Развитие психики и поведения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Психика — свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.
Психика есть свойство живого организма. Е.И. Рогов указывает на двойственность природы психического. Как аппарат, психика неразрывно связана с телом и мозгом. Как специфический способ функционирования живого, психика относительно автономна от мира и тела, хотя и не существует вне и без них. Основная функция и основное свойство психики — преобразования себя и мира в целях выживания и прогресса.


Проблема развития психики включает три аспекта изучения (М.В. Гамезо, И.А. Домашенко):
— возникновение и развитие психики в животном мире;
— возникновение и развитие человеческого сознания;
— развитие психики в онтогенезе человека (от рождения и до конца жизни).


Источник развития психики (как и движущая сила всякого развития) — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.


Стадии развития психики животных (А.Н. Леонтьев):
1. Стадия элементарной чувствительности. Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.
2. Стадия предметного восприятия. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. (Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом.)
3. Стадия интеллекта. Характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной на этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.


Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных.
Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики. Сознание — высший уровень развития психики, присущий только человеку. Если развитие психики животных подчинено биологическими законами, то развитие сознания обусловлено социальными условиями. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно-трудовой деятельностью.
Основа психической жизни человека — его мозг. Мозг человека как главный отражатель объективного мира является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Чем более развит мозг, чем более тонко дифференцирована его структура, тем сложнее и разнообразнее деятельность психики, тем сложнее и разнообразнее поведение. Особое значение в этом плане приобретает развитие коры больших полушарий мозга.
Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Таким образом, исследуя фактическую сторону проблемы поведения, Ю.Б. Гиппенрейтер приводит следующие факты поведения:
1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (поза, мимика, интонации, покраснение, дрожь и др.).
2. Отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание руки, стук кулаком и др.).
3. Действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.
4. Поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, значение и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т.д. Классификация поведения и поступков человека (по Макгвайру).
Какой-либо поступок человека может быть:
— результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение);
— проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).
Типы поведения: перцептивное, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое поведение.


Вопросы для контроля:

1. Раскройте двойственность природы психического.
2. Дайте характеристику развития психики в животном мире.
3. Дайте характеристику процесса становления человеческого сознания.
4. Перечислите факты поведения.
5. Охарактеризуйте типы поведения человека.


Тест для самоконтроля:
Инструкция: заполните пробелы ключевыми словами. Ключевые слова: психика, организм, мозг, сознание, поведение.
1. Человеческий ... есть дитя природы и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы, то есть ... существует только в природной среде.
2. ... — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.
3. Свойство мозга, заключающееся в способности отражать объективную реальность — ..
4. ... — это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, выраженное во внешней и внутренней активности.
5. ... — центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики.


Задания для самостоятельной работы:
1. Вспомните пословицы и поговорки, в которых, по вашему мнению, дается описание поведения человека.
2. Подберите отрывки из произведений, которые являются, на ваш взгляд, примерами художественного описания поведения людей.
Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.