На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития
Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
2. Эффективные способы построения профессиональной карьеры.
3. Основные принципы и техники тайм-менеджмента.
4. Творческий потенциал личности и его развитие.

1. Акмеологические основы самосовершенствования личности

Предметом акмеологии (от греч. акте - вершина) является феномен зрелости личности, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.
Акмеологической основой самосовершенствования личности выступают потребности в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства. В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста «Я-реальное» и некоторым воображаемым его состоянием «Я-идеальное». Его источники находятся в социальном окружении, а движущими силами являются мотивы личностного развития. Самосовершенствование может осуществляться на протяжении всего жизненного пути. С. Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - это достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.
Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать оптимальные отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.
Процесс самосовершенствования включает в себя следующие компоненты:
- самопознание;
- самопобуждение (использование приемов внутреннего стимулирования к профессиональному и личностному саморазвитию);
- программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);
- самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности) [13].
На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавиться от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей (например, неверие в собственные способности или инерция). Важна также социальная поддержка личности в процессе ее саморазвития и анализ достигнутых результатов.


2. Эффективные способы построения профессиональной карьеры


Профессиональное становление личности - это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграции, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. Профессиональное становление личности представляет собой процесс развития, который заключается в последовательной смене определенных стадий.
Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк выделяют пять стадий профессионального становления личности:
1. Оптация (формирования профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей).
2. Профессиональная подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач).
3. Профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности).
5. Первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококачественное выполнение профессиональной деятельности).
6. Профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе подвижных интегративных психологических новообразований («акме») профессионального развития) [6].
Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Профессиональная карьера характеризуется, в первую очередь, расширением набора специальных знаний и умений, ростом профессионализма, профессионального мастерства, достижения высот искусства в избранной профессии. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности). Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации и реализуется в трех основных направлениях:
1. Вертикальное - подъем на более высокую ступень структурной иерархии.
2. Горизонтальное - перемещение в другую функциональную область деятельности либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени.
3. Центростремительное - данное направление наименее очевидно. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Это, например, приглашение работника на недоступные ему ранее совещания как формального, так и неформального характера, предоставление ему доступа к неформальным источникам информации, выполнение им отдельных важных поручений руководства [2].
В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой - у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая.
Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте. Главной задачей планирования и реализации деловой карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.
Построение карьеры включает в себя несколько этапов.
Предварительный этап длится до 25 лет, включая учебу в школе и получение среднего и высшего образования. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям.
Этап становления длится примерно пять лет, охватывая возраст от 25 до 30 лет. В этот период человек осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, квалификацию, появляется стремление к независимости.
Этап продвижения протекает в возрасте от 30 до 45 лет и характеризуется повышением квалификации сотрудника в выбранной трудовой области. Он активно продвигается по служебной лестнице, накапливая богатый практический опыт и приобретая навыки. У него растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости.
Этап сохранения характеризуется действиями сотрудника по закреплению достигнутых результатов и протекает у него в возрасте от 45 до 60 лет. В этот период уровень квалификации сотрудника достигает пика совершенствования. Возможен подъем на новые служебные ступени. Сотрудник заинтересован передать свои знания молодежи. Данный период характеризуется творческим самовыражением и независимостью сотрудника.
Этап завершения протекает в возрасте от 60 до 65 лет. Сотрудник начинает готовиться к уходу на пенсию, идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. В этот период может наблюдаться кризис карьеры, который проявляется в том, что сотрудник все меньшей получает удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта. Однако на этапе завершения самовыражение, уважение к себе и другим людям из его окружения достигают апогея. Сотрудник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но вместе с тем стремится увеличить и другие источники дохода, которые бы компенсировали отсутствие заработной платы при уходе на пенсию.
Пенсионный этап карьеры наступает после ухода человека из профессиональной жизни. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы или выступали в форме хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.) [2].
Обучение основам планирования и развития карьеры преследует две основные цели:
1) сформировать заинтересованность сотрудников в развитии карьеры;
2) предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.
Следующим этапом является разработка плана развития карьеры. Сотрудник должен определить собственные профессиональные интересы и методы их реализации, то есть должность, которую бы он хотел занять в будущем. После этого ему нужно сопоставить собственные возможности с требованиями к интересующей его должности и определить является ли данный план развития карьеры реалистичным и, если да, то продумать, что ему необходимо для реализации этого плана.
К факторам, способствующим карьерному росту относят:
- образованность;
- системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решений;
- коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;
- высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, гибкость, стрессоустойчивость;
- деловая направленность: активность, настойчивость, целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;
- ясная Я-концепция, реалистическое восприятие своих способностей и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение, упорное утверждение своей личности, творческая активность;
- физическая выносливость.
К факторам, сдерживающим карьерный рост, относят: неуверенность в себе; боязнь уязвимости; боязнь новых ситуаций; незнание самого себя; недостаточные умения и навыки; отсутствие поддержки со стороны руководителей [18].

3. Основные принципы и техники тайм-менеджмента

Научиться рационально и эффективно действовать и добиваться успеха можно правильно используя ресурс времени, планируя свою деятельность, управляя своими задачами и делами (как долгосрочными, так и краткосрочными), расставляя приоритеты. И чем раньше это удастся освоить, тем быстрее и легче будет добиться профессионального мастерства и успеха.
Тайм-менеджмент включает следующие этапы:
- информацию и коммуникацию, постановку целей (анализ и формирование целей);
- планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности);
- принятие решений (принятие решений по предстоящим делам);
- реализацию и организацию (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач);
- контроль (самоконтроль и контроль итогов).
Раскроем основные приемы тайм-менеджмента.
Прием первый: планирование - один из важнейших элементов управления временем. Суть состоит в том, что время, потраченное на планирование, сокращает время, необходимое на работу в целом. Любое планирование современные специалисты рекомендуют проводить в два этапа: составить список и определить приоритеты. При определении приоритетов нужно основываться на популярном правиле Парето: 20 % всех дел дают 80 % всех результатов, и наоборот, то есть нужно направлять свои основные усилия на важные дела, которые находятся в рамках этих 20 %. К тому же специалисты рекомендуют планировать лишь 60 % своего рабочего времени, 20 % оставлять для решения непредвиденных вопросов, а оставшиеся 20 % вообще предполагают свободную творческую деятельность.
Прием второй заключается в эффективной работе с информацией. На основе собранной информации принимается то или иное решение. Принятие решения не должно становиться трудным и затяжным процессом. Специалисты по тайм-менеджменту говорят: «Лучше грамотно претворить в жизнь не самое лучшее решение, чем долго и нудно метаться в поисках самого оптимального».
Прием третий: готовность выполнять неприятные дела. Каждому из нас время от времени приходится сталкиваться с вопросами, которые неинтересны. Многие стараются дела эти отодвинуть как можно дальше, отложить в дальний ящик, что еще больше увеличивает затраты времени на их исполнение. Кроме того, если возникшая проблема не исчезнет сама собой, объем работы, который необходимо выполнить, может увеличиться с течением времени.
Прием четвертый: изменение общения с окружающими. Имеется в виду следующая ситуация: у людей определенного склада характера может появиться желание, а потом и привычка обращаться с просьбой выполнить те или иные дела. Всегда нужно высказывать собственное мнение, соглашаясь с теми аргументами, которые признаешь, и отвергать те, которые не признаешь. После разговор сам подойдет к своему логическому завершению.
Прием пятый: умелое чередование работы и отдыха. Чем сильнее загружен, тем больше нужно отдыхать. К началу нового рабочего периода организм должен восстановить силы, поэтому не стоит пропускать полноценные перерывы, сон и отдых, даже если очень много дел. Каждому человеку присущи в течение суток подъемы и спады энергии, жизненного тонуса и умственной активности, то есть суточные биоритмы. В периоды подъема следует заниматься творческой работой, требующей умственного напряжения, внимания. Периоды спада активности лучше посвятить рутинным задачам [18].
Кроме всех перечисленных приемов, можно и нужно использовать важнейший принцип тайм-менеджмента: «Все может быть усовершенствовано», отталкиваясь от того, что резервы эффективности и развития ничем не ограничены.


4. Творческий потенциал личности и его развитие


Проблема творчества является одной из наиболее актуальных в современной психологии и педагогике. В основном выполненные учеными работы касаются естественно-философского осмысления творчества, либо научного и технического творчества. Анализ множества существующих определений творчества показывает, что авторы опираются на разные подходы: в одном случае это результативный подход (производство нового), в другом - психологический (вдохновение, инсайт); в третьих - операциональный (деятельность с определенной структурой); онтологический (творчество как механизм развития). И все же в современной научной литературе преобладает деятельностный подход к пониманию творчества: «создание с помощью действия нового продукта (К. Роджерс); «деятельность человека по преобразованию действительности» (А. Бергсон, В. И. Вернадский); «взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает нечто новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей» (Е. П. Ильин).
Сложность феномена творчества наталкивает исследователей на поиск критериев его оценивания. В зарубежных источниках указаны следующие критерии творческой деятельности: продуктивность, популярность, степень новизны идей, решений, общественная ценность, широта влияния деятельности ученого на различные области научных знаний и др. В отечественных исследованиях критерием творчества чаще всего признаются материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.
Творчество при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности. Выделяют творчество научное, музыкальное, поэтическое, техническое, педагогическое, творчество полководца. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества. Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает наличие субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. По А. Маслоу, творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения; способность к творчеству является врожденной, она заложена в каждом и не требует специальных талантов.
Процессуальные характеристики творчества включают в себя интерес, замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, озарение, решение, проверку [9].
С понятием творчества связано понятие креативности. Креативность (англ. create - создавать, творить) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность вне творчества невозможна. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
Критерии креативности:
- беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость (данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность);
- восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность - готовность работать в необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое [9].
Словосочетание «творческий потенциал» как понятие в научных источниках стало использоваться с 90-х гг. ХХ в. В словарном значении термин «потенциал» (лат. potentia - сила) толкуется как открытые возможности в каком-либо отношении. Применительно к творчеству потенциал предполагает наличие личностных качеств, обеспечивающих как развитие личности, так и создание новых социально значимых предметов духовной и материальной культуры. Творческий потенциал - это внутренняя готовность личности к самореализации в творческой деятельности. Качественными особенностями творческого потенциала личности являются умения и навыки, определяющие уровень ее развития, интенсивность реализации потенциала в деятельности, созидательный его характер. Особое внимание исследователи уделяют наличию и динамике развития способностей к творчеству. Среди последних ведущую роль играют способности интеллекта (динамичность и ассоциативность мышления, умственная активность, способность ставить и решать проблемы, осуществлять перенос и комбинирование знаний) и эмоционально-волевые проявления (вдохновение, интуиция, богатство воображения, настойчивость и целеустремленность). Наличие таких личностных особенностей обусловливает творческое начало, творческий поиск, творческую продуктивность в деятельности человека.
Креативность выступает ядром творческого потенциала, она отражает возможности личности актуализировать свои сущностные, творческие силы в реальной преобразовательной практике, характеризует способность личности к творчеству. Таким образом, если творчество понимается как процесс, приводящий к созданию нового, то креативность должна рассматриваться как творческий потенциал, внутренний ресурс человека, позволяющий ему отказываться от стереотипов мышления и деятельности.
В исследованиях В. А. Моляко структура творческого потенциала представлена множеством компонентов, среди которых: задатки и склонности личности, как правило, обнаруживающие себя в повышенной чувствительности ко всему новому; интересы и их направленность; любознательность, стремление к созиданию, склонность к поиску и решению проблем, образование ассоциативных массивов; достаточно высокий уровень развития общего интеллекта; настойчивость, систематичность в работе, смелость в принятии решений; склонность к комбинированию, смене вариантов, аналогиям, реконструированию; рациональное использование времени; интуитивизм [14].
Итак, творческий потенциал способствует творческой самореализации, которая может быть разной: экспрессивной, продуктивной, изобретательной, инновационной, непредвиденной. Обращение к понятию «творческая активность» показывает, что она характеризует актуализацию творческого потенциала личности на основе осознания ею ценности феномена творчества.
Творческие способности, как и любые другие, поддаются развитию. Эффективность данного процесса зависит не только от его интенсивности и последовательности, но и от условий реализации творческого потенциала, который, в свою очередь, предполагает развитие. Это развитие может осуществляться по-разному:
1) экстенсивный путь (осуществляется в процессе социобио логического развития, обучения, целенаправленной тренировки и т. п.);
2) интенсивный путь (осуществляется в процессе мобилизации всех задатков и способностей к творческой деятельности).
Как свидетельствует практика, оба пути имеют значение для развития творческого потенциала, однако второй наиболее предпочтителен.
В развитии творческого потенциала несомненную роль играет мотивация. В отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности, имеются разные точки зрения. Одни исследователи считают, что все гениальное создается инстинктивно (Ч. Ломброзо). Другие отмечают, что мотивация к творчеству самовозникает и само- развивается (М. Рорбах). Некоторые ученые решающую роль отводят мотиву достижения, стремлению к успеху.
Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, то есть чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.
Важную роль в стремлении человека к творчеству играет интерес. Интерес - это познавательная потребность, которая побуждает личность проявлять творчество для ее удовлетворения. Г. Мелхорн описывает интерес как врожденное стремление к творчеству, как творческий импульс. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований.
Несмотря на предрасположенности каждого человека к творчеству, тем не менее, не каждый может считаться творческой личностью. Причина состоит в том, что кроме факторов, стимулирующих творческую деятельность, есть факторы, тормозящие творческие усилия. К их числу относятся страх, склонность к конформизму, моральные запреты, чрезвычайная самокритичность, низкий уровень образования и интеллектуального развития, однообразие решаемых задач, неумение планировать и организовывать свою деятельность, лень.
Для развития креативности необходимо минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов через расширение круга интересов личности (например, через обучение), самоидентификацию с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами»), смену деятельности. Необходимо развивать внутреннюю мотивацию творческой деятельности, повышать внешнюю положительную и минимизировать внешнюю отрицательную мотивацию. Переживаемые эмоции также могут стимулировать творческую активность, например, сильный всплеск творчества может вызвать положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности) или посттравматический стресс.
Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы учебно-познавательной деятельности.
Цель метода «мозгового штурма», разработанного А. Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода - запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников - от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты.
Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи.
Метод аналогий. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т. д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).
Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.
Латеральное (направленное в сторону) мышление основывается на нестандартном подходе к известным вещам, на умении и готовности смотреть на вещи разными способами, направлено на устранение инерции мышления [15].
Необходимо также учитывать индивидуальный стиль творческого мышления. А. Роу выделил следующие стили:
- интуитивный стиль мышления характерен для харизматичных личностей, концентрирующихся на действии и считающих, что каждая личность имеет огромный творческий потенциал, который просто надо раскрыть;
- новаторский стиль мышления характерен для людей, готовых к тяжелой работе и настаивающих на точных и аккуратных экспериментах. Стиль типичен для ученых, инженеров, изобретателей;
- образный стиль мышления присущ артистичным людям, которые получают удовольствие от сочинительства, являются лидерами по натуре, имеют отличное образное мышление и без труда могут выявлять благоприятные возможности;
- воодушевляющий стиль мышления характерен для людей, проводящих в жизнь социальные изменения и всецело посвящающих себя делу.
Большинство людей обладает более чем одним креативным стилем.


Практические задания


Задание 1
Представьте, что Вы в поисках вакансии и прочитали объявление о наборе в организацию специалистов своего профиля. Необходимо составить резюме и представить его работодателю.
Методические указания: резюме - информация о себе, представляемая соискателем работодателю. Удачное резюме может стать поводом для интервью, то есть личной встречи с работодателем или его представителем. Резюме должно соответствовать определенным требованиям: резюме должно быть кратким, но при этом максимально информативным, в нем не должно быть длинных предложений, пассивных форм. Приведем примерную форму резюме.

Ф.И.О., адрес, телефон

Личные сведения

Возраст
Семейное положение

Цель

Опишите, на какую должность вы претендуете, ваши пожелания по поводу будущей работы

Образование в обратном хронологическом порядке

20хх-20хх гг. (укажите год выпуска) Факультет, основные дисциплины Укажите также любое дополнительное образование

Опыт работы в обратном хронологическом порядке

20хх-20хх гг.
Название организации
Должность, основные обязанности, укажите иностранные языки, которыми вы владеете, и уровень их знания

Навыки работы на компьютере

Укажите программное обеспечение, которым вы владеете

Дополнительные
сведения

Наличие водительских прав Общественная деятельность

Интересы

 


Задание 2
Определите «фрейм времени».
Есть понятие стратегического планирования (блочно, большими интервалами), есть понятие оперативного планирования (шаги). На какой этап вы ставите себе долгосрочные цели? Фрейм - субъективная категория, временной отрезок, на который строятся планы. Например, через 5 лет я куплю квартиру, через год я поеду на море. То есть на этот срок вы четко знаете, сколько вам надо денег, на какой срок нужен отпуск. Вы уже планируете детально. Подумайте о том, каков ваш фрейм времени. То, какой срок вы планируете блочно и с какого срока вы начинаете прописывать детально. Укажите эти сроки:
фрейм времени стратегический
фрейм времени оперативный
Задание 3
С помощью методики А. Мехрабиана «Измерение мотивации достижения» (женской или мужской формы) проведите самодиагностику мотивов стремления к успеху и избегания неудач.
Задание 4
Выявите доминирующие мотивы трудовой деятельности с помощью методики «Иерархия мотивов труда» (Г. В. Резапкина).
Задание 5
Проанализируйте свои карьерные ориентации с помощью методики «Якоря карьеры» (Э. Шейн).
Задание 6
Проанализируйте предложенные ниже упражнения для развития креативности и выберите те из них, которые считаете наиболее эффективными для себя. Свой ответ обоснуйте.
Упражнение «Два случайных слова». Возьмите с полки толковый словарь или любую книгу. Выберите наугад любые два слова. А теперь проанализируйте эти слова, поищите взаимосвязи, постарайтесь между ними найти что-нибудь общее, придумайте историю с этими словами, которая их связала бы воедино.
Упражнение «Безумства архитектора». Вам предстоит построить очень удивительный дом. Возьмите листок бумаги и запишите 10 самых разнообразных существительных. Эти слова - пожелания вашего заказчика к проектировке и постройке его дома. Например, вы записали помидор, рыба, подсолнух и т. п. Как эти слова соотнести с проектом и строительством дома? Возможно, «помидор» - это красная крыша дома, «рыба» - это пруд около дома, «подсолнух» - это стиль кантри в оформлении интерьера или занавески с этими цветами. Придумайте как можно больше ассоциаций.
Упражнение «Презентация мира». Пусть каждый напишет на карточке название предмета. Это могут быть такие слова, как «стол», «письмо», «кисть» и т. п. Затем все карточки собираются и перетасовываются и выдаются участникам. Каждому игроку дается несколько минут на то, чтобы он составил презентацию или описание этого предмета, не называя его напрямую, то есть составить загадку о том предмете, который записан на карточке. Например, со словом «кисть» можно придумать такую загадку: этот предмет помогает гениальным людям передать красоту мира.
Упражнение «Перевертыши». По дороге домой вам встречается масса вывесок, объявлений, и наши глаза их невольно читают. А попробуйте прочитать эти вывески задом наперед. Например, «Салон красоты» - «ытосарк нолаС», «Универмаг» - «гамревинУ» и тому подобное. Так вы избавитесь от стереотипного мышления.
Упражнение «Утро начинается вечером». Попробуйте прочитать книгу с последних страниц. Читая книгу таким способом, вы привыкаете к мысли, что в жизни бывают абсолютно невероятные решения, что все может быть совершенно не так, как вы привыкли.
Упражнение «Необычное в обычном». Нас окружают сотни предметов, и у каждого есть свое предназначение. Вот стул - на нем сидят, вот стол - за ним едят, а попробуйте этим обычным предметам найти другое применение. Например, возьмите стул и придумайте 10 способов его использования, но это вовсе не значит, что на стуле можно стоять или им бороться, кидать. Подумайте креативнее. Например, стул можно разобрать, сделать прикроватный столик, табурет и тому подобное. Таким образом, поищите применение всем окружающим вас предметам.
Упражнение «Стимуляция потока мыслей». Возьмите какой- нибудь предмет, например, яблоко. С чем или с кем его можно ассоциировать? С яблоней, с партией «Яблоко», с мячом, с Евой и т. п. Уделите такому занятию хотя бы несколько минут в день.
Упражнение «Слова вовсе не такие, как нам кажутся».
Возьмите лист бумаги и запишите на него любое слово, какое придет на ум. Представьте, что это слово - аббревиатура, и расшифруйте каждую ее букву, но так, чтобы расшифровка была логичной и имела смысл. Например: слово «сила». Расшифровываем его так: самый интригующий лабиринт Африки.
Источник: Основы психологии и педагогики: пособие для студентов специальностей «Экономика и организация производства (по направлениям)», «Производство строительных изделий и конструкций», «Промышленное и гражданское строительство», «Архитектурный дизайн» / Т. В. Шершнёва [и др.]; под общ. ред. Т. В. Шершнёвой. - Минск : БНТУ, 2020. - 61 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.