На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы - Дескрипторы интеллектуального ресурса
Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы - Дескрипторы интеллектуального ресурса
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Содержание и структура интеллектуального ресурса
Дескрипторы интеллектуального ресурса
Все страницы

 


1.3. Дескрипторы интеллектуального ресурса


Для описания интеллектуального ресурса целесообразно обращение к таким характеристикам - дескрипторам (descriptor), которые не только описывают основной смысловой состав этого ресурса, но и обусловливают его развитие. Соответственно дескрипторы являются ключевыми векторами группировки слов (как признаков проявления) из разных областей семантического поля «ресурс» (интеллектуального и личностного). В связи с этим дескрипторы можно определить как существенные критерии достижений в плане развития как интеллектуального, так и личностного ресурса.
Особенности интеллектуальных ресурсов сопряжены с качественными и количественными уровневыми различиями в их дескрипторах, в чем немаловажная роль принадлежит рефлексивной включенности субъекта в процесс саморазвития интеллектуального ресурса. А именно, субъект, рефлексируя и выделяя необходимые ему в данный момент факты, фрагменты, знания и т.д., познает их содержание, моделирует связи между ними, образует семантические и когнитивные структуры. Такая ситуация обусловлена механизмом наделения ресурсной ролью всего того, с чем субъект работает, расширяя для себя поле доступных возможностей и обогащая интеллектуальный ресурс.
Выделить дескрипторы интеллектуальных ресурсов возможно в соответствие с исследованиями М. А. Холодной, С. А. Хазовой, Е. В. Волковой и др., которые описывают интеллектуальные ресурсы (в процессе формирования и развития) через содержание структурных компонентов ментального опыта и как результат концептуализации индивидуального опыта с учетом специфики эмоциональных, оценочных, рефлексивных процессов, определяющих ценность предмета, объекта, явления, события, знания и т.д. Соответственно выделяют несколько групп дескрипторов: ментально-репрезентативные, функциональные, контрольные и регулятивные, динамические и т.п.
Ментально-репрезентативные дескрипторы. В условиях самых разнообразных ситуаций из содержания и структуры индивидуального опыта как индивидуального ресурса разворачивается организованное пространство отражения. Оно представляет собой форму оперативной активизации когнитивных ресурсов субъекта [93]. Мощность и свойства этой формы обеспечивают содержание и уровень репрезентации каждого события, явления, факта и т.д. Примеры групп ментально-репрезентативных дескрипторов интеллектуального ресурса представлены в табл. 1.


Ментально-репрезентативные дескрипторы


Таблица 1

 

Дескрипторы

Пояснение

1

Отсутствие какого-либо образа

Нет изображений и описаний

 

Конкретно-ассоциативные
образы

Образы других объектов, которые соотнесены с конкретным объектом в контексте определенных ситуативных связей

2

Предметно-структурные
образы

Детализированный образ заданного объекта, его предметный образ с элементами обобщения, его конкретно-символический образ на примере другого предметного образа

3

Чувственно-сенсорные
образы

Гамма сенсорных и эмоциональных впечатлений

4

Обобщенные образы

Модели объекта, схемы с визуальными элементами (вектора, точки, геометрические фигуры и формы)

5

Условные визуальные знаки

Максимально обобщенные свернутые образы (буквенные, числовые, алгебраические символы)

 

 

Дескрипторы

Пояснение

6

Абстрактный образ

Разная степень абстрактности образа (конкретный, атрибутивный, метафоричный, геометрический и др.)

7

Конкретный образ

База - прошлый опыт

8

Атрибутивный образ

Наличие логической связи между понятием и выбранным образом. База - прошлый опыт

9

Метафорический образ

Показатели высокого уровня интеллектуальности, мотивации, эмоциональности при выполнении задания. Авторские метафоры, обогащение опыта

10

Геометрические, грамматические, графические символы

Символ как способ выражения. Обогащение опыта

11

Персонифицированный
образ

Содержание понятия передается через позу, мимику. Опора на субъективный опыт

12

Индивидуально значимые объекты

Опора на субъективный опыт

13

Стандартные образы

Частые, повторяющиеся образы (1 из 5)

14

Оригинальные образы

Редкие образы (2 из 100)

Функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов субъектов проявляются в их функциях (табл. 2).

Таблица 2

Функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов

Функциональные
дескрипторы

Основания

Авторы

1

Достижение позитивных результатов с точки зрения саморегуляции и общей адаптации

Самостоятельное привлечение ресурсов разного уровня

Е. Ю. Кожевникова, Е. А. Петрова

2

Эффективное совладание с трудными жизненными ситуациями и угрожающими обстоятельствами

S. Taylor,
S. E. Hobfoll,

  1. А. Бодров,

T. Л. Крюкова, М. А. Холодная,

  1. А. Хазова

3

Достижение успешности в деятельности

В.А. Бодров,
В.Н. Дружинин, В. А. Толочек

4

Поддержание тесных контактов с другими людьми

Т. Л. Крюкова, Е. А. Петрова

 

 

 

 

5

Улучшение эмоционального состояния за счет (Е. А. Петрова)

Снижения силы негативных переживаний

С. А. Хазова, Е. А. Петрова

6

Улучшение понимания ситуации и своих возможностей

Развитие понятийных, категориальных и концептуальных способностей

М. А. Холодная, Е. А. Петрова

Контрольные и регулятивные дескрипторы. В этой группе дескрипторов необходимо выделить когнитивные стили, входящие в содержание метакогнитивного опыта. Они не только обеспечивают контроль интеллектуальной деятельности, но и являются основой креативности (Г. Уиткин, Г. Гарднер и др.) как существенной составляющей интеллектуального ресурса.
Когнитивные стили представляют собой высоко обобщенные характеристики, осуществляющие интеграцию показателей когнитивной и личностной сфер [37. С. 23]. В общем под когнитивными стилями понимаются индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения [37. С. 15].
Динамические дескрипторы интеллектуального ресурса включают характеристики его обогащения, развития, управления субъектом собственными ресурсами.
Кроме этого, выделяют [95] универсальные дескрипторы системы ресурсов (рис. 1.10), а именно: характеристики (показатели) целостности и организованности, динамичности, устойчивости и др.

ресурсы субъекта

Рис. 1.10. Универсальные дескрипторы системы ресурсов субъекта

Понимание интеллектуального ресурса посредством содержания структурных компонентов ментального опыта (М. А. Холодная и др.) приводит к следующим выводам:
• динамика интеллектуальных ресурсов обусловлена совокупностью таких механизмов, как успешность, «диапазон достижений», когнитивные стили и т.п.;
• в интегративном плане изучения интеллектуальных ресурсов их необходимо рассматривать в единой структуре с дивергентными (творческими) способностями;
• пороги (нижний и верхний) развития интеллектуального ресурса обусловлены уровнем интеллектуальных и творческих способностей, личностными качествами субъекта как предикторами и дескрипторами личностного ресурса.


Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте ментально-репрезентативные дескрипторы интеллектуального ресурса. Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов. Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте контрольные и регулятивные дескрипторы интеллектуального ресурса. Приведите примеры.
4. Охарактеризуйте динамические дескрипторы интеллектуального ресурса.
5. Опишите структуру дескрипторов интеллектуальных ресурсов.
6. Опишите взаимосвязь интеллектуальных ресурсов и дивергентных (творческих) способностей субъекта.
7. Опишите рефлексию как дескриптор и предиктор интеллектуального ресурса.

Источник: Эксакусто, Т. В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса : учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 193 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.