Воображение (семинар)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цель занятия:
1. Раскрыть сущность воображения как познавательного психического процесса и его физиологическую основу.
2. Рассмотреть виды воображения и механизмы переработки образов.
3. Рассмотреть индивидуальные особенности воображения.


Учебные вопросы:
1. Понятие воображения и его физиологическая основа.
2. Виды воображения.
3. Механизмы переработки образов при воображении.
4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

 

Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:
При подготовке к первому учебному вопросу следует усвоить, что воображение является процессом преобразующего отражения действительности. Оно свойственно только человеку и позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение — это познавательный психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе имеющегося опыта.
Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации в корковых отделах различных анализаторов. Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют базу образов воображения. Так возникают образы, не совпадающие с прежним опытом и не оторванные от него.
При подготовке второго учебного вопроса следует рассмотреть следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное. Произвольное воображение подразделяется на творческое, воссоздающее (репродуктивное) и мечту. Необходимо привести примеры каждого вида воображения из практической деятельности.
При изучении третьего учебного вопроса важно уяснить, что образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут не иметь опоры. Создание новых образов включает два основных этапа. На первом этапе осуществляется анализ воспринятых ранее образов и происходит своеобразное мыслительное их расчленение на части. На втором этапе происходит преобразование абстрагированного объекта. Эти операции составляют суть синтезирующей деятельности воображения и включают в себя следующие приемы: агглютинацию, гиперболизацию, акцентирование, типизацию, перемещение и придачу.
Изучая четвертый учебный вопрос, необходимо обратить внимание на то, что индивидуальные особенности воображения у людей проявляются в различиях уровнях развития данного познавательного процесса и в типе образов, которыми человек оперируют чаще всего. Чаще можно увидеть людей с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокий уровень развития всех типов воображения, их относят к смешанному типу. Следует принять во внимание, что человек не рождается с развитым воображением. Его развитие осуществляется в течение жизни и требует накопления определенного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить основой для создания новых образов. Воображение развивается в единстве с другими познавательными и эмоционально-волевыми процессами.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте.
2. Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи.
3. Гибсон Дж. Связь между воображаемым и воспринимаемым.
4. Найссер У. Воображение и память.
5. Рибо Т. Анализ воображения. Интеллектуальный фактор.
6. Рибо Т. Анализ воображения. Эмоциональный фактор.
7. Рибо Т. Закон развития воображения.
8. Фрейд 3. Работа сновидения.


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте толкование понятию «воображение».
2. Раскройте физиологическую основу воображения.
3. Перечислите основные отличия воображения от других познавательных психических процессов.
4. Охарактеризуйте виды воображения.
5. Опишите механизмы переработки образов при воображении.
6. Приведите примеры каждого приема воображения.
7. Опишите индивидуальные особенности воображения.
8. Опишите процессы развития воображения.
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования воображения.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением особенностей воображения.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.

Практическое занятие


Учебные вопросы:
1. Понятие воображения и его физиологическая основа.
2. Виды воображения.
3. Механизмы переработки образов при воображении.
4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:
Задание 10.1. Приведите примеры проявления видов воображения (из учебной деятельности, из деятельности психолога органов внутренних дел).
Задание 10.2. Приведите примеры, раскрывающие механизмы построения новых образов при воображении.
Задание 10.3. Опишите способы развития воображения у сотрудников органов внутренних дел. При описании способов следует учесть задачи, решаемые сотрудниками органов внутренних дел и условия службы.

Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.