На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психические процессы. Ощущения и восприятие
Психические процессы. Ощущения и восприятие
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

План
1. Общее понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений. Основные свойства ощущений. Значение сенсорной организации для развития человека.
2. Классификация ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия.
3. Сходство и различия ощущений и восприятия. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика. Иллюзии при восприятии.

1. Общее понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений. Основные свойства ощущений.

Значение сенсорной организации для развития человека
Человек познаёт мир - запахи, звуки, холод и тепло, цвета, вкус, гладкость, шероховатость... - эти свойства предметов мы познаём с помощью ощущений. Они сиюминутны, при непосредственном воздействии.
Ощущение - это простейшая форма психического отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Свойственно и животному и человеку.
Значение ощущений для жизни человека:
- ощущения входят в структуру более сложного психического процесса - восприятие;
- органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание;
- мы «подключены» к внешнему миру через органы чувств - уши, глаза, чувствительность кожи.
Сенсорная депривация (изоляция) - важная жизненная потребность - потребность в нормальном потоке ощущений. Они питают человеческий мозг. Человек бодро себя чувствует. Иначе скука. Психические нарушения...
Рассмотрим анализаторы как органы ощущений.
Анализатор - сложный анатомо-физиологический аппарат, специализирующийся на приёме определённых раздражителей и переработки их в ощущения.
Органы чувств, их специализация - продукт эволюции, приспособления к воздействиям среды.
Три части анализатора:
1. Периферический отдел - органы чувств и рецепторы (нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях, внутренних органах), они воспринимают раздражители из внешнего мира и перерабатывают их в нервный процесс возбуждение;
2. Проводниковый отдел - нервы, соединяют периферический отдел с ЦНС;
3. Центральный - мозговой - участок в коре, где происходит переработка нервных импульсов в психический процесс -ощущение.


2. Классификация ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия


Классификация ощущений:
1. Экстероцептивные (внешние) - они отражают свойства предметов внешней среды, рецепторы расположены на поверхности тела: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
2. Интероцептивные (внутренние) - рецепторы расположены во внутренних органах и тканях, дают информацию о состояниях внутренних органов: органические ощущения (тошноты, голода, сытости, жажды, удушья, боли.).
3. Проприоцептивные ощущения - рецепторы расположены в мышцах, связках, сухожилиях, дают информацию о движении и положении тела: двигательные, ощущения равновесия.
Особая группа - болевые и осязательные ощущения.
Общие закономерности ощущений: чувствительность анализаторов, пороги чувствительности, адаптация.
Чувствительность анализаторов - способность улавливать слабые раздражители (индивидуальна).
Сверху и снизу чувствительность анализаторов ограничена порогами чувствительности:
- нижний порог чувствительности - минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое ощущение;
- верхний порог чувствительности- это наибольшая величина раздражителя, при которой ещё сохраняется данное ощущение (дальше - боль!);
- порог различения - относительная величина раздражителя, которую можно прибавить или отнять от первоначального раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения (1/10 - для слуховых ощущений; 1/100 - для зрит.).
Чувствительность анализаторов меняется в зависимости от внешних условий, от возраста человека, эмоционального состояния, здоровья.
Адаптация (приспособление) - изменение чувствительности органов чувств под влияние действия раздражителей:
1. Понижение чувствительности под действием сильного раздражителя (негативная адаптация).
2. Повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (позитивная адаптация).
3. Полное исчезновение ощущений в процессе продолжительного действия раздражителя.
Взаимодействие ощущений (сенсибилизация, синестезия).
Ощущения не существуют независимо друг от друга. Работа одних анализаторов может влиять на работу других - усиливать или ослаблять их работу.
Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и в результате упражнений.
Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора («тёплые звуки», «сладкие трели», «холодные цвета»).
Сенсибилизация анализаторов возможна в результате упражнений:
- у слепых и глухих происходит тренировка оставшихся здоровых анализаторов - у них повышается чувствительность;
- тренировка чувствительности анализатора также происходит в результате деятельности - у художников, музыкантов, спортсменов.
Всесторонне развитие ощущений у детей связано с разнообразной, творческой деятельностью.


3. Сходство и различия ощущений и восприятия. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика. Иллюзии при восприятии


Восприятие - это отражение в сознании человека целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Человек воспринимает не сумму кислого, круглого, жёлтого, а лимон - отражение предмета в целом.
Восприятие связано с движением рук и глаз (саккадические и прослеживающие макродвижения глаз и микродвижения глаз - если стабилизировать изображение относительно сетчатки глаза, то испытуемый через 2-3 сек. перестаёт его видеть).
Специальных органов восприятия нет, материал для восприятия дают анализаторы. Восприятие есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений:
1. Связи между анализаторами позволяют правильно воспринимать предмет на основе показаний только одного анализатора (пример: вижу гранитную плиту, воспринимаю её как твёрдую и холодную). Связи формируются с детства, когда ребёнок обследует каждый новый предмет.
2. Внутрианализаторные связи - между первичными и вторичными корковыми полями: слушаю музыку, речь.
В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий.
В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые; Двигательные ощущения участвуют во всех видах восприятия.
Сложные виды восприятия представляют собой комбинации различных видов восприятия (восприятие лекции - это комбинация зрительного и слухового восприятия).
Свойства восприятия:
1. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (объект восприятия и фон). Зависит от профессии человека, его потребностей, особенностей личности.
2. Предметность - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к объектам этого мира.
3. Осмысленность - восприятие связано с мышлением, воспринять объект значит мысленно назвать его, обобщить предмет в слове.
4. Целостность - способность достраивать образ объекта.
5. Константность - постоянство образов предметов - их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.
Иллюзии восприятия - искажённое отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.
Установка - это состояние готовности, предрасположенности к восприятию определённым образом.
Влияние апперцепции и установки личности на восприятие:
- восприятие зависит не только от воспринимаемого объекта, но и от воспринимающего субъекта;
- воспринимает не глаз и ухо, а человек со своими особенностями.
Наблюдение - преднамеренное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность.
Успех наблюдения определяется:
- постановкой конкретных задач (наблюдать объект по частям);_
- планом наблюдения (рассматривать картину в определённой последовательности, отделять главное от второстепенного, наблюдать за погодой).


Вопросы для обсуждения и размышления
1. Возможно ли существование ощущений вне мозга человека?
2. Доступны ли ощущения одного человека непосредственно другому человеку?
3. Почему люди, прозревшие после операции, не способны сразу воспринимать мир таким, каким его воспринимают зрячие?
4. О каком свойстве ощущения идет речь в поговорке “на вкус и на цвет товарищей нет”?
5. В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: «От её тонкого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
6. Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений?
7. По какой причине восприятие человека нельзя рассматривать как зеркальную копию того, что существует вне нас?
8. Если восприятие субъективно, то есть зависит от опыта, знаний, убеждений и т.д., то как можно утверждать, что содержание образа вещи в восприятии объективно?
9. Можно ли сказать, что пословица «Счастливые часов не наблюдают» является правильной с точки зрения современных данных о восприятии времени?
10. Почему мы мгновенно распознаем лица представителей своей расы и затрудняемся в различении лиц представителей чужой расы?
11. Могут ли иллюзии восприятия служить доказательством непознаваемости мира? Обоснуйте ответ.
12. В каком смысле восприятие независимо от тех предметов, которые в нем отражаются?
13. Необходимо ли учиться восприятию, или это врожденная способность человека?
14. Что понимается под наблюдением и какие требования нужно учитывать при формировании наблюдательности у учащихся?
15. Какие требования с точки зрения психологии необходимо предъявлять к наглядным пособиям и почему?


Задание 1. Какая закономерность ощущений как психического
процесса проявляется в каждом примере?
1. Длительно воздействующий неприятный запах перестаёт ощущаться.
2. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 градусов, воспринимается как тёплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
3. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается повышение слуховой чувствительности.
4. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.


Задание 2. Какая закономерность ощущений проявляется
в каждом примере?
1. Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.
2. Человек не слышит, как муха ползёт по столу.
3. При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
4. Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные и вибрационные ощущения.
5. Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.


Задание 3. О каком виде ощущений идёт речь в каждом примере? Чем объяснить тот факт, что у О.И. Скороходовой эти виды
ощущений развиты лучше, чем у других людей?
1. Мы, слепоглухие, не только замечаем непорядок в своём костюме, но даже непорядок в костюме тех, кто нас окружает. Например, я помню такой случай: я читала с А.И. Когда я сделала движение свободной рукой, то случайно прикоснулась к юбке А.И. Мне показалось, что юбка одета наизнанку. Я посмотрела лучше, и действительно, юбка А.И. была наизнанку. - У вас юбка надета наизнанку. - Нет. - А вот посмотрите - швы наверху. А.И. посмотрела. - Да, правда. - Как вы её так надели? - Я встаю рано, в комнате темно, и я ничего не вижу. - А разве вы не чувствуете на осязание? - Нет, она одинакова с обеих сторон. - нет, не одинакова. Вы посмотрите лучше, разве нижняя сторона похожа на лицевую? (О.И. Скороходова)
2. Однажды я ходила в парк с А.В. и В.В. Всю дорогу я чувствовала, что со стороны А.В. пахнет свежими яблоками. Я долго не решалась спросить у А.В.: почему от неё пахнет яблоками. Наконец, когда мы уже входили в парк, я не выдержала: «Как хорошо пахнет яблоками!». А.В. Ответила: «Где же ты их слышишь?» - «Их близко 13 нет, это пахнет листьями сухими», - говорит В.В., но я уверенно ответила: «Я хорошо знаю запах яблок и сухих листьев». Когда мы сели на скамейку, А.В. вдруг вспомнила, что у неё в сумочке лежат яблоки. «Я о них и забыла», - сказала она. (О.И. Скороходова)
3. Я услышу запах и росы прохладу, Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю... (О.И. Скороходова)


Задание 4. Определите, какие свойства и закономерности
ощущений проявляются в следующих ситуациях:
1. Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
2. После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.
3. Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.
4. После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.
5. Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.
6. Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.
7. «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», - сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л.С. Выготскому.
8. Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как красный цвет, звук флейты - синий.
9. Установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.


Задание 5. О каком феномене сферы ощущения идет речь
в следующих примерах?
1. Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные - черно-белые. «А» - самый яркий по окраске звук, «И» - самый светлый, «У» - самый темный.
2. А. Ахматова вспоминает: «А. Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал: «У него жирный адвокатский голос».
3. В рецензии на пение Изабель Обре газета «Смена» от 11.01.86 писала: «У нее - красивый голос, чистый, как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов...».
4. А.Р. Лурия изучал своего пациента Ш., воспринимавшего все голоса людей как окрашенные и нередко говорил, что данный голос «желтый и рассыпчатый», «темно-серебряный» или «фиолетовый». Воспринимаемые им цвета характеризовались как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие».
5. В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. Ясно, что красный... А вот Fis - синий, это совершенно очевидно... Это мне так же ясно, как то, что вот вы стоите и я стою». И еще: «Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности. Вот у меня в «Прометее» в начале - тут как бы совмещение тональности А и тональности Fis - поэтому тут должны быть цвета розовый и синий».


Задание 6. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?
«Острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки», «горькая правда», «соленые шутки», «грязный язык», «щекотание нервов», «жесткий стиль», «ласковый ветер», «сальный анекдот», «на языке - мед, под языком - лед», «теплые тона», «нежные речи», «вялое изложение», «блестящая работа» и т.п.


Задание 7. Проанализируйте приведенный отрывок. Как вы считаете, можно ли «обмануть» свои ощущения? Где такие «обманы» могут быть полезными?
Пластмассовые чемоданы и сумки опрыскиваются химическими веществами, которые сообщают изделиям запах настоящей кожи. В продажу выпускаются пластмассовые ящики для белья, пахнущие сосной, канаты и сети, сделанные из синтетических волокон, пропитанных составом, который дает запах просмоленной пеньки.
Оказывается, можно смоделировать даже запах свежевыпеченного хлеба. Свежий, только что вынутый из печи хлеб обязан своим ароматом 1, 4, 5, 6-тетрагидро-2-ацетапиридину...


Задание 8. Чему равна прибавка, необходимая для получения едва заметной разницы в ощущении давления при 800 г, при 250 г; в ощущении звука при 15 дцб, при 40 дцб; в зрительном ощущении при освещении в 30 люксов, 200 люксов? На основании какой закономерности это можно установить?


Задание 9. На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синие, зеленые, серые), воспринимается человеком на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле. Учитывая это, для стен некоторых служебных помещений (в горячих цехах, машинных отделениях и т.п.) были специально подобраны краски.
Какая закономерность ощущений установлена в этих исследованиях?


Задание 10. Какая закономерность лежит в основе описанного факта?
Люди, не различающие цвета, и люди с пониженным цветоощущением часто долгое время не замечают своего дефекта. Дальтон, например, не знал о своем дефекте до 26 лет.


Задание 11. Укажите, от каких условий зависит повышение чувствительности в каждом из примеров.
1. Текстильщики, специализировавшиеся на выработке черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета там, где глаз человека-неспециалиста различает 2-3 оттенка.
2. У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
3. У дегустаторов вырабатывается исключительная тонкость вкусовых ощущений.
4. На осязательной деятельности руки основано все обучение слепых и слепоглухих. Восприятие пальцами выпуклого шрифта служит одним из основных средств умственного и общего культурного развития таких людей.


Задание 12. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:
1. Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
2. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
3. Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
4. Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
5. Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
6. В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
7. Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
8. Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.
9. Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
10. Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.
11. Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.
12. Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.


Задание 13. Чем объясняются описанные иллюзии:
1. Иногда у водителей автомобилей или летчиков возникает иллюзия: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.
2. Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.
3. Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?
4. Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы - за поворот дороги, а дерево или строение - за ее продолжение.
5. Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.


Задание 14. Еще в начале XX в. А. Бине предлагал разным испытуемым описать показанную им папиросу в объективных терминах и обнаружил, что одна группа описывала папиросу так: «Это длинная бумажная трубка, с одной ее стороны сквозь тонкую бумажку просвечивает шероховатая коричневая масса...», а другая так: «Это душистая папироса, ею приятно затянуться, когда устанешь, приятно вдохнуть ее аромат...» Чем, на ваш взгляд, обусловлена такая разница в восприятии, ведь объективно обе группы наблюдали одну и ту же папиросу?


Задание 15. Познакомьтесь с приведенными фактами. Какие характеристики восприятия стоят за ними?
1. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей за столом не круглое, а овальное - это эллипсы, удлиненность которых зависит от угла зрения, под которым я их вижу; для тарелки каждого из моих соседей они различны. Тем не менее видимая мною форма предметов остается относительно постоянной - в соответствии с объективной формой самих предметов. (С.Л. Рубинштейн)
2. Человек способен свободно читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан.
3. По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова.
4. Если бы не такое свойство восприятия, не было бы вообще восприятия предметов, а было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого восприятия были бы невозможны... (С.Л. Рубинштейн)


Задание 16. Объясните с точки зрения психологии восприятия следующие факты и ответьте на поставленные в текстах вопросы.
1. Однажды И.М. Файгенберг читал лекцию об активности зрительного восприятия преподавателям челюстно-лицевойхирургии мединститутов. В качестве иллюстрации он демонстрировал известный гештальтрисунок Э. Боринга, на котором смотрящий может увидеть либо прелестную молодую женщину, полуотвернувшуюся от зрителя, либо беззубую старуху, уткнувшуюся в меховой воротник. Обычно часть слушателей сразу же видят женщину, часть - старуху. Каково же было его удивление, когда он услышал только «старуха беззубая», «старая бабка». Все увидели только старуху! В первый момент лектор был обескуражен неудачей своего демонстрационного эксперимента, но быстро догадался о причине случившегося. А вы?
2. Вы, наверняка, знаете детские стихи:
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы, у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре!
Почему киска С.Я. Маршака увидела так мало?


Задание 17. Объясните приведенные факты, используя знания психологии восприятия. На какой феномен восприятия указывают эти примеры?
1. Поздний вечер. Деревня спит. Стук в темное окно. Хозяин неохотно просыпается: «Кто там?» - «Хозяин, а хозяин...» - «Ну, чего надо?»- «Хозяин, дрова нужны?» - «Какие еще дрова? Не нужны мне никакие дрова!» Проснувшись утром, хозяин обнаруживает, что ночные гости вывезли с его двора поленницу дров. «Мерзавцы, - жалуется он соседу, - спросили, хочу ли я купить дрова, а сами украли мои дрова».
2. Иллюзия Шарпантье состоит в следующем: перед испытуемым помещают два одинаковых с виду по материалу, но сильно отличающихся по объему предмета (шары, цилиндры и пр.). Испытуемого просят одновременно поднять оба предмета - один правой рукой, а другой - левой и сказать, какой из них тяжелее. На самом деле они одинакового веса, но испытуемый не предупрежден об этом. Меньший предмет ему всегда кажется тяжелее. Если же предложить поднимать эти предметы за веревочные петли и с закрытыми глазами, то иллюзия не возникает. Выходит, глаза мешают рукам правильно сравнивать вес?


Задание 18. Ученики третьего класса должны описать картину К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку». Название картины ученикам не сообщалось.
Ученик А. Здесь отец и сын ушли на рыбалку. Из-за двери выглянула девочка. А тут мальчик держит ведро. Курица ходит.
После того, как сообщили название картины, ответы стали иными: «Отец со старшим мальчиком пошел ловить рыбу. А младшего не взяли, он маленький. Младший брат, наверное, детской лопаточкой накопал червей и хотел, чтобы его взяли. А когда не взяли, опечалился. А девочка над ним смеется. И курица начала клевать его червяков.
Чем отличается первое описание от второго?
Какой психологической закономерностью объясняется это отличие?
Какие педагогические выводы отсюда вытекают?

Общая психология и психология личности : учебное пособие / авт.-сост. : Е.Л. Бокуть, Е.В. Губина, О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова ; Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт. - М. : МИТУ- МАСИ, 2020. - 760 с. - Текст : электронный.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.