Акмеологичность мышления
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Акмеологический подход к исследованию человека подразумевает не только анализ его достижений в профессии, а также изучение высшего этапа зрелости человека — познание смысла своего существования. Существенную роль в таком познании играет творческое мышление профессионала. С точки зрения данного подхода психологические понятия «творческое мышление» и «акмеологичность мышления» субъекта получают новое смысловое наполнение. Субъект на высшей стадии своего развития выступает не просто как активный деятель, но как человек, способный взять ответственность за свою жизнь.


Акмеологичность — это, во-первых, свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремленность к вершинам личностного и профессионального развития и самосовершенствования; во-вторых, онтологический атрибут бытия человека и общественной системы (группы, коллектива, объединения людей), характеризующий тенденцию развития к расцвету, в виде зрелых, гармоничных, самосовершенствующихся акме-форм. Акмеологичность в синхроническом плане означает самосовершенствование человека, а в диахроническом — его профессиональную социализацию.
Акмеологичность мышления характеризуется направленностью на поиск внутренних резервов в жизнедеятельности, а также в самой профессии без каких-либо особых материальных вложений. Реализация такой направленности обеспечивает переход потенциальных ресурсов субъекта в актуальные. Конфликтологический вектор такого мышления выражается в готовности к профессиональному и личностному риску, в высокой степени стрессоустойчивости, преодолении и трансформации деструктивного конфликта в конструктивный.
В акмеологичности мышления преподавателя проявляется его интеллектуальный потенциал человека. Это означает, что он должен не только научиться думать самостоятельно, но и организовывать мыслительную деятельность обучающихся.

Экзистенциональный — относящийся к существованию. Основной принцип существования — быть в мире. «Быть» — значит то же, что «быть при», «жить при», «быть приобщенным к», «быть посвященным в». Причем «быть при» — это всегда мое существование: «мое владение» и «моя ноша». Экзистенциальность в подлинном смысле — это стремление принять вызов времени (жизни, судьбы), устремленность вперед через свой выбор и свою ответственность, т.е. через свой жизненный путь. В этом и заключается психолого-акмеологическое содержание данного понятия.

Акмеологическое моделирование обеспечивает профессиональную успешность.

Самореализация — собственно акмеологическое понятие.

Акмеологический стиль мышления способствует эффективному продвижению человека к вершинам личностного и профессионального развития. Творческое саморазвитие личности определяется акмеологической деятельностью в интрапсихическом пространстве. Результатом этой деятельности является творческое профессиональное мышление — одно из главных психических условий активизации личностного потенциала, обеспечивающее развитие «акме» человека в контексте его индивидуальности.

Духовный продукт — этого понятия не хватает в работе,
10 самых востребованных работ в 2010 г. не существовали в 2004 г. Это означает, что сейчас студенты готовятся к работе, которой еще не существует, с использованием технологий, которые еще не изобретены, чтобы решать проблемы, которые еще неизвестно, в чем заключаются.
Современный студент сменит 10—14 работ к возрасту 38 лет. В настоящее время один из четырех работников находится на текущем рабочем месте меньше одного года, один из двух — меньше пяти лет.
Количество новой технической информации удваивается каждые два года.

Гармония — значимая целостность; взаимные соответствия сущностей и явлений, связь, стройность, соразмерность составляющих целостность. Акмеологическое усвоение связано с мыслями и чувствами обучаемого.

Зрелость — согласованность личности и субъекта,
Акмеологическая зрелость — уровень развития не отдельных психических процессов или функций, а целостных образований психики человека [181]. Зрелость «я» проявляется как способность личности жить через свой социальный и психологический выбор и ответственность за него.
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные, детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.
Творческое решение зачастую меняет существующие методы, реже — традиции, еще реже — основные принципы, и совсем редко — взгляд людей на мир. Но все-таки иногда очень многое и всегда — не бесполезно.
Условия, способствующие быстрому нахождению творческого решения:
1) если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь;
2) чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задач, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике;
3) возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней, с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути;
4) интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она пробуждает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения;
5) максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален;
6) чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будет его подход к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

Профессиональная зрелость, по Дж. Сьюперу, — умение выстраивать свою профессиональную жизнь с учетом своих потребностей и социальных требований.

Ресурс — все, что есть вокруг нас и что включено в образовательный процесс,
В сельской местности мало возможностей, но они используются в большей мере, поэтому ресурс выше. В городе далеко не все используется в образовательном процессе. Ситуативно мыслящий педагог видит более узкий круг окружающих его ресурсных характеристик.

Закон Парето, или принцип 80/20. Принцип 80/20 гласит, что небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или заработанного вознаграждения. Например, на получение 80% результатов, достигаемых в работе, затрачивается 20% всего времени. Значит, что на практике 4/5 приложенных усилий (немалая доля) не имеют к полученному результату почти никакого отношения. Это, кстати, расходится с тем, что люди обычно ожидают.

Правила Шарля де Голля: 1) хотеть «быть в курсе»; 2) использовать в своих целях неизбежное (думать на один шаг вперед); 3) избегать возможностей оказаться между «собакой и фонарным столбом» (избегать уязвимой ситуации) — надо заниматься делом, а не самобичеванием.

Ресурсная модель — присущая организации система (цель, способ и условия) обменных отношений с внешней средой. Ресурсная модель включает в себя следующие подсистемы: привлечение ресурсов из внешней среды, преобразование этих ресурсов внутри организации в продукт, обмен продукта на ресурс, вложение-распределение избытков ресурса, которые образованы при обмене.

Феномен «группового мышления». Все быстро приходят к согласию, никто не мутит воду. Группа, очевидно, имеет сильную культуру. В действительности и наблюдатель, и группа оказались жертвой феномена «группового мышления», так как отсутствие готовности к конфликтам, неспособность обсуждать противоположные точки зрения, подавление таких чувств, как скука, недовольство, разочарование, судорожное сохранение деловитости и цепляние за тему, хотя давно уже следовало побеседовать о том, что здесь в действительности «проигрывается», — все это отличительные признаки не сильной, открытой культуры, а признаки слабости.
Этот и подобные феномены выступают не только в группах, но могут опосредованно сказываться на общей работе целых организаций. Пораженные своего рода внутренней слепотой, они реагируют на проблемы, конфликты, нестабильность атмосферы следующим образом: не может быть того, чего не должно быть. Очевидные недостатки, иногда даже абсурдные, противоречия видимы многим, но никто не говорит о них открыто. Те же, кто мог бы что- то изменить, ничего не узнают и пребывают в ложной уверенности.

Загадки
1. Дано слово из четырех букв, но еще оно может быть записано тремя буквами. Обычно можно записать шестью буквами, а затем пятью буквами. Отродясь содержало восемь букв, а изредка состоит из семи букв. (Дано, оно, обычно, затем, отродясь, изредка.)
2. — Она красная?
— Нет, черная.
— А почему она белая?
— Потому, что зеленая.
(Черная смородина.)
3. Можно предсказать счет футбольного матча до его начала. (0:0 — счет до начала любого футбольного матча.)
Источник: Мергаляс Мергалимович Кашапов, д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.