Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Интеллектуальный ресурс субъекта развития: основные аспекты изученияПонятие «ресурс» произошло от латинского слова «resurgere» («восстанавливаться», «возрождаться») и означает в общем смысле те средства, к которым обращаются в необходимом случае [43]. Для зарубежной и отечественной когнитивной психологии, психологии интеллекта устойчиво актуально изучение ресурсов человека: когнитивных, интеллектуальных, личностных и т.д. Рис. 1.1. Содержание понятия «когнитивный ресурс» в концепциях и теориях
|
Рис. 1.5. Свойства ментальной структуры
Свойства ментальной структуры формируются и проявляются в соответствии с ментальным пространством, характеризующимся определенными качествами (рис. 1.6).
Качества ментального пространства обусловлены его свойствами (рис. 1.7).
Свойства МС и МП обусловливают актуализацию форм опыта и взаимодействие, направленное на создание образа познаваемого объекта, предмета и т.д. в интегрированной форме. В результате, эти формы опыта приобретают новые свойства, которые отражают репрезентативные способности или их дефицит. Взаимодействие форм опыта в процессе создания образа обеспечивает их развитие и интеграцию посредством развития ментальных репрезентаций.
Ментальная репрезентация - это актуальный умственный образ того или иного конкретного события [93]. Ментальные репрезентации в структуре ментального опыта - это конструкт, представленный на четырёх уровнях (потенциальном, актуальном, результативном, перспективном) и полученный в результате актуализации всех форм опыта субъекта и конструирования объективированного мысленного образа конкретного события, задачи с помощью когнитивных и понятийных структур [9].
Ментальные репрезентации рассматриваются на четырех уровнях: потенциальный, актуальный, результативный, перспективный. Эффект интеграции МР проявляется в одновременном повышении уровня репрезентативных способностей и снижении репрезентативных дефицитов (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Эффект интеграции ментальных репрезентаций
Интеграция МР осуществляется по динамично-иерархическому принципу, предполагающему определенные уровни:
• потенциальный (личные знания, концепты, ментальные структуры, фреймы, прототипы);
• актуальный (образы, схемы, когнитивные карты, декодировка информации, словеснообразный перевод, рисунок, текст, слово, задача, знак, личностный смысл);
• перспективный (интеллектуальная компетентность, смысловая сфера, концептуальные структуры);
• результативный (опыт, обогащающийся за счет интегрированных ментальных репрезентаций и личностных смыслов).
Взаимосвязь ментальных репрезентаций и опыта субъектов имеет смысловую основу:
• общее смысловое поле, обеспечивающее адекватность выбора образа;
• наличие когнитивных структур и фона (фоновых культурных знаний).
Таким образом, структура ментального опыта представлена тремя уровнями: когнитивный опыт (КО); метакогнитивный (МКО); интенцио- нальный опыт (ОИ) [93] (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Структура ментального опыта
Ментальный опыт - это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности.
В структуру интеллектуальных ресурсов включают (М. А. Холодная и др.) и творческие (дивергентные) способности. Без сформированности и взаимосвязи таких характеристик, как интеллект и творчество, невозможна успешность разных видов деятельности (С. В. Дружинина, Г. М. Зурначян, И. А. Кибальченко и др.). В настоящее время используются ряд подходов (в частности, ситуационный, ресурсный, структурно-интегративный и др.) для изучения проблем соотношения интеллекта и творчества.
Взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей обусловлена системой механизмов индивидуального когнитивного ресурса, успешности разных видов деятельности (учебная, профессиональная и др.), индивидуального диапазона достижений. Предикторами диапазона взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей являются интеллектуальные (величина IQ), и личностные качества [93]. Таким образом, определение интеллектуального ресурса и его структуры стало возможным с
позиций ресурсного подхода, на основе которого раскрывается специфика организации индивидуального ментального опыта и его особенностей:
• представленность в ментальном опыте в соответствии с индивидуальными возможностями;
• устойчивость (относительная стабильность) во времени;
• взаимосвязь ресурса, успешности, эффективности жизнедеятельности и достижения собственных целей;
• рефлексивная основа осознания.
Характеристика интеллектуальных ресурсов осуществляется в нескольких аспектах через ментальные ресурсы субъекта, которые представлены структурно и с особенностями. Можно назвать несколько аспектов изучения интеллектуальных ресурсов: рефлексивно-оценочный (включающий аффективно-оценочный или эмоционально-оценочный); регулятивный; функциональный; результативный; динамический и другие. Смысл каждого из аспектов раскрывают взаимосвязанные группы дескрипторов.
Указанные аспекты изучаются в рамках таких подходов, как структурно-интегративный (М. А. Холодная, Б. Г. Юдин), структурно-динамический (Д. В. Ушаков), рефлексивно-интегративный (И. А. Кибальченко) и др. Структурно-интегративный подход акцентирует внимание на функциональном взаимодействии всех частей интеллектуального ресурса. Структурно-динамический подход использует принцип целостного подхода к интеллектуальному ресурсу, принцип изучения его индивидуальных различий. Рефлексивно-гуманистический подход позволяет выделить рефлексивно-инновационный аспект в переосмыслении и преобразовании субъектом содержания своего ресурса. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет делать акцент на активной исследовательской позиции субъекта с целью критического анализа, осмысления и оценки индивидуального ресурса. Рефлексивно-интегративный подход позволяет проводить анализ и развитие индивидуального ресурса в аспекте «внутрисистемной» интеграции, иерархической интеграции и гармонии «вложенных» форм индивидуального ресурса. С позиции рефлексивно-интегративного подхода (И. А. Кибальченко) определяется взгляд на содержание дескрипторов интеллектуального ресурса как структуру элементов: контроля, порождения новых идей, результатов развития и динамики, способов сделать неявное знание явным; образов, схем или картин (ментальных репрезентаций) осуществленной деятельности, планов, перспектив и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение интеллектуального ресурса.
2. Перечислите три основных формы ментального опыта.
3. Опишите содержания следующих понятий:
- ментальная структура;
- ментальное пространство;
- ментальная репрезентация.
4. Опишите систему ресурсных факторов интеллектуального развития субъекта.
5. Назовите научные подходы к изучению интеллектуального ресурса в разных аспектах (взаимодействие его частей, индивидуальных различий, переосмысления и преобразования его содержания субъектом, осмысления и оценки его содержания, «внутрисистемной» интеграции и др.).
Для описания интеллектуального ресурса целесообразно обращение к таким характеристикам - дескрипторам (descriptor), которые не только описывают основной смысловой состав этого ресурса, но и обусловливают его развитие. Соответственно дескрипторы являются ключевыми векторами группировки слов (как признаков проявления) из разных областей семантического поля «ресурс» (интеллектуального и личностного). В связи с этим дескрипторы можно определить как существенные критерии достижений в плане развития как интеллектуального, так и личностного ресурса.
Особенности интеллектуальных ресурсов сопряжены с качественными и количественными уровневыми различиями в их дескрипторах, в чем немаловажная роль принадлежит рефлексивной включенности субъекта в процесс саморазвития интеллектуального ресурса. А именно, субъект, рефлексируя и выделяя необходимые ему в данный момент факты, фрагменты, знания и т.д., познает их содержание, моделирует связи между ними, образует семантические и когнитивные структуры. Такая ситуация обусловлена механизмом наделения ресурсной ролью всего того, с чем субъект работает, расширяя для себя поле доступных возможностей и обогащая интеллектуальный ресурс.
Выделить дескрипторы интеллектуальных ресурсов возможно в соответствие с исследованиями М. А. Холодной, С. А. Хазовой, Е. В. Волковой и др., которые описывают интеллектуальные ресурсы (в процессе формирования и развития) через содержание структурных компонентов ментального опыта и как результат концептуализации индивидуального опыта с учетом специфики эмоциональных, оценочных, рефлексивных процессов, определяющих ценность предмета, объекта, явления, события, знания и т.д. Соответственно выделяют несколько групп дескрипторов: ментально-репрезентативные, функциональные, контрольные и регулятивные, динамические и т.п.
Ментально-репрезентативные дескрипторы. В условиях самых разнообразных ситуаций из содержания и структуры индивидуального опыта как индивидуального ресурса разворачивается организованное пространство отражения. Оно представляет собой форму оперативной активизации когнитивных ресурсов субъекта [93]. Мощность и свойства этой формы обеспечивают содержание и уровень репрезентации каждого события, явления, факта и т.д. Примеры групп ментально-репрезентативных дескрипторов интеллектуального ресурса представлены в табл. 1.
Ментально-репрезентативные дескрипторы
Таблица 1
|
Дескрипторы |
Пояснение |
1 |
Отсутствие какого-либо образа |
Нет изображений и описаний |
|
Конкретно-ассоциативные |
Образы других объектов, которые соотнесены с конкретным объектом в контексте определенных ситуативных связей |
2 |
Предметно-структурные |
Детализированный образ заданного объекта, его предметный образ с элементами обобщения, его конкретно-символический образ на примере другого предметного образа |
3 |
Чувственно-сенсорные |
Гамма сенсорных и эмоциональных впечатлений |
4 |
Обобщенные образы |
Модели объекта, схемы с визуальными элементами (вектора, точки, геометрические фигуры и формы) |
5 |
Условные визуальные знаки |
Максимально обобщенные свернутые образы (буквенные, числовые, алгебраические символы) |
|
Дескрипторы |
Пояснение |
6 |
Абстрактный образ |
Разная степень абстрактности образа (конкретный, атрибутивный, метафоричный, геометрический и др.) |
7 |
Конкретный образ |
База - прошлый опыт |
8 |
Атрибутивный образ |
Наличие логической связи между понятием и выбранным образом. База - прошлый опыт |
9 |
Метафорический образ |
Показатели высокого уровня интеллектуальности, мотивации, эмоциональности при выполнении задания. Авторские метафоры, обогащение опыта |
10 |
Геометрические, грамматические, графические символы |
Символ как способ выражения. Обогащение опыта |
11 |
Персонифицированный |
Содержание понятия передается через позу, мимику. Опора на субъективный опыт |
12 |
Индивидуально значимые объекты |
Опора на субъективный опыт |
13 |
Стандартные образы |
Частые, повторяющиеся образы (1 из 5) |
14 |
Оригинальные образы |
Редкие образы (2 из 100) |
Функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов субъектов проявляются в их функциях (табл. 2).
Таблица 2
Функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов
№ |
Функциональные |
Основания |
Авторы |
1 |
Достижение позитивных результатов с точки зрения саморегуляции и общей адаптации |
Самостоятельное привлечение ресурсов разного уровня |
Е. Ю. Кожевникова, Е. А. Петрова |
2 |
Эффективное совладание с трудными жизненными ситуациями и угрожающими обстоятельствами |
S. Taylor,
T. Л. Крюкова, М. А. Холодная,
|
|
3 |
Достижение успешности в деятельности |
В.А. Бодров, |
|
4 |
Поддержание тесных контактов с другими людьми |
Т. Л. Крюкова, Е. А. Петрова |
|
|
|
|
5 |
Улучшение эмоционального состояния за счет (Е. А. Петрова) |
Снижения силы негативных переживаний |
С. А. Хазова, Е. А. Петрова |
6 |
Улучшение понимания ситуации и своих возможностей |
Развитие понятийных, категориальных и концептуальных способностей |
М. А. Холодная, Е. А. Петрова |
Контрольные и регулятивные дескрипторы. В этой группе дескрипторов необходимо выделить когнитивные стили, входящие в содержание метакогнитивного опыта. Они не только обеспечивают контроль интеллектуальной деятельности, но и являются основой креативности (Г. Уиткин, Г. Гарднер и др.) как существенной составляющей интеллектуального ресурса.
Когнитивные стили представляют собой высоко обобщенные характеристики, осуществляющие интеграцию показателей когнитивной и личностной сфер [37. С. 23]. В общем под когнитивными стилями понимаются индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения [37. С. 15].
Динамические дескрипторы интеллектуального ресурса включают характеристики его обогащения, развития, управления субъектом собственными ресурсами.
Кроме этого, выделяют [95] универсальные дескрипторы системы ресурсов (рис. 1.10), а именно: характеристики (показатели) целостности и организованности, динамичности, устойчивости и др.
Рис. 1.10. Универсальные дескрипторы системы ресурсов субъекта
Понимание интеллектуального ресурса посредством содержания структурных компонентов ментального опыта (М. А. Холодная и др.) приводит к следующим выводам:
• динамика интеллектуальных ресурсов обусловлена совокупностью таких механизмов, как успешность, «диапазон достижений», когнитивные стили и т.п.;
• в интегративном плане изучения интеллектуальных ресурсов их необходимо рассматривать в единой структуре с дивергентными (творческими) способностями;
• пороги (нижний и верхний) развития интеллектуального ресурса обусловлены уровнем интеллектуальных и творческих способностей, личностными качествами субъекта как предикторами и дескрипторами личностного ресурса.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте ментально-репрезентативные дескрипторы интеллектуального ресурса. Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов. Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте контрольные и регулятивные дескрипторы интеллектуального ресурса. Приведите примеры.
4. Охарактеризуйте динамические дескрипторы интеллектуального ресурса.
5. Опишите структуру дескрипторов интеллектуальных ресурсов.
6. Опишите взаимосвязь интеллектуальных ресурсов и дивергентных (творческих) способностей субъекта.
7. Опишите рефлексию как дескриптор и предиктор интеллектуального ресурса.
Источник: Эксакусто, Т. В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса : учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 193 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |