Цели занятия: 1. Дать общую характеристику способностям. 2. Рассмотреть виды способностей. 3. Рассмотреть вопрос о происхождении способностей. 4. Проанализировать процесс развития способностей. 5. Рассмотреть явления «одаренность», «талант», «гениальность».
Учебные вопросы: 1. Понятие и общая характеристика способностей. 2. Виды способностей. 3. Происхождение и развитие способностей. 4. Понятия «одаренность», «талант», «гениальность».
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел. Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов. Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы. Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки: При подготовке к первому учебному вопросу следует усвоить, что способности — это подструктура личности, образуемая индивидуально-психологическими особенностями человека, выражающаяся в его готовности к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Исследованием способностей в отечественной психологической науке наиболее продуктивно занимался Б.М. Теплов. Им были выделены три главных признака способностей: 1) это индивидуально-психологические особенности, присущие конкретному индивиду; 2) обеспечивают эффективный результат деятельности; 3) создают готовность к успешному овладению знаниями, умениями и навыками, а также эффективному их использованию. Способности все время развиваются, создавая предпосылку для развития других способностей. При подготовке второго учебного вопроса следует учесть, что в психологии выделяют природные и специфические способности. Природные способности биологически обусловлены и связаны с врожденными задатками. Специфические способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие человека в социальной среде. Специфические способности, в свою очередь, могут подразделяться по различным классификационным основаниям на следующие виды: 1) общие и специальные способности; 2) теоретические и практические; 3) учебные и творческие; 4) предметные и межличностные. Данная классификация не является исчерпывающей. Все классификации способностей направлены на выявление их особенностей, а также описание своеобразия их проявления в различных условиях общественной жизни. При изучении третьего учебного вопроса важно принять во внимание, что вопрос о происхождении способностей остается одним из дискуссионных в психологической науке. Существует несколько подходов для описания и разрешения данной проблемы. Первый подход строится на теоретических положениях о генетической обусловленности способностей, о врожденном характере индивидуально-психологических особенностей человека. В основу доказательства данных положений положено наблюдение раннего проявления у ребенка способностей высокого уровня развития, характерных для его родителей. Второй подход строится на теоретических положениях о социальной обусловленности способностей, их зависимости от благоприятных факторов внешней среды, процесса обучения и воспитания. На основе рассмотренных подходов следует изложить собственную позицию по вопросу происхождения способностей на основе личного опыта и личных достижений. При анализе развития способностей в процессе онтогенеза важно выделить и описать внешние и внутренние факторы, которые влияют на процесс развития или определяют его, а также рассмотреть проблему их взаимного влияния и обусловливания. Изучая четвертый учебный вопрос, необходимо учесть, что развитие способностей у человека происходит нелинейно. В психологии выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность. Под одаренностью понимают высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности. Под талантом понимают сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры, называют гениальностью. Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшего уровня их развития. Поэтому в социальной практике важно раннее выявление одаренных детей с целью дальнейшего развития у способностей с помощью специального обучения.
Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений: 1. Анастази А. Теории организации свойств. 2. Гиппенрейтер Ю. Б. Развитие способностей. 3. Лейтес Н. С. Одаренные дети. 4. Робич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов. 5. Теплов Б. М. Способности и одаренность. 6. Трик Х. Е. Основные направления экспериментального изучения творчества.
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение понятия «способности»; изложите его общую характеристику. 2. Охарактеризуйте виды способностей. 3. Опишите теоретические положения различных подходов к решению вопроса о происхождении способностей. 4. Сформулируйте собственную позицию по решению вопроса о происхождении способностей. 5. Назовите внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие способностей. 6. Соотнесите понятия «одаренность», «талант», «гениальность».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели занятия: 1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования способностей. 2. Познакомить обучающихся с методиками диагностики способностей. 3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся. 4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления. 5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.
Учебные вопросы: 1. Понятие и общая характеристика способностей. 2. Виды способностей. 3. Происхождение и развитие способностей. 4. Понятия «одаренность», «талант», «гениальность». Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия. Порядок работы: Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения задании для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме. Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов. Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.
Практический материал для занятия:
Задание 1. Сравните методики исследования способностей по следующей форме:
№ п/п
|
Название методики
|
Шкалы методики
|
|
|
|
Задание 2. Приведите по пять примеров общих и специальных способностей. Задание 3. Опишите способности одного из обучающихся вашего учебного взвода. Оцениванию подлежит точность и полнота описания личности. Задание 4. В психологии существуют разные взгляды на способности. Какие из приведенных ниже положений являются научными, а какие ненаучными (дайте обоснование своим выводам): а) способности передаются по наследству; в семьях музыкантов обычно рождаются талантливые музыканты, в семьях математиков — математики и т. д.; б) все люди рождаются с одинаковыми способностями; в момент рождения человек — «чистая доска»; развитие его способностей полностью зависит от условий жизни и воспитания; в) человек рождается с определенными задатками, которые в процессе жизни, труда, воспитания и самовоспитания развиваются в способности; г) способности — надуманная проблема; успех деятельности каждого человека зависит от его убеждений, интересов, склонностей, волевых качеств. Задание 5. Лейтенанты полиции Ковалев и Никитин после оперативного совещания по подведению итогов оперативно-служебной деятельности в 2018 г., разговаривали: Отделение уголовного розыска победило потому, что там больше способных сотрудников, — заметил лейтенант полиции Ковалев. Все сотрудники способны добиваться высоких результатов в службе, но не все работают в полную силу, — возразил Никитин. Ошибаешься. Все дело в способностях людей... А как отличить способного сотрудника от неспособного? — обратился к товарищу Никитин. — Как выявить способности и выяснить уровень их развития? Что вы ответите на вопрос лейтенанта полиции Никитина? Какие существуют критерии для оценки уровня развития способностей личности? Задание 6. Один из путей развития способностей — опора на уже имеющиеся закрепленные особенности личности. Это ведет к расцвету творческих возможностей человека, к удовлетворенности профессиональной деятельностью. Эту мысль описывает М. Шолохов в романе «Они сражались за Родину», где Звягинцев в перерыве между боями говорит своему другу Лопахину: «... к примеру, почему меня сунули в пехоту, если я комбайнер по специальности и невыносимо люблю и уважаю всякие моторы». Каковы пути формирования развития способностей? Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.
|