На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психологическое сопровождение личности с переживанием эмоционального неблагополучия как устойчивого состояния
Психологическое сопровождение личности с переживанием эмоционального неблагополучия как устойчивого состояния
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психологическое сопровождение личности с переживанием эмоционального неблагополучия как устойчивого состояния
Феноменологические и герменевтические основания в превентивном предупреждении эмоционального неблагополучия личности
Все страницы

1. Эмоциональное выгорание профессионалов как частный случай эмоционального благополучия

Эмоциональное благополучие как отражение образа мира в сознании зависит от способа строить отношение с миром в широком смысле и обеспечивается личностными характеристиками, которые мы можем определить как ресурсы. Ресурсность субъективно переживаемого человеком образа мира определяется:
- как переживание онтологической уверенности, позволяющей справляться с тревогами и вызовами мира и собственными реакциями на них не за счет сворачивания усилия;
- чувство границы, обеспечивающей общую безопасность существования, суверенность, опыт признания и личностного обнаружения собственной индивидуальности;
- развитый эмоциональный интеллект, базирующийся на хорошей эмоциональной саморегуляции или произвольности.

По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание- это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с субъектами профессиональной деятельности. Бойко отмечает, что эмоциональное выгорание является профессиональной деформацией личности. Нам кажется этот тезис спорным. Наверное, выгорание в форме профессиональной отстраненности, обесценивания своего профессионального пространства и все последствия этому сопутствующие случаются тогда, когда профессионально человек не может реализовать свои личностный ценностно-мотивационный потенциал, не будем исследовать причины. Если же напротив, он хорошо «располагается» в профессии, то, часто, профессиональная деформация заключается в том, что все остальные пространства своей жизни он бессознательно «превращает» в профессиональные, то есть взаимодействует с другими только из профессиональной роли.
Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Фаза напряжения Симптом переживания психотрамвмирующих обстоятельств»
Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». Бойко также считает этот симптом наиболее важным для развития состояния эмоционального выгорания, а мы - устойчивого переживания эмоционального неблагополучия. Это запускающий процесс неразрешимый базовый конфликт между ценностно-мотивационными установками человека и малоресурсностью образа мира (его несовершенством).
Симптом «неудовлетворенности собой»
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. Возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства», впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмируюшие элементы профессиональной деятельности.
В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.
Симптом «загнанности в клетку»
Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку».
Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации». Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.
Симптом «тревоги и депрессии»
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом «тревоги и депрессии», - пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
Фаза резистенции
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
Симптом неадекватного избирательного эмоционального
реагирования»
Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:
- если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает «вхождение» в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;
- если не настораживает и не отталкивает партнера;
- если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию. Например, профессионал; когда требуется, способен отнестись к партеру подчеркнуто вежливо, внимательно, с искренним сочувствием.
Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение -откликнусь на его состояния и потребности.
Симптом эмоционально-нравственной дезориентации»
Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».
Экономия эмоций и ее рационализация по подобному типу вполне соответствует привычному морально-этическому расщеплению мира и его субъектов на «хорошие» и «плохие».
К сожалению, в жизни каждый из нас зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Критерием должно служить четкое исполнение своих служебных инструкций, и четкие правила поощрения и наказания за их выполнение-невыполнение. Но есть много профессий, где трудно такие критерии выделить. Например, преподавательская деятельность, научная деятельность, врачебная, то есть все виды деятельности, где предполагается взаимная ответственность субъектов за результат деятельности.
Симптом расширения сферы «экономии эмоций»
Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. Мы все же полагаем, что здесь речь о другом, об удерживании энергии и сворачивании деятельность, в том числе и общении, например, становится скучно объяснять и преподаватель дает задание студентам подготовить доклады по всем темам дисциплины. Он сидит и вяло слушает, а студенты кое-как, по книгам ознакомившись с предметом, формально ведут занятия, подменяя преподавателя. Есть и другие хитрые приемы сократить возможность контакта: мо-дульно-рейтинговые системы, тестовые задания и прочее. Этот симптом вряд ли можно выделить отдельно от последующего.
Симптом редукции профессиональных обязанностей
Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Фаза истощения Симптом «эмоционального дефицита»
К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он отстранен от субъектов своей деятельности. Человек как бы выключает эмпатию во взаимодействиях с людьми. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму - все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом «эмоционального дефицита».
Симптом «эмоциональной отстраненности»
Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита в виде эмоциональной отчужденности. В других сферах он может жить полнокровными эмоциями.
Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает «наплевать на вас».
Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации
Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия.
Отчуждение от профессиональной деятельности нарастает.
Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Люди, с которыми приходится иметь дело начинают раздражать и вызывают негативные переживания.
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - "выгорание" - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.

Текст опросника Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко)

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции (методика взята из книги Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении», 1996).
В своей работе [Рагулина, Ткач, 2015] мы показали, что синдром эмоционального выгорания характерен личности с нарушенными психологическими границами и трудностью в обнаружении возможностей и ресурсов в окружающем его мире, то есть образ мира такой личности имеет базовые характеристики небезопасности и малоресурсности.
И эмоциональное выгорание и эмоциональное неблагополучие описывается:
• снижением самооценки: человек чувствует беспомощность и апатию, которые со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;
• одиночество: человек не в состоянии установить нормальный контакт с Другим, преобладают объект-объектные отношения;
• эмоциональное истощение: усталость, апатия и депрессия соматизируется в серьезные физические недомогания - гастрит, язвы ЖКТ, хроническая мигрень, повышенное артериальное давление - это минимальный ущерб здоровому функционированию организма.
Мы достаточно подробно рассмотрели вопрос эмоционального выгорания как частного случая эмоционального благополучия в монографии [Ткач, Рагулина, 2016]. Дополнительно осуществленные исследования позволили обнаружить в данных феноменах общие диагностические показатели. Мы провели комплексное исследование 74 сотрудников детских домов г. Хабаровска. Изучались уровень эмоционального выгорания
(В.В. Бойко), удовлетворенность профессиональной деятельностью (А.В. Батрашев), онтологическая уверенность (Н.В. Коптевой), эмоциональное благополучие (модифицированный вариант оксфордского опросника счастья).
Таблица 9 Результаты корреляционного анализа данных опроса по методикам: «Эмоциональное выгорание», модифицированный вариант ООС»

 

 

 

 

 

 

 

 

(При

р<1

0.001)

 

 

 

 

 

 

 

С 1

С 2

С 3

С
4

Ф1

С1

С 2

С
3

С 4

Ф2

С 1

С 2

3

4

ФЗ

Общий
баллЭВ

Общий
баллЭБ

 

 

 

 

-.40

-.41

 

 

 

-.41

 

 

-.44

 

-.40

-.46

Состояния

 

 

 

-.38

-.39

 

 

 

 

 

 

 

-.41

 

 

-.41

Ресурсы

 

 

 

 

-.40

-.46

 

-.39

 

-.46

 

 

-.46

 

 

-.46


Мы видим, что средней значимости обратные корреляции (здесь использовался вариант с прямым присвоением баллов, то есть чем выше уровень благополучия, тем выше балл) присутствуют между общим баллом эмоционального выгорания и шкалами модифицированного опросника Аргайла. Эмоциональное выгорание можно считать частным случаем эмоционального неблагополучия, потому что его природа связана с базовым личностными установками небезопасности и малоресурсности мира.
Если интерпретировать ситуацию сотрудников детского дома, участвующих в исследовании, их можно разделить на две группы. Одна из них имеет материальные и прагматичные мотивационные основания для работы, в том числе неплохие зарплаты, удобный график работы и т.д. Другая же, группа испытуемых мотивируется (иногда плохо осознаваемым) стремлением помочь детдомовским детям, поддержать их, научить тому, что знают о жизни сами. Именно они и подвержены наибольшему риску «выгорания». Очевидно, в их опыте есть переживания одиночества и «брошенности», связанные с детством. Необходимо хорошо разобраться со своими стремлениями помогать, чтобы они не «питались» энергией бессознательных мотиваций компенсации собственного страдания. К тому же эта «рана» активизируется, когда мы сталкиваемся с подобным в поле и вместо помощи другому, включаются бессознательные защиты себя.
Возвращаясь к таблице можно отметить, что шкала «Состояния» опросника эмоционального благополучия обратно коррелирует с «симптомом тревоги и депрессии», что закономерно, а шкала «Ресурсы» - с неадекватным эмоциональным реагированием и эмоциональной отстраненностью человека, по сути, с отчуждением от контактов с другими как защитой себя.
Факторный анализ позволил описать особенности данной выборки и обнаружил значимые закономерности их проявления.
Первый фактор можно обозначить как фактор уже сформированной защиты от избыточных эмоциональных влияний и восстановления относительного эмоционального благополучия за счет личностной отстраненности, которая не проходит бесследно, удерживаемая энергия (ощущение эмоционального дефицита) неудовлетворенных потребностей трансформируется в соматические проблемы. Прежде всего, личностная отстраненность проявляется в сужении круга ответственности в профессиональном поле, то есть для данной выборки профессиональное поле является тем пространством, где актуализируются базовые установки небезопасности и малоресурсности мира. То есть личность, склонная к эмоциональному выгоранию уже использует отстранение или отчуждение от ситуации как защиту, ее отстраненность не есть следствие эмоционального выгорания, а наоборот, эмоциональное выгорание является следствием особенности личности экономить ресурсы, отстраняясь от эмоционально небезопасной ситуации.
Таблица 10
Факторная матрица данных после варимакс-вращения

 

Р1

Р2

F3

Р4

ОУЯ

 

0.887

 

 

ОУТ

 

0.950

 

 

ОУМ

 

0.849

 

 

ОУО

 

0.876

 

 

ОУВ

 

0.927

 

 

ОУ

 

0.976

 

 

УТ

 

0.635

 

 

1С1Ф

 

 

 

0.609

2С1Ф

 

 

 

 

ЗС1Ф

 

 

 

0.778

4С1Ф

0.530

 

 

 

0,584

 

 

0.737

1С2Ф

 

 

 

 

2С2Ф

 

 

0.544

 

ЗС2Ф

0.571

 

 

 

4С2Ф

0.825

 

 

 

0.563

 

 

 

1СЗФ

 

 

 

 

2СЗФ

0.798

 

0.530

 

ЗСЗФ

0.711

 

 

 

4СЗФ

0.868

 

 

 

ЗФ

0.837

 

 

 

ЭВ

 

 

 

 

С

 

 

0.759

 

Р

 

 

0.721

 

ОЭБ

 

 

0.741

 

Второй фактор подтверждает, что профессиональное пространство для респондентов данной выборки является пространством актуализации базовый потребности безопасности, фактор объединяет онтологическую уверенность и удовлетворенность профессиональной деятельностью. В основе эмоционального выгорания как защиты, способствующей восстановлению эмоционального благополучия, лежит изначально значимость профессионального пространства и его связь с онтологической безопасностью. Удачно объясняет этот феномен концепция архетипов Юнга. Архетипы - это, по Грановской, не содержание, но форма рамки, которая ограничивает (оформляет) образ восприятия и переживания [Грановская, 2007]. Мифологические слои, которые опираются на архетипы, присутствуют в каждом сознании, чем более ранняя травма, тем сильнее она подвержена защите через комплекс, в который входит тот или иной архетип. Архетипы сохраняют предрасположенность к тому или иному типу реагирования, предшествующему осознаванию, но, еще раз отметим, содержание архетипа исторично и личностно.
Безграничность архетипического смысла педагогической (для респондентов данной выборки) деятельности требует безграничных ресурсов, что естественно входит в противоречие с личностными возможностями человека, с его природозаданными психологическими свойствами и естественными ограничениями. Отсюда трудности профессионального нормирование деятельности педагогов и психологов на всех уровнях образовательного пространства, расчет эффективности их деятельности, несоответствие общественных ожиданий и той реальной ответственности, которую может нести реальный человек в сложном образовательном пространстве.
Если говорить о безопасности, то вступает в действие «закон проективной гиперкомпенсации», когда мы в Другом обнаруживаем то, в чем нуждаемся сами. Дети детских домов - самая незащищенная категория детей, в плане психологической безопасности, бессознательное желание «защитить, спасти» их и невозможность, грандиозность задачи, которая под силу лишь «мифологическим героям», только подтверждает глубинную установку личности «мир - не то место, в котором стоит жить».
Выводы таковы, что синдром эмоционального выгорания начинает свою разрушительную неуправляемую работу в сознании человека с нарушенными психологическими границами; конфликт безграничности архетипических задач и возможностей отдельного человека, который он пытается преодолеть в профессиональной деятельности заканчивается для человека провалом. Как пишет А. Ленгле, наше персональное бытие - наша духовная сущность проявляется тогда, когда мы говорим «да», если с чем-то согласны и говорим «нет», в случае необходимости отграничиться от этого; таким образом, проявляется психологическая граница нашей личности. Психологическая граница выстраивается глобально между профессиональным пространством и самим человеком, вместо инвентаризации своих возможностей и осуществлением деятельности в соотнесении со своими возможностями. Но есть еще один важный аспект человеческой деятельности - восполнение затраченных ресурсов. Если человек не видит возможности этого (ресурсы добываются тяжело или их мало, а может они, вообще, недоступны), тогда тем более невозможно реализовать свои потребности и мотивации, на основе которых проявляется смысл.
Когда речь идет о профессиях «Человек - Человек» ресурсы тратятся на контакт с Другим, но Другой является ресурсом, так как только его присутствие способствует возникновению феномена, который мы называем субъективностью (внутренний мир, самоактуализация, личностный рост). Творение Я происходит в контакте с Другим, уход, отказ от Другого лишает нас возможности той самой инвентаризации наших возможностей, сворачивание деятельности, уход в себя.
Третий фактор - фактор эмоциональной отстраненности, только таким образом, за счет обесценивания и эмоционально-нравственной дезориентации, через невключенность, не впускание ситуации в свое личностное пространство респонденты обеспечивают некое подобие эмоционального благополучия.
Четвертый фактор включает всего три позиции, но они показательны; ощущение тупика, «загнанности в клетку» как раз и связано с наличием психотравмирующих обстоятельств и недостаточностью ресурсов в ситуации. Это фактор можно обозначить как фактор субъективного ощущения дефицитарпоспии
Таким образом, с одной стороны человеком движет мотивация собственной дефицитарности и она дает много энергии, так как воспроизводится бессознательно, создавая возможно архетипический комплекс, который безграничен, безвременен (существует вне времени) и целенаправлен, но сам человек имеет весьма ограниченные временем и возможностями характеристики. Возникает конфликт, существующий пока только в бессознательном, он требует разрешения, но для этого необходимы ресурсы. Ресурсом в данном случае является Другой человек, помогающий обнаружить этот зазор и признать его. Но глубинные базовые установки небезопасности образа мира (мировоззренческие установки) побуждают человека сворачивать свою деятельность в отношениях с Другим. Другой - это не только психотерапевт, это любой Другой в нашем сознании, если оно способно признать, что в мире могут жить Другие, тогда сознание готово к медиации смыслов и образов.
Психотерапевтический кабинет возник как пространство, где без страха быть наказанным можно встретиться с Другим и заниматься самоисследованием.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.