Семинар Характер
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Раскрыть сущность понятия «характер».
2. Рассмотреть основные положения теории черт личности Р. Кеттелла.
3. Рассмотреть основные положения теории типов личности Г. Айзенка.
4. Рассмотреть основные положения учения об акцентуациях характера К. Леонгарда.
5. Рассмотреть основные положения учения об акцентуациях личности А. Е. Личко.


Учебные вопросы:
1. Сущность понятия характер.
2. Структурная теория черт личности Р. Кеттелла.
3. Теория типов личности Г. Айзенка.
4. Учение об акцентуациях характера К. Леонгарда.
5. Учение об акцентуациях личности А. Е. Личко.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:
При подготовке к первому учебному вопросу следует принять во внимание, что «характер» — слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «чеканка», «печать». В смысловом отношении он означает отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер — социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Анализируя характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) особенности. Воспитание человека, формирование его характера — это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социуме. В характере закрепляются социально-типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности, другие могут быть второстепенными. Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сенситивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Существенным качеством характера является сбалансированность его черт — цельность, устойчивость, уравновешенность.
При подготовке второго учебного вопроса следует рассмотреть основные положения теории черт личности Р. Кеттелла, основанной на данных факторного анализа и полученных в результате регистрации поведения человека в реальных жизненных ситуациях, изучения его самооценки и регистрации поведения в моделируемых специальных ситуациях. В соответствии с данной теорией черты личности устойчивы во времени и представляют собой относительно постоянные тенденции человека реагировать определенным образом в различных ситуациях и в разное время. Черты можно классифицировать, выделив исходные и поверхностные. Исходные черты представляют собой основополагающие структуры, которые существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода жизни. Р. Кеттелл выделил 16 исходных черт (факторов) и для их оценки разработал 16-факторный личностный опросник (16 PF).
Видами факторов являются:
A: отзывчивость — отчужденность.
B: интеллект.
C: эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость.
E: доминантность — подчиненность.
F: рассудительность — беспечность.
G: сознательность — безответственность.
H: смелость — робость.
I: жесткость — мягкость.
L: доверчивость — подозрительность.
M: мечтательность — практичность.
N: дипломатичность — прямолинейность.
O: склонность к опасениям — спокойствие.
Q1: радикализм — консерватизм.
Q2: самодостаточность — конформизм.
Q3: недисциплинированность — контролируемость.
Q4: расслабленность — напряженность.
Используя информацию о различных чертах человека, Р. Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Его использование в практической деятельности позволяет предсказать поведение человека на основе оценки характеристик его личности. Структурная теория черт личности Р. Кеттелла получила широкое признание среди профессиональных психологов, но не стала популярной среди широких слоев населения из-за сложности формулировок и трудности их понимания без специальной подготовки.
При изучении третьего учебного вопроса необходимо рассмотреть основные положения теории типов личности Г. Айзенка, который утверждал, что элементы личности расположены иерархически и образуют типы или суперчерты. Первый, нижний уровень составляют специфические и привычные реакции человека. При этом специфические реакции лежат в основе образования привычных реакций при их предпочтении человеком и стабильности во времени. Второй уровень представлен чертами, которые поверхностно отражают признаки основополагающего типа или в большей степени присущие именно этому типу. Третий уровень составляют сами типы личности. В своих более ранних научных работах Г. Айзенк выделил два основных типа, которые он обозначил как интроверсия — экстраверсия и нейротизм — стабильность (данный фактор иначе именуют нестабильность — стабильность), которые статистически не зависят друг от друга. В соответствии с выделенными типами он описал четыре группы людей, каждая из которых представляет собой комбинацию данных типов. Г. Айзенк подчеркивал важность осознания индивидуальных различий между людьми. Он указывал, что никакая из перечисленных комбинаций типов личности не может являться предпочтительной. Данные типы должны приниматься такими, какие они есть.
В более поздних исследованиях автор теории описал третий тип измерения личности, который он обозначил как психотизм. Психотизм — это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью.
Г. Айзенк разрабатывал авторские опросники самооценки для определения индивидуальных различий (Личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ), Подростковый личностный опросник (Junior EPQ) для психологической диагностики детей в возрасте 7-15 лет).
Изучая четвертый учебный вопрос, необходимо рассмотреть основные положения учения об акцентуациях характера К. Леонгарда. Под акцентуацией характера К. Леонгард понимал усиление отдельных черт характера в виде крайнего варианта нормы. Он отмечал, что при акцентуированных чертах характера у человека выявляется повышенная чувствительность к воздействию определенных факторов при его устойчивости по отношению к остальным. Уязвимое звено характера индивида чаще всего раскрывается только в трудных, непривычных, экстремальных ситуациях, которые, в свою очередь, призывают именно это слабое звено к активному функционированию. Остальные ситуации, не связанные с экстремальной или непривычной обстановкой, могут быть перенесены человеком без напряжения, не доставляя дискомфорта и неприятностей ни самому человеку, ни его окружению.
К. Леонгард разработал опросник, с помощью которого определял 12 основных типов акцентуаций: гипертимическую, дистимичную, циклоидную, эмотивную, демонстративную, возбудимую, застревающую, педантичную, тревожную, экзальтированную, интровертированную, экстравертированную.
Особенностью данной теории и предлагавшегося к ней опросника по установлению типа акцентуации характера было то, что они были рассчитаны только на характер взрослых. Подростки не способны ответить на ряд вопросов опросника, так как не обладают необходимым жизненным опытом.
При изучении пятого учебного вопроса важно рассмотреть основные положения учения об акцентуациях характера А. Е. Личко, который, разрабатывая положения собственного учения, взял за основу классификацию акцентуаций характера К. Леонгарда, но изменил описания некоторых типов акцентуаций характера, некоторые названия типов и ввел новые. В его классификацию вошли следующие типы акцентуации характера: истероидный, шизоидный, эпилептоидный, гипертимный, неустойчивый, конформный, сенситивный, циклоидный, лабильный, астенико-неврологический, психастенический.
А. Е. Личко выделил два рода сочетаний типов акцентуаций характера — промежуточные и амальгамные. Промежуточные типы — это типы, формирование которых обусловлено эндогенными (внутренними) закономерностями и особенностями развития в раннем детстве. Амальгамные типы — это смешанные типы, которые формируются как следствие наслоения особенностей одного типа на эндогенное (внутреннее) ядро другого под влиянием неправильного воспитания или иных длительно действующих неблагоприятных психогенных факторов.
А. Е. Личко разработал собственную методику диагностики типов акцентуации личности, которая называется «Психохарактерологический диагностический опросник». Данная методика предназначена для исследования характерологических отклонений у подростков при психопатиях и акцентуациях характера. Он считал, что более целесообразным будет изучать типы акцентуаций характера именно подростков, так как большинство акцентуаций формируется и проявляется именно в этом возрастном периоде.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Адлер А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результаты.
2. Адлер А. Индивидуальный стиль жизни и характер.
3. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера.
4. Кант И. О характере как образе мыслей.
5. Кант И. Характер народа.
6. Кон И. С. К проблеме национального характера.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности.
8. Личко А. Е. Определение и типы психопатий и акцентуаций характера.
9. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Черты характера японцев.
10. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер.
11. Фромм Э. Индивидуальный и социальный характер.
12. Фромм Э. Типы социальных характеров.


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «характер»; назовите психологические особенности характера.
2. Назовите черты (факторы) личности, описанные Р. Кеттеллом.
3. Опишите классификации черт личности, описанные Р. Кеттеллом.
4. Опишите структуру личности в соответствии с теоретическими взглядами Г. Айзенка.
5. Охарактеризуйте группы людей, описанные Г. Айзенком на основе выраженности суперчерт.
6. Раскройте понятие «акцентуация характера».
7. Назовите и охарактеризуйте акцентуации характера, описанные К. Леонгардом.
8. Назовите и охарактеризуйте акцентуации характера, описанные А. Е. Личко.
9. Опишите промежуточные типы сочетания акцентуаций характера.
10. Опишите амальгамные типы сочетания акцентуаций характера.


Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования характера.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением характерологических черт.
3. Познакомить обучающихся с методиками диагностики характерологических особенностей личности.
4. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
5. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
6. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Сущность понятия «характер».
2. Структурная теория черт личности Р. Кеттелла.
3. Теория типов личности Г. Айзенка.
4. Учение об акцентуациях характера К. Леонгарда.
5. Учение об акцентуациях личности А. Е. Личко.
Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:
Задание 1. Опишите влияние темперамента на формирование отдельных черт характера.
Задание 2. Приведите примеры моральных, физических, волевых качеств личности.
Задание 3. Составьте сравнительную таблицу теорий черт личности Р. Кеттелла, Э. Фромма, Г. Олпорта.
Задание 4. Составьте сравнительную таблицу типов акцентуации характера К. Леонгарда и А.Е. Личко.
Задание 5. Оцените индивидуальные особенности характера с помощью теста Леонгарда (опросник Шмишека — Русалова).
Задание 6. Оцените индивидуальные особенности характера с помощью методики определения типа личности Олдхэма — Моррис.
Задание 7. Л.Н. Толстой писал: «Человек — это дробь, в которой числитель — его истинные достоинства, а знаменатель — это оценка человеком самого себя. И чем больше знаменатель, тем меньше целое».
Дайте характеристику этого высказывания. Какие черты характера проявляются у человека по отношению к другим людям? Дайте краткую характеристику этим чертам.
Задание 8. Решите ситуационные задачи:
1. Из характеристики на обвиняемого Морозова следует, что он спокойный, хладнокровный, внимательный к окружающим, пунктуальный, бережно относится к своим вещам, еще более бережлив к чужим.
Какая психологическая характеристика личности описана в задаче?
2. По приведенному ниже описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом рассматриваемого типа.
Акцентуация — страсть к порядку (педантизм), возбудимость, консерватизм.
Ситуации, с которыми трудно справиться: непереносимость неподчинения себе. Аффективная реакция на ущемление своих интересов.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: изменения устоявшихся порядков и правил; жесткая конкуренция со стороны столь же сильных и энергичных людей; ограничение возможности проявить свой авторитет, свою власть над другими людьми; критика его действий, высмеивание его недостатков; ; ущемление его прав и интересов; обстоятельства, требующие повседневной упорной работы, длительных усилий при отсутствии возможности выделиться среди окружающих.
3. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — неуверенность в себе, тревожная мнительность, сомнение во всем, нерешительность.
Ситуации, с которыми трудно справиться: боязнь ответственности за себя и других.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: когда необходимо принимать самостоятельные решения; быстрое переключение с одного занятия на другое; выполнение заданий без четких указаний, инструкций; критика его действий; длительные физические или психологические нагрузки.
4. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — постоянная и чрезмерная некритическая приспособляемость к своему окружению, почти полная зависимость от малой группы, в которую входит.
Ситуации, с которыми трудно справиться: непереносимость крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: изгнание из «своей» группы; освоение новых видов деятельности без образцов или лидеров; принятие самостоятельных решений без опоры на мнения значимых людей; знакомство с новыми людьми, когда надо проявить себя, свои личные качества; прямое противоречие между мнениями двух групп, если субъект входит в них одновременно.
5. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — фиксация на собственном внутреннем мире.
Ситуации, с которыми трудно справиться: непереносимость ситуаций, требующих установления неформальных эмоциональных контактов.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: требующие смены устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения; в которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже если это близкие люди; в которых приходится руководить другими людьми; коллективная или групповая деятельность; в которых необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее заданным («чужим») схемам и правилам.
6. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — смена двух противоположных состояний (гипертимного и гипотимного), последовательные изменения эмоционального фона.
Ситуации, с которыми трудно справиться: эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: неожиданные поручения и просьбы, противоречащие настроению данного момента; резкая смена привычных состояний, в которых приходится отступать от сложившихся стереотипов, привычек; претензии, притеснения, неудачи; психологические перегрузки, особенно в периоды упадка настроения.
7. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — полное непостоянство проявлений.
Ситуации, с которыми трудно справиться: бесконтрольность.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: жесткое подчинение дисциплинарным требованиям, особенно если они продолжительны во времени; ограничение в общении с людьми, которые помогают развлекаться; длительные усилия и концентрации сил на какой-то работе; принятие конкретных решений и ответственность за них.
8. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — крайняя изменчивость настроения (слишком часто и слишком резко по ничтожно малым поводам).
Ситуации, с которыми трудно справиться: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей; утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: сильная конкуренция; ущемление чувства собственного достоинства; полная дисгармония его настроения (когда всем весело, а ему — нет); отсутствие успеха, признания, внимания; угроза наказания, страх; критика его поведения.
9. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — повышенная утомляемость, раздражительность, ипохондрия.
Ситуации, с которыми трудно справиться: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: внезапное физическое и психическое напряжение; открытые конфликты, когда приходится отстаивать свою точку зрения; когда высмеиваются его действия или самочувствие; вынужденное активное общение с большим количеством людей; быстрое переключение в работе или общении; когда необходимо проявлять определенную силу воли.
10. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — выраженная фиксация на самом себе, демонстративность, стремление быть в центре внимания.
Ситуации, с которыми трудно справиться: неспособность переносить удары по эгоцентризму.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: вольно или невольно задевающие его самолюбие; в которых разоблачаются его вымыслы или высмеиваются его личные качества, результаты работы и т. п.; даже некоторое равнодушие со стороны окружения, не говоря уже о сознательном игнорировании его личности; критика его достижений, таланта, способностей; вынужденное одиночество; невозможность проявить себя в полной мере; постоянное психическое или физическое напряжение.
11. По описанию определите тип акцентуации характера. Предложите план выстраивания эффективного общения с акцентуантом.
Акцентуация — фиксация на сверхценной идее.
Ситуации, с которыми трудно справиться: непереносимость отсутствия общественного признания и одобрения его успехов.
Обстоятельства, провоцирующие конфликт: в ходе которых его дело подвергается критике; когда ему приходится подчиняться воле других людей, не являющихся авторитетами для него; когда ему приходится заниматься «пустяками», социально не значимой для него, рутинной или неинтересной для него деятельностью; бытовая неустроенность; принудительность длительного общения с разными людьми, не разделяющими его интересов; отсутствие постоянного признания, общественного одобрения.
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А.
Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.