На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Методология и теория общей психологии
Методология и теория общей психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

3.1 Содержание темы

Понятия «метод», «методология», «методы психологического исследования». Уровни методологии психологической науки. Понятие и принципы отечественной психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития,
системности.
Подходы к классификации отраслей психологии:
- по принципу деятельности (педагогическая, труда, инженерная, авиационная, военная, юридическая и др.);
- по принципу развития (возрастная, сравнительная, зоопсихология, этология, патопсихология, психогенетика и др.);
- по принципу отношения личности и общества (социальная, политическая, экологическая, личности, управления, экономическая и др.). Фундаментальная, прикладная и практическая психология и др.
Основные научные направления отечественной и зарубежной психологии (психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология и др.)

3.2 Вопросы для обсуждения

1 Назовите основные законы и принципы психологии.
2 Каковы функции методологии психологии?
3 Разведите понятия «философская методология», «общенаучная методология», «специальная научна методология».
4 Как соотносятся между собой различные методологии (советская, постсоветская)?
5 Дайте характеристику уровням психологической методологии.
6 Раскройте диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности и психики.
7 Дайте характеристику системному подходу.
8 Как характеризуется проблема объяснения в психологии?
9 Проблема категориальной структуры современной психологии.
10 В чем особенность коммуникативной методологии?
11 Что такое интегративная методология психологии?
12 Предмет психологии как центральная методологическая проблема психологии.
13 Назовите методологические проблемы психологии.
14 Из каких принципов исходит российская психологическая наука?
15 Какие отрасли существуют в современной психологии?
16 Что является предметом изучения социальной психологии, психологии труда, возрастной и педагогической психологии?

3.3 Темы эссе

1 Современное состояние психологии как науки.

3.4 Задания для самостоятельного выполнения

1 Проведите анализ литературы, определив следующие понятия: метод, методология, детерминизм, принцип, теория, концепция, категория.
2 На основе анализа научных журналов «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Методология и история психологии» приведите пример рассмотрения методологических вопросов психологической науки и практики на современном этапе.
3 Какие отрасли психологии решают следующие задачи:
1) оценка эффективности воздействия телепередачи на зрителей;
2) установление психологических причин преступности среди молодежи;
3) выявление условия эффективного запоминания информации;
4) выявление психологических причин аварийности на производстве;
5) разработка мер по устранению дедовщины в армии;
6) разработка методов работы с пожилыми людьми в доме престарелых;
7) установление уровня психического развития ребенка;
8) выделение основных условий развития способностей;
9) разработка системы методов и приемов повышения рейтинга политического лидера;
10) выявление психологических причин неуспеваемости школьников;
11) выявление причин отставания в психическом развитии детей;
12) установление влияния алкоголизма родителей на психическое развитие
детей;
13) выявление психологических особенностей людей разного пола;
14) проведение психологического анализа последствий для детей социальноэкономических изменений в России;
15) установление эффективности рекламы;
16) выявление влияния окраски производственных помещений на эффективность труда;
17) разработка программы профессионального отбора руководителей;
18) разработка методов перевоспитания осужденных;
19) установление связи между характером и телосложением;
20) оценка эффективности национальной политики правительства.
4 Заполните таблицу 1:
Таблица 1 - Предмет изучения отраслей психологии

 

Название отрасли

Предмет изучения

По принципу развития психики в деятельности

 

 

 

По принципу развития

 

 

 

По принципу отношения личности и общества

 

 

 



5 Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?
1) интроспекция является основным методом психологии;
2) психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке;
3) становление психологии как науки было связано с применением в ней общенаучных методов исследования;
4) методологические принципы — это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования;
5) термин «наблюдение» используется в психологии в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и методика;
6) главное в методике наблюдения — записывать свои впечатления о происходившем;
7) специфика метода наблюдения в психологии связана с особенностями наблюдателя (избирательность восприятия, установка, проекция «Я» на наблюдаемое поведение);
8) важным признаком эксперимента является постановка цели, конкретизирующей гипотезу исследования;
9) главным недостатком эксперимента является то, что исследователь не может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство;
10) психодиагностика — банк конкретных методик, предназначенных для построения психологической теории;
11) валидность теста — это характеристика его точности как измерительного инструмента.
6 Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос. Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?
Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение — могучий метод естествознания. И его широко используют, но... Скажите, одинаково ли вы ведете себя наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?
7 О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?
Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.
Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.
Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.
Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.
8 Прокомментируйте, о чем идет речь в следующих цитатах. В чем плюсы и минусы экспериментального метода?
Душевные явления реальны, и их реальные величины могут быть определены с такой же точностью, как и физические.
Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.
Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для него, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

3.5 Тестовые задания для проверки знаний

1 Методология:
а) представляет собой результат процесса познания;
б) определяет способы достижения и построения знания;
в) является предметной поддержкой учебной деятельности;
г) является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности.

2 Критерием научной теории в психологии не является(ются):
а) относительно завершенная логическая структура;
б) принципы и основания построения психологических теорий;
в) положения, доказательства, соединяющие теоретические конструкты с имеющимися фактами, другими теориями;
г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов.

3 Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):
а) средства познания;
б) характер целеполагания;
в) требования к точности понятийно-терминологического аппарата;
г) постановка целей и задач исследования.

4 В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:
а) развития;
б) детерминизма;
в) целостности;
г) системности.

5 С материалистической точки зрения психические явления рассматривал:
а) Р. Декарт;
б) Б. Спиноза;
в) Т. Гоббс;
г) Платон.

6 Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:
а) детерминизма;
б) развития;
в) перехода количественных изменений в качественные;
г) объективности.

7 Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:
а) механического;
б) биологического;
в) психологического;
г) социального.

8 Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:
а) процессуальным;
б) историческим;
в) структурно-функциональным;
г) динамическим.

9 Структурно-функциональный подход относится к уровню:
а) философской методологии;
б) общенаучной методологии;
в) специально-научной методологии;
г) методики и техники исследования.

10 Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:
а) философской методологии;
б) общенаучной методологии;
в) специально-научной методологии;
г) методики и техники исследования.

11 Отличительная черта отечественной психологии - использование категории:
а) деятельности;
б) бессознательного;
в) подкрепления;
г) интроспекции.

12 Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:
а) единства психики и деятельности;
б) единства содержания и формы;
в) единства и борьбы противоположностей;
г) всесторонности.

13 Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:
а) единства психики и деятельности;
б) деятельностного опосредования межличностных отношений;
в) единства строения внутренней и внешней деятельности;
г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурноисторического развития человека.

14 При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:
а) процессуальный;
б) генетический;
в) философский;
г) эволюционный.

15 Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
а) управления;
б) развития;
в) детерминизма;
г) системности.

16 Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Н. Леонтьев;
в) Г.А. Ковалев;
г) Л.С. Выготский.

17 Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:
а) детерминизма;
б) системности;
в) развития;
г) управления.

18 В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:
а) детерминизма;
б) развития;
в) активности;
г) системности.

19 Методологической основой бихевиоризма является:
а) пантеизм;
б) позитивизм;
в) неотомизм;
г) редукционизм.

20 Методология бихевиоризма тесно связана:
а) с иррационализмом;
б) с механистическим пониманием поведения;
в) с футуризмом;
г) с эволюционизмом.

21 Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:
а) системности;
б) развития;
в) управления;
г) индетерминизма.

22 Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:
а) иррационализм;
б) противопоставление личностного смысла жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий развития человека;
в) гипертрофия роли сексуальности;
г) рационализм.

Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.