Содержание, методы и формы воспитательной работы |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология |
Воспитание — в широком смысле функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп. В узком смысле — это процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественнополитической, семейно-бытовой и др.). Цель воспитания — ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Направление воспитания определяется единством цели и содержания. Выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, правовое, экономическое, экологическое воспитание [16]. Методы воспитания — научно-обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и самовоспитания. Если анализ научной литературы показал неоднозначность подходов к классификации методов обучения, то еще сложнее обстоит дело с классификацией методов воспитания. Одной из распространенных и долго продержавшейся в науке и в учебниках педагогики классификацией была предложенная Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, Ф.Ф. Королевым по направленности воспитательного воздействия: методы убеждения (рассказ, диспут, беседа, конференция, лекция, положительный пример), методы упражнения (игра, труд, учение, режим, приучение), методы поощрения и наказания. В.М. Короток и Л.Ю. Гордин добавили к этой классификации методы понуждения (требования, соревнование, принуждение). В учебном пособии под редакцией Т.В. Воли- ковой, С.П. Баранова, В.А. Сластенина (1976) эта классификация была трансформирована в следующую: методы убеждения (разъяснение, внушение, рассказ, беседа, внеклассное чтение, убеждение примером); методы упражнения (упражнения в деятельности, режим, поручение); методы стимулирования (соревнование, «взрыв», поощрение и наказание, одобрение, порицание); методы самовоспитания. Теоретиком в области воспитания И.С. Марьенко была предложена такая классификация методов: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием. Следует обратить внимание на то, что в подходах к классификации методов воспитания отечественные ученые XX столетия постепенно старались смягчать авторитарно-насильственный характер методов воспитания. Методы принуждения, поощрения и наказания относятся к вспомогательным методам. Так, в классификации Д.М. Гришина и В.И. Прокопенко, созданной на основе логики воспитательного процесса, все методы воспитания разделены на основные: методы формирования сознания (убеждение, внушение, метод проблемных ситуаций); методы формирования поведения (инструктаж, упражнение, метод примера); вспомогательные: методы педагогического стимулирования (педагогическое требование, перспектива, соревнование, поощрение); методы педагогической коррекции (критика, метод «взрыва», наказание). Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом. Есть классификация методов на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, показ); методы формирования поведения (упражнения, тренировка, самоуправление и др.); методы формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.). Очень распространенной классификацией методов воспитания является классификация, предложенная Г.И. Щукиной, на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). Во многих классификациях называются как самостоятельные методы — методы убеждения и внушения, однако представляется, что относить их к методам не совсем корректно, так как убеждение осуществляется буквально любым из перечисленных во всех классификациях методом. Убеждение — это психологический механизм интеллектуально-эмоционального воздействия на сознание, чувства, волю воспитанников, основанный на логике, на доказательствах. То же относится и к внушению, только в отличие от убеждения, внушение ориентировано на воздействие на подсознательную сферу личности, когда снижается порог осмысления и критического восприятия. Результативность внушения во многом зависит от суггестивных (способностей внушения) способностей воспитателя, его авторитетности и степени внушаемости воспитанников. В принципе, любое педагогическое воздействие и взаимодействие должно опираться на убеждение и внушение. К механизмам воздействия в воспитании относят также заражение и подражание. Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников. При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных характеристик (физических, химических, эстетических и т.п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании. Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами: - объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания; - субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания; - объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель; - как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания; - средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности. К объектам материальной и духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игра. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение понятиям «воспитание», «метод воспитания». 2. Каковы подходы к классификации методов воспитания? 3. Рассмотрите общие подходы к выбору методов воспитания. 4. Охарактеризуйте методы убеждения (рассказ, диспут, беседа, конференция, лекция, положительный пример). 5. Охарактеризуйте методы поощрения и наказания. 6. Охарактеризуйте методы понуждения (требования, соревнование, принуждение). 7. Охарактеризуйте методы стимулирования. 8. Охарактеризуйте методы торможения. 9. Охарактеризуйте методы руководства самовоспитанием. 10. Охарактеризуйте методы формирования сознания. Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |