На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы - Содержание и структура интеллектуального ресурса
Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы - Содержание и структура интеллектуального ресурса
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Содержание и структура интеллектуального ресурса
Дескрипторы интеллектуального ресурса
Все страницы

 


1.2. Содержание и структура интеллектуального ресурса


Когнитивный синтез значений предикторов продуктивности интеллектуальной деятельности и ИР позволил выделить такой конструкт, как ментальный опыт (МО).
По определению М. А. Холодной, ментальный опыт - это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности [93].
Ментальный опыт представлен в трех основных ментальных формах: ментальной структуре (МС), ментальном пространстве (МП) и ментальной репрезентации (МР) (рис. 1.4). Эти формы взаимосвязаны и образуют систему ресурсных факторов интеллектуального развития (понятийные, метакогнитивные, интенциональные и другие).

когнитивный ресурс3

Рис. 1.5. Свойства ментальной структуры

Свойства ментальной структуры формируются и проявляются в соответствии с ментальным пространством, характеризующимся определенными качествами (рис. 1.6).

когнитивный ресурс4

Качества ментального пространства обусловлены его свойствами (рис. 1.7).


Свойства МС и МП обусловливают актуализацию форм опыта и взаимодействие, направленное на создание образа познаваемого объекта, предмета и т.д. в интегрированной форме. В результате, эти формы опыта приобретают новые свойства, которые отражают репрезентативные способности или их дефицит. Взаимодействие форм опыта в процессе создания образа обеспечивает их развитие и интеграцию посредством развития ментальных репрезентаций.
Ментальная репрезентация - это актуальный умственный образ того или иного конкретного события [93]. Ментальные репрезентации в структуре ментального опыта - это конструкт, представленный на четырёх уровнях (потенциальном, актуальном, результативном, перспективном) и полученный в результате актуализации всех форм опыта субъекта и конструирования объективированного мысленного образа конкретного события, задачи с помощью когнитивных и понятийных структур [9]. 
Ментальные репрезентации рассматриваются на четырех уровнях: потенциальный, актуальный, результативный, перспективный. Эффект интеграции МР проявляется в одновременном повышении уровня репрезентативных способностей и снижении репрезентативных дефицитов (рис. 1.8).

эффект интеграции

Рис. 1.8. Эффект интеграции ментальных репрезентаций

Интеграция МР осуществляется по динамично-иерархическому принципу, предполагающему определенные уровни:
• потенциальный (личные знания, концепты, ментальные структуры, фреймы, прототипы);
• актуальный (образы, схемы, когнитивные карты, декодировка информации, словеснообразный перевод, рисунок, текст, слово, задача, знак, личностный смысл);
• перспективный (интеллектуальная компетентность, смысловая сфера, концептуальные структуры);
• результативный (опыт, обогащающийся за счет интегрированных ментальных репрезентаций и личностных смыслов).
Взаимосвязь ментальных репрезентаций и опыта субъектов имеет смысловую основу:
• общее смысловое поле, обеспечивающее адекватность выбора образа;
• наличие когнитивных структур и фона (фоновых культурных знаний). 
Таким образом, структура ментального опыта представлена тремя уровнями: когнитивный опыт (КО); метакогнитивный (МКО); интенцио- нальный опыт (ОИ) [93] (рис. 1.9).

структура ментального опыта

Рис. 1.9. Структура ментального опыта


Ментальный опыт - это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности.
В структуру интеллектуальных ресурсов включают (М. А. Холодная и др.) и творческие (дивергентные) способности. Без сформированности и взаимосвязи таких характеристик, как интеллект и творчество, невозможна успешность разных видов деятельности (С. В. Дружинина, Г. М. Зурначян, И. А. Кибальченко и др.). В настоящее время используются ряд подходов (в частности, ситуационный, ресурсный, структурно-интегративный и др.) для изучения проблем соотношения интеллекта и творчества.
Взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей обусловлена системой механизмов индивидуального когнитивного ресурса, успешности разных видов деятельности (учебная, профессиональная и др.), индивидуального диапазона достижений. Предикторами диапазона взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей являются интеллектуальные (величина IQ), и личностные качества [93]. Таким образом, определение интеллектуального ресурса и его структуры стало возможным с
позиций ресурсного подхода, на основе которого раскрывается специфика организации индивидуального ментального опыта и его особенностей:
• представленность в ментальном опыте в соответствии с индивидуальными возможностями;
• устойчивость (относительная стабильность) во времени;
• взаимосвязь ресурса, успешности, эффективности жизнедеятельности и достижения собственных целей;
• рефлексивная основа осознания.
Характеристика интеллектуальных ресурсов осуществляется в нескольких аспектах через ментальные ресурсы субъекта, которые представлены структурно и с особенностями. Можно назвать несколько аспектов изучения интеллектуальных ресурсов: рефлексивно-оценочный (включающий аффективно-оценочный или эмоционально-оценочный); регулятивный; функциональный; результативный; динамический и другие. Смысл каждого из аспектов раскрывают взаимосвязанные группы дескрипторов.
Указанные аспекты изучаются в рамках таких подходов, как структурно-интегративный (М. А. Холодная, Б. Г. Юдин), структурно-динамический (Д. В. Ушаков), рефлексивно-интегративный (И. А. Кибальченко) и др. Структурно-интегративный подход акцентирует внимание на функциональном взаимодействии всех частей интеллектуального ресурса. Структурно-динамический подход использует принцип целостного подхода к интеллектуальному ресурсу, принцип изучения его индивидуальных различий. Рефлексивно-гуманистический подход позволяет выделить рефлексивно-инновационный аспект в переосмыслении и преобразовании субъектом содержания своего ресурса. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет делать акцент на активной исследовательской позиции субъекта с целью критического анализа, осмысления и оценки индивидуального ресурса. Рефлексивно-интегративный подход позволяет проводить анализ и развитие индивидуального ресурса в аспекте «внутрисистемной» интеграции, иерархической интеграции и гармонии «вложенных» форм индивидуального ресурса. С позиции рефлексивно-интегративного подхода (И. А. Кибальченко) определяется взгляд на содержание дескрипторов интеллектуального ресурса как структуру элементов: контроля, порождения новых идей, результатов развития и динамики, способов сделать неявное знание явным; образов, схем или картин (ментальных репрезентаций) осуществленной деятельности, планов, перспектив и т.д.


Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение интеллектуального ресурса.
2. Перечислите три основных формы ментального опыта.
3. Опишите содержания следующих понятий:
- ментальная структура;
- ментальное пространство;
- ментальная репрезентация.
4. Опишите систему ресурсных факторов интеллектуального развития субъекта.
5. Назовите научные подходы к изучению интеллектуального ресурса в разных аспектах (взаимодействие его частей, индивидуальных различий, переосмысления и преобразования его содержания субъектом, осмысления и оценки его содержания, «внутрисистемной» интеграции и др.).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.