На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Интеллектуальный ресурс: понятие, структура, дескрипторы
Содержание и структура интеллектуального ресурса
Дескрипторы интеллектуального ресурса
Все страницы

1.1. Интеллектуальный ресурс субъекта развития: основные аспекты изучения

Понятие «ресурс» произошло от латинского слова «resurgere» («восстанавливаться», «возрождаться») и означает в общем смысле те средства, к которым обращаются в необходимом случае [43]. Для зарубежной и отечественной когнитивной психологии, психологии интеллекта устойчиво актуально изучение ресурсов человека: когнитивных, интеллектуальных, личностных и т.д.
Специфика содержания понятия «когнитивный ресурс» (КР) отражена в концепциях и теориях отечественных (рис. 1.1) и зарубежных (рис. 1.2) исследователей. Общим признаком КР в этих исследованиях является определение диапазона интеллектуальной продуктивности человека.

когнитивный ресурс2

Рис. 1.1. Содержание понятия «когнитивный ресурс» в концепциях и теориях
отечественных исследователей
Содержательная сторона когнитивного ресурса в концепциях зарубежных исследователей раскрывается через дополнительные компоненты [111, 112]. 
С позиций исследований таких подходов, как качественный (А. А. Алексапольский, Е. А. Сергиенко, Р. Стернберг, М. А. Холодная, С. А. Хазова и др.) и количественный (В. Н. Дружинин, Д. Канеман, Ф. Фидлер и др.) делается акцент на изучение интеллектуального ресурса (ИР) и когнитивного (КР), иногда рассматриваемых как идентичные [91].

когнитивный ресурс


Рис. 1.3. Понятие интеллектуального ресурса в узком и широком значении


Современная концепция (С. А. Хазова, М. А. Холодная) понимания индивидуального ресурса заключается в том, что его признаки отражаются в ментальном опыте субъекта. Ментальный опыт характеризуется таким
психическим свойством, которое концептуализируется для определенного класса ситуаций как ресурс и становится ресурсом субъекта в целом [92].
Проявления индивидуального интеллектуального ресурса операци- онализируются посредством взаимосвязи понятийных, когнитивных, метакогнитивных и креативных способностей; меры выраженности интеллектуальных качеств личности; соотношения показателей когнитивных стилей; уровневых свойств интеллекта. Такое соотношение характеристик может служить предикторами продуктивности интеллектуальной деятельности, интеллектуального ресурса. Таким образом, на современном этапе наиболее актуальными становятся научные попытки изучить ресурс как интегрированную целостность.
Такой «интегративный» взгляд на природу ресурсов можно считать достаточно актуальным и научно обоснованным. Поскольку интеллект характеризуется структурой ментального опыта, то особенности организации его компонентов (понятийного, метакогнитивного, интенционального) с гармоничным сочетанием когнитивных способностей разного типа, прежде всего, характеризуют интеллектуальный ресурс и его структуру.
В качестве критериев интеллектуальной воспитанности выделяют (М. А. Холодная) ряд характеристик индивидуального умозрения (или типа репрезентации происходящего):
• широта умственного кругозора как противовес «закапсюлированного» восприятия мира;
• гибкость и многовариантность оценок происходящего как противовес «черно-белого мышления»;
• готовность к принятию необычной, противоречивой информации как противовес догматизма;
• умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий) как противовес тенденции думать в терминах «здесь-и-теперь»);
• ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции);
• склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» как противовес игнорирования возможности существования «невозможных» событий;
• способность мысленно видеть отдельное явление в контексте его целостных связей с множеством других явлений как противовес однолинейного взгляда на мир и т. д.


Вопросы для самоконтроля
1. Опишите содержание понятия «ресурс».
2. Опишите содержание понятия "когнитивный ресурс".
3. Охарактеризуйте понятие интеллектуального ресурса в узком и широком значении.
4. Опишите структуру ментального опыта субъекта.
5. Назовите комплекс критериев интеллектуальной воспитанности субъекта.
6. Охарактеризуйте и обоснуйте такие критерии интеллектуальной воспитанности субъекта, как:
- широта умственного кругозора;
- гибкость и многовариантность оценок происходящего;
- готовность к принятию необычной, противоречивой информации;
- умение осмысливать происходящие события в терминах прошлого и будущего (ожидаемого, вероятного, прогнозируемого), их взаимосвязи;
- ориентация на существенные характеристики происходящего.

 


 


1.2. Содержание и структура интеллектуального ресурса


Когнитивный синтез значений предикторов продуктивности интеллектуальной деятельности и ИР позволил выделить такой конструкт, как ментальный опыт (МО).
По определению М. А. Холодной, ментальный опыт - это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности [93].
Ментальный опыт представлен в трех основных ментальных формах: ментальной структуре (МС), ментальном пространстве (МП) и ментальной репрезентации (МР) (рис. 1.4). Эти формы взаимосвязаны и образуют систему ресурсных факторов интеллектуального развития (понятийные, метакогнитивные, интенциональные и другие).

когнитивный ресурс3

Рис. 1.5. Свойства ментальной структуры

Свойства ментальной структуры формируются и проявляются в соответствии с ментальным пространством, характеризующимся определенными качествами (рис. 1.6).

когнитивный ресурс4

Качества ментального пространства обусловлены его свойствами (рис. 1.7).


Свойства МС и МП обусловливают актуализацию форм опыта и взаимодействие, направленное на создание образа познаваемого объекта, предмета и т.д. в интегрированной форме. В результате, эти формы опыта приобретают новые свойства, которые отражают репрезентативные способности или их дефицит. Взаимодействие форм опыта в процессе создания образа обеспечивает их развитие и интеграцию посредством развития ментальных репрезентаций.
Ментальная репрезентация - это актуальный умственный образ того или иного конкретного события [93]. Ментальные репрезентации в структуре ментального опыта - это конструкт, представленный на четырёх уровнях (потенциальном, актуальном, результативном, перспективном) и полученный в результате актуализации всех форм опыта субъекта и конструирования объективированного мысленного образа конкретного события, задачи с помощью когнитивных и понятийных структур [9]. 
Ментальные репрезентации рассматриваются на четырех уровнях: потенциальный, актуальный, результативный, перспективный. Эффект интеграции МР проявляется в одновременном повышении уровня репрезентативных способностей и снижении репрезентативных дефицитов (рис. 1.8).

эффект интеграции

Рис. 1.8. Эффект интеграции ментальных репрезентаций

Интеграция МР осуществляется по динамично-иерархическому принципу, предполагающему определенные уровни:
• потенциальный (личные знания, концепты, ментальные структуры, фреймы, прототипы);
• актуальный (образы, схемы, когнитивные карты, декодировка информации, словеснообразный перевод, рисунок, текст, слово, задача, знак, личностный смысл);
• перспективный (интеллектуальная компетентность, смысловая сфера, концептуальные структуры);
• результативный (опыт, обогащающийся за счет интегрированных ментальных репрезентаций и личностных смыслов).
Взаимосвязь ментальных репрезентаций и опыта субъектов имеет смысловую основу:
• общее смысловое поле, обеспечивающее адекватность выбора образа;
• наличие когнитивных структур и фона (фоновых культурных знаний). 
Таким образом, структура ментального опыта представлена тремя уровнями: когнитивный опыт (КО); метакогнитивный (МКО); интенцио- нальный опыт (ОИ) [93] (рис. 1.9).

структура ментального опыта

Рис. 1.9. Структура ментального опыта


Ментальный опыт - это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности.
В структуру интеллектуальных ресурсов включают (М. А. Холодная и др.) и творческие (дивергентные) способности. Без сформированности и взаимосвязи таких характеристик, как интеллект и творчество, невозможна успешность разных видов деятельности (С. В. Дружинина, Г. М. Зурначян, И. А. Кибальченко и др.). В настоящее время используются ряд подходов (в частности, ситуационный, ресурсный, структурно-интегративный и др.) для изучения проблем соотношения интеллекта и творчества.
Взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей обусловлена системой механизмов индивидуального когнитивного ресурса, успешности разных видов деятельности (учебная, профессиональная и др.), индивидуального диапазона достижений. Предикторами диапазона взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей являются интеллектуальные (величина IQ), и личностные качества [93]. Таким образом, определение интеллектуального ресурса и его структуры стало возможным с
позиций ресурсного подхода, на основе которого раскрывается специфика организации индивидуального ментального опыта и его особенностей:
• представленность в ментальном опыте в соответствии с индивидуальными возможностями;
• устойчивость (относительная стабильность) во времени;
• взаимосвязь ресурса, успешности, эффективности жизнедеятельности и достижения собственных целей;
• рефлексивная основа осознания.
Характеристика интеллектуальных ресурсов осуществляется в нескольких аспектах через ментальные ресурсы субъекта, которые представлены структурно и с особенностями. Можно назвать несколько аспектов изучения интеллектуальных ресурсов: рефлексивно-оценочный (включающий аффективно-оценочный или эмоционально-оценочный); регулятивный; функциональный; результативный; динамический и другие. Смысл каждого из аспектов раскрывают взаимосвязанные группы дескрипторов.
Указанные аспекты изучаются в рамках таких подходов, как структурно-интегративный (М. А. Холодная, Б. Г. Юдин), структурно-динамический (Д. В. Ушаков), рефлексивно-интегративный (И. А. Кибальченко) и др. Структурно-интегративный подход акцентирует внимание на функциональном взаимодействии всех частей интеллектуального ресурса. Структурно-динамический подход использует принцип целостного подхода к интеллектуальному ресурсу, принцип изучения его индивидуальных различий. Рефлексивно-гуманистический подход позволяет выделить рефлексивно-инновационный аспект в переосмыслении и преобразовании субъектом содержания своего ресурса. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет делать акцент на активной исследовательской позиции субъекта с целью критического анализа, осмысления и оценки индивидуального ресурса. Рефлексивно-интегративный подход позволяет проводить анализ и развитие индивидуального ресурса в аспекте «внутрисистемной» интеграции, иерархической интеграции и гармонии «вложенных» форм индивидуального ресурса. С позиции рефлексивно-интегративного подхода (И. А. Кибальченко) определяется взгляд на содержание дескрипторов интеллектуального ресурса как структуру элементов: контроля, порождения новых идей, результатов развития и динамики, способов сделать неявное знание явным; образов, схем или картин (ментальных репрезентаций) осуществленной деятельности, планов, перспектив и т.д.


Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение интеллектуального ресурса.
2. Перечислите три основных формы ментального опыта.
3. Опишите содержания следующих понятий:
- ментальная структура;
- ментальное пространство;
- ментальная репрезентация.
4. Опишите систему ресурсных факторов интеллектуального развития субъекта.
5. Назовите научные подходы к изучению интеллектуального ресурса в разных аспектах (взаимодействие его частей, индивидуальных различий, переосмысления и преобразования его содержания субъектом, осмысления и оценки его содержания, «внутрисистемной» интеграции и др.).

 


 


1.3. Дескрипторы интеллектуального ресурса


Для описания интеллектуального ресурса целесообразно обращение к таким характеристикам - дескрипторам (descriptor), которые не только описывают основной смысловой состав этого ресурса, но и обусловливают его развитие. Соответственно дескрипторы являются ключевыми векторами группировки слов (как признаков проявления) из разных областей семантического поля «ресурс» (интеллектуального и личностного). В связи с этим дескрипторы можно определить как существенные критерии достижений в плане развития как интеллектуального, так и личностного ресурса.
Особенности интеллектуальных ресурсов сопряжены с качественными и количественными уровневыми различиями в их дескрипторах, в чем немаловажная роль принадлежит рефлексивной включенности субъекта в процесс саморазвития интеллектуального ресурса. А именно, субъект, рефлексируя и выделяя необходимые ему в данный момент факты, фрагменты, знания и т.д., познает их содержание, моделирует связи между ними, образует семантические и когнитивные структуры. Такая ситуация обусловлена механизмом наделения ресурсной ролью всего того, с чем субъект работает, расширяя для себя поле доступных возможностей и обогащая интеллектуальный ресурс.
Выделить дескрипторы интеллектуальных ресурсов возможно в соответствие с исследованиями М. А. Холодной, С. А. Хазовой, Е. В. Волковой и др., которые описывают интеллектуальные ресурсы (в процессе формирования и развития) через содержание структурных компонентов ментального опыта и как результат концептуализации индивидуального опыта с учетом специфики эмоциональных, оценочных, рефлексивных процессов, определяющих ценность предмета, объекта, явления, события, знания и т.д. Соответственно выделяют несколько групп дескрипторов: ментально-репрезентативные, функциональные, контрольные и регулятивные, динамические и т.п.
Ментально-репрезентативные дескрипторы. В условиях самых разнообразных ситуаций из содержания и структуры индивидуального опыта как индивидуального ресурса разворачивается организованное пространство отражения. Оно представляет собой форму оперативной активизации когнитивных ресурсов субъекта [93]. Мощность и свойства этой формы обеспечивают содержание и уровень репрезентации каждого события, явления, факта и т.д. Примеры групп ментально-репрезентативных дескрипторов интеллектуального ресурса представлены в табл. 1.


Ментально-репрезентативные дескрипторы


Таблица 1

 

Дескрипторы

Пояснение

1

Отсутствие какого-либо образа

Нет изображений и описаний

 

Конкретно-ассоциативные
образы

Образы других объектов, которые соотнесены с конкретным объектом в контексте определенных ситуативных связей

2

Предметно-структурные
образы

Детализированный образ заданного объекта, его предметный образ с элементами обобщения, его конкретно-символический образ на примере другого предметного образа

3

Чувственно-сенсорные
образы

Гамма сенсорных и эмоциональных впечатлений

4

Обобщенные образы

Модели объекта, схемы с визуальными элементами (вектора, точки, геометрические фигуры и формы)

5

Условные визуальные знаки

Максимально обобщенные свернутые образы (буквенные, числовые, алгебраические символы)

 

 

Дескрипторы

Пояснение

6

Абстрактный образ

Разная степень абстрактности образа (конкретный, атрибутивный, метафоричный, геометрический и др.)

7

Конкретный образ

База - прошлый опыт

8

Атрибутивный образ

Наличие логической связи между понятием и выбранным образом. База - прошлый опыт

9

Метафорический образ

Показатели высокого уровня интеллектуальности, мотивации, эмоциональности при выполнении задания. Авторские метафоры, обогащение опыта

10

Геометрические, грамматические, графические символы

Символ как способ выражения. Обогащение опыта

11

Персонифицированный
образ

Содержание понятия передается через позу, мимику. Опора на субъективный опыт

12

Индивидуально значимые объекты

Опора на субъективный опыт

13

Стандартные образы

Частые, повторяющиеся образы (1 из 5)

14

Оригинальные образы

Редкие образы (2 из 100)

Функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов субъектов проявляются в их функциях (табл. 2).

Таблица 2

Функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов

Функциональные
дескрипторы

Основания

Авторы

1

Достижение позитивных результатов с точки зрения саморегуляции и общей адаптации

Самостоятельное привлечение ресурсов разного уровня

Е. Ю. Кожевникова, Е. А. Петрова

2

Эффективное совладание с трудными жизненными ситуациями и угрожающими обстоятельствами

S. Taylor,
S. E. Hobfoll,

  1. А. Бодров,

T. Л. Крюкова, М. А. Холодная,

  1. А. Хазова

3

Достижение успешности в деятельности

В.А. Бодров,
В.Н. Дружинин, В. А. Толочек

4

Поддержание тесных контактов с другими людьми

Т. Л. Крюкова, Е. А. Петрова

 

 

 

 

5

Улучшение эмоционального состояния за счет (Е. А. Петрова)

Снижения силы негативных переживаний

С. А. Хазова, Е. А. Петрова

6

Улучшение понимания ситуации и своих возможностей

Развитие понятийных, категориальных и концептуальных способностей

М. А. Холодная, Е. А. Петрова

Контрольные и регулятивные дескрипторы. В этой группе дескрипторов необходимо выделить когнитивные стили, входящие в содержание метакогнитивного опыта. Они не только обеспечивают контроль интеллектуальной деятельности, но и являются основой креативности (Г. Уиткин, Г. Гарднер и др.) как существенной составляющей интеллектуального ресурса.
Когнитивные стили представляют собой высоко обобщенные характеристики, осуществляющие интеграцию показателей когнитивной и личностной сфер [37. С. 23]. В общем под когнитивными стилями понимаются индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения [37. С. 15].
Динамические дескрипторы интеллектуального ресурса включают характеристики его обогащения, развития, управления субъектом собственными ресурсами.
Кроме этого, выделяют [95] универсальные дескрипторы системы ресурсов (рис. 1.10), а именно: характеристики (показатели) целостности и организованности, динамичности, устойчивости и др.

ресурсы субъекта

Рис. 1.10. Универсальные дескрипторы системы ресурсов субъекта

Понимание интеллектуального ресурса посредством содержания структурных компонентов ментального опыта (М. А. Холодная и др.) приводит к следующим выводам:
• динамика интеллектуальных ресурсов обусловлена совокупностью таких механизмов, как успешность, «диапазон достижений», когнитивные стили и т.п.;
• в интегративном плане изучения интеллектуальных ресурсов их необходимо рассматривать в единой структуре с дивергентными (творческими) способностями;
• пороги (нижний и верхний) развития интеллектуального ресурса обусловлены уровнем интеллектуальных и творческих способностей, личностными качествами субъекта как предикторами и дескрипторами личностного ресурса.


Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте ментально-репрезентативные дескрипторы интеллектуального ресурса. Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте функциональные дескрипторы интеллектуальных ресурсов. Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте контрольные и регулятивные дескрипторы интеллектуального ресурса. Приведите примеры.
4. Охарактеризуйте динамические дескрипторы интеллектуального ресурса.
5. Опишите структуру дескрипторов интеллектуальных ресурсов.
6. Опишите взаимосвязь интеллектуальных ресурсов и дивергентных (творческих) способностей субъекта.
7. Опишите рефлексию как дескриптор и предиктор интеллектуального ресурса.

Источник: Эксакусто, Т. В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса : учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 193 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.