На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Интегративность, системность, позитивность, оптимистичность, психологичность мышления - Позитивность мышления
Интегративность, системность, позитивность, оптимистичность, психологичность мышления - Позитивность мышления
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Интегративность, системность, позитивность, оптимистичность, психологичность мышления
Позитивность мышления
Гуманистичность мышления
Все страницы

 

Позитивность мышления

Позитивность мышления — умение мыслить «светлыми» категориями, т.е. категориями успеха. Это замена негативной цели на позитивную: как человек мыслит, таков у него и результат. Задача позитивного мышления — выработать правильные оценки, суждения, взгляды. Иначе возможно возникновение негативной оценки или переоценки трудностей, недооценки самого себя. Следовательно, наличие и становление позитивного мышления является необходимым условием гармонизации психического мира субъекта.
Позитивное мышление направлено на выявление сильных сторон человека, его созидательного потенциала. Человек, обладающий таким мышлением, обращает внимание на то, что именно хорошо делают люди, стремится понять и использовать в своем поведении адаптивные и творческие элементы психики.
Человеческое счастье, как показано в работах по «позитивному мышлению» (Н.В. Пил, М. Селигман, Дж. Вейлант, Э, Динер, М. Чиксентмихайи, Н. Пезешкиан, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Ма- гомед-Эминов, А.А. Реан, А.З. Шапиро и др.), не является результатом «работы генов» или «работы судеб» — человек может жить счастливо, используя присущие ему и составляющие его качественную специфику сильные качества. Только поняв и адекватно используя их, можно действительно помочь человеку достичь удовлетворения жизнью, реализовать все возможности, которые нам дарит судьба, больше реально сделать в частной жизни (например, для своей семьи), в своей профессиональной деятельности, для общества.
Мышление, эмоции и поведение человека в жизни тесно переплетены, все они влияют друг на друга. Мышление, привычное для человека, во многом предопределяет его видение реальности и будущие действия. Например, не стоит даже браться за дело, если каждое действие человека сопровождается мыслями типа: «Ну, зачем я это делаю? Никогда ничего я еще не делал правильно». Вероятно, он не будет напряженно искать решение задачи, потому что поиск этот будет бессмысленной деятельностью. Человек знает, что ни на что не годен, — так зачем же стремиться к заведомо недосягаемой цели? Такая установка блокирует все существующие механизмы мышления. Более того: если человеку свойственна привычка мыслить негативно, даже достигнутый успех будет интерпретирован как «не заслуживающий внимания». Именно поэтому пессимисты «не видят» успехов своей деятельности и быстро прекращают усилия, впадая в состояние безнадежности, отчаяния и, порой, депрессии. Оптимисты же, напротив, верят в успех, и это приводит к желаемым результатам деятельности. Особенность оптимистов в том, что они склонны сохранять работоспособность в любых условиях, уверяя себя, что успех рано или поздно будет достигнут, в то время как пессимисты отступают быстрее, чем успевают проявиться скрытые в них способности к решению проблемы.
Позитивное отношение к себе, окружающему миру придает силы для освобождения из застенков условностей, для преодоления ощущения собственной неполноценности. Негативное отношение обладает не меньшей силой, но направлено на несбыточность наших надежд и ограничение возможностей. Чувство неполноценности вырастает не столько из фактов и повседневного опыта человека, сколько из его выводов, касающихся этих фактов, и из его оценок повседневного опыта. Все зависит от того, «какими» и «чьими» мерками он себя измеряет. Негативная информация в чрезмерных количествах мешает принимать необходимые решения или вообще тормозит всякое движение к цели [133, с. 149].
Позитивное отношение делает из человека причину, негативное — следствие. Как правило, неудачники, имеющие негативное отношение к своим возможностям, заранее настроены на провал, в отличии от счастливчиков, настроенных положительно.
Искоренение привычки негативно мыслить и таким же образом относиться к себе имеет необычайно важные последствия, ведущие к изменению общей тональности эмоций и способствующие преодолению профессиональных и личностных проблем. Негативный тип мышления и соответственное отношение непродуктивно и разрушительно действует на психику и здоровье человека. «Если, вообще, что-нибудь и существует, то только здесь и сейчас, и ничего нельзя продолжать, улучшать или менять, а нужно найти источник и там изменяться самому» [133, с. 36J. Без ясного, четкого осознания негативного отношения невозможно повернуть мысли в другое русло. Позитивное отношение позволяет самим прокладывать путь в жизни. Основу негативного отношения образуют такие особенности мышления, как резонерство, вязкость, пара- логичность, излишняя обстоятельность — все это делает человека игрушкой в руках судьбы. В концепции «потока» (flow), введенной М. Чиксентмихайи, говорится о том, что для каждого человека существуют виды деятельности, позволяющие ему делать именно то, что ему хочется. Время как бы останавливается, и человек лишь мечтает о том, чтобы эта деятельность никогда не кончалась. Когда же он делает то, что ему не хочется и у него часто все плохо получается, — тогда, можно сказать, что он находится «вне потока». Например, как горнолыжник, который вместо того, чтобы наслаждаться видом гор, думает, что вот-вот упадет, и озадачен тем, как себя вести, чтобы этого не случилось [217].
Позитивное мышление позволяет даже в минуты трудностей эффективно использовать свой внутренний потенциал. Человек остановится в своем развитии, по его мнению, если уничтожить этот дар. Положительно настроенные люди уверенно чувствуют себя при столкновении с трудностями, не боятся принимать творческие решения и редко оглядываются на старые неудачи, да и то с целью извлечения из них положительного опыта, поскольку каждая неудача нас многому учит, а может и предостеречь от серьезных ошибок.
Позитивное же мышление способствует нахождению выгодного для обеих сторон решения проблемы. Позитивные моменты в решении проблемы характеризуются тем, что у человека есть возможность увидеть другую точку, другой взгляд на вещи.
Суть позитивного мышления состоит в том, чтобы, с одной стороны, укреплять позитивный образ собственного «я» под воздействием удачных поступков, а с другой — не дать ему разрушиться в случае неудач или каких-то прегрешений. Позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлением человека о себе. Если такого совпадения нет, нужно изменить само «представление», сделать его более позитивным.
По мнению известного шотландского философа Д. Стюарта, дар воображения — великолепная пружина человеческой деятельности и ключ к совершенствованию самого человека. Человек остановится в своем развитии, по его мнению, если уничтожить этот дар.
Позитивное мышление является, как утверждает А.А. Реан, ин- тегративным компонентом, который охватывает ответственность, терпимость и саморазвитие и одновременно присутствует в каждом из них. Позитивные мысли помогают почувствовать себя лучше и уверенней, позволяют творчески подходить к любой ситуации и действовать более эффективно [170].
Задания
1. Попробуйте превратить свои ошибки и просчеты, как вы о них думаете, в уроки жизни. Ответьте на вопрос: «Чему меня научила данная ситуация?». Сформулируйте позитивный вывод: решите, как вы поступите, опять оказавшись в подобной ситуации.
2. Мысленно «прокрутите» ретрофильм с неудачной для вас ситуацией, которую вы, однако, меняете себе на пользу. Насладитесь счастливым финалом.
3. Если вы достаточно долго и настойчиво будете держать перед мысленным взором определенный образ самого себя, то со временем станете на него похожи. Очень важно, чтобы эти картины выходили как можно живее, ярче, ближе соответствовали бы подлинным переживаниям.
4. Определитесь, какое событие вы хотите из негативного превратить в позитивное. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части по вертикали. На левой половинке распишите по пунктам, из чего складывается ваша неудача.
После каждого предложения поставьте запятую, напишите слово «зато» и закончите предложение. Например: у меня украли сумку, ЗАТО теперь я наконец-то куплю новую.
Подумайте, как вы можете использовать случившееся событие, и на правой половине листа напротив каждого пункта напишите, что вы намерены предпринять, что конкретно будете делать, чтобы негативное превратить в позитивное.
Отложите листок и действуйте по намеченному плану. Время от времени сверяйте сделанное с записями.


Притча «Дерево желаний»

Однажды усталый путник искал место для отдыха. Он увидел раскидистое дерево, манящее тенистой кроной, и решил отдохнуть в его тени. А поскольку день стоял жаркий, у путника, само собой, возникло желание утолить жажду. И как только это желание оформилось в его воображении, пред ним невесть откуда появился высокий стакан, наполненный холодным свежим фруктовым соком. Он с радостью взял стакан и отпил из него. Затем путник подумал: вот было бы здорово, если бы здесь появилась моя мягкая постель. И тут же под ним оказалась постель. «Вот здорово! — подумал путник. — Но было бы еще лучше, окажись здесь моя жена и вкуси со мной этих радостей». Тут же перед ним оказалась жена.
Но, увидев жену, он испугался: а вдруг жена ненастоящая? Вдруг это демон принял ее облик? И как только эта мысль возникла в его голове, жена превратилась в демона. Путник задрожал от страха: «Этот демон может меня проглотить». И, конечно же, его мысль тут же стала явью, демон набросился на него и проглотил.
Ситуация
Мне очень повезло, что я в 27 лет сел в тюрьму (А.И. Солженицын). Приемы
1. Обсудите преимущества для всех сторон в случае разрешения проблемы. Берите инициативу в свои руки и идите в нужном направлении.
2. Попробуйте прибегнуть к позитивному заявлению, когда страсти улеглись немного и обстановка стабилизировалась. Это послужит элементом разбавления конфликта и позволит найти открытую дверь. «Мне очень хотелось бы разрешить эту проблему. Как насчет вас?»
Четкое представление желаемого результата прямо-таки толкает вас к позитивному мышлению. Вы вовсе не освобождаетесь от необходимости прилагать усилия и работать, но эти усилия тратятся на то, чтобы вести вас вперед к цели, а не на бесполезные вну-
тренние конфликты, которые возникают, когда вы хотите и делаете одно, а рисуете в своем воображении совсем другое [133, с. 52].

Русская народная сказка
Дед с бабкой часто ссорятся: дед одно слово, а бабка — два.
До драк дело доходило. Пошли к колдуну. Он дал водичку. Дед слово — бабка воду в рот и не проглатывает. Дед кончил говорить, бабка сплевывает.

Процедуры
1. Избавление от негативных мыслей. В первую очередь необходимо избавиться от негативных мыслей, перестать ожидать неприятностей. Поверьте, что не все неясные ситуации могут завершаться неблагоприятным для вас исходом. При столкновении с проблемой подумайте, что раньше помогало вам преодолеть подобные проблемы. Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые? Предположим, что ваш друг с проблемой вроде вашей пришел за советом. Что бы вы ему сказали? Подумайте, что произойдет в будущем, если проблема решится?
2. Позитивное декларирование. Эффективным средством устранения отрицательного фактора из наших мыслей и жизни является позитивное декларирование. Выберите время, чтобы высказать некое утверждение, выражающее то, чего, по вашему мнению, вы больше всего хотите именно на данном этапе вашей жизни. Постоянное его повторение в сочетании с убежденностью и воображением резко увеличивает способность вашего подсознания приблизиться к утверждаемой вами реальности. Не бойтесь высказать вслух ваши желания, тогда они имеют большую вероятность сбыться.
3. «Коллаж желаний». Еще в этом вам может помочь «Коллаж желаний». Возьмите лист бумаги (например, полуватман) и в центре приклейте свою любимую фотографию — именно ту, которая вызывает у вас самые положительные эмоции. Вверху напишите «Коллаж желаний» и приступите к его созданию: подберите картинки, которые будут символизировать для вас ваши желания. Вы сами для себя решите, какой рисунок будет символизировать, например, поступление в институт (может, здание со строгой архитектурой), а какой, например, взаимность вашей девушки (может, фотография, на которой она улыбается). Считается, что желания осуществляются в течение полугода. Главное условие — верить, что все они сбудутся, и, конечно, не забывать прилагать для этого усилия. Думаем, в итоге вы не разочаруетесь.
4. «Умение получать». Также необходимо научиться получать! В жизни бывают моменты, когда не происходит ничего действительно яркого, но это не повод впадать в тоскливое состояние. Постарайтесь выработать в себе привычку радоваться жизни. Все время помните, что жизнь — это непрерывная череда сменяющих друг друга мгновений. Среди них встречаются и очень хорошие моменты. Мама сварила ваши любимые пельмени, задумайтесь на пару секунд над тем, как это здорово. Вы не подготовили, к примеру, физику, и вас не спросили, задумайтесь на пару секунд, как вам повезло. Учитесь получать! Ведь именно на эту пару секунд вы делаете себя немного счастливее.
5. Список того, за что можно быть благодарным. Бывает, что уже несколько дней у вас держится плохое настроение. Конечно, можно ждать Нового года или Первого апреля — в эти дни, как правило, у всех хорошее настроение. Но можно и самому исправить положение дел. Каждый вечер составляйте список всего происшедшего за день — того, за что вы испытываете чувство благодарности. Это могут быть мелочи, которые заставили вас улыбнуться или у вас в этот момент потеплело на душе. Во-первых, вы будете засыпать с положительными эмоциями, а во-вторых, чем большее чувство благодарности вы испытываете, тем больше у вас появится того, за что вы можете благодарить судьбу.
6. Ошибки нельзя игнорировать, называя их исключениями. Важно дать другому самому понять, в чем он ошибся. Такой подход позволит не делать из мухи слона.
7. «Бой с тенью» позволяет тренироваться в отсутствии тормозящих, сдерживающих факторов. Вы усваиваете правильные движения, формируете мысленную схему реагирования, которая откладывается в вашей памяти, — схему широкую, гибкую, обобщающую («Чичиков перед зеркалом»).
8. Принятие ситуации такой, какая она есть, позволяет выделить в ней положительные моменты. Не требуйте от себя полной правоты и совершенства и не ждите этого от других. Важно замечать не только промахи, но и достижения, что позволяет сохранить желание позитивно измениться. Достигнутый успех является предпосылкой нового успеха!
Формула успеха
1. Иметь цель, которая реалистична и достижима.
2. Представлять себе, что цель достигнута.
3. Определить шаги для ее достижения.
4. Концентрация на достижении именно того, чего я хочу.
5. Убежденность, что я могу сделать это.
6. Действовать с твердой решимостью и уверенностью для достижения цели.

Оптимистичность мышления

Оптимистичность мышления характеризуется способом самоподдержки, создания оптимального психологического комфорта, так как созданная человеком психологическая модель помогает в жизни и в профессиональной деятельности. Оптимистичность мышления означает умение увидеть то, что может помочь в достижении намеченной цели. Больной, ругающий болезнь, выздоровеет, а больной, ругающий врача, — никогда.
Приемы
1. Кто много печалится, тот до конца срока состарится.
2. Успешные люди имеют успешную жизненную концепцию.
3. Часто люди страдают навязчивым страхом старения, а вместо того они должны подумать о том, как лучше использовать оставшееся время!
Ситуации
1. В. Франкл не спал всю ночь перед смертной казнью в газовой камере концлагеря, поскольку попал в число 100 смертников. Под утро ему пришла мысль: «Может ли кто-нибудь на 100% гарантировать, что ты завтра умрешь?». Наутро произошло чудо: начальник лагеря включил в партию смертников заключенного, которого очень невзлюбил. Поэтому В. Франкл по счастливой случайности оказался 101-м и остался живым.
2. У ученика спрашивают: «Что самое важное для твоего учителя?». Ученик отвечает: «Это то, что он сейчас делает».

Психологичность мышления

Психологичность мышления выражается в том, что за внешними проявлениями поведения и состояния подчиненного руководитель «видит» его мысли и чувства, предугадывает намерения и поступки. Психологичность мышления характеризуется быстрым, сравнительно легким и глубоким проникновением в психологию специалиста, в логику его мысли. В. Вересаев отмечает, что умный не тот, кто умеет логически мыслить, а тот, кто умеет понять и принять логику мысли другого.
«Активное владение психологическими знаниями способствует, — утверждает И.В. Дубровина, — развитию умения управлять проблемами собственной жизни, своим поведением, отношением, проблемами профессионального и гражданского самоопределения, саморазвития» [54, с. 19],
Основой психологичности мышления профессионала является психологическая культура его личности. «Психологическую культуру можно определить как психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека. Способность человека к переживанию, сопереживанию, способность сострадать, сочувствовать, содействовать, поступать великодушно — составляет основу психологической (внутренней) культуры личности» [54, с. 20].
Своеобразие точности в педагогической деятельности заключено в том, что это не мертвенная точность слепо заученного рецепта, это живая и гибкая точность, рожденная постоянной — как стрела компаса — мыслью о педагогической цели урока, и непрерывное восприятие того, как движение к заданной цели воплощается в каждом моменте занятия, во всем многообразии детских реакций. Чтобы достигнуть такой точности, надо настойчиво воспитывать в себе чувство цели и способность всегда видеть психологическую «сердцевину» живого педагогического процесса [111J.
Характерным недостатком в методической работе является то, что «она часто односторонне приковывает внимание учителя лишь к рецептуре школьного дела» [111], а не к внутренней психической стороне учебно-воспитательного процесса, позволяющей целостно охватывать его движение к поставленной педагогической цели.
Психологическое мышление является важным составным компонентом профессионального мышления учителя. В отличие от предметного мышления оно ориентировано на понимание многочисленных явлений субъективной реальности: психических процессов и состояний человека, эмоциональных переживаний и чувств, личностных свойств и межличностных отношений, интересов и т.п. Экспериментальные исследования и практический опыт показывают, что причиной многих педагогических ошибок является неумение учителя понять своих учеников и определить правильные способы педагогического воздействия, т.е. низкий уровень развития именно психологического мышления [174].
Следовательно, суть психологического стиля мышления состоит в «работе понимания», которая предполагает способность к адекватному отражению и анализу ситуации, несмотря на переживаемые трудности. Постоянно развивая «культуру понимания», преподаватель может не только понимать, но и принимать ход мысли обучаемого.
Задания
1. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.
2. Один партнер сидит, другой — стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущения «сверху» и «снизу».

Паллиативность мышления

Паллиативность мышления заключается в компенсации несостоятельности своего мышления на определенном участке профессиональной деятельности интеллектуальными успехами в иной трудовой сфере. Паллиативность мышления проявляется во вспомогательных действиях, которые искусно дополняют реализуемые силовые линии в межличностном взаимодействии.
Ситуация
Маршал Нэй был одним из любимых маршалов Наполеона, потому что умел под грохотом взрывов и свистом пуль принимать гениальные решения и удачно их реализовывать, хотя на заседаниях генштаба перед сражением подремывал и не принимал активного участия в обсуждении.
Приемы
1. Вы мысленно представляете себя в различных проблемных ситуациях и затем стараетесь справиться с ними в вашем воображении. В итоге вы знаете, как поступить, если аналогичная или похожая ситуация возникнет в реальной жизни.
2. Чем чаще человек позволяет себе негативные мысли, тем хуже он себя чувствует и тем больше склонен думать о плохом. Наоборот, позитивные мысли помогают почувствовать себя лучше и уверенней, позволяют конструктивно подходить к любой ситуации и действовать более эффективно.
3. Позитивное отношение к окружающему миру и к себе придает силы для освобождения из застенков условностей, для преодоления ощущения собственной неполноценности, для чувства уверенности в себе в преодолении жизненных трудностей, для адаптации к стрессовым воздействиям.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.