Цели занятия: 1. Раскрыть сущность ощущений и восприятия, представить их сравнительную характеристику, описать их физиологическую основу. 2. Описать виды, свойства ощущений и восприятия. 3. Охарактеризовать психофизиологические законы ощущений и законы перцепции. 4. Дать краткую характеристику видам нарушений ощущений. 5. Описать иллюзии восприятия.
Учебные вопросы: 1. Понятие ощущения и его физиологическая основа. 2. Виды ощущений. 3. Свойства ощущений. 4. Психофизиологические законы ощущений. 5. Нарушения ощущений. 6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа. 7. Виды восприятия. 8. Свойства восприятия. 9. Законы перцепции. 10. Иллюзии восприятия.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы: Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел. Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов. Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.
Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:
При подготовке к первому учебному вопросу важно учесть, что ощущения рассматриваются как первичные по отношению к более сложным психическим процессам (восприятию, мышлению, воображению). Процесс ощущения возникает при воздействии на органы чувств различных материальных факторов. Раздражение вызывает возбуждение в нервной системе (иннервацию), которое по центростремительным (афферентным) нервным волокнам поступает в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, формирование ощущений является рефлекторным актом, который заключается в чувственном отображении объективной реальности. Ощущение - это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При подготовке второго учебного вопроса следует обратить внимание на то, что существуют различные классификации ощущений. По модальности выделяют следующие виды ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Но также имеются интермодальные ощущения, например, вибрационные. По принципу уровня построения ощущения делятся на экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивпые. Следует отметить, что перечисленные классификации ощущений не являются исчерпывающими, их разнообразие будет зависеть от того, какие классификационные основания будут применены для анализа ощущений. Изучая третий учебный вопрос, необходимо усвоить, что к основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, синестезия, последовательные образы, пороги ощущений (верхний, нижний, различий). Все свойства ощущений отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия органов чувств с предметами и явлениями окружающего мира. При подготовке четвертого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что формулирование первых психофизиологических законов ощущений стало возможным благодаря исследованию порогов ощущений. Начало их изучению было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером. Он указывал, что люди не могут количественно измерить свои ощущения, поэтому он свои усилия направил на разработку «косвенных» методов, которые позволяют количественно представить отношения между величиной раздражителя и интенсивностью вызванного им ощущения. Далее работу по количественному изучению ощущений продолжили П. Бугер, Э. Вебер, С. Стивенс. Результатом объединения их достижений является формулирование законов ощущений (закон Бугера — Вебера, закон Вебера — Фехнера, закон Стивенса). При подготовке пятого учебного вопроса следует рассмотреть следующие виды патологических изменений порогов чувствительности (нарушения ощущений): гиперестезия, гипестезия, анестезия, се- нестопатия. Данные нарушения имеют биологическую обусловленность и связаны с расстройством здоровья. При подготовке шестого учебного вопроса следует принять во внимание, что процесс восприятия позволяет упорядочить и объединить отдельные ощущения в целостные образы предметов или явлений. Таким образом, восприятие представляет собой качественно новое образование и не сводится к сумме отдельных ощущений. Восприятие — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Физиологической основой возникновения восприятия является появление временных нервных связей, образующихся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлении окружающего мира. Таким образом, предметы или явления выступают в качестве комплексных, совокупных раздражителей. Изучая седьмой учебный вопрос, необходимо рассмотреть следующие классификации восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, выделяют следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые. Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами. Сложными видами восприятия являются: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. По участию воли в совершении акта восприятия выделяют следующие виды: произвольное, непроизвольное, подпороговое. При подготовке восьмого учебного вопроса следует рассмотреть следующие свойства восприятия: избирательность, предметность, осмысленность, целостность, апперцепция, объем, точность, полнота, быстрота, константность. Все свойства восприятия отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия человека с предметами окружающего мира. При подготовке девятого учебного вопроса следует обратить внимание на следующие особенности восприятия: тенденцию к заполнению пробелов; тенденцию к объединению разных элементов в целое; независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов, но при этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Данные особенности восприятия были наиболее полно описаны представителями гештальтпсихологии, которые сформулировали на их основе такие закономерности восприятия, как закон фигуры и фона; закон транспозиции; закон константности; закон близости; закон замыкания. При подготовке десятого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что иллюзии восприятия являются важным феноменом в психологии, они приводят к ошибкам в отражении окружающей действительности. Иллюзии восприятия — это искажение восприятия реальных предметов или явлений. Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Виды иллюзий многообразны. Их причины в одних случаях объясняются особенностями анатомического строения человека и его физиологией, в других — особенностями наблюдения.
Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений: 1. Леонтьев А. Н. Чувственная ткань сознания. 2. Петухов В. В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов. 3. Олпорт Ф. Феномены восприятия. 4. Сийпола Е. Установка в восприятии. 5. Уоллах X. Насыщение при восприятии движения. Творчество восприятия.
Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите познавательные психические процессы. 2. Дайте определение понятию «ощущение». 3. Опишите физиологическую основу ощущений. 4. Приведите классификации видов ощущений. 5. Перечислите свойства ощущений и дайте им краткую характеристику. 6. Назовите психофизические законы, описывающие ощущения. 7. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Бугера — Вебера. 8. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Вебера — Фехнера. 9. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Стивенса. 10. Перечислите патологические изменения порогов чувствительности и дайте им краткую характеристику. 11. Назовите отличительные признаки восприятия и ощущений. 12. Раскройте физиологическую основу восприятия. 13. Приведите классификации видов восприятия. 14. Перечислите свойства восприятия и дайте им краткую характеристику. 15. Опишите законы перцепции. 16. Охарактеризуйте иллюзии восприятия.
Практическое занятие
Цели занятия: 1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования ощущений и восприятия у человека. 2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением свойств ощущений и восприятия. 3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся. 4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления. 5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.
Учебные вопросы: 1. Понятие ощущения и его физиологическая основа. 2. Виды ощущений. 3. Свойства ощущений. 4. Психофизиологические законы ощущений. 5. Нарушения ощущений. 6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа. 7. Виды восприятия. 8. Свойства восприятия. 9. Законы перцепции. 10. Иллюзии восприятия.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы: Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме. Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов. Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.
Практический материал для занятия: Задание 5.1. Составьте таблицу свойств ощущений и свойств восприятия. Задание 5.2. Приведите по два примера проявления каждого из свойств ощущений. Задание 5.3. Приведите по два примера проявления каждого из свойств восприятия. Задание 5.4. Напишите по пять примеров результатов собственных ощущений и результатов восприятия. Задание 5.5. Опишите примеры проявления психофизиологических законов ощущений в социальной практике. Задание 5.6. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере: а) длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться; б) после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 °С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки; в) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной; г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам; д) под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает; е) под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности; ж) из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин). Задание 5.7. При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения. Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте? Какая закономерность ощущений здесь проявляется? Каков физиологический механизм такого изменения? Задание 5.8. Решите ситуационные задачи: 1. Свидетель Поляков в ходе опроса рассказал оперуполномоченному, что из примет преступника может описать только признаки его одежды, так как по роду деятельности связан с показом моды. На другие приметы Поляков внимания не обратил. Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации? 2. В ходе повторного допроса потерпевший Устинов пояснил, что на первом допросе он указал массу деревянного ящика, учитывая его форму и материал из которого он сделан, но ящик в руках не держал, поэтому его показания оказались неточными. Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации? 3. Участники следственно-оперативной группы осуществляли осмотр места происшествия в условиях слабого освещения, в связи с чем некоторые изменения обстановки были ими замечены только после 20 минут осмотра. Какое свойство ощущений проявляет себя в описанной ситуации? 4. Во время проведения следственного эксперимента потерпевшему показали три крыла от автомобиля «Лада», цвет которых отличался по оттенкам. Потерпевший указал, что различий не видит. Слабое развитие какого свойства ощущения не позволило потерпевшему различить оттенки цвета? 5. Потерпевшая заявляет об ограблении в декабрьскую ночь на пустыре на окраине города и при этом подробно описывает цвет глаз, одежду и прочие данные преступника. П. заявил, что он видел на расстоянии 14 метров, как некий гражданин передал другому сверток с деньгами, завернутый в газету «Вечерний город». Граждане, у которых похитили из кармана кошелёк, срезали с рук часы, заявляют следователям, что они не чувствовали, когда подвергались указанным «процедурам». Потерпевшие, получившие ножевые ранения на месте групповой драки, не могут объяснить, в какой момент они были ранены. В чем заключается противоречивость показаний потерпевших и очевидцев? Какие закономерности лежат в основе их заявлений? Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.
|