индивидуальные приемы и способы выполнения деятельности, степень преодоления неблагоприятных условий.
• Специальные способности проявляются в единстве с общими. Но поскольку есть разные степени общности разных видов деятельности, постольку есть ряд постепенных переходов от более специальных к более общим способностям.
• В характеристике способностей различают две стороны: количественную и качественную. Уровень способностей (количественная характеристика) зависит от взаимосвязи между свойствами индивида и свойствами личности. Если они противоречат друг другу, то уровень способностей снижается. Если соответствуют – повышается. Чем более жесткие требования предъявляются к способам деятельности, тем более возрастает значение свойств индивида в характеристике специальных способностей. Качественной характеристикой способностей является индивидуальный стиль деятельности, который определяет не уровень способностей, а только качественное своеобразие деятельности.
• Основные принципы диагностики способностей:
1) учет разнообразных критериев распознавания способностей;
2) для испытания желательно применять не одно, а целый набор заданий, коррелирующих друг с другом;
3) диагностические задания должны быть связаны с конкретным содержанием деятельности либо представлять более или менее точную ситуацию профессиональной деятельности (при диагностике специальных способностей);
4) испытание способностей должно быть связано с испытанием задатков;
5) при диагностике специальных способностей необходимо раскрыть состав интересов и склонностей (либо на основе анамнеза, либо на основе опросников).
Представленные выше основные положения теории способностей В. С. Мерлина являются своеобразным итогом первого этапа исследования способностей, датируемого 60–70-ми годами ХХ века. В анализируемый период начинают складываться основные традиции исследования способностей, которые во многом предваряют содержание и логику системного изучения способностей, предпринятого в более позднее время.

Выводы по главе:
1. Теоретико-методологической основой изучения способностей в Пермской психологической школе является учение об интегральном исследовании индивидуальности.
2. Интегральная индивидуальность – это целостная характеристика индивидуальности, динамическая система, обеспечивающая приспособление человека к среде; это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.
3. Интегральная индивидуальность представляет собой частный случай саморазвивающейся и самоорганизующейся системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней. Это индивидуальные свойства организма (биохимическая, общесоматическая и нейродинамическая подсистемы); индивидуальные психические свойства (подсистемы – темперамент, личность); социально-психологические свойства (подсистемы – социальные роли в группах и в социально-исторических общностях).
4. Первый период изучения способностей приходится на 50–70-е годы ХХ века. В это время оформилось теоретическое представление В. С. Мерлина о проблеме, проведены первые эмпирические исследования, сложились подходы к изучению способностей.
5. Способности рассматриваются как уровневое образование, в основе которого лежит определенное сочетание разноуровневых индивидуальных свойств (симптомокомплексов).
6. Сложились традиции изучения способностей с позиций интегрального исследования индивидуальности:
1) Рассмотрение способностей как сложной, уровневой структуры.
2) Изучение способностей к какому-либо виду деятельности во взаимосвязи с разнообразными свойствами индивидуальности.
3) Эмпирическая верификация основных идей, экспериментальный характер изучения способностей.
Источник: Хрусталева Т. М., Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.

 

Это интересно

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.