Сущность и структура психики
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные психологические понятия темы
Активность - всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой.
Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Инстинкт - наследственно заложенные формы поведения.
Интеллектуальное поведение - тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся, прежде всего, в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Навык - автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.
Подсознательное - совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания.
Психика - свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира.
Раздражимость - свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей.
Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Сенсорный уровень сознания - уровень сознания, связанный с работой органов чувств.
Сознание - высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
Тропизмы - изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей. Уровни развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (интеллектуальное, внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение).
Чувствительность - способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к биологически значимым раздражениям.

Краткие материалы лекции

Сущность, функции психики. Психика представляет собой сложный и многогранный феномен. Проанализировав все существующие определения в психологии, можно выделить три ее основные характеристики.
- Свойство живой высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность.
- Высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
- Система процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов бытия живого существа.
Итак, во-первых, возможность существования психики обусловлена наличием специфических органов - мозга и нервной системы. Во-вторых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нематериальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения, что дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания.
В нашем мире существует огромное количество живых существ, обладающих определенными психическими способностями, но все они отличаются друг от друга по уровню развития психики:
- Раздражимость - элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды. Проявляется в реакции на биологически значимые факторы (свет, прикосновение и т.д.).
- Чувствительность - общая способность к ощущениям - объективный критерий возникновения психики. Способность реагировать не только на биологически значимые, но и на биологически нейтральные раздражители до непосредственного контакта с ним.
- Поведение - сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды; адаптивное взаимодействие со средой, опосредованное психической и двигательной активностью. Самое сложное поведение наблюдается у человека, что обусловлено наличием сознания.
- Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, предполагающий способность формировать мотивированное (осознанное), и целенаправленное поведение.
Таким образом, можно выделить четыре уровня развития психики живых существ: раздражимость, чувствительность, поведение, сознание. Высшим уровнем развития психики - сознанием, обладает только человек.
Стадии развития психики. По АН. Леонтьеву, существуют три основные стадии развития психики, для каждой стадии характерен специфический способ отражения организмом объективной действительности и соответствует своя особая форма взаимодействия со средой. А.Н. Леонтьев выделил три таких стадии: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и интеллект животных.
Стадия элементарной сенсорной психики. Животные, находящиеся на этой стадии развития, способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (освещенность, температуру, плотность окружающей среды). На основе такого отражения организм способен ориентироваться в гомогенной (однородной) среде.
На стадии элементарной сенсорной психики находятся простейшие, кишечнополостные и другие низшие беспозвоночные (низший уровень); кольчатые черви, моллюски (кроме головоногих) (высший уровень). Для животных низшего уровня характерна слабодифференцированная двигательная активность. Их движения направлены в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же ухода от неблагоприятных (отрицательные таксисы). Например, простейшие уходят из зоны повышенной кислотности (отрицательный хемотаксис) или из зоны повышенной или пониженной температуры (термотаксисы).
Сложность и целесообразность поведения животного находящегося на высшем уровне данной стадии может поражать, но эта программа поведения является целиком генетически фиксированной, врожденной. Это инстинкт - генетически фиксированная, наследуемая программа поведения.
Индивидуальная изменчивость поведения животных, находящихся на данной стадии проявляется в форме неассоциативного научения, такого как привыкание (габитуация) - изменения реакции при повторном предъявлении раздражителя. Данная реакция не является ассоциативной, связь между конкретным раздражителем и поведением организма не фиксируется - изменяется степень реакции на любой раздражитель. Так пресноводная гидра, привыкшая к механической вибрации, перестает реагировать и на изменение освещенности. Элементарное ассоциативное научение возникает на высшей стадии сенсорной психики.


Стадия перцептивной психики. Переход живых организмов из гомогенной среды обитания в гетерогенную предметную среду приводит к необходимости отражения не только отдельных свойств, но и целостного образа предмета в его отделенно- сти от других предметов и явлений. Это приводит как к усложнению и дифференциации врожденных форм поведения, так и к радикальному усложнению способов модификации поведения. Животным, находящимся на данной стадии присущи крайне сложные и разнообразные программы поведения. Врожденные программы поведения уже начинают нуждаться в индивидуальной подстройке. Это может происходить как путем ассоциативного научения - индивидуального приобретения новых форм поведения в процессе жизнедеятельности, так и с помощью особых механизмов настройки врожденных поведенческих реакций, таких как аверсивное обусловливание, облигантное научение и импринтинг. Эти формы обеспечивают животным более гибкое приспособление к условиям среды Основой ассоциативного научения является формирование временной связи между двумя стимулами, один из которых первоначально был для животного безразличен, а второй - играл роль вознаграждения. Впервые в чистом виде подобное научение было выделено в экспериментах И.П. Павлова. При сочетании первоначально индифферентного стимула (условного сигнала) с раздражителем, вызывающим у животного определенную реакцию (например, слюноотделение или отдергивание конечности), приводит к тому, что этот нейтральный для организма стимул начинает вызывать такую же реакцию, то есть условный рефлекс.
В качестве стимула для выработки новых поведенческих реакций может выступать активность самого животного. Подобное научение детально исследовано К. Ллойд-Морганом и
Э. Торндайком (научение методом проб и ошибок). На высшем уровне данной стадии психического отражения у животных возникает обобщение условных реакций.
На перцептивной стадии психического развития находятся членистоногие, головоногие моллюски, рыбы (низший уровень); высшие позвоночные: птицы и млекопитающие (высший уровень).
Интеллект животных. Интеллектуальное поведение животных было впервые выявлено при решении двухфазных задач.
Первые фазы решения не несут особого биологического смысла, поскольку овладение палкой непосредственно не приводит к удовлетворению пищевой потребности. Она имеет этот смысл только в связи с фазой употребления палки для подтягивания приманки. Лишь последняя фаза - непосредственно направлена на удовлетворение потребности в пище. Для того, чтобы животное могло осуществлять такую деятельность необходимо чтобы оно отражало объективное отношение между вещами. Этот уровень отражения и есть основная характеристика данной стадии.
Интеллектуальное поведение характеризуется мгновенной перестройкой имеющихся связей и отношений между предметами и установлением новых адаптивных связей в новой, для животного, ситуации.
Интеллектуальное поведение доступно не только приматам, но и хищникам и попугаям, которые составляют низший уровень данной стадии; на высшем уровне стадии интеллекта животных находятся высшие человекообразные обезьяны (горилла, орангутанг, шимпанзе), являющиеся ближайшими родственниками человека.
Основной чертой поведения животных, находящихся на данной стадии является увеличение доли поведения, не связанного напрямую с питанием, таких как исследовательская активность и игра.
Игровое поведение особо характерно для детенышей животных, однако и взрослые особи так же склонны к игровому поведению. Если у животных находящихся на перцептивной стадии выработка условных рефлексов может проводиться лишь на биологически значимый фактор (пищу и т.д.), то у животных находящихся на стадии интеллекта можно использовать в качестве вознаграждения и саму возможность проводить исследовательскую деятельность.
К основным чертам интеллектуального поведения относятся орудийная деятельность животных и решение элементарных логических задач
Итак, главные особенности психической деятельности животных:
1. Вся активность животных определяется биологическими мотивами. 2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных, конкретных ситуаций. Они не способны к волевому произвольному поведению. 3. Основу поведения животных составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничено приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования организма. 4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в форме предметов материальной культуры.
Вместе с тем человеческая психика является закономерным результатом длительной эволюции. Все существенные особенности человеческой психики имеют свое основание в животном мире. Даже такая собственно человеческая активность как речь оказалось в зачаточных формах доступна высшим приматам. А в психике человека продолжают сохраняться и более примитивные уровни регуляции, такие как таксисы, инстинкты, рефлексы, однако эти формы регуляции поведения преобразованы качественно новым уровнем регуляции - сознанием.
Проявления психики столь многогранны, что однозначно определить функции психики очень сложно. Психика играет важную роль в процессе взаимодействия человека и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики:
- отражение окружающей действительности;
- регуляция поведения и деятельности;
- осознание человеком своего места в окружающем мире.
Все эти функции связаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации человека и других живых существ к условиям окружающей среды.
Структура психики. Все психические явления в зависимости от содержания, длительности и особенностей можно разделить на три класса:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства личности.
Психические процессы - это первичные регуляторы поведения человека, они обладают такими динамическими характеристиками, как длительность и устойчивость. Психические процессы могут быть разделены на три группы:
- познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание.);
- эмоциональные (эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс);
- волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением);
- иногда выделяют неосознаваемые процессы, которые протекают в бессознательном и не контролируются сознанием.
Психические процессы взаимосвязаны между собой и выступают в качестве основных факторов для формирования психических состояний человека.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом и обладают свойствами устойчивости, длительности, направленности и интенсивности. В то же время влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать деятельности или тормозить ее. К психическим состояниям относят такие явления как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.
Психические свойства личности - наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека, характеризуются устойчивостью и постоянством. К ним, как правило, относят: темперамент, направленность, способности, характер.
Итак, структура психики образована психическими процессами, состояниями и свойствами личности. Качественные особенности и уровень развития психических свойств, особенности протекания психических процессов и наиболее характерные для человека психические состояния определяют неповторимость и индивидуальность каждого человека.


Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность психики как основного предмета психологии.
2. Каковы основные функции психики?
3. Раскройте уровни развития психики.
4. Какие классы включены в структуру психики?
5. Раскройте сущность и особенности психических процессов в структуре психики.
6. Чем отличаются психические состояния?
7. Каковы особенности психических свойств личности?
8. Раскройте стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву
9. В чем особенность психики животных


Практические задания
Задание № 1. Подготовить тезисы к выступлению на семинаре «Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности»
Задание №2. Подготовить научное сообщение на тему «Современный научный взгляд на поведение животных».
Задание № 3. Составить конспект подходов к пониманию того, кому присуща психика (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, позиция А.Н. Леонтьева и К.К. Платнова)


Индивидуальные задания


Задание № 1. Н. Н. Ладыгина-Котс сопоставляла подражательное конструирование шимпанзе и трехлетнего ребенка и выявила интересные факты. Определите, какие из них относятся к поведению шимпанзе, а какие - к поведению ребенка? По каким признакам это можно установить?
1. Один из них мог составить фигуру из 2 - 3 частей только в том случае, если перед ним находилась фигура-образец, другой мог выполнять задание и в отсутствие образца, по памяти.
2. Типичная ошибка одного заключалась в том, что он ставил конусообразные фигуры на вершину, а не на основание. Но после их падения, ставил их как нужно. Другой такие ошибки делал редко.
3. Оба - и шимпанзе и ребенок - допускали ошибки в строительстве пятиэлементных башен, но если один мог самостоятельно исправлять ошибки, то другой это делал только с помощью экспериментатора.
4. Самые трудные задачи для одного - задачи типа конструирования моста, в которых горизонтальный элемент надо было положить на два вертикальных, для другого это были самые легкие задачи.

Задание № 2. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.
1. Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны следующие признаки:
а) отражать предметы в целом;
б) отражать связи и отношения между предметами;
в) отражать отдельные свойства предметов;
г) ставить цели и достигать их.
2. Признаком психической формы элементарного отражения в животном мире является:
а) мыслительная деятельность;
б) инстинкт;
в) чувствительность;
г) рефлекс.
3. Сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие, называют:
а) рефлекторной деятельностью;
б) динамическим стереотипом;
в) акцептором результатов деятельности;
г) функциональными системами психики.
4. Важнейшим условием развития сознания в онтогенезе является:
а) развитие органов чувств;
б) формирование прямохождения;
в) общение с окружающими взрослыми;
г) наследственные предпосылки.
5. Сознание как высшая форма психического отражения и высший уровень саморегуляции характеризуется:
а) активностью;
б) интенциональностью;
в) критичностью;
г) все ответы верны.

Задание № 3. Определите, о каких составляющих сознания (чувственной ткани сознания, значениях или личностном смысле) идёт речь в следующих описаниях. Поясните свой ответ.
1 .Вижу, вижу яркие гроздья рябин. Вижу, вижу дом её номер один... 2.Один говорит другому: «Хотел приколоться, а получилось - обломался!»
3.«Что за прелесть эти сказки!» (А. С. Пушкин.)
4. «Ставлю тебе за ответ пятёрку!»


Темы докладов и рефератов
1. Психологические исследования высокоразвитых инстинктивных форм поведения животных.
2. Есть ли разум у животных?
3. Навыки и интеллект животных.
4. Развитие сознания человека в онтогенезе.
5. Проблема бессознательного в психологии.
6. Сны и их происхождение.
7. Измененные состояния сознания
8. Неосознаваемые процессы

Источник: Салаватулина Л.Р. Общая психология: практикум для самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / Л.Р. Салаватулина. - Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2019. - 257 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.