Введение в психологию личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Введение в психологию личности
Внутренние условия становления и развития личности
Все страницы

1. Человек как предмет познания

Конституция Российской Федерации (1993) определяет:
- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
- Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6).
- В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

- Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17).
- Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19).
- Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21).
- Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22).
- Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23).
- Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (статья 26).
- Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28).
- Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
- Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) в числе приоритетных определил следующие принципы государственной политики в области образования:
- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности;
- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека;
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
В соответствии с ФГОС ВО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1457 от 14.12.2015 г.) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), выделены объекты профессиональной деятельности выпускников. Таковыми являются: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-
личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, имеют непосредственное отношение к всестороннему развитию личности обучающихся, соблюдению их прав:
- реализация прав ребенка на практике;
- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
- повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
- использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
- соблюдение норм профессиональной этики;
- использование научно-обоснованных методов;
- повышение собственного общекультурного уровня.
Особенно пристального внимания заслуживает развитие личности особой категории детей, каковыми являются дети с особыми образовательными потребностями. В частности, федеральный
государственный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (19.12.2014 г. № 1598) регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
• формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в связи с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
• создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптированных основных общеобразовательных программ и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.
Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром. В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции - вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания. Все возрастающее многообразие аспектов человекознания - специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложениями к различным областям общественной практики.
В настоящее время различают три важные особенности развития современной науки, связанные с проблемой человека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.
В естественных науках накоплены данные об отдельных классах природных свойств человека. Достаточно сослаться на ряд научных дисциплин, возникших в нашем столетии, каждая из которых точно соответствует одному из видов этих свойств.
Первой из них является возрастная физиология и морфология. В ее структуру включается серия учений о росте и созревании, зрелости, старении и старости (геронтология). Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет определить их как первичные свойства индивида, обнаруживаемые на всех уровнях жизнедеятельности, включая молекулярный.
Второй специальной дисциплинок новейшего времени является сексология, изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе - онтогенезе. Благодаря успехам экспериментальной генетики, эмбриологии, эндокринологии, биохимии и других наук механизм образования пола, периодизация полового диморфизма и его влияние на общесоматическое и нервно-психическое развитие человека раскрываются с большой глубиной.
Третья научная дисциплина - соматология, учение о целостности человеческого тела, его структурно-динамической организации, типах телосложения. Конституциональную структуру телосложения человека ныне рассматривают как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.
Четвертая научная дисциплина - типология высшей нервной деятельности. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человека открыли эпоху в познании природных особенностей личности. Имеются основания считать, что объекты физиологии и возрастной психологии, сексологии, соматологии и типологии высшей нервной деятельности - определенные свойства индивида - являются исходными, первичными особенностями человеческой природы.
Для характеристики положения проблемы человека в современной науке весьма важны изменения, происходящие в структуре гуманитарного знания.
Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, которую можно было бы определить как специальную науку о трудовой деятельности человека. Поскольку эта деятельность не может быть определена только характеристиками свойств человека как организма и субъекта, требуется исследование техники и технологии, составляющих социальный и вещественный аппарат трудовой деятельности. Весьма примечательно возникновение специальной дисциплины о знаковых системах - семиотики.
Следует особо отметить аксиологию - науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.
На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики - с другой, складывается эвристика - общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека. Параллельно с нею развивается науковедение как общественно-историческая дисциплина. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой.
Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.
Между всеми характеристиками человека существуют многообразные взаимосвязи, относящиеся к разным классам зависимостей (структурных, функциональных, причинно-следственных), объединяющих общество и природу. Познание этих взаимосвязей - необходимое условие практического овладения управлением человеческого развития.
Известно, что благодаря материальному производству, особенно производству средств производства, общество вооружает человека самыми разнообразными техническими средствами, бесконечно «усиливающими» естественные органы человеческого тела, а подчас и создающими новые подвижные функциональные системы или «функциональные органы», т. е. орудия в самом широком смысле слова. С помощью таких технических средств человек воздействует на окружающую природу, изменяет ее, а в процессе ее изменения преобразует и собственную природу.
Необходимость изучения человека как звена системы управления машинами возникла в связи с непосредственными нуждами технического прогресса и имеет практическое значение для целей проектирования более совершенных автоматов. Подход к человеку как к субъекту труда требует разностороннего исследования моральнопсихологической стороны трудовой деятельности человека в конкретных условиях производства.
В связи с важными сдвигами, выдвигающими проблему человека в центр современной науки, существенно изменяется положение психологии в общей системе научного познания. Психология становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.
Объединение естествознания и истории происходит в значительной мере на почве психологии, своеобразие которой заключается в том, что изучаемый ею человек как субъект может быть понят как личность и индивид одновременно. Более того, психологическое познание человека становится в современных условиях одной из общих моделей человекознания, поскольку исследование многообразных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей структуры. Мысль о том, что междисциплинарные связи могут образовываться не глобально, а по одному из измерений, в том числе по генезису знания, а тем более по объекту или методам исследования, представляется особенно важной.
Б. Г. Ананьев полагает, что личность - объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, на данной стадии развития данной общественноэкономической формации, в определенной стране с ее национальным составом. Определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретноисторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.
Ф. В. Константинов пишет в связи с этим, что «личность, человек, если его не отнести к тому или иному исторически существующему обществу, к той или иной социальной группе, классу, - это наихудшая и самая тощая абстракция». Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников - в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность. Личность характеризуется определенной глубиной осознания и переживания исторического процесса, «чувством истории».
В. П. Тугаринов пишет следующее: «Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства... свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т. е. общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений».
И. С. Кон подчеркивает ведущее значение понятия «личность» среди других определений человека. Он указывает, что «понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)... Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание - продукт общественного развития».
В зависимости от социально-экономической формации в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни - комплекс взаимодействующих обстоятельств. В этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребления, социальные институции, средства массовой коммуникации и сами люди, объединенные в различные общности. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности.
Статус и позиция личности представляются более изменчивыми и подвижными в связи с изменениями различных социальных ситуаций развития личности. Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности. С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение уровня материальной и культурной жизни семьи, то оно непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В таком случае создается жизненный стереотип того или иного уровня, который упрочивает механизмы поведения и стабилизирует наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека.
Б. Г. Ананьев указывает, что положение личности в обществе определяется системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным обеспечением прав личности со стороны данного общества и реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны личности. По определению Р. Линтона, статусы личности представляют собой центры сосредоточения прав и обязанностей, некоторую идеальную схему положения личности в обществе. С. Н. Тимашев пишет, что «статус есть позиция в определенной схеме, это просто собрание прав и обязанностей». Е. С. Кузьмин замечает, что «основное содержание этого понятия носит сугубо социальный характер и связано с должностью, правами и обязанностями личности».
Статус личности как бы «задан» сложившейся системой общественных отношений, социальных образований, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре. Понятие статуса личности может быть дополнено понятием позиции личности, характеризующим субъективную, деятельную сторону положения личности в этой структуре. И. С. Кон, объединяющий эти понятия, пишет следующее: «Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре».
Научное исследование статуса личности должно включать изучение реального экономического положения, политически-правового положения как определенного баланса прав и обязанностей гражданина, члена организации макро- и микроколлективов, трудовой профессиональной характеристики, образовательного статуса, положения семьи данного человека и положения личности в своей семье. Национальные, религиозные и другие особенности человека должны учитываться в связи с общей структурой данного общества.
Осознание статуса, как и осознание бытия вообще, невозможно вне и без деятельности человека, без практического отношения его к бытию, тем более что многие компоненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности. Однако любая деятельность в целом и в отдельном своем акте осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредующих действительность, с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, - общественной функцией человека в данной ситуации.
Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей. Вся эта сложная система субъектных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций - ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития.
Для одних ученых область психологии личности ограничивается изучением индивидуально-типических ее особенностей (К. Н. Корнилов). А для других - включает всю совокупность психических свойств человека в их связи с психическими состояниями и процессами (Б. М. Тешюв), совокупность субъективных отношений человека к объективной действительности и самому себе (В. Н. Мясищев), основные социально-психологические характеристики личности (В. И. Селиванов).
Д. Н. Узнадзе писал: «Наша наука призвана поставить вопрос о психологическом анализе и изучении закономерностей человеческой деятельности, поскольку она представляет собой предпосылку психической жизни, вырастающей и развивающейся на ее базе». При этом понимании психической активности человека, согласно которому она включает в себя активность субъекта как целого, предполагается, что психология должна приступить к своей работе, исследуя в первую очередь субъекта, личность как целое, но не отдельные акты его психической деятельности.
С. Л. Рубинштейн особенно выделял значение личностного целого как совокупности внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека. Он писал: «Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека как материального существа в его взаимоотношениях с материальным миром. Все психические явления в их взаимосвязях принадлежат конкретному, живому, действующему человеку».
В. Н. Мясищев еще более определенно формулирует свою позицию: «Психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности, или личности в деятельности».
По мнению А. Г. Ковалева, существует особый отдел - «психология личности, который имеет своим предметом духовный мир живой человеческой личности, в котором проявляется единство общего, особенного и единичного».
Субъект деятельности - личность - характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которые она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.
Позиции личности в обществе, построенном в виде сложной иерархической системы социальных отношений, привилегий, определяют престиж, репутацию и популярность личности независимо от ее личных свойств и вклада в общественное развитие. Легко заметить, что совпадение личности с субъектом определяется экстериоризацией, социальной отдачей личности. Экстериоризации предшествует длительная история развития личности путем интериоризации, однако в соотношении между этими двумя линиями развития явно возрастает перевес экстериоризации над интериоризацией. Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений, определяющих положение человека в обществе.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.