1. Формирование Я-концепции личности
Дитя становится личностью — оно медленно раскрывается само для себя, медленно развивается и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится личностью не только для других, но и для себя. В.В. Зеньковский
Центральной структурой развития личности выступает Я- концепция — совокупность всех представлений индивида о себе, связанная с их оценкой [1]. Описательную составляющую Я-концепции часто определяют как образ «Я», а составляющую, связанную с отношением человека к себе или к своим отдельным качествам, самооценкой. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет человек, но и то, что он думает о себе, как смотрит на свое настоящее существование и возможности дальнейшего развития. Иначе говоря, Я-концепция — это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик, а также связанных с ним переживанием. А.И. Савенков справедливо утверждает, что первые представления о самом себе явно проявляются у ребенка еще до наступления двухлетнего возраста. Постепенно они становятся все более зрелыми, вырастая в относительно ясные представления о себе, своих особенностях, способностях и возможностях, т. е. Я-концепцией [5]. Я-концепция имеет три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент Я-концепции — это совокупность человека знаний о себе, эмоциональный компонент — аффективные переживания человека, выражающие его отношение к себе, поведенческий компонент — реальные или потенциальные действия, совершаемые человеком в отношении себя. Я-концепция человека закладывается или воспитывается с самого детства, и в зависимости от характера воспитательных воздействий, установок она может сформироваться как позитивной, так и негативной. Позитивную Я-концепцию можно описать как положительное отношение человека к самому себе, самоуважение, принятие себя, признание собственной ценности. Негативная Я-концепция выражается в отрицательном отношении человека к себе, в неприятии, непризнании и неуважении себя. Я-концепция устанавливает то, как будет действовать человек в той или иной ситуации, как он будет оценивать свои действия, а также действия других людей. Для формирования положительной Я-концепции в образовательном процессе должны быть созданы условия для: - познания ребенком собственного «Я», своих индивидуальных характеристик; - развития потребности в признании; - осознания себя в мире как непохожего (и похожего одновременно) на других людей и выражения своего отношения к миру людей; - возникновения интереса к своей жизни и стремления преобразовывать себя, выражать в полной мере свои чувства и переживания; - развития потребности актуализировать в жизни свой личностный потенциал. К. Роджерс считал, что позитивное отношение способствует большему самоприятию человека и его большей терпимости в отношении других людей [4]. В. Лефевр утверждал, что позитивная самооценка человека увеличивает вероятность позитивного отношения к группе и коррелирует с наилучшими из его действий [2]. Позитивное восприятие себя как личности формируется у учащихся при максимально доброжелательном и уважительном отношении педагогов к каждому, при выражении поддержки и доверия к ученику в его стремлениях к самостоятельности, самовыражению, самореализации. «Логичной и психологически обоснованной в этой связи представляется задача учителя в повседневной педагогической деятельности опираться, прежде всего, на достижение ученика» [3: с. 9]. Исследования последних лет показали, что у педагогов в ряде случаев наблюдаются низкие показатели интереса к себе, сосредоточение усилий на защите своего «Я», предъявление повышенных требований к окружающим. Поэтому стимулирование позитивных мыслей о себе, о возможности роста, укрепление намерений выразить и воплотить себя в педагогической профессии, стать значимым для своих учеников и воспитанников, способствовать их и своему развитию, упрочение в связи с этим самоуважения и достоинства — все это важные черты позитивного образа мира и образа «Я» педагога как интегральной характеристики его личности. Роль учителя, особенно в классах начальной школы, в формировании самовосприятия ребенка и его дальнейших взаимодействий с окружающими людьми приравнивается к роли родителей. Именно от педагога и родителей зависит самооценка ребенка, атрибуции собственных и чужих действий и поступков.
Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение Я-концепции. 2. Назовите три компонента Я-концепции. 3. Перечислите условия формирования положительной Я-концепции учащегося.
Литература к подглаве 1 1. Бернс Р. Что такое Я-концепция / Р Бернс // Общая психология. Тексты: в 3 т Т. 2: Субъект деятельности. Кн. 3. М., 2004. С.130-144. 2. Лефевр В. Формула человека / В. Лефевр. М.: Прогресс, 1991. 107 с. 3. Поставнев В.М. Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе / В.М. Поставнев, И.В. Поставнева // Начальная школа. 2008. № 12. С. 4-12. 4. Роджерс К. Несколько важных открытий / К. Роджерс // Вестник МГУ Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С. 58-75. 5. Савенков А.И. Психология воспитания: учебн. пособие для академич. бакалавриата / А.И. Савенков. М.: Юрайт, 2016. 154 с.
2. Психология саморазвития, самовоспитания и самоактуализации личности
Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания. Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой. В.А. Сухомлинский Саморазвитие — это постоянная, активная, прогрессивная работа по совершенствованию своих способностей с целью достижения личностного роста. Потребность в саморазвитии, самоактуализации у дошкольников и младших школьников еще не сформирована, хотя уже можно констатировать их настойчивое желание быть лучшим, добиться успеха в разных видах деятельности, и как результат, получить одобрение и похвалу. Постепенно эти потребности становятся более сложными внутренними мотивами саморазвития личности подростка, юноши и взрослого человека. Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающее свойство зрелой личности, способной к самопознанию и саморегуляции. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К.А. Альбуханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.). Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, которая считается одним из наиболее распространенных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической научной практики. Стремление к саморазвитию — это не есть идея достижения идеала. Насущная потребность в саморазвитии, самореализации, стремление к самосовершенствованию представляют огромную важность сами по себе. Они являются показателями зрелости и одновременно условием ее достижения. Саморазвитие обеспечивает активное долголетие человека, и не только в физическом, но и в социальном, личностном плане. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит успехи на профессиональном поприще, но и способствует продолжительной профессиональной деятельности, что подтверждено многочисленными экспериментальными данными. Самовоспитание — это управляемое человеком саморазвитие. Однако саморазвитие и самовоспитание — не одно и то же. Самовоспитание — высшая форма саморазвития, так как оно осуществляется осознанно и последовательно. Следовательно, задача педагога, чтобы воспитание переросло в потребность в самовоспитании личности. Возникшую у школьника потребность в самосовершенствовании высоко ценил В.А. Сухомлинский. Он писал: «.. .без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание» [10: с. 26]. Аналогичную мысль высказывает Г.А. Медынский: «Главная цель воспитания: пробудить и развить в человеке стремление и способность к самовоспитанию, к внутреннему совершенствованию. одним словом, в нравственном пробуждении личности и заключается главная задача воспитания, его критическая точка» [4: с. 5]. Самовоспитание — формирование человеком своей личности согласно поставленным целям. Это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательными стремлениями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако его предпосылки можно заметить уже в дошкольном детстве, когда ребенок выражает намерения, т. е. сознательность и целенаправленность поведения. Решающую роль в самовоспитании играет самооценка, а именно недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. Самовоспитание есть неотъемлемая часть процесса саморазвития. Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие. Скрытая часть процесса — это собственно психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания. Она осуществляется на внутриличностном уровне и обнаруживается через восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества. Интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении и применение, превращение их в свои качества осуществляет сама личность. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, самосознания, способности к ее анализу, при сознательном сравнении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим ресурсным возможностям, умение видеть свои недостатки, правильность самооценки характеризуют сформированность личности и являются предпосылками организации самовоспитания.
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание — это целенаправленное изучение своих психических и физических возможностей; достигается в результате самоанализа, самонаблюдения и самооценки; 2) самообладание, которое основано на самоконтроле, самоубеждении, самовнушении, самоприказе, самоисповеди, самопринуждении, самоподкреплении; 3) самостимулирование, которое проявляется в актуализации самоутверждения, самопоощрения, самоободрения, самоограничения, самонаказания. Также самовоспитание предполагает использование таких приемов, как: - самообязательство (добровольная постановка себе осознанных задач и целей самосовершенствования, решение выработать у себя те или иные качества); - самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за некоторое время путь развития); - самоанализ (осмысление собственного поведения и деятельности, выявление причин неудач и успехов); - самоконтроль (систематическая регистрация своего поведения и состояния с целью предотвращения нежелательных результатов). Вопрос диагностики уровней самовоспитуемости также волнует психологов, но особенно педагогов. А.К. Маркова [2] предлагает уровневую характеристику этих процессов (табл. 4).
Таблица 4 Уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообученности (А.К. Маркова, 1983)
Уровень
|
Характеристика
|
Высокий
|
Личная инициатива воспитуемого без подталкиваний и внешних стимулов. Самостоятельная постановка целей саморазвития, самовоспитания и самообразования. Построение программы саморазвития, самовоспитания
|
Уровень
|
Характеристика
|
|
и самообразования и вариативность ее стратегий. Самопрогнозирование, перспективное целеполагание. Внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов в трудных условиях саморазвития, самовоспитания и самообразования. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления
|
Низкий
|
Отсутствие у ребенка потребности и способности самому что-то делать для своего развития, что может сочетаться с высокой исполнительской дисциплиной. Отсутствие внутреннего смысла и стержня существования личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность, сопротивление и затруднения в учебной работе
|
Активный процесс самовоспитания начинается в подростковом возрасте и продолжается в той или иной мере в течение всей дальнейшей жизни человека. По мнению РС. Немова, «дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия, достигнув 12-13 летнего возраста» [6].
Человек проходит следующие ступени самовоспитания: 1- я ступень — физическое и волевое самовоспитание (подростковый возраст); 2- я ступень — нравственное самосовершенствование (юношеский возраст); 3- я ступень — профессиональное самовоспитание (от 20 до 40 лет); 4- я ступень — социально-мировоззренческое (40-45 лет); 5- я ступень — постановка и реализация цели самоактуализации.
Таким образом, самовоспитание является важнейшей стороной и целью воспитания, реализуемой под влиянием педагогов и социальной среды на основе индивидуальных качеств человека. Особенно важны на данный момент ценности самореализации. Это ценности, отражающие новаторскую природу человека, его способность к рефлексии, абстрагированию, творчеству и пр. [Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса]. Самоактуализация — это мотив человеческой деятельности и жизни, означающий полное раскрытие и максимальную реализацию человеком своего внутреннего потенциала. Ученые выделяют четыре уровня самореализации личности: 1) примитивно-исполнительский; 2) индивидуально-исполнительский; 3) уровень реализации ролей и нормы в социуме (с элементами духовного и личностного роста); 4) уровень смысложизненной и ценностной реализации. Самоактуализация (самореализация) — это реализация человеком активности в значимых для него взаимоотношениях и/ или сферах жизнедеятельности [5]. Так, в младшем школьном возрасте главная личностная задача — успешность в обучении. Чем ребенок лучше учится, тем он более доволен своей деятельностью и приобретает положительную самооценку. В подростковом возрасте для растущей личности особую значимость имеет достижение определенной автономии от взрослых. Процесс личностной самореализации сложен и многогранен. Он включает в себя ряд психолого-педагогических аспектов. Во-первых, формирование установки на успех. Внутренняя готовность к успеху формируется на основе мотива достижения успеха, т. е. устойчивого мотива социального поведения, проявляющегося в стремлении человека добиться успехов, особенно в ситуации соревнования с другими людьми. Люди с развитым мотивом достижения успеха предпочитают ставить перед собой сложные жизненные задачи, идут на оправданный риск, при этом ответственность за происходящее берут на себя. Дети с развитым мотивом достижения успеха зачастую отличаются адекватной самооценкой и уровнем притязаний; как правило, они не тревожны. Потребность в достижении успеха начинает формироваться в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ее развитие зависит от того, как близкие взрослые реагируют на успехи и неудачи ребенка, — радуются его успехам, сопереживают при неудачах, настраивают его на успешное завершение начатого дела или нет [7: с. 105-106]. Ситуация успеха должна создавать определенные психологические условия: - снятие у ребенка страха перед деятельностью, которая у него плохо получается; - позитивно выражать свои огорчения по поводу неудач в форме обнадеживающего сочувствия, например: «Ну что же, попробуем еще раз!», «Ты не огорчайся, это бывает... Давай попробуем вместе», «Ты обязательно добьешься, только надо быть внимательным и сосредоточенным». - оказание скрытой помощи, завуалированные подсказки («удобнее было бы сделать так.», «обычно всем нравится, если сделано вот это», и т. д.); - авансирование личности, т. е. подчеркивание достоинств, которые следует найти у ребенка; - применение приема персональной исключительности («только ты»); - оценка достижений ребенка не в целом, а выделяя удачную, оригинальную деталь. Во-вторых, формирование веры в свои способности. Интересна концепция А. Бандуры, открывающая четыре источника самоактуализации. 1. Опыт собственных успехов. Это наиболее существенный аспект, так как повышает самооценку и дает опыт сильных положительных эмоций, сопряженных с переживанием успеха. 2. Наблюдение за чужими достижениями. Неосознанная идентификация с людьми, добивающимися жизненного успеха, дает импульс к собственной активности. 3. Вербальные убеждения. Ссылка взрослого на силы и возможности ребенка, выраженная убежденно, способствует мобилизации его стремления и упорства оправдать надежды взрослого и выполнить задание. 4. Воспринимаемое эмоциональное состояние [1]. Самоактуализированной личности присуще принятие себя и мира. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии.
Контрольные вопросы и задания 1. Что такое саморазвитие? 2. В каком научном направлении психологии саморазвитие является ключевой идеей? 3. Есть ли различие в понятиях «саморазвитие» и «самовоспитание»? 4. Дайте определение самовоспитания. 5. Какой компонент личности играет решающую роль в самовоспитании? 6. В каком возрасте ребенок способен к самовоспитанию? Почему? 7. Перечислите методы самовоспитания. 8. Назовите ступени самовоспитания и их характеристики. 9. Перечислите психологические условия организации самовоспитания. 10. Дайте определение термину «самоактуализация». 11. Перечислите психологические условия, необходимые для самореализации личности. 12. Назовите четыре источника самоактуализации в соответствии с концепцией А. Бандуры. 13. Задача самоактуализации личности может решаться в процессе тренингов мотивационной направленности. Выполните следующие задания такого тренинга: а) определите свою цель на пять лет вперед; б) ярко и образно нарисуйте себе картину будущего: - Кем Вы будете через пять лет? - Какое к этому времени вы получите образование? - Каков будет ваш ежемесячный доход? - Как вы будете себя чувствовать? - Какими будут ваши перспективы на будущее? в) определите, что вы должны сделать в течение каждого из этих пяти лет, чтобы добиться своей цели; г) сформулируйте свой девиз на ближайшие три месяца и напишите его на карточке; д) носите карточку с собой и доставайте ее каждый раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель; е) через три месяца сформулируйте новый девиз; ж) поощрите себя подходящим способом, если цель достигнута (даже частично) [9: с. 195-196]. 14. Составьте конспект воспитательного мероприятия. Конспект должен содержать в себе следующие компоненты: а) название мероприятия; б) краткая характеристика группы детей; в) актуальность, цель и задачи воспитательного мероприятия с детьми; г) формы, методы, а также ход проведения мероприятия. д) краткие выводы (заключение) на основе рефлексии результатов проведенного воспитательного мероприятия (см. Приложение 5). 15. Подготовьтесь к итоговому опросу по содержанию дисциплины «Психология воспитания» (см. Приложение 6).
Литература 1. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. СПб: Евразия, 2000. 320 с. 2. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. М.: Педагогика, 1983. 65 с. 3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; [пер. с англ. Т Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. М.: Питер, 2014. 399 с. 4. Медынский Г.А. Трудная книга: Судьбы, письма, размышления / Г.А. Медынский. М.: Политиздат, 1964. 536 с. 5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. М.: Аспект-пресс, 2001. 320 с. 6. Немов Р.С. Психология: учеб. / РС. Немов. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2016. 720 с. 7. Пастернак Н.А. Психология воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Пастернак. М.: Академия, 2008. 224 с. 8. Роджерс К. Несколько важных открытий / К. Роджерс // Вестник МГУ! Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С. 58-75. 9. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг: практическое руководство / Е. Сидоренко. М.: Речь, 2006. 240 с. 10. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1985. 270 с.
Источник: Цаплина О. В. Психология воспитания детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2018. - 208 с. |