Ощущения как познавательный процесс
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие сенсорно-перцептивных процессов.
2. Понятие об ощущениях.
3. Основные свойства и закономерности ощущений.
4. Классификация ощущений.

1. Понятие сенсорно-перцептивных процессов


Сенсорно-перцептивный уровень психического отражения составляют ощущения и восприятия. Они тесно связаны между собой, являются чувственным отображением объективной реальности. Результатом являются образы сенсорно-перцептивного уровня, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Между ощущениями и восприятием существуют различия. В ощущениях отражаются отдельные свойства предметов и явлений, обычно биологически ценные. Восприятие - целостное отражение предметов и явлений в их временных и пространственных отношениях, доступных органам чувств.
Образ представления вторичен по отношению к образам ощущения и восприятия, поскольку представления - это образы предметов и явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются. Представление сохраняется в памяти, благодаря чему облегчает ориентацию животного в окружающей среде, а у человека становится итогом чувственного познания мира и основой прогнозирования. Образы представлений намного богаче по содержанию, чем образы восприятия, так как они предполагают интеллектуальную переработку: выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение к определенным категориям. Образы представления являются следами не только одного восприятия, а являются результатом сложной практической деятельности.
Таким образом, переход от ощущения к восприятию и далее к представлению постоянно повторяется и прослеживается как в онтогенезе, так и в филогенезе.


2. Понятие об ощущениях


Ощущения являются первичным познавательным процессом, с помощью которого человек получает элементарную информацию из внешней и внутренней среды.
Ощущения - простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств (рецепторы). Ощущения характерны всем живым организмам от простейших форм до высших. Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости - свойстве живой материи избирательно реагировать изменением своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия окружающей среды.
Без ощущений невозможна психическая активность человека. Доказательством этому служат исследования влияния сенсорной изоляции на психику. Менее чем через сутки при полной сенсорной изоляции наблюдаются нарушения сознания (появляются галлюцинации, навязчивые идеи и т. п.). Человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития.
Итак, основной функцией ощущений является то, что они связывают человека с внешним миром и являются основным источником познания, условием психического развития. Кроме этого, индивидуальные образы ощущения выполняют регулятивную и эмоциональную функции (так, простейшая форма эмоционального переживания - чувственный тон - непосредственно связана с ощущением: звук красивого голоса, запах розы - приятны, а скрип ножа по стеклу, запах сероводорода - неприятны).
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферический отдел анализатора составляют рецепторы, преобразующие определенный вид энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения (рис. 2);

деятельность рецепторов

2) проводниковый отдел состоит из нейронов, являющихся проводящими нервными путями: а) от рецепторов к вышележащим центрам нервной системы - афферентные пути, б) от центральных отделов анализатора к периферическим - эфферентные;
3) корковый (центральный) отдел - участки коры полушарий головного мозга, в которых происходит переработка нервных импульсов, поступающих из периферических отделов. Причем определенный участок коры головного мозга воспринимает нервный импульс только от определенных рецепторов.
Все части анализатора действуют как одно целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функции всего анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.
Анализатор - это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении его иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда - в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. п.). Таким образом, ощущения носят активный, или рефлекторный, характер.


3. Основные свойства и закономерности ощущений


Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, длительность, пространственную локализацию.
Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующуюся в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние также предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др. Следует иметь в виду, что часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений - это качественная характеристика, отражающая принадлежность ощущений или восприятия к определенным органам чувств.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - это так называемый латентный период, который у различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, но и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.
Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель (например, по цвету, яркости и т. п.). Это явление, к примеру, не позволяет нам заметить перерывы между следующими друг за другом кадрами фильма.
Отрицательный последовательный образ не предполагает сохранения качественных характеристик первоначального раздражения. Возникает качество ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть- легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.
Пространственная локализация раздражителя заключается в том, что анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, то есть мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
Помимо вышеописанных свойств ощущения характеризуются следующими закономерностями: абсолютный и относительный пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие ощущений.
Не всякое раздражение вызывает ощущение: например, мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования физиолога Г. В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни «субсенсорной областью». Раздражители, не достигающие пороговой величины, могут подсознательно корректировать действия человека, а также изменять пороги чувствительности.
Верхним абсолютным порогом чувствительности называют ту величину раздражителя, при которой еще существует ощущения данной модальности. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом, потому что при соответствующих ему величинах стимулов мы испытываем боль, например, боль в ушах при слишком громком звуке.
Абсолютные пороги - верхний и нижний - определяют границы чувствительности анализатора к определенному виду раздражения. Величины абсолютных порогов характеризуют абсолютную чувствительность. Например, чувствительность двух людей будет выше у того, у кого появляются ощущения при воздействии слабого раздражителя, когда у другого человека ощущений еще не возникает. Следовательно, чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.
Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога Р, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой: Е = 1/Р.
Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Академик С. И. Вавилов экспериментально установил, что человеческий глаз может различать световой сигнал в 0,001 свечи на расстоянии километра. Очень высока чувствительность и нашего обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает восьми молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения.
Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т. д.
Другая характеристика чувствительности - это относительная, или разностная, чувствительность к изменению раздражителя. Если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить 3-5 г. Таким образом, для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину, а то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Исследования показали, что относительная величина, характеризующая разностный порог, является постоянной для конкретного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 7100, для слухового - 7!0, для тактильного - V30. Таким образом, разностный порог имеет постоянную относительную величину, то есть всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях. Это положение было названо законом Бугера-Вебера.
Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается (негативная адаптация), а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается (позитивная адаптация). Изменение чувствительности не происходит сразу, а требует некоторого времени, причем время адаптации неодинаково для разных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30-40 мин; адаптация слуховых органов происходит через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд). Человек легко адаптируется к запахам. Достаточно хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается, поскольку в данном случае адаптация могла бы привести к повреждению органа или смерти.
У зрительных ощущений различается адаптация к свету и темноте: под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза; в темноте же зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности.
Явление адаптации связано и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.
Следует отметить, что все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. Например, исследования академика П. П. Лазарева показали, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или систематических упражнений называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что чувствительность органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта. Чаще всего необходимость упражнений в целях сенсибилизации возникает при двух условиях:
1) при необходимости компенсации сенсорных дефектов (дефекты слуха, зрения и т. п.);
2) исходя из специфических требований некоторых профессий.
Аналогичную картину можно наблюдать при взаимодействии ощущений одного вида - это широко известное явление контраста - изменение интенсивности и качества ощущения под влиянием воздействия предыдущего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета - светлее. Известен также последовательный контраст (после холодного - теплое или после сладкого - кислое).
Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Способность к синестезии у людей развита в разной степени. Цвета делятся на «холодные» и «теплые», высокие звуки расцениваются как «светлые», а низкие - как «темные».
У некоторых людей синестезия проявляется исключительно ярко. А. Р. Лурия описал ощущения мнемониста С. В. Шерешевского, который воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие».
Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем, целостности чувственного отражения человеком объективного мира.


4. Классификация ощущений


Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Однако эта классификация ощущений по основным модальностям не является исчерпывающей: Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена, по крайней мере, по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой).
Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шер- рингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных класса:
1. Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
2. Проприоцептивные ощущения передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Они включают в себя ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Пач- чини. Рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
3. Экстероцептивные ощущения обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Этот класс ощущений принято условно разделять на два подкласса:
а) контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус, осязание);
б) дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слух, зрение).
Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, контактируют с рецептором (рис. 3).

классификация ощущений

Рис. 3. Систематическая классификация основных видов ощущений

Систематическая классификация ощущений исходит из типа рецептора, который дает ощущение данного качества (модальности). Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью - интермодальные. К ним относится, например, вибрационная чувствительность - чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, она является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. Особое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнают о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии, о том, что к ним в комнату кто-нибудь входит.
Генетический подход к классификации ощущений был предложен английским неврологом X. Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:
1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические ощущения голода, жажды и др.;
2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.


Вопросы для самопроверки
1. Что такое ощущение? Каковы основные характеристики данного психического процесса?
2. Что является физиологическим механизмом ощущений? Что такое анализатор?
3. Какие вы знаете классификации ощущений? Охарактеризуйте основные виды ощущений.
4. Расскажите об основных свойствах ощущений. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений


Практические задания
1. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:
1) длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
2) после погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи;
3) слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца;
4) после громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими;
5) автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки;
6) температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на 3-5 градусов ниже, чем она есть на самом деле;
7) «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», - сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л. С. Выготскому;
8) психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как красный цвет, звук флейты - синий;
9) установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.
2. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заключен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем переводит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?
3. Воспроизведите в рисунке последовательно все элементы одной из сенсорных систем по выбору.
Источник: Шершнёва, Т. В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 Ш49 «Профессиональное обучение (по направлениям») : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 1. - 208 с. ISBN 978-985-583-401-5 (Ч. 1).

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.