На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Лекция Познавательные психические процессы
Лекция Познавательные психические процессы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1 Ощущение – первичная форма отражения действительности
2 Сущность и основные качества восприятия
3 Внимание и его свойства
4 Память и виды памяти
5 Особенности мышления, как познавательного процесса и его виды
6 Воображение и его виды

1 Ощущение – первичная форма отражения действительности

Ощущения – это первооснова для восприятия и познания живыми существами свойств окружающего мира.
Ощущения есть отражение в сознании человека конкретных, отдельных свойств и качеств предметов и явлений материальной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Отражение мира на уровне ощущений присутствует практически у всех живых существ – от простейших до высших. Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости. В свою очередь, раздражение вызывает ещё один процесс – возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
Физиологической основой ощущений является деятельность
сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор – это воспринимающая часть анализатора, его основная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) проводящих нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, поступающих от рецепторов.
Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа
чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.
Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.
Органы чувств у человека с рождения приспособлены для переработки разнообразных видов энергии. Поэтому существуют такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные или тактильные.
С одной стороны, ощущения объективны, т.к. в них всегда отражен внешний раздражитель. С другой стороны, они субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей организма.
Но человек ощущает далеко не все существенные виды энергии, даже если они для него жизненно значимы. Например, радиация, инфракрасные лучи, ультрафиолетовые лучи, радиоволны. К ним человек психологически нечувствителен. Следовательно, с помощью ощущений мы получаем только небольшую, но наиболее значимую часть информации, которая воздействует на человеческий организм.
Наиболее известна классификация Шеррингтона. Он выделяет три основных типа ощущений: итероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные.
1) интероцептивные (органические) ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов (ощущения боли, голода, жажды и др.);
2) проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Это ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках);
3) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.
Экстероцептивные ощущения принято условно разделять на две группы: контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые). Обонятельные ощущения в этом ряду занимают промежуточное положение.
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода.


Общие свойства ощущений.

Адаптация ощущений – способность органов чувств менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям.
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей.
Синестезия – это возникновение под действием одного раздражителя ощущений, характерных для другого раздражителя.
Пороги чувствительности ощущений.
Под порогами чувствительности понимают такие выраженные в физических величинах значения интенсивности воздействий, пересечение которых приводит либо к возникновению, либо к исчезновению адекватных ощущений.
Абсолютно низкий порог ощущений – едва заметное ощущение, вызываемое минимальной величиной раздражителя.
Абсолютно верхний порог ощущений – максимальная величина ощущения, возникающая при наибольшей величине раздражителя.
Дифференциальный порог ощущений – это наименьшее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком.


2 Сущность и основные качества восприятия


Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. В результате восприятия возникает целостный образ того предмета, который находится перед нами.
Образ, который складывается, в результате восприятия, обладает следующими свойствами: предметностью, целостностью, константностью, категориальностью.
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Целостность восприятия – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различия ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.
Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.
Кроме этого одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, т.е. субъективно. Это свойство восприятия называется апперцепцией. Апперцепция – это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Виды восприятия.
В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
В зависимости от формы существования материи выделяют следующие виды восприятия: пространства, времени, человека, движений, восприятие человека.
Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.
Восприятие движения. Физическое движение и восприятие движения – не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительности нет. Так возникает, например, иллюзорное движение луны за облаками. Отражение движения в восприятии является следствием такой же перцептивной деятельности, связанной с переработкой наличных раздражений в процессе взаимодействия с объектами, как и отражение пространственных характеристик. В восприятии движения важную роль также играет выделение фигуры из фона – при логической возможности воспринимается движение того объекта, который является в восприятии фигурой, а то, что воспринимается как фон, остается неподвижным.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.
В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.
В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.


3 Внимание и его свойства


Внимание занимает особое положение среди психических процессов, так как оно включено во все остальные психические процессы и выступает как их необходимый момент.
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.
Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других объектов.
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, объем, сосредоточенность (концентрация), распределение, отвлекаемость и переключение.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен четырем-шести объектам.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представление человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии распределение внимания объясняется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.
Устойчивость внимания. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.
Свойством, противоположным устойчивости, является отвле-каемость.
Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. К свойствам внимания относится и переключение внимания.
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Функции внимания.
1. Функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности.
2. Функция игнорирования других несущественных конкурирующих воздействий.
3. Функция регуляции и контроля деятельности, т.е. удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель.
Виды внимания.
Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Произвольное внимание (активное, волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.
Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.
Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.
Кроме перечисленных видов внимания, различают природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

4 Память и виды памяти

Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Способность сохранять информацию о событиях является фундаментальным свойством материи вообще, как живой, так и неживой. Однако только в деятельности живых организмов способность сохранять структуры воздействий начинает играть важную функциональную роль.
Память обеспечивает построение всестороннего образа мира, связывая разрозненные впечатления в целостную картину, связывая прошлое с настоящим и будущим.
В связи со сказанным, в психологии определение памяти приобретает нижеследующую формулировку.
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Виды памяти.
В зависимости от произвольной активности, волевого регулирования, выделяют произвольную память и непроизвольную.
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Приемы заучивания бывают:
1. Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
2. Логический пересказ, который включает: логическое осмысливание материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей;
3. Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, эмоциональная;
4. Мнемотехнические приемы запоминания – специальные приемы для облегчения запоминания.
По времени сохранения материала выделяют кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память. Кратковременная память (КП) обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (до 20 с). После чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения
информации. Кратковременная память ограничена по объему. Объем кратковременной памяти составляет 7+2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного предъявления человек может запомнить от пяти до девяти слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По объему кратковременной памяти (ОКП) можно прогнозировать успешность обучения по формуле ОКП: 2 + 1 = балл учебный.
Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное хранение информации. Долговременная память бывает двух типов:
1. ДП с сознательным доступом, т.е. человек, может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию. Для этого вида памяти свойственна закономерность забывания. Забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.
Для уменьшения забывания необходимо:
1. Понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
2. Повторение информации
1-ое повторение нужно через 40 мин после заучивания, т.к. через 1 час в памяти остается только 50 % механически заученной информации. Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания. В 1-й день два-три повторения, во 2-й день одно-два повторения, в 3-7 дни по одному повторению. Затем одно повторение с интервалом в 7 – 10 дней. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическое, без перегрузки заучивание маленькими порциями студентом в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающие умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии;
2. ДП закрытая, человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ.
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Во время ночного сна происходит очищение промежуточной памяти. Информация, накопленная за прошедший день переводится в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3-х часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, появляются ошибки в речи, в действиях.


5 Особенности мышления, как познавательного процесса и его виды


Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые не доступны непосредственному чувственному восприятию.
Мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Процесс мышления характеризуется нижеследующими особенностями.
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на свой прошлый опыт.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется знаниями предшествующих поколений.
3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Мы всегда отражаем связи и отношения между явлениями в отвлеченном и обобщенном виде.
4. Мышление – это всегда отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью.
Выделяют основные мыслительные операции.
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая переходить от частей к целому.
Сравнение – установление сходства или различия между объектами.
Обобщение – объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование – отвлечение – операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных свойств.
Основные формы логического мышления.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явления, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
Суждение – это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными.
Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают индуктивные (от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному), по аналогии (от частного к частному).
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности могут проявляться в следующих качествах мышления: широте, глубине, самостоятельности мышления, гибкости мысли, быстроте, критичности ума.
Широта мышления – способность охватить вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления – выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли – выражается в ее свободе от закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума – проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Виды мышления.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное.
Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.
Наглядно-образное мышление – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без нее совершаться не может. Человек в этом случае привязан к действительности.
Теоретическое образное мышление – материалом для решения задач являются мысленные образы.
Теоретическое понятийное мышление – в процессе решения задачи человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме. Он ищет решение задачи, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми.
С точки зрения новизны, оригинальности способов решения задач, выделяют репродуктивное (воспроизводящее) мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников и продуктивное (творческое) мышление – мышление на основе творческого воображения.
Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития.


6 Воображение и его виды


Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Суть воображения состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью.
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе следующих процессов:
1. Вычленение из целостного образа предмета какого-либо элемента или свойства;
2. Изменение величины объекта в сторону преувеличения или преуменьшения;
3. Соединение в своем воображении вычлененных из разных
объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного
образа нового, не существующего в природе предмета. Агглютина
ция;
4. Конструирование предмета в связи с его назначением;
5. Акцентирование – усиление какого-либо свойства или качества;
6. Ослабление какого-либо свойства или качества предмета;
7. Перенос какого-либо свойства с одного объекта на другой;
8. Типизация – создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение является основой наглядно-образного мышления. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Фантазия – это то, что мало соответствует действительности.
Мечта – это образ желаемого будущего.


Виды воображения.
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей, при ослаблении сознательного контроля со стороны человека. Наиболее ярко это воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в каком-либо виде деятельности.
Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который он никогда не видел. Например, человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своей деятельности.
Широко распространено представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых. Это представление имеет то основание, что воображение начинает развиваться раньше отвлеченного мышления и удельный вес воображения в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всем том воображение у ребенка слабее, чем у взрослого.
Видимое богатство детской фантазии является в действительности по большей части скорее проявлением слабости его критической мысли, чем силы его воображения. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в нем сначала не столь значительны. Они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка.
Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
В школе детское воображение становится важной предпосылкой для обучения и для эстетического воспитания. Ученик представляет себе ситуации, с которыми он не сталкивался в собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, что способствует усвоению знаний и развитию творческого мышления.
Преподаватели часто опираются на возможности воображения учеников, когда необходимо построить чувственный или рациональный (понятийный) образ, перейти от одной системы отсчета к другой.

Контрольные вопросы
1. Что такое «ощущение»? Каковы основные характеристики данного психического процесса?
2. Охарактеризуйте основные виды ощущений.
3. Расскажите об основных свойствах ощущений.
4. Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический процесс.
5. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.
6. Какие вы знаете классификации видов восприятия?
7. Дайте характеристику воображения как психического процесса.
8. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.
9. Назовите основные характеристики мышления.
10. Охарактеризуйте основные типы мышления: понятийное, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое и др.
11. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.
12. Охарактеризуйте основные виды памяти. Дайте характеристику внимания как психического явления.

Источник: Рассыпнова Ю.Ю. Психология и педагогика: учебное пособие / Ю.Ю. Рассыпнова, Н.М. Гурьянова, Н.Н. Бекренева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - > 214 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.