На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Интегративность, системность, позитивность, оптимистичность, психологичность мышления
Интегративность, системность, позитивность, оптимистичность, психологичность мышления
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Интегративность, системность, позитивность, оптимистичность, психологичность мышления
Позитивность мышления
Гуманистичность мышления
Все страницы

Интегративность мышления

Интегративность мышления — умение «втягивать», «включать» в процесс решения задачи даже взаимоисключающие условия; внедрять в имеющиеся наработки и заготовки свежие и конструктивные представления. Многообразие объекта может быть преодолено разнообразием подходов. Комплексные проблемы решаются комплексно.
Закон Е. Гизелли — между интеллектом и управленческой деятельностью существует не прямая, а криволинейная зависимость: наибольшей успешностью характеризуются руководители, имеющие оптимальную степень выраженности интеллекта.

Задания
1, Можно ли дерево использовать на 114%? (Японцы используют дерево на 114%. Может ли такое быть? Они пускают в производство листья, корни, ветки и все то, что, по мнению специалистов, не относится к дереву.)
2. Как научиться находить то, что не разделяет вас с оппонентом, а объединяет?
Прием
Синтезирование точек зрения под углом рассматриваемой проблемы.

Системность мышления

Системность мышления — это понимание структуры системы для дальнейшего ее изменения. Системность мышления позволяет заглядывать за рамки отдельных событий, а также видит паттерны и связи с событиями, происходящими спустя какое-то время. Системность мышления — необходимый инструмент для управления собой и другими людьми более эффективно, для понимания комплексных процессов и создания наиболее эффективных деловых процедур и команд.
В работах В.А. Барабанщикова, Н.А. Зобова, А.В. Карпова, Дж. О'Коннор, Б.Ф. Ломова, И. Маклермотт, В.Н. Садовского,
В.Д. Шадрикова сделан вывод о том, что система — определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целое единство. По мнению В.А. Ганзена, В.В. Знакова, Дж. О'Коннор, З.А. Решетова под системным мышлением следует понимать мышление, строго учитывающее все положения системного подхода: всесторонность, взаимосвязанность, целостность, многоаспектность, а также влияние всех значимых для данной ситуации рассмотрения системы связей и отношений.
Системность мышления позволяет максимально эффективно применять инновационные управленческие технологии, учитывать индивидуальные особенности подчиненных, как в личностном, так и в профессиональном развитии, учитывать социальные условия их развития. Системное мышление подразумевает овладение системным подходом в решении возникающих производственных проблем.
Системное профессиональное мышление — это мышление, всесторонне учитывающее в различных производственных ситуациях взаимосвязанность, целостность, многомерность, многофакторность и многоаспектность профессиональных явлений и процессов, позволяющее более эффективно решать профессиональные задачи.
Систематический образ мышления — способность включать в совершенно новые взаимосвязи уже известное содержание. Возможности профессионального решения проблемы должны систематически и концентрированно просматриваться.
Системность мышления означает, что формирование понятий требует разработанной стратегии. Научные понятия возникают из предшествующих стихийных понятий и действуют как важная сила повышения общего уровня мышления и познания. Оно характеризуется видением целого, а не частей; фокусированием на моделях, а не на отдельных событиях; рассмотрением взаимоотношений, а не вещей.
Системность — это отделение признаков от предметов и анализ их в некоторой понятийной системе; способность схватывать объект как целое.
Формирование системного мышления у профессионалов происходит в процессе анализа производственных процессов не как линейно детерминированных явлений, а как многомерных, многофакторных и многоуровневых. Для целенаправленного совершенствования системного мышления обучаемых важно соблюдать следующие педагогические условия.
1. Интеграция ситуативного и надситуативного подходов, требующая разработки и применения системы усложняющихся производственных ситуаций, профессиональных задач и заданий, позволяющих активизировать развитие и саморазвитие компетенции системного мышления профессионалов.
2. Интегрированное усиление эвристических функций мышления обучаемых посредством разработки и применения специальных эвристик и эвристических предписаний, путем систематического поощрения высказываний критических суждений обучаемых, а также побуждение их к самоанализу и профессиональной рефлексии, способствующим овладению принципами системного мышления.
3. Сочетание педагогической оценки и самооценки компетенции системного мышления обучаемых должно осуществляться систематически на основе единых и для преподавателя, и для обучаемых критериев (степени логичности, эвристичности, критичности, рефлексивности), которые проявляются в специально подобранных диагностических профессиональных задачах.
Ситуации
1. В начале Турецкой войны (1877) русские войска одерживали блестящие победы. Однако М.Д. Скобелев разгадал план турок, который состоял в том, чтобы завлечь русскую армию вглубь страны и здесь, по возможности, окружить ее со всех сторон.
2. На клинических занятиях Н.И. Пирогов требовал от студентов проводить глубокий опрос больных, но в отличие от метода Руста, заставлял студентов системно мыслить и действовать у постели больного, т.е. соотносить сказанное больным с его анализами и результатами диагностики, проведенной доктором.
3. Д. Гранин в книге «Выбор цели» пишет о Любимцеве: «...Жил был обыкновенно способный человек, а стал совершенством, большим ученым человеком; он устроил себя, улучшил... он... устроил себя по самой что ни на есть рациональной методе, создал для этого систему, с ее помощью доказал, как многого можно достигнуть, если фокусировать все способности на одной цели. Стоит методично, продуманно, на протяжении многих лет применять Систему — и это даст больше, чем талант. Способности с ее помощью умножаются... Система — это усилитель. Это торжество Разума».

Технология «Инновационная модель обучения»

Разработчиками инновационной модели обучения являются А.А. Вербицкий, B.C. Дудченко и др.
Формы и методы инновационного обучения (игровые, имитационные, проектные) основаны на принципах проблемности, активности личности, интеграции теории и практики обучения, развития творческой индивидуальности в групповой или коллективной работе.
Задачи, решаемые в инновационном обучении: воспитание исследовательского отношения к реальности; формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов; воспитание системного мышления специалиста; обучение коллективной мыслительной работе; должностному взаимодействию и общению; индивидуальному и совместному принятию решений; ответственному отношению к делу и другим людям; творческой инициативе.
Технологии решения проблем в инновационном обучении: формирование эффективного мышления, формирование социально-психо- логической компетентности (развитие умений и навыков эффективного общения), а также актуализации личностного потенциала.
В своих работах А.А. Вербицкий анализирует множество новых форм и методов обучения инновационного (активного) типа: исследовательских, игровых, имитационных, проектных, основанных на принципах проблемности, активности личности, интеграции теории, практики и обучения, развития творческой индивидуальности в групповой или коллективной работе. Опыт их применения показывает, что они обеспечивают решение образовательных задач, трудно достижимых в традиционном обучении, таких как:
— воспитание исследовательского отношения к реальности;
— формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов;
— воспитание системного мышления специалиста;
— обучение коллективной мыслительной работе, должностному взаимодействию и общению, индивидуальному и совместному принятию решений, ответственному отношению к делу и другим людям, творческой инициативе.
В ходе инновационного обучения происходит освоение технологий решения проблем (формирование эффективного мышления), формирование социально-психологической компетентности (развитие умений и навыков эффективного общения), а также актуализация личностного потенциала.
Инновационное обучение — процесс и результат образовательной деятельности, которая стимулирует поиск нового и его внедрение в образовательную среду. Это живое, заинтересованное решение
проблем. Основная функция инновационного педагогического движения — освоение новых технологий управления и проектной культуры в сфере образования.
Ключевые идеи инновационного обучения:
— обучение в единстве с творческим решением проблем;
— эффективное обучение — это развитие человека;
— все люди талантливы с детства;
— умение видеть в сложном простое называется сведением;
— отказ от последовательности, от знания.
Задание
Составьте описание системных ошибок при выработке управленческих решений. Системные ошибки характеризуются неоднократным повторением, повторным проявлением неадекватной реакции профессионала на возникшие в его деятельности затруднения. Не видя причин возникновения сбоев в производственном процессе, он мужественно борется с последствиями. А причины сохраняются и продолжают давать знать о себе. Неумение различать «корешки» и «вершки» оборачивается для такого специалиста дорогой ценой.
Приемы
1. Важно научиться устанавливать системную взаимосвязь различных параметров; рассматривать явление, процесс, производственную ситуацию как систему; выделять базовые элементы системы; рассматривать систему как в статике, так и в динамике.
2. В условия реализации системного мышления действия становятся взаимосвязанными, построенными по определенному замыслу, строго соотнесенными с решаемой задачей. Контроль деятельности и оценка ее результата определяются как всецело логичные. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи. В деятельность включается познавательная мотивация.
3. В системном менеджменте управляемая деятельность анализируется по четырем основным категориям: процессы деятельности, функциональные структуры, ресурсы, способы деятельности. Взаимосвязь этих элементов и организационная целостность систем управляемой деятельности обеспечивается системной организацией самого менеджмента и его ролевой специализацией

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.