На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Проявление механизмов психологической защиты
Практическое занятие. Проявление механизмов психологической защиты
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цель занятия:
1. Обучающая: формировать у обучающихся представления о сущностных характеристиках механизмов психологической защиты, о возможностях использования закономерностей их проявления в коммуникативном процессе.
2. Развивающая: способствовать развитию коммуникативных компетенций и умений будущего врача, различать проявление различных механизмов психологической защиты, влияющих на поведение людей (пациентов, коллег) в различных
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию гуманного отношения к личности пациента, его неповторимому духовному миру; вызывать интерес к практическому решению сложных проблем в ситуации профессионального общения.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Г отовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:
- основы психологии сознания и бессознательного;
- характеристики феномена «механизм психологической защиты»;
- влияние различных механизмов психологической защиты на поведение человека.
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать ситуации, активизирующие проявление механизмов психологической защиты;
- обосновывать использование тех или иных коммуникативных подходов, методов или средств, при использовании партнером по общению этих механизмов;
- рефлексировать свою коммуникативную деятельность и ее результаты.
Обучающиеся должны владеть:
- навыками логического и аргументированного анализа психологических явлений;
- навыками отношения к пациенту как к уникальной, целостной личности, обладающей не только физическим телом, но и сложной душевной организацией;
- навыками по выявлению, анализу и учёту индивидуально - психологических особенностей личности больного и коллег при помощи различных психологических методов.
Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 60 - 66 (Приложение 1).
Глоссарий темы: психика, сознание, бессознательное, поведение, стресс, фрустрация, механизмы психологической защиты.
Содержание основных понятий
Психика (от греческого psychikos - душевный) - свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
Сознание - высший уровень развития психики человека, заключающийся в способности осознавать себя и окружающий мир в прошлом и настоящем и на основе этого регулировать свое поведение и осознавать свои мотивы действий.
Бессознательное - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о влиянии которых человек не отдает себе отчета.
Поведение - совокупность действий и поступков человека, опосредованных внешними факторами среды и внутренней, психической актив-
ностью индивида.
Стресс — неспецифический ответ организма на любые предъявляемые ему требования. Ганс Селье (1907 - 1982) описал три стадии развития стресса: фаза тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения.
Фрустрация - психическое состояние, которое вызывается переживанием невозможности (реальной или субъективно воспринимаемой) достичь желаемого результата. Адаптивное поведение при фрустрации связано с поиском путей преодоления препятствия, возможности обойти его, предпринять компенсирующие действия. Неадаптивное поведение чаще всего предполагает использование механизмов психологической защиты, которая представляет собой регулятивную систему стабилизации личности, направленную на устранение болезненных, непереносимых переживаний.
Механизм психологической защиты - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию переживаний человека.
Структура психологической защиты личности - это связь и взаимодействие различных ее компонентов, определяющих стиль поведения человека в социальной среде.
Структура психологической защиты личности
Агентом психологической защиты является некоторый субъект (индивидуальный, групповой, общественный). Предметом защиты - является состояние субъекта, который воспринимает агента. Способ и тип средств защиты, в конкретном случае, составляют защитный механизм. Цели защиты: ближняя - сохранить позитивное состояние, дальняя - удерживать такое состояние, как можно дольше.
Причинами формирования психологических механизмов защиты являются:
- протесты и давление идеальных требований исходящих от «Сверх-Я»;
- объективная тревога, порождаемая страхами и опасениями, возможностью реального наказания со стороны родителей или социума;
- реальные болезненные аффекты и внешние опасности;
- инстинктивная тревога, порождаемая страхом перед могуществом
инстинктов. «Я», первоначально дружелюбное по отношению к инстинктам, начинает испытывать тревогу, трудно объяснимый страх перед ними, если само «Оно» таково, что «Я» ощущает угрозу поглощения;
- противоречивость, возникающая между взаимоисключающими импульсами «Оно» - пассивностью и активностью, гомосексуальными и гетеросексуальными, либидо и деструктивными тенденциями.
Все защитные механизмы обладают общими свойствами:
- они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
- они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.
Е.С. Романова дала характеристики восьми основным механизмам защиты в порядке их онтогенетического развития, а также особенности защитного поведения в норме, акцентуации, возможные девиации, типы ролей в группе, возможные психосоматические заболевания.
Механизмы защиты по Романовой Е.С.
1. Отрицание - наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему.
Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, готовность услужить, пафос, легкая непереносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительна работа в сферах искусства и обслуживания.
Акцентуация - демонстративность.
Возможные девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвитие этического комплекса, склонность к мошенничеству, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.
Диагностическая концепция - истерия.
Возможные психосоматические заболевания конверсионно- истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушение функций анализаторов, эндокринные нарушения.
Тип: «роль романтика».
2. Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим негативных различных качеств как рациональную основу для их неприятия и само принятия на этом фоне. Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обострённое чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревность, враждебность упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.
Акцентуация - застреваемость.
Возможные девиации поведения: поведение, детерминируемое сверхцентральными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящее до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистко-мазохистский, ипохондрический симптомокомплексы, последний - на базе недоверия к медицине и врачам.
Диагностическая концепция: паранойя.
Возможные психологические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.
Тип групповой роли: «роль проверяющего».
3. Регрессия - развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанным с проявлением инициативы. Регрессия, предполагая возращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и удовлетворения. Регрессивное поведение, как правило, наблюдается у взрослых, имеющих установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. В кластер регрессии входит также механизм двигательная активность, предполагающая непроизвольные действия для снятия напряжения.
Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело; мягкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность к стимуляции, контроле, подбадривание, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.
Акцентуация: неустойчивость.
Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия.
Возможные психосоматические реакции: данные отсутствуют.
Тип групповой роли: «роль ребенка»
4. Замещение - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Замещение имеет активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.
Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, не характерность чувства вины, увлечение «бывалыми» видами спорта, приверженность к любой деятельности, связанной с риском.
Акцентуации: возбудимость.
Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, проституция, часто хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды.
Диагностическая концепция: возбудимая психопатия (по Н.
М.Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику).
Возможные психосоматические заболевания: (по Ф. Александеру) гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, язва желудка (по Э.Берну).
Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения»
5. Подавление - развивается для сдерживания эмоций страха, проявление которых неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, факторов и обстоятельств, ассоциативно связанных с тем. В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: изоляция и интроекция.
Особенности защитного поведения в норме: тщательное избежание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность - сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости.
Акцентуации: тревожность (по Р. Леонгарду), конформность (по П.Б. Ганнушкину).
Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.
Возможные психосоматические заболевания: (по Э. Берну) обмороки, изжога, потеря аппетита, язва 12-перстной кишки.
Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику)
Тип групповой роли: «роли невинного»
6. Интеллектуализация - развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. В этот кластер входят механизмы: сублимация и рационализация.
Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, любовь к порядку, не характерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.
Акцентуация: психоастения (по П.Б. Ганнушкину), педантичность (по К.Леонгарду).
Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм, поведение, обусловленное различными фобиями.
Диагностическая концепция: навязчивость.
Возможные психосоматические заболевания: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, сексуальные расстройства.
Тип групповой роли: «роль философствующего»
7. Реактивное образование - защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможность использовать его определенным образом (например, для секса или агрессии). Механизм предполагает выработку и противоположной установки.
Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отсутствием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью, избегание общественных бань, уборных, раздевалок, резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера, эротической литературы, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Из других особенностей: осуждение флирта, эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.
Акцентуации: сензитивность, экзальтированность.
Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.
Диагностическая концепция: маниакальность.
Возможные психосоматические заболевания: бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.
Тип групповой роли: «роль пуританина».
8. Компенсация - онтогенически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. В кластер компенсации входят механизмы: сверх компенсация, идентификация и фантазия.
Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к восприятию, литературному творчеству.
Акцентуация: дистимность.
Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, бродяжничество.
Диагностическая концепция: депрессивность.
Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.
Тип групповой роли: «роль объединяющего».
М.Д. Петраш исследовала механизмы защиты у мужчин и женщин работников «скорой помощи». Ею было выявлено, что женщины чаще, чем мужчины предпочитают такие защитные механизмы, как проекция, регрессия, реактивное образование, а мужчины чаще, чем женщины - вытеснение и интеллектуализацию.
Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников изучали механизмы защиты осужденных, алкоголиков, воспитателей, студентов, рабочих. Полученные результаты экспериментального исследования позволили им сделать несколько выводов:
- неадаптированные индивиды используют некоторые защиты в большей степени, чем адаптированные;
- содержательные характеристики механизмов защиты, ненормативно используемых правонарушителями, соответствуют предполагаемым психологическим и поведенческим характеристикам лиц с данным типом девиантного поведения (хулиганские действия).
Механизмы защиты изучались у студентов Московского университета и студентов колледжа США. Им предлагалась ответить на опросник Плутчика. В результате мужского и женского пола. По шкале подавления (результат мужчин значимо выше у женщин русской популяции).
Механизмы психологической защиты работают в комплексе. В одной и той же жизненной ситуации могут актуализироваться одновременно несколько способов защиты. Они довольно индивидуальны и по предпочитаемым способам и по уровню их развития. Например, можно встретить людей злоупотребляющих механизмом вымещения или механизмом проекции. В таком случае они срастаются с соответствующими чертами характера: с агрессивностью с ханжеством и т.д. У некоторых людей механизмы защиты развиты очень хорошо. Это делает их, по мнению Романовой Е.С. неуязвимыми по отношению к травмирующей ситуации и воздействиям. При низком уровне их развития человек становится психологически беззащитным.
У механизмов защиты есть свои преимущества и недостатки. Например, оглушение - преимущество: благодаря алкоголю или наркотикам устраняется конфликты, фрустрации, страхи, достигается ощущением силы, а недостатки - это зависимость от алкоголя и наркотика, изменение органических структур организма, болезнь. Или механизм проекции, преимущества которого в том, что можно не видеть бревна в собственном глазу и критиковать его в глазу другого. Можно бороться с собственными ошибками, нечего не делая с самим собой. Недостатком является затруднения в самопознании и созревании личности. Невозможность объективно воспринимать внешний мир.
Для взрослых людей характерны зрелые механизмы защиты проекция, вытеснение, компенсация, замещение, отрицание, реактивное образование, рационализация, интеллектуализация.
В заключение следует сказать, что при чрезмерной выраженности защитных механизмов человек не может осознавать объективную, истинную ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с миром. Поэтому необходим оптимальный уровень защиты.


Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте психические состояния людей.
2. Каково значение эмоций в жизни человека?
3. Что вы знаете о физиологических основах эмоций и роли второй сигнальной системы в формировании эмоций?
4. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций.
5. Раскройте роль механизмов психологической защиты в регуляции поведения.


Работа на занятии

Задание 1. Пользуясь Интернет-ресурсами и материалами учебного пособия, выполните самообследование Опросник Плутчика - Келллермана - Конте (LifeStyleIndex) (см. приложение 5).
Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5):
Ситуационная задача № 1. Соотнесите фазы мыслительного процесса и интеллектуальные эмоции.
Фазы мышления: постановка проблемы; формирование догадки; первичная проверка; принятие догадки.
Интеллектуальные эмоции: догадка; стремление проникнуть в суть проблемы; динамика сомнения-уверенности; удивление; радость открытия истины удовлетворение от получения знаний, от умственной работы (ОК-1).
Ситуационная задача № 2. Назовите самую «холодную» и самую «горячую» эмоции человека, самую «громкую» и самую «тихую», самую «сильную» и самую «слабую». Какие эмоции образуют «враждебную триаду»? (ОК-5).
Ситуационная задача № 3. Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению: «Куда ты идешь?»- спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят»,- упрекнул он ее. «Нет, - возразила Чума, - я погубила только пять. Остальные умерли от...» (ОК-5).
Ситуационная задача № 4. Каков механизм возникновения заболеваний в приведенных примерах? Что способствует переводу психологической проблемы в проблему физическую? (ОК-1).
А. В момент отправки на фронт, где молодому солдату предстояло впервые участвовать в бою, у него внезапно развивается паралич правой ноги; однако, нельзя было связать с каким-либо органическим поражением.
Б. С тех пор, как Марсель прослушал радиопередачу о болезнях сердца и прочел на эту тему несколько статей, он «знает», что возникающие у него иногда боли в груди - верный признак неизбежного инфаркта. Болевые симптомы появляются.
Ситуационная задача № 5. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах (ОК-1):
A. Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того, чтобы радоваться.
Б. На свадьбе новобрачные, вместо того чтобы радоваться, часто чувствуют взаимное раздражение и переживают комплекс отрицательных эмоций.
B. Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.
Г. Спортсмены, побив мировой рекорд. Вместо того чтобы испытывать гордость и счастье, часто плачут и раздражаются.
Д. Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.
Е. В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются.
Ситуационная задача № 6. Определите вид проекции: Врач в течение длительного времени лечит больного с диагнозом атопический дерматит. Улучшения не наступает. Врач начинает обвинять больного в том, что тот не выполняет медицинских рекомендаций. На самом деле это не так. Почему врач обвиняет больного? Какой вид проекции здесь задействован, какую функцию она выполняет? (ОК-1).
Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 67 - 75 (Приложение 1).


Литература
Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с.
2. Психология и педагогика в медицинском образовании [Электронный ресурс]: учебник / Н.В. Кудрявая, К.В. Зорин, Н.Б. Смирнова [и др.]; под ред. Н.В. Кудрявой.
Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. Ч. 2.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 91 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Воронцов Д.В. Клиническая психология: учебник / Д.В. Воронцов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 541 с.
5. Большой психологический словарь / Под. общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: — Санкт-Петербург.: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
6. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний /Под ред. Ющука Н.Д., Маева И.В., Гуревича К.Г. — Москва: Перо, 2012. — 659 с.
Источник : Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. 4.2. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коныпина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 129 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.