На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Содержание и структура интеллектуального ресурса
Дескрипторы интеллектуального ресурса
Все страницы

1.1. Интеллектуальный ресурс субъекта развития: основные аспекты изучения

Понятие «ресурс» произошло от латинского слова «resurgere» («восстанавливаться», «возрождаться») и означает в общем смысле те средства, к которым обращаются в необходимом случае [43]. Для зарубежной и отечественной когнитивной психологии, психологии интеллекта устойчиво актуально изучение ресурсов человека: когнитивных, интеллектуальных, личностных и т.д.
Специфика содержания понятия «когнитивный ресурс» (КР) отражена в концепциях и теориях отечественных (рис. 1.1) и зарубежных (рис. 1.2) исследователей. Общим признаком КР в этих исследованиях является определение диапазона интеллектуальной продуктивности человека.

когнитивный ресурс2

Рис. 1.1. Содержание понятия «когнитивный ресурс» в концепциях и теориях
отечественных исследователей
Содержательная сторона когнитивного ресурса в концепциях зарубежных исследователей раскрывается через дополнительные компоненты [111, 112]. 
С позиций исследований таких подходов, как качественный (А. А. Алексапольский, Е. А. Сергиенко, Р. Стернберг, М. А. Холодная, С. А. Хазова и др.) и количественный (В. Н. Дружинин, Д. Канеман, Ф. Фидлер и др.) делается акцент на изучение интеллектуального ресурса (ИР) и когнитивного (КР), иногда рассматриваемых как идентичные [91].

когнитивный ресурс


Рис. 1.3. Понятие интеллектуального ресурса в узком и широком значении


Современная концепция (С. А. Хазова, М. А. Холодная) понимания индивидуального ресурса заключается в том, что его признаки отражаются в ментальном опыте субъекта. Ментальный опыт характеризуется таким
психическим свойством, которое концептуализируется для определенного класса ситуаций как ресурс и становится ресурсом субъекта в целом [92].
Проявления индивидуального интеллектуального ресурса операци- онализируются посредством взаимосвязи понятийных, когнитивных, метакогнитивных и креативных способностей; меры выраженности интеллектуальных качеств личности; соотношения показателей когнитивных стилей; уровневых свойств интеллекта. Такое соотношение характеристик может служить предикторами продуктивности интеллектуальной деятельности, интеллектуального ресурса. Таким образом, на современном этапе наиболее актуальными становятся научные попытки изучить ресурс как интегрированную целостность.
Такой «интегративный» взгляд на природу ресурсов можно считать достаточно актуальным и научно обоснованным. Поскольку интеллект характеризуется структурой ментального опыта, то особенности организации его компонентов (понятийного, метакогнитивного, интенционального) с гармоничным сочетанием когнитивных способностей разного типа, прежде всего, характеризуют интеллектуальный ресурс и его структуру.
В качестве критериев интеллектуальной воспитанности выделяют (М. А. Холодная) ряд характеристик индивидуального умозрения (или типа репрезентации происходящего):
• широта умственного кругозора как противовес «закапсюлированного» восприятия мира;
• гибкость и многовариантность оценок происходящего как противовес «черно-белого мышления»;
• готовность к принятию необычной, противоречивой информации как противовес догматизма;
• умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий) как противовес тенденции думать в терминах «здесь-и-теперь»);
• ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции);
• склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» как противовес игнорирования возможности существования «невозможных» событий;
• способность мысленно видеть отдельное явление в контексте его целостных связей с множеством других явлений как противовес однолинейного взгляда на мир и т. д.


Вопросы для самоконтроля
1. Опишите содержание понятия «ресурс».
2. Опишите содержание понятия "когнитивный ресурс".
3. Охарактеризуйте понятие интеллектуального ресурса в узком и широком значении.
4. Опишите структуру ментального опыта субъекта.
5. Назовите комплекс критериев интеллектуальной воспитанности субъекта.
6. Охарактеризуйте и обоснуйте такие критерии интеллектуальной воспитанности субъекта, как:
- широта умственного кругозора;
- гибкость и многовариантность оценок происходящего;
- готовность к принятию необычной, противоречивой информации;
- умение осмысливать происходящие события в терминах прошлого и будущего (ожидаемого, вероятного, прогнозируемого), их взаимосвязи;
- ориентация на существенные характеристики происходящего.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.