Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы - Дескрипторы интеллектуального ресурса |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 3
|
|
Дескрипторы |
Пояснение |
1 |
Отсутствие какого-либо образа |
Нет изображений и описаний |
|
Конкретно-ассоциативные |
Образы других объектов, которые соотнесены с конкретным объектом в контексте определенных ситуативных связей |
2 |
Предметно-структурные |
Детализированный образ заданного объекта, его предметный образ с элементами обобщения, его конкретно-символический образ на примере другого предметного образа |
3 |
Чувственно-сенсорные |
Гамма сенсорных и эмоциональных впечатлений |
4 |
Обобщенные образы |
Модели объекта, схемы с визуальными элементами (вектора, точки, геометрические фигуры и формы) |
5 |
Условные визуальные знаки |
Максимально обобщенные свернутые образы (буквенные, числовые, алгебраические символы) |
|
Дескрипторы |
Пояснение |
6 |
Абстрактный образ |
Разная степень абстрактности образа (конкретный, атрибутивный, метафоричный, геометрический и др.) |
7 |
Конкретный образ |
База - прошлый опыт |
8 |
Атрибутивный образ |
Наличие логической связи между понятием и выбранным образом. База - прошлый опыт |
9 |
Метафорический образ |
Показатели высокого уровня интеллектуальности, мотивации, эмоциональности при выполнении задания. Авторские метафоры, обогащение опыта |
10 |
Геометрические, грамматические, графические символы |
Символ как способ выражения. Обогащение опыта |
11 |
Персонифицированный |
Содержание понятия передается через позу, мимику. Опора на субъективный опыт |
12 |
Индивидуально значимые объекты |
Опора на субъективный опыт |
13 |
Стандартные образы |
Частые, повторяющиеся образы (1 из 5) |
14 |
Оригинальные образы |
Редкие образы (2 из 100) |
Функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов субъектов проявляются в их функциях (табл. 2).
Таблица 2
Функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов
№ |
Функциональные |
Основания |
Авторы |
1 |
Достижение позитивных результатов с точки зрения саморегуляции и общей адаптации |
Самостоятельное привлечение ресурсов разного уровня |
Е. Ю. Кожевникова, Е. А. Петрова |
2 |
Эффективное совладание с трудными жизненными ситуациями и угрожающими обстоятельствами |
S. Taylor,
T. Л. Крюкова, М. А. Холодная,
|
|
3 |
Достижение успешности в деятельности |
В.А. Бодров, |
|
4 |
Поддержание тесных контактов с другими людьми |
Т. Л. Крюкова, Е. А. Петрова |
|
|
|
|
5 |
Улучшение эмоционального состояния за счет (Е. А. Петрова) |
Снижения силы негативных переживаний |
С. А. Хазова, Е. А. Петрова |
6 |
Улучшение понимания ситуации и своих возможностей |
Развитие понятийных, категориальных и концептуальных способностей |
М. А. Холодная, Е. А. Петрова |
Контрольные и регулятивные дескрипторы. В этой группе дескрипторов необходимо выделить когнитивные стили, входящие в содержание метакогнитивного опыта. Они не только обеспечивают контроль интеллектуальной деятельности, но и являются основой креативности (Г. Уиткин, Г. Гарднер и др.) как существенной составляющей интеллектуального ресурса.
Когнитивные стили представляют собой высоко обобщенные характеристики, осуществляющие интеграцию показателей когнитивной и личностной сфер [37. С. 23]. В общем под когнитивными стилями понимаются индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения [37. С. 15].
Динамические дескрипторы интеллектуального ресурса включают характеристики его обогащения, развития, управления субъектом собственными ресурсами.
Кроме этого, выделяют [95] универсальные дескрипторы системы ресурсов (рис. 1.10), а именно: характеристики (показатели) целостности и организованности, динамичности, устойчивости и др.
Рис. 1.10. Универсальные дескрипторы системы ресурсов субъекта
Понимание интеллектуального ресурса посредством содержания структурных компонентов ментального опыта (М. А. Холодная и др.) приводит к следующим выводам:
• динамика интеллектуальных ресурсов обусловлена совокупностью таких механизмов, как успешность, «диапазон достижений», когнитивные стили и т.п.;
• в интегративном плане изучения интеллектуальных ресурсов их необходимо рассматривать в единой структуре с дивергентными (творческими) способностями;
• пороги (нижний и верхний) развития интеллектуального ресурса обусловлены уровнем интеллектуальных и творческих способностей, личностными качествами субъекта как предикторами и дескрипторами личностного ресурса.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте ментально-репрезентативные дескрипторы интеллектуального ресурса. Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов. Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте контрольные и регулятивные дескрипторы интеллектуального ресурса. Приведите примеры.
4. Охарактеризуйте динамические дескрипторы интеллектуального ресурса.
5. Опишите структуру дескрипторов интеллектуальных ресурсов.
6. Опишите взаимосвязь интеллектуальных ресурсов и дивергентных (творческих) способностей субъекта.
7. Опишите рефлексию как дескриптор и предиктор интеллектуального ресурса.
Источник: Эксакусто, Т. В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса : учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 193 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |