Введение в психологию личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Введение в психологию личности
Внутренние условия становления и развития личности
Все страницы

1. Человек как предмет познания

Конституция Российской Федерации (1993) определяет:
- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
- Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6).
- В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

- Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17).
- Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19).
- Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21).
- Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22).
- Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23).
- Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (статья 26).
- Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28).
- Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
- Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) в числе приоритетных определил следующие принципы государственной политики в области образования:
- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности;
- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека;
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
В соответствии с ФГОС ВО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1457 от 14.12.2015 г.) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), выделены объекты профессиональной деятельности выпускников. Таковыми являются: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-
личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, имеют непосредственное отношение к всестороннему развитию личности обучающихся, соблюдению их прав:
- реализация прав ребенка на практике;
- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
- повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
- использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
- соблюдение норм профессиональной этики;
- использование научно-обоснованных методов;
- повышение собственного общекультурного уровня.
Особенно пристального внимания заслуживает развитие личности особой категории детей, каковыми являются дети с особыми образовательными потребностями. В частности, федеральный
государственный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (19.12.2014 г. № 1598) регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
• формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в связи с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
• создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптированных основных общеобразовательных программ и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.
Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром. В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции - вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания. Все возрастающее многообразие аспектов человекознания - специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложениями к различным областям общественной практики.
В настоящее время различают три важные особенности развития современной науки, связанные с проблемой человека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.
В естественных науках накоплены данные об отдельных классах природных свойств человека. Достаточно сослаться на ряд научных дисциплин, возникших в нашем столетии, каждая из которых точно соответствует одному из видов этих свойств.
Первой из них является возрастная физиология и морфология. В ее структуру включается серия учений о росте и созревании, зрелости, старении и старости (геронтология). Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет определить их как первичные свойства индивида, обнаруживаемые на всех уровнях жизнедеятельности, включая молекулярный.
Второй специальной дисциплинок новейшего времени является сексология, изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе - онтогенезе. Благодаря успехам экспериментальной генетики, эмбриологии, эндокринологии, биохимии и других наук механизм образования пола, периодизация полового диморфизма и его влияние на общесоматическое и нервно-психическое развитие человека раскрываются с большой глубиной.
Третья научная дисциплина - соматология, учение о целостности человеческого тела, его структурно-динамической организации, типах телосложения. Конституциональную структуру телосложения человека ныне рассматривают как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.
Четвертая научная дисциплина - типология высшей нервной деятельности. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человека открыли эпоху в познании природных особенностей личности. Имеются основания считать, что объекты физиологии и возрастной психологии, сексологии, соматологии и типологии высшей нервной деятельности - определенные свойства индивида - являются исходными, первичными особенностями человеческой природы.
Для характеристики положения проблемы человека в современной науке весьма важны изменения, происходящие в структуре гуманитарного знания.
Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, которую можно было бы определить как специальную науку о трудовой деятельности человека. Поскольку эта деятельность не может быть определена только характеристиками свойств человека как организма и субъекта, требуется исследование техники и технологии, составляющих социальный и вещественный аппарат трудовой деятельности. Весьма примечательно возникновение специальной дисциплины о знаковых системах - семиотики.
Следует особо отметить аксиологию - науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.
На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики - с другой, складывается эвристика - общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека. Параллельно с нею развивается науковедение как общественно-историческая дисциплина. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой.
Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.
Между всеми характеристиками человека существуют многообразные взаимосвязи, относящиеся к разным классам зависимостей (структурных, функциональных, причинно-следственных), объединяющих общество и природу. Познание этих взаимосвязей - необходимое условие практического овладения управлением человеческого развития.
Известно, что благодаря материальному производству, особенно производству средств производства, общество вооружает человека самыми разнообразными техническими средствами, бесконечно «усиливающими» естественные органы человеческого тела, а подчас и создающими новые подвижные функциональные системы или «функциональные органы», т. е. орудия в самом широком смысле слова. С помощью таких технических средств человек воздействует на окружающую природу, изменяет ее, а в процессе ее изменения преобразует и собственную природу.
Необходимость изучения человека как звена системы управления машинами возникла в связи с непосредственными нуждами технического прогресса и имеет практическое значение для целей проектирования более совершенных автоматов. Подход к человеку как к субъекту труда требует разностороннего исследования моральнопсихологической стороны трудовой деятельности человека в конкретных условиях производства.
В связи с важными сдвигами, выдвигающими проблему человека в центр современной науки, существенно изменяется положение психологии в общей системе научного познания. Психология становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.
Объединение естествознания и истории происходит в значительной мере на почве психологии, своеобразие которой заключается в том, что изучаемый ею человек как субъект может быть понят как личность и индивид одновременно. Более того, психологическое познание человека становится в современных условиях одной из общих моделей человекознания, поскольку исследование многообразных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей структуры. Мысль о том, что междисциплинарные связи могут образовываться не глобально, а по одному из измерений, в том числе по генезису знания, а тем более по объекту или методам исследования, представляется особенно важной.
Б. Г. Ананьев полагает, что личность - объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, на данной стадии развития данной общественноэкономической формации, в определенной стране с ее национальным составом. Определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретноисторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.
Ф. В. Константинов пишет в связи с этим, что «личность, человек, если его не отнести к тому или иному исторически существующему обществу, к той или иной социальной группе, классу, - это наихудшая и самая тощая абстракция». Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников - в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность. Личность характеризуется определенной глубиной осознания и переживания исторического процесса, «чувством истории».
В. П. Тугаринов пишет следующее: «Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства... свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т. е. общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений».
И. С. Кон подчеркивает ведущее значение понятия «личность» среди других определений человека. Он указывает, что «понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)... Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание - продукт общественного развития».
В зависимости от социально-экономической формации в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни - комплекс взаимодействующих обстоятельств. В этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребления, социальные институции, средства массовой коммуникации и сами люди, объединенные в различные общности. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности.
Статус и позиция личности представляются более изменчивыми и подвижными в связи с изменениями различных социальных ситуаций развития личности. Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности. С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение уровня материальной и культурной жизни семьи, то оно непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В таком случае создается жизненный стереотип того или иного уровня, который упрочивает механизмы поведения и стабилизирует наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека.
Б. Г. Ананьев указывает, что положение личности в обществе определяется системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным обеспечением прав личности со стороны данного общества и реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны личности. По определению Р. Линтона, статусы личности представляют собой центры сосредоточения прав и обязанностей, некоторую идеальную схему положения личности в обществе. С. Н. Тимашев пишет, что «статус есть позиция в определенной схеме, это просто собрание прав и обязанностей». Е. С. Кузьмин замечает, что «основное содержание этого понятия носит сугубо социальный характер и связано с должностью, правами и обязанностями личности».
Статус личности как бы «задан» сложившейся системой общественных отношений, социальных образований, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре. Понятие статуса личности может быть дополнено понятием позиции личности, характеризующим субъективную, деятельную сторону положения личности в этой структуре. И. С. Кон, объединяющий эти понятия, пишет следующее: «Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре».
Научное исследование статуса личности должно включать изучение реального экономического положения, политически-правового положения как определенного баланса прав и обязанностей гражданина, члена организации макро- и микроколлективов, трудовой профессиональной характеристики, образовательного статуса, положения семьи данного человека и положения личности в своей семье. Национальные, религиозные и другие особенности человека должны учитываться в связи с общей структурой данного общества.
Осознание статуса, как и осознание бытия вообще, невозможно вне и без деятельности человека, без практического отношения его к бытию, тем более что многие компоненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности. Однако любая деятельность в целом и в отдельном своем акте осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредующих действительность, с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, - общественной функцией человека в данной ситуации.
Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей. Вся эта сложная система субъектных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций - ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития.
Для одних ученых область психологии личности ограничивается изучением индивидуально-типических ее особенностей (К. Н. Корнилов). А для других - включает всю совокупность психических свойств человека в их связи с психическими состояниями и процессами (Б. М. Тешюв), совокупность субъективных отношений человека к объективной действительности и самому себе (В. Н. Мясищев), основные социально-психологические характеристики личности (В. И. Селиванов).
Д. Н. Узнадзе писал: «Наша наука призвана поставить вопрос о психологическом анализе и изучении закономерностей человеческой деятельности, поскольку она представляет собой предпосылку психической жизни, вырастающей и развивающейся на ее базе». При этом понимании психической активности человека, согласно которому она включает в себя активность субъекта как целого, предполагается, что психология должна приступить к своей работе, исследуя в первую очередь субъекта, личность как целое, но не отдельные акты его психической деятельности.
С. Л. Рубинштейн особенно выделял значение личностного целого как совокупности внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека. Он писал: «Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека как материального существа в его взаимоотношениях с материальным миром. Все психические явления в их взаимосвязях принадлежат конкретному, живому, действующему человеку».
В. Н. Мясищев еще более определенно формулирует свою позицию: «Психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности, или личности в деятельности».
По мнению А. Г. Ковалева, существует особый отдел - «психология личности, который имеет своим предметом духовный мир живой человеческой личности, в котором проявляется единство общего, особенного и единичного».
Субъект деятельности - личность - характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которые она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.
Позиции личности в обществе, построенном в виде сложной иерархической системы социальных отношений, привилегий, определяют престиж, репутацию и популярность личности независимо от ее личных свойств и вклада в общественное развитие. Легко заметить, что совпадение личности с субъектом определяется экстериоризацией, социальной отдачей личности. Экстериоризации предшествует длительная история развития личности путем интериоризации, однако в соотношении между этими двумя линиями развития явно возрастает перевес экстериоризации над интериоризацией. Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений, определяющих положение человека в обществе.

 


 

2. Внутренние условия становления и развития личности


Б. Г. Ананьев полагает, что субъект всегда личность, а личность - субъект, но субъект не только личность, а личность не только субъект, так как, помимо различия самих характеристик деятельности и отношений, существуют еще различия в принадлежности этих характеристик к более общим структурам. Дело в том, что личность как общественный индивид не есть отдельная система, не есть единичный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует общество. Такой структурной единицей, «элементом» общества является не отдельный человеческий индивид с его отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные связи которой внутри нее и между другими группами, с обществом в целом, создают коллектив.
И. С. Кон так характеризует отношение личности к группе: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ролей, как и групп, к которым принадлежит индивид, много: муж, отец, рабочий. Определение объективной
структуры личности как совокупности всех ее ролей подчеркивает зависимость личности от других индивидов и социального целого». «Под социальной ролью, - пишет И. С. Кон, - понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное; субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа».
Комплекс социальных групп составляет микросреду, через которую личность взаимодействует с более крупными социальными образованиями и обществом в целом. Сложная цепь взаимосвязей между макросредой, микросредой и личностью, согласно исследованиям Е. С. Кузьмина и его сотрудников, составляет важную характеристику социального развития личности. Поскольку в каждой из социальных систем и групп имеются собственные предписания, санкции и подкрепления, то они предъявляют стереотипные требования к личности независимо от ее индивидуально-типических особенностей. Эти требования в виде «ролевого ожидания» определяют поведение человека
в данной социальной системе в форме выполнения заданных социальных ролей.
Е. С. Кузьмин: «роль может оцениваться в социальной, социальнопсихологической и психологической системах. Роль в социальном плане - это скорее объективный результат и общественная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в психологическом плане - это соответствие качеств индивида выполняемой роли. Роль в социальнопсихологическом смысле - это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями. Все ценностные ориентации существенно зависят от динамики ролей и наоборот».
Наукой выделен общий центр, в котором сходятся исследования Наукой выделен общий центр, в котором сходятся исследования социологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Для психологии этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность, или система сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе (В. Н. Мясищев), взаимопроникновение смысла и значения (А. Н. Леонтьев), динамика установки (Д. Н. Узнадзе,
A. С. Прангишвили), нравственные позиции и мотивы поведения формируемой личности (Л. И. Божович). Психологическое исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философского и социально-психологического изучения самих ценностей.
B. П. Тугаринов замечает: «отдельный человек может пользоваться
лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные».
В. А. Ядов пишет: «ценностные ориентации личности - сфера субъективного, область индивидуального сознания». Выявление роли этих ценностных ориентаций в производственной деятельности, в общей совокупности факторов производительности труда свидетельствует об «относительной самостоятельности развития индивидуального и общественного сознания, его активном влиянии на реальное поведение людей в производственных условиях».
А. В. Петровский (1998) в своей концепции уделял существенное внимание потребности человека «быть личностью». Запечатлевая, продолжая себя в других членах общества, человек упрочивает свое существование. Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях, индивид объективно формирует содержание своей потребности в персонализации. Субъективно последняя может выступать в мотивации достижения, притязаний на внимание, славу, дружбу, уважение, положение лидера и может быть или не быть рефлексирована, осознана. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела. Таким образом, выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в себя не только знания, которые ему передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности. Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Однако удовлетворение потребности, как известно, порождает новую потребность более высокого порядка. Этот процесс не является конечным. Он продолжается либо в расширении объектов персонализации, в появлении новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект, либо в углублении самого процесса, то есть в усилении его присутствия в жизни и деятельности других людей. Реализуя потребность «быть личностью» и перенося себя в другого, индивид осуществляет эту «транспортировку» отнюдь не в безвоздушной среде «общения душ», а в конкретной деятельности, производимой в конкретных социальных общностях. Экспериментальные исследования подтвердили гипотезу, что оптимальные условия для персонализации индивида существуют в группе высшего уровня развития, где персонализация каждого
выступает в качестве условия персонализации всех. В группах корпоративного типа, напротив, каждый стремится быть
персонализирован за счет деперсонализации других. Этот психологический факт фиксирует концепция деятельностного
опосредствования межличностных отношений.
Б. Г. Ананьев убежден, что современная психология все более глубоко проникает в связь, существующую между интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуалъной структурой самой личности.
Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь, сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Ограничение или тем более разрыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов. Распад самих социальных объединений влечет ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих индивидуальное поведение, вернее, совокупность индивидуальных поведений участников таких распадающихся объединений. Структура личности постепенно складывается в процессе ее социального развития и является, следовательно, продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам развития личности, при структурном изучении этого развития обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязей между самими компонентами.
А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев выделяют в качестве основных структурных особенностей личности соотношения социальных и индивидуальных тенденций в синтезе свойств личности. В своей известной концепции В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой темперамента, связывая именно со структурными особенностями личности меру и своеобразие ее целостности. Иначе подходит к «структуре психической жизни личности» А. Г. Ковалев. Он полагает, что эта структура образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности. А. Г. Ковалев пишет, что «развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека». Следует особо отметить, что А. Г. Ковалев относит к числу сложных структур и темперамент, который он называет «структурой природных свойств». К сложным структурам также относятся направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Структуры представляют собой высший уровень регуляции деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда.
Согласно Б. Г. Ананьеву, статус и социальные функции - роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни. Переход отношений в черты характера - одна из основных закономерностей характерообразования. Впервые эта закономерность была обнаружена
А. Ф. Лазурским. В. Н. Мясищев и его ученики развивают эту концепцию взаимосвязи и многообразия отношений, образующих личность. Структурной интеграцией отношений, согласно этой концепции, является характер личности.
Крупнейшим вкладом в теорию личности и характерологию является педагогическое учение А. С. Макаренко. Педагогический опыт и учение А. С. Макаренко были своего рода психологическим открытием, поскольку раскрывался социогенез характера, прослеживался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутренние отношения человека к окружающему миру. Человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, взрослых и сверстников, коллектива и руководителей, людей, находящихся в различных социальных позициях и играющих разные роли в истории его развития.
Переход взаимоотношений, преобразование интериндивидуалъных связей, функционирующих в определенных обстоятельствах жизни, в интраиндивидуалъные связи является обязательным условием образования структуры личности и ее характера. На основании индивидуально-монографических и социально-психологических исследований мы пришли к выводу о том, что существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования. Раньше всего, непосредственно в жизни социальной группы, из взаимоотношений между ее членами возникают отношения личности к другим людям, закрепляясь в практике общественного поведения, они превращаются в наиболее общие и первичные черты характера, которые были названы нами коммуникативными. Эти черты характера, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных), возникающих в процессе развития из тех или иных видов деятельности, из разнообразных отношений к жизненным обстоятельствам и событиям. Наиболее поздним является образование отношений формирующегося человека к самому себе. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения и реализации их в поведении для того, чтобы отношения к себе превратились в свойства характера, которые мы называем рефлексивными. Однако именно эти свойства, хотя они и являются наиболее поздними и зависимыми от всех остальных, завершают структуру характера и обеспечивают его целостность.
На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между:
а) информацией о людях и межличностных отношениях;
б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;
в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.
Б. Г. Ананьев полагает, что вопрос о том, является ли поведение человека более общим понятием, чем деятельность (труд, учение, игра и т. д.), или, напротив, деятельность есть родовая характеристика человека, по отношению к которой поведение - частный вид, должен решаться конкретно, в зависимости от плоскости рассмотрения человека. В данном случае, когда нас интересуют именно личность и ее структура, можно считать поведение человека в обществе родовой характеристикой, по отношению к которой все виды деятельности имеют частное значение. Нам представляется весьма полезным с этой точки зрения понимание личности как субъекта поведения, посредством которого реализуется потребность в определенных объектах и в определенных ситуациях. Такое понимание предложено Д. Н. Узнадзе.
Для дальнейшего развития учения Д. Н. Узнадзе характерно углубление знаний о функциях установки. Ученик Д. Н. Узнадзе И. Т. Бжалава показал, что в общей системе саморегуляции установка-поведение- личность являются звеньями единой цепи. На основе теории установки, раскрывающей, в частности, природу фиксации внутренних свойств, В. Г. Норакидзе исследовал важные стороны процесса характерообразования.
Б. Г. Ананьев заключает, что структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно:
1) субординационному (иерархическому), при котором более сложные и общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих автономию для коррелируемых свойств.
Субъект деятельности, производящий материальные или духовные ценности, отличен от субъекта поведения в общем смысле этого слова. Определение субъекта деятельности вне исторически сложившейся формы предметной деятельности невозможно, так как субъектпредмет деятельности-средства деятельности составляют единое целое. Основной предметной деятельностью человека является труд, на базе развития которого возникли все другие формы ее, включая игру и учение. Структура труда как основной деятельности складывается из взаимодействия человека как субъекта труда с предметом труда посредством орудия, которое является наиболее подвижной, изменяющейся и активной структурной частью этой деятельности. Вся совокупность исторически сложившихся и проверенных общественной практикой трудовых операций с этими орудиями выступает в качестве движущей силы психического развития человека. Человек является, однако, не только субъектом труда, с помощью которого преобразуется природа внешней среды и его собственная природа. Он не в меньшей мере является и объектом труда, поскольку коллективный труд людей обеспечивает возможность его формирования и развития как субъекта труда.
Специализация и выделение особых средств коммуникации, их относительная эмансипация по мере исторического развития от самого процесса производства материальной жизни связаны с внутренними законами развития языка, его словарного состава и грамматического строя, исходным механизмом которых является исторически сложившаяся знаковая система.
Но язык, хотя и есть главнейшее средство коммуникации, не является единственным. Он всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения, в том числе с экспрессивными реакциями поведения (мимико-соматическими, интонационными и жестикулярно- тоническими), семантикой поведения, т. е. смыслом и значением поступков людей в определенных обстоятельствах, процессом совместной деятельности в сложных трудовых актах. Для регулирования процедур коллективных действий в целях их взаимосогласования применяются правила сигнализации. Для регулирования и организации настройки коллективного поведения применяется та или иная символизация традиций, обычаев, иерархии отношений, прав и обязанностей членов групп, общей функции групп. Сложнейшие взаимопереплетения субъективно-объективных позиций речи определяют не только устную и письменную речь, но и речь внутреннюю, для которой характерно сочетание редуцированных форм внутренних диалогов и монологов. Благодаря этому сочетанию объективно-субъективных позиций внутренняя речь является механизмом не только логического мышления, но и нравственного сознания с его переживаниями совести. Во внутренней речи, таким образом, наиболее глубоко сказываются эффекты общения.
М. И. Лисина (1986) полагает, что реализация потребности в общении является основополагающим фактором открытия себя как личности для каждого человека.
Изучение потребностей - одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Не решен и вопрос о происхождении потребности в общении. Как же и когда появляется потребность в общении у детей? Отправляясь от определения общения, от понимания его предмета и природы коммуникативной потребности, выделены четыре критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении.
- Первым критерием служит внимание и интерес ребенка к взрослому; в этом критерии обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый стал объектом особой активности детей.
- Вторым критерием являются эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в них обнаруживается оценка взрослого ребенком, наличие у ребенка отношения к взрослому, которое неразрывно
связано со знанием о нем.
- Третий критерии состоит в инициативных действиях ребенка, направленных на то, чтобы привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером; в этом поведении обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собою и самому как бы еще раз увидеть свои возможности через реакцию другого человека.
- Четвертым критерием служит чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки. Деятельность общения и потребность в общении конституируются почти одновременно, и исходным пунктом в обоих случаях служит выделение взрослого в качестве объекта особой активности ребенка. Жизненная практика, в конце концов, помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать. Органические потребности - не единственная основа потребности в общении. Великое значение имеет изначальное стремление ребенка к новым впечатлениям.
Возникшая у ребенка с открытия фундаментального свойства - субъектности, «личностности» взрослого и самого себя, потребность в общении и дальше постоянно побуждает детей к выявлению все новых и новых качеств у себя и у окружающих людей, их возможностей и способностей, важных для успеха совместной деятельности.
В последующие годы у детей появляется также стремление общаться друг с другом. Как рождается эта новая коммуникативная потребность?
Потребность в общении имеет единую природу независимо от того, каков возраст партнера: главное - это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. Для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. Если между ребенком и взрослым разворачивается общение, то не только взрослый оказывается мотивом социального поведения ребенка: ребенок тоже обязательно становится объектом, а, значит, и мотивом деятельности общения у взрослого человека. Эти два мотива принадлежат разным людям: один - ребенку, а другой - его партнеру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обусловливают друг друга.
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:
1) потребность во впечатлениях;
2) потребность в активной деятельности;
3) потребность в признании и поддержке.
Длительность состояния беспомощности приводит к тому, что долгое время лишь через посредство взрослых дети могут насытить свою жажду впечатлений. Таким образом, потребность в новых впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт со взрослыми. Так возникает первая группа мотивов общения, которые мы называем познавательными.
Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях. Потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращения к взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые мы назвали деловыми.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании и поддержке - это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.
Сосредоточенность общения на личности людей - на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит, в конечном счете, делу самопознания детей и познания ими социального мира. Поэтому мотивы третьей группы называются личностными. Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности.
В качестве объекта познания человек выступает перед психологическим познанием, существующим в трех основных формах: практического знания, художественного познания и моделирования характеров, научного познания людей. Сознание есть общий эффект конвергенции труда, общения и познания.
Все это дает нам право считать, что человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности. Экстериоризация постоянно подкрепляется интериоризацией. Образование субъекта деятельности не завершается до тех пор, пока эта деятельность осуществляется; это своего рода перманентный процесс, относящийся к любому возрасту человека как деятеля. Образование новых объектов - материальных и духовных ценностей, созидаемых человеком для общества, - имеет более позднее начало в индивидуальном развитии человека, но вместе с тем не лимитируется возрастом. Финиш творческой деятельности может наступить только со смертью человека.
Особое значение в психологии личности имеют аналогии между линиями развития трудоспособности и одаренности, трудоспособности и жизнеспособности. Эти аналогии помогут в будущем построить некоторую общую модель резервов и ресурсов личности, которые проявляют себя в самых различных направлениях в зависимости от реального процесса взаимодействия человека с жизненными условиями внешнего мира и от структуры личности самого человека. Г енетическая общность между всеми видами человеческих ресурсов и резервов устанавливается в различных направлениях. Первым из них является найденная С. Пако корреляционная связь между одаренностью и жизнеспособностью. Вторым направлением является определение зависимостей между общей одаренностью и специальными умственными способностями, между вербальными и невербальными способностями, разными видами интеллекта. Третьим направлением следует считать исследование связей между успешностью учения и умственной одаренностью.
Таким образом, Б. Г. Ананьева различал свойства человека как индивида, личности и субъекта деятельности, составляющих единую историческую природу человека. Понимание социальной детерминации всех этих свойств и единства их материальных механизмов позволяет объяснить генезис психических функций, процессов, состояний, тенденций и потенциалов человека, исследовать его внутренний мир объективными средствами современной науки.
Каждая из этих групп человеческих свойств является системой, открытой внешнему миру. В постоянном и активном взаимодействии человека с миром - природой и обществом - осуществляется его индивидуальное развитие. Обмен веществ, энергии, информации и даже самих человеческих свойств в этом процессе взаимодействия имеет универсальный характер для бытия и сознания человека. Для того чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого, нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта).
Подход с этой стороны к явлениям человеческой индивидуальности представляется весьма перспективным. Именно в этих явлениях как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей. В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» - ядро человеческой личности. Благодаря противоречивому сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем его сознание является одновременно субъективным отражением объективной деятельности и внутренним миром личности. Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности. Измерение этой внутренней глубины возможно лишь объективными методами современной науки. Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека.
«Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям, - писал С. Л. Рубинштейн - Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность». Вот как
С. Л. Рубинштейн описывал соотношение индивидуальности и личности: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств, человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знания, но и как отношения. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности». Вместе с тем С. Л. Рубинштейн оговаривается, что в данное определение должны входить также и неосознанные тенденции личности, вообще все то, что составляет ядро личности, ее «Я». Индивидуальное фигурирует и в собственном смысле, как психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях, и в естественнонаучном толковании человека как индивида с комплексом определенных природных свойств.
Сложные субординационные, «иерархические» связи здесь можно представить так: индивид - личность - индивидуальность.
В. П. Тугаринов включает индивидуальность в число основных признаков личности наряду с разумностью, ответственностью, свободой, личным достоинством. При этом, индивидуальное, хотя и интерпретируется как неповторимое, присущее только данной личности, рассматривается как вариант общезначимого. Самое существенное в индивидуальности, по мнению В. П. Тугаринова, - ее направленность. «Индивидуальность становится общественной ценностью, - пишет автор, - лишь тогда, когда ее проявления направлены на служение обществу и общественному прогрессу».
И. С. Кон также отмечает, что, «будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима, так как данная структура и сочетание ролей и такое именно их осознание характерны лишь для этого человека и ни для кого другого. Одни и те же объективные условия в сочетании с разной индивидуальностью дают разный тип личности».
Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека.
Следовательно, теория человеческой индивидуальности может быть построена только в системе синтетического человекознания.

Опросник «Ауто- и гетероагрессия» (Е.П. Ильин)

Инструкция. Сейчас я оглашу ряд положений, касающихся Вашего поведения. Если они соответствуют имеющейся у Вас тенденции реагировать именно так, рядом с номером зачитываемого положения поставьте знак «+», если нет, то знак «-».

Опросник
1. Я не могу удержаться от грубых слов в свой адрес, если допускаю оплошность в каком-нибудь деле.
2. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
3. Когда у меня что-то не получается в совместной работе с другими, я прежде всего ругаю самого себя, а не партнеров.
4. От злости я часто посылаю проклятия своему обидчику.
5. При возникновении конфликта с другими людьми я чаще всего обвиняю себя.
6. Если что-нибудь меня раздражает, я готов сказать все, что о нем думаю.
7. Я часто проклинаю себя за то, что сделал не то, что хотел.
8. Когда не меня кричат, я тоже начинаю кричать в ответ.
9. Иногда я выражаю досаду на себя каким-нибудь физическим действием (ударяю себя по бедру, по лбу и т.д.).
10. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
11. Если я совершаю поступок, который кажется мне недостойным, я долго корю себя.
12. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
13. Если я делаю глупость, то ругаю себя последними словами.
14. Я споре я часто начинаю сердиться и кричать.
15. Когда кто-то не отдает мне долг, я обвиняю прежде всего самого себя: так мне, дураку, и надо.
16. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
17. Поссорившись с кем-то, я никогда не обвиняю себя.
18. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
19. Даже если я злюсь на себя, я не прибегаю к сильным выражениям в свой адрес.
20. Как бы ни был я зол, я стараюсь не оскорблять других.


Ключ к опроснику

Шкала аутоагрессии: начисляется по 1 баллу за ответы «да» по пунктам 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 и ответы «нет» по пунктам 17 и 19.
Шкала гетероагрессии: начисляется по 1 баллу за ответы «да» по пунктам 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 и ответы «нет» по пунктам 18 и 20.
Подсчитывается общая сумма баллов по каждой шкале. Сравнение полученных баллов позволяет судить о том, какой вид агрессии выражен у данного человека.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1
1. Выяснить роль проблемы личности как проблемы человека.
2. Объяснить суть понятий: личность, подход к изучению личности.
3. Понять различия между коллекционерским, биосоциальным и культурным походами к изучению личности.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2
1. Выяснить роль человека как индивида, субъекта деятельности, личности.
2. Объяснить суть понятий: субординационный (иерархический) и координационный принципы строения структуры личности.
3. Понять различия между индивидом, личностью, субъектом деятельности, индивидуальностью.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Подготовить сообщение на тему «Проблема личности в комплексном человекознании Б. А. Ананьева».
Рекомендации к выполнению: используя знания, полученные на лекциях, усвоенные в процессе обсуждения, а также информацию, полученную в данном учебно-методическом пособии, составьте сообщение о человеке как предмете познания, раскройте понятия «индивид», «личность», «субъект», отразите функции индивидных свойств в развитии человека.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни : учебное пособие для вузов и ссузов. М., 2018.
2. Ананьев, Б.А. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М., 2008.
3. Горбатов, Д.С. Общепсихологический практикум : учебное пособие для бакалавров. М., 2013.
Источник: Психология личности: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология личности» / С.А. Дюпина. - Орехово-Зуево: Редакционноиздательский отдел ГГТУ, 2018. - 180 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.