На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Развитие психики в эволюции человека и животных
Развитие психики в эволюции человека и животных
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Природа психического, механизмы психических явлений (раздражимость, чувствительность), основные функции психики.
2. Стадии развития психики и особенности поведения животных по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри.
3. Развитие поведения и психики животных: проблема инстинкта, навыка и интеллекта.


Основные понятия
Психика, раздражимость, чувствительность, биотические
раздражители, абиотические раздражители, тропизмы, таксисы, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, этап растительной жизни, этап животной жизни, элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, поведение, инстинкт, навык, интеллект, фиксированность и ригидность инстинкта, импритинг, реактивное, оперантное и когнитивное научение, фиксированность и лабильность навыка, первичный автоматизм, вторичный автоматизм, «метод, проб, ошибок и случайного выбора», закон упражнения, закон эффекта, закон готовности, экстраполяционный рефлекс.


«Вся активность животных определяется биологическими мотивами».
«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек».

А. Гельб.


1. Природа психического, механизмы психических явлений (раздражимость, чувствительность), основные функции психики


На данном этапе развития психологической дисциплины предметом психологии выступает психика человека и животных.


1.1 Психологическая интерпретация категории «психика», функции психики


В современной психологической литературе можно встретить следующие определения психики:
Психика - это способ организации живого тела, все те изменения в структуре нервной системы, которые произошли в результате взаимодействия человека с миром как в онто- так и фило-генезе. (Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов «Общая психология»).
Психика есть свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. (А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии»).
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. (А.Г. Маклаков «Общая психология»).


Б.Ф. Ломов выделяет три взаимосвязанные функции психики:
1. Познавательную, или когнитивную, предназначенную для построения внутренней модели окружающего мира с помощью процессов ощущения, восприятия, мышления и др.;
2. Регулятивную, определяющую поведение индивида через потребности, цели, мотивы, чувства, эмоции;
3. Коммуникативную, обеспечивающую отношения между людьми в сфере деятельности и межличностных отношениях через вербальные и невербальные средства общения.


А.Г. Маклаков выделяет три функции психики по адаптационному критерию взаимодействия организма с окружающей действительностью:
1. Отражение окружающей действительности.
Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
2. Обеспечение целостности организма, устойчивых связей между отдельными психическими явлениями.
3. Регуляция поведения, обеспечения взаимодействия с окружающим миром и действительностью.
Психика, сознание человека, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней и регулируют эти процессы, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения человека. Благодаря психике человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение выступает как внешняя форма проявления психики.
Таким образом, функции психики направлены на приспособление индивида к существующей реальности (адаптация).
Современная психология ставит перед собой задачу подойти к ответу на вопрос о происхождении психики, описать основные закономерности формирования и развития, в результате которых должна была появиться эта сложнейшая форма жизни, то есть психика.
Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1) антропсихизм (Р. Декарт) - психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая
одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика;
3) биопсихизм - психика свойство любой живой природы (присуще и растениям);
4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5) мозгопсихизм (К.К. Платонов) - психика присутствует у
организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг. При таком подходе, у насекомых психики нет, т.к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга;
6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев). Чувствительность - способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы - закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью через посредство нервной системы.


1.2 Возникновение психики, механизмы психических явлений


В рассмотрении вопроса о возникновении психики, об объективном критерии психического функционирования будем опираться на работы А.Р. Лурии «Эволюционное введение в общую психологию», А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна.


Два положения на предмет возникновения психики:
1. Поведение - организованная определенным образом деятельность, обеспечивающая связь организма с окружающей его средой. У животных психика и поведение образуют единство, в связи с чем изучение психики включает изучение их поведения. Различают три основных типа поведения: инстинктивное поведение, навыки (индивидуально-изменчивое поведение) и интеллект (разумное поведение).
2. Эволюция жизни представляет собой рассмотрение этапа растительной жизни и этапа животной жизни.


Этап растительной жизни
На этапе растительной жизни жизнедеятельность ограничивается обменом веществ и раздражимостью к биотическим веществам (биологически значимые для выживания вида). Так, например, растения имеют реакцию на те вещества, которые непосредственно усваиваются ими. Движения, осуществляемые к биотическим веществам, были названы тропизмами или таксисами. Разновидностью таких тропизмов является: фототропизм (тенденция растения двигаться к свету), термотропизм (тенденция движения растения по направлению к теплу), хемотропизм (тенденция растения двигаться по направлению к определенным химическим воздействиям) и т.д.


Этап животной жизни
Основное отличие в способе организации жизнедеятельности на этапе животной жизни, связано с подвижностью животных.
Можно вспомнить и о существовании растений, проявляющих свою подвижность (движение подсолнуха, следующего за солнцем; движение растения мухоловки, которое в ответ на раздражение, производимое насекомым, садящимся на цветок, производит движение, в результате которого насекомое оказывается в плену). Описанные выше движения растения связывают между собой реакции, происходящие на уровне растения (процессы напряжения в тканях растения или изменение роста тканей) и реакции на биотические раздражители. Движение растений является результатом раздражимости по отношению к биотическим условиям.
Ключевая особенность, которая появляется при переходе от растительной жизни к животной, заключается в том, что появляется новый вид раздражимости, которую А.Н. Леонтьев обозначил как чувствительность. Чувствительность - новая форма раздражимости по отношению к ранее индифферентным раздражителям, раздражитель вступает в связь с биотическими условиями и начинает приобретать сигнальное значение. Для каждого животного организма характерна реакция не только на биотические воздействия, но и на нейтральные («абиотические»), в том случае, если они сигнализируют о появлении жизненно важных («биотических») воздействий. Таким образом, чувствительность - способность реагировать на нейтральные «абиотические» раздражители.
Появление чувствительности рассматривается как объективный биологический признак появления новой, самой элементарной,
психологической формы существования.
Появление чувствительности на этапе растительной жизни можно легко продемонстрировать с помощью следующих примеров, описанных А.Р. Лурией в работе «Эволюционное введение в психологию».


Пример 1. Опыт с одноклеточными Брамштедта. Простейшее одноклеточное животное помещено в трубку с водой. Одна сторона этой трубки нагревается, другая остается холодной. Одноклеточные, обладающие
положительным термотропизмом, очень быстро сосредотачиваются в теплой части трубки. В последующем производят сочетание нагревания одного из концов трубки с освещением (свет индифферентный раздражитель для одноклеточного). Однако, если, несколько раз подряд освещать нагретую часть трубки, свет начинает приобретать для животного положительное значение. После этого опыта достаточно бывает осветить один конец равномерно нагретой трубки, чтобы одноклеточные сосредотачивались на этом освещенном конце. Этот опыт показывает, что простейшее начинает реагировать на ранее индифферентный небиотический раздражитель, если этот раздражитель начинает сигнализировать о жизненно важных для животного изменениях в среде.


Пример 2. Опыт с одноклеточными «инфузория-туфелька» Смита. Одноклеточное помещено в очень тонкую трубку, в которой ее тело едва продвигается. Температуру одного из концов трубки изменяют таким образом, чтобы туфелька была принуждена совершить движение в обратную сторону. Для этого ей следует повернуться в тесной трубке, а это занимает время. Наблюдения Смита показали, что первоначально действие поворота в тесной трубке и выхода из нее занимает у туфельки 4 - 5 минут. Если же такой опыт повторять много раз, можно видеть, что весь процесс значительно ускоряется, и тоже действие начинает занимать лишь 10 - 15 сек. Вывод: туфелька «научилась» приспосабливаться к новым условиям.


Пример 3. Опыт Блееса, воспроизведенный в дальнейшем А.Н. Леонтьевым. Одноклеточная «дафния» опускается в вертикальную трубку с изогнутым концом. Изогнутый конец направлен к свету, к которому это животное обнаруживает положительный фототропизм. Опущенная в трубку дафния проплывает через изогнутый конец трубки и направляется к источнику света. После того, как это установлено, изогнутый конец трубки постепенно поворачивается - сначала на 45°, затем на 90°, затем на 180° от источника света. При таком положении дафния ударяется о стеклянные стенки, через некоторое время находит выход из повернутого на 180° конца трубки и устремляется к источнику света. После изогнутый конец трубки устраняется, и дафния опускается просто в вертикально опущенную в воду трубку. Животное, приучившись делать «петлю» (от света и обратно к нему) сохраняет эту форму поведения после того, как условия, вынуждающие к обходному пути устранились. Еще в течение нескольких опытов исследователи могли наблюдать, как выходя из вертикальной трубки, животное направляется от света и только затем, меняя свое направление, начинает приближаться к нему. Постепенно такая «петля» начинает сглаживаться, приобретенный навык исчезает и первоначальный положительный фототропизм восстанавливается.
Опираясь на анализ, проведенных экспериментов можно говорить о том, что чувствительность меняет способ поведения животного. С наличием чувствительности поведение животных характеризуется: большей активностью, пластичностью во внешней среде, наличием более широких контактов с элементами окружающей среды, поведенческая активность не ограничивается биотическими условиями.


Пластичность наблюдаемого поведения не позволяет интерпретировать данные формы поведения как проявление «условно-рефлекторной деятельности», как результат процесса научения:
• полученные изменения поведения в процессе такого научения не прочные и быстро угасают с отсутствием подкрепляющих внешних условий;
• угаснувшие формы, не восстанавливаются самостоятельно, и животное должно «обучаться» снова;
• раздражители, действующие на простейших, приобретают лишь кратковременное сигнальное значение. У животного не вырабатываются стойкие формы сигнального поведения, которые характерны для условно - рефлекторной деятельности высших животных.
Такая характеристика изменчивого поведения типична для одноклеточных животных, которые лишены нервной системы, центрального регулирующего аппарата в виде головного мозга, придающего поведению направленный характер.


2. Стадии развития психики и особенности поведения животных по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри


Основные положения о развитии психики (А.Н. Леонтьев).
Положение первое. Переход к новой стадии психического развития подготовлен усложнением деятельности, которая определяет
взаимодействие животного с окружающим его миром и появлением новой формы психического отражения. «Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью» (А.Н. Леонтьев). Таким образом, утверждается постулат о влиянии деятельности на развитие психики.
Положение второе. На уровень развития психики животного оказывает влияние морфофизиологические характеристики, поведенческая активность и условия жизни.
А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных:
1) стадию элементарной сенсорной психики; инстинкт.
2) стадию перцептивной психики; навык.
3) стадию интеллекта; интеллект.
Согласно современной точке зрения К.Э. Фабри, в пределах каждой стадии существуют различные уровни проявления: низший, высший, наивысший. К.Э. Фабри считает, что стадия интеллекта должна быть включена в стадию перцептивной психики.

2.1 Стадия элементарной сенсорной психики


Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий.
На стадии элементарной сенсорной психики типичной формой поведения выступают - таксисы и инстинктивные формы поведения. Психика многих простейших находится на низшем уровне этой стадии. Несмотря на то, что они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве, их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.
Инстинкт - генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Инстинкт - наследственно-закрепленный продукт,
филогенетического развития, появляющийся в готовом виде, независимо от научения и индивидуального опыта.
Согласно В.А. Вагнеру инстинкты есть результат естественного отбора, обусловившего высокую приспособленность инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного: в добывании пищи, защите, размножении, заботе о потомстве и т.д.
Для этапов сенсорной психики характерен тот факт, что животные приспосабливаются к окружающим условиям среды, проявляя известные врожденные программы поведения в ответ на отдельные сенсорные стимулы. В осуществлении инстинктивных форм поведения животное само не анализирует среду, оно улавливает отдельные свойства. Так, например, вибрация паутины у паука вызывают сразу же сложную врожденную, закрепленную в видовом опыте программу поведения.
Инстинктивные программы поведения заложены и закреплены наследственно. Эти программы поведения не нуждаются в обучении, каждая особь рождается с ними. Инстинктивные программы, несмотря на их сложность, являются не столько индивидуальными формами поведения (отличающими одну особь от другой), сколько устойчивыми видовыми формами.
Инстинктивные формы поведения оказываются адекватными только при постоянных или медленно меняющихся условиях. Если условия существования меняются, эта форма поведения оказываются очень не экономной и неадекватной. Иногда достаточно внести очень незначительные изменения в условия, чтобы эти программы перестали обеспечивать приспособление животного к окружающей среде.


2.2 Стадия перцептивной психики


Животные с перцептивной психикой отражают внешнюю действительность в форме целостных образов. На данной стадии находится психика позвоночных, членистоногих, насекомых, а также головоногих моллюсков.
Возникновение данной стадии обусловлено не только существенными анатомо-физиологическими изменениями, развитием органов чувств и внешних движений, перестройкой центральной нервной системы, но также перестройкой функций памяти, процессов анализа и синтеза. Животное может осуществлять относительно самостоятельные поведенческие акты, в которых учитываются условия существования. Эти акты получили название операций (А.Н. Леонтьев).
Согласно представлениям К.Э. Фабри на стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в процессе индивидуального научения. Индивидуально приобретенные и
закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Навыки - новые реакции или действия, которые возникают на основе научения, индивидуального опыта и функционируют
автоматически.
Навыки на разных ступенях своего развития существенно отличаются друг от друга, с одной стороны, по своей слепоте близко подходят к инстинктам, на основе которых и вырабатываются, с другой, - по своей разумности к проявлениям интеллектуальных форм поведения.
Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животного: чем выше стоит животное на филогенетической лестнице, тем сложнее навыки и легче их выработка.
На стадии предметного восприятия, перцептивной психики деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Для того, чтобы животное могло учитывать изменяющиеся условия среды, реагировать быстрой сменой поведения недостаточно отражения только отдельных сигналов, которые пускают в ход врожденный репертуар поведения. Для этого необходимо, чтобы животное отражало целые предметы, ситуации, комплекс свойств, чтобы проанализировать эти условия среды и выработать те формы поведения, которые были бы адекватны конкретной предметной среде. Для более сложных форм пластичного индивидуального поведения становится необходим анализ и синтез условий окружающей среды. Именно поэтому эту стадию развития психики можно назвать перцептивной, то есть психикой, которая основана на отражении целых предметных ситуаций.
Тип поведения, опирающийся на синтез и анализ окружающей среды формируется с развитием коры головного мозга и проявляется у высших позвоночных, у млекопитающих.


2.3 Стадию интеллекта


Стадия интеллекта характеризуется более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Подобная форма отражения свойственная наиболее высокоорганизованным животным семейства млекопитающих.
Основу интеллектуального поведения составляет восприятие сложных отношений между предметами внешнего мира.
На этапе элементарной сенсорной психики животное отражает отдельные свойства и эти свойства запускают вход заложенные от природы врожденные видовые механизмы. На стадии перцептивной психики животное воспринимает целые образы предметов действительности и возникают индивидуально-изменчивые формы предметного поведения - навыки. На стадии интеллекта у высших животных, это отражение представляет собой не отражение отдельных слов, а отражение сложных отношений между воспринимаемыми предметами.
На ранних ступенях развития психики элементы интеллекта выступают внутри инстинкта или навыка, на высших ступенях развития инстинкт и навык функционируют внутри интеллекта, благодаря чему достигается контроль и регуляция поведения.


3. Проблема инстинкта, навыка и интеллекта


При анализе закономерностей развития психики необходимо учитывать следующее:
1. Доминирование деятельности в развитии психического отражения. Новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, связывающей животное с окружающим миром.
2. Несовпадение линий биологического и психического развития
животных. Животное на более высокой ступени биологического развития (по биологической систематике) не обязательно обладает более развитой психикой. Это несовпадение можно объяснить неоднозначным соотношением между морфологией животных и образом их жизни. Развивая это представление, А.Н. Северцов обратил внимание на два принципиально различных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и
функционирования органов, путем изменения поведения без изменения организации. Первый способ общий у растений и животных, второй имеет место только у животных и связан с развитием психики.
3. Психика животных и поведение образуют единство, в связи, с чем изучение психики включает изучение их поведения. Различают три основных типа поведения: инстинктивное поведение, навыки (индивидуально-изменчивое поведение) и интеллект (разумное поведение).
Поведение - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Различают шесть уровней поведения - от врожденных стереотипных форм адаптации (таксисы, рефлексы, импритинг, инстинктивное поведение), до приобретенных, поддающихся модификации форм (навык, интеллект), связанных с мышлением.
Таксис - реакция живого организма на определенный стимул. Реакция может быть направлена на стимул (положительные таксисы) или от него (отрицательные таксисы). Таксисы рассматриваются как наследственно контролируемые, специфически видовые реакции на определенные стимульные события.
Рефлекс - это реакция на возбуждение рецепторов, опосредованная нервной системой, закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Принято различать безусловные и условные рефлексы. Безусловный (врожденный) рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин «безусловный рефлекс» введен русским физиологом И.П. Павловым. Условный (приобретенный) рефлекс - рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. По И.П. Павлову, в результате образования условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать по мере того, как становится сигнальным (условным) раздражителем.
Импринтинг как особая форма поведения был открыт и описан австрийским этологом К. Лоренцем. Он занимался изучением гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в этот момент не их биологическая мать, а сам К. Лоренц. В результате происходила фиксация на ученом как первом движущемся объекте, и гусята следовали за ним повсюду, как если бы он был их матерью. Проявления этой привязанности к человеку стали особенно необычными, когда гуси достигли половой зрелости. Они искали брачных партнеров среди людей и не проявляли ни малейшего интереса к представителям своего вида.


3.1 Инстинкт


Инстинктивное поведение - это совокупность сформировавшихся в процессе развития животных наследственно закрепленных, врожденных, общих для всех представителей данного вида компонентов поведения. Инстинкт - наследственно-закрепленный продукт, филогенетического развития, появляющийся в готовом виде, независимо от научения и индивидуального опыта.
Под инстинктом принято понимать «целесообразное поведение при отсутствии сознания цели» - это сложные запрограммированные формы поведения, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.
Следует различать понятия «инстинктивное поведение» и «инстинкт». Инстинктивное поведение - комплекс врожденных и приобретенных компонентов поведения; инстинкт - часть этого поведения, наименее пластичный его компонент.
В инстинктивном действии выделяют две фазы. Первая фаза более лабильная, подготовительная, поисковая; вторая - консервативная, малоизменчивая, завершающая.
Наследственные программы поведения являются настолько сложными, что создают впечатление разумных видов приспособления животных к окружающей среде. У некоторых исследователей возникла тенденция толковать их как разумные интеллектуальные формы поведения животных и приписывать таким животным разум, близкий к человеческому. Немного позже эти взгляды сменились прямо противоположными, стали говорить о «слепоте», «машинообразности» инстинктов. Если лишить смысла какое-то инстинктивное действие, животное все равно завершает его и переходит к следующему, в чем проявляется определенная ригидность инстинкта. Ригидность инстинкта целесообразна: она отражает постоянную приспособленность животного к определенным условиям обитания. Инстинктивная программа действует очень четко, очень приспособлено в стандартных условиях и оказывается совершенно неадекватной в изменившихся условиях. Данная особенность инстинкта и позволила определить его, как «целесообразное поведение без сознания цели».
«Целесообразность», как важнейший признак инстинктивных форм поведения близко граничит с «абсолютной нецелесообразностью» - С.Л. Рубинштейн. Достаточно, немного изменить стандартные условия и инстинктивное поведение теряет свой целесообразный характер. Именно этим инстинктивные формы поведения животных отличаются от разумных форм поведения.


Пример А.Р. Лурия «Пчела и соты».
Пчела откладывает мед в ячейки, а потом запечатывает эти ячейки. Это действие бесспорно целесообразно и напоминает разумное. Для того, чтобы проверить это, был проведен опыт. Дно ячеек было срезано, и мед отложенный пчелами, проваливался в пустоту. В этом случае поведение пчелы не менялось. Она откладывала столько меда, сколько обычно откладывалось в ячейку, запечатывала пустую ячейку, а затем закладывала мед в следующую ячейку, не учитывая, что срезанное дно делает бессмысленным ее работу. Таким образом, программа поведения, которая была очень целесообразной в стандартных условиях, становилась бессмысленной в изменившихся условиях. Значит, инстинктивное поведение пчелы не приспосабливается к изменившимся условиям, и ее инстинкт, оставаясь мало пластичным, легко теряет свой целесообразный характер.
Инстинктивные формы поведения состоят из сложнейших врожденных программ, одинаковых для всех представителей данного вида.


Пример А.Р. Лурия «Оса и гусеница».
Оса проделывает удивительную технику откладывания яиц: хранение яиц в теле гусеницы. Для того, чтобы они сохранились длительное время и чтобы личинки, которые вылупятся, имели бы возможность питаться, оса производит следующую операцию: она забирается на гусеницу и жалом укалывает ее в двигательные ганглии, гусеница не умирает, а обездвиживается. Когда из яиц вылупляются личинки осы, у них есть еда «тело гусеницы». Во всех случаях это поведение одинаково у всех особей данного вида, каждая особь не вырабатывает свою программу поведения в индивидуальном опыте, так как это поведение оказывается целесообразным и соответствует тем условиям, среди которых живет данное животное.
Если предположить, что инстинктивные формы поведения осуществляются по наследственно закрепленным программам и вызываются к жизни относительно простыми сигналами, то такое поведение по своему типу приближается к рефлекторному. Разница между рефлекторными действиями и инстинктами заключается только в том, что в простых рефлексах ответы носят относительно простой характер (выделение слюны, вздрагивание мышцы), а в инстинктах ответом является целая программа, которая включается тогда, когда появляется известный сигнал.
С точки зрения К. Лоренца инстинктивное поведение вызывается совершенно определенными раздражителями и сигналами. Изучение сигналов, на которые животное реагирует включением врожденных программ, позволит описать основные механизмы инстинктов.


Пример А.Р. Лурия «Паук и паутина».
Паук, который сидит в паутине набрасывается на муху, запутавшуюся в паутине, и пожирает ее. Сигналом, вызывающим реализацию этой программы является вибрация паутины. Характерно, что достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы вызвать такое же поведение: паук вылезает из своего гнезда и бросается на камертон, производя все движения, которые он производил в отношении мухи.


Пример А.Р. Лурия «Ягненок».
Сигналы, вызывающие запуск инстинктивных программ сосания у детенышей собаки и овцы различны, так сосательные движения у щенка запускаются с появлением сигнала «шерсть», у ягненка сигналом является «затемнение темени», родившийся ягненок начинает сосать, когда его голова затемняется.
Для проявления инстинктивного поведения необходимо не только стимулирующая реакция вовне, но и определенные внутренние факторы в
форме потребностей или мотиваций. Лишь в случае объединения внешних и внутренних факторов может произойти запуск такого поведения. В результате создается впечатление, что животное специфически реагирует на какую-то определенную стимуляцию в определенный момент. Такое соответствие между типом раздражения и типом реакции привело к мнению о существовании механизма, способного решать, какую именно из всех свойственных данному виду форм поведения следует запустить в определенном случае. Этот механизм получил название «врожденного пускового механизма».
Инстинктивное действие предполагает определенную «мотивацию» в качестве которой выступает органическое состояние, которое в свою очередь делает значимыми для организма определенные раздражители. Изменение состояния приводит к изменению отношения животного к объектам окружения (одни раздражители теряют свою значимость, в то время как другие могут ее приобретать). «Мотивация» инстинкта ограничена сугубо органическим состоянием организма.
Из всего сказанного можно сделать два очень существенных вывода. Первый вывод заключается в том, что удивительные по своей целесообразности инстинктивные врожденные программы действий построены по рефлекторным механизмам. Они вызываются простыми сенсорными сигналами (блеск, вибрация, мелькание, колебание, затемнение темени, мягкая шерсть), которые запускают всю программу действий.
Второй существенный вывод заключается в том, что программы сложного инстинктивного поведения включаются не любыми свойствами, воспринимаемыми животными, а только теми свойствами, которые соответствуют способу жизни животных их «экологии».
Путешественники с удивлением отмечают, что в Антарктиде пингвинов совершенно невозможно научить бояться людей потому, что в их жизненном репертуаре нет рефлекса настороженности. Так как на суше они не встречают хищников, опасных для них. В связи с чем обучить сложным формам оборонительной реакции пингвинов не предоставляется возможным.
Таким образом, основные качества инстинкта:
1. Наследственность и независимость от обучения.
2. Однородность, одинаковость у всех особей данного вида и приспособленность к условиям существования. Стереотипность - акты инстинктивного поведения у различных особей одного и того же вида остаются неизменными.
3. Преобладание фиксированности, ригидности.
4. Внешняя объективная целесообразность: «целесообразное поведение без сознания цели», т.е. воспроизводимые действия совершаются часто без предвидения результата, чисто автоматически.
5. Основной механизм осуществления инстинктивных действий - рефлексы (безусловные).


3.2 Навык


Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Навыки - новые реакции или действия, которые возникают на основе индивидуального опыта и функционируют автоматически.
Ж. Годфруа по степени участия в присвоении опыта выделяет три категории научения: реактивное, оперантное и когнитивное научение. При реактивном поведении (привыкание (габитуация), сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы) организм пассивно реагирует на внешние воздействия. Оперантное поведение представляет собой действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно «экспериментировал» с окружающей средой. Это научение методом проб и ошибок, путем наблюдения. Когнитивное научение (латентное научение, выработка психомоторных навыков, инсайт и научение путем рассуждения) предполагает оценку ситуации с учетом прошлого опыта и возможных последствий.
Способность обучаться развивается по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Например, у шимпанзе и человека почти нет форм поведения, которые позволяли бы им с момента рождения и без тренировки адекватно приспосабливаться к окружающей среде.
Особенности навыка и наученных форм поведения:
1. Навык включает в себя определенную меру фиксированности и лабильности, закрепившееся в виде навыка действие осуществляется более или менее разнообразными движениями. Так навыки, в которых преобладает лабильность, переносятся с одной ситуации на другую. Крыса, научившись бегать через лабиринт, сумела так же проплыть через него, т.е. она научилась как двигаться в определенном направлении, выучила «общую схему пути», а не последовательность двигательных реакций.
2. Навык это действие, которое направляется генерализованным и дифференцированным восприятием ситуации, и в этом случае навык приближается к разумному действию. Навык - «интеллект в свернутом виде». Навык функционирует внутри интеллектуального действия, так как интеллектуальное действие всегда включает в себя навыки.
3. Навык представляет собой автоматизм. Выделяют два вида автоматизмов: первичный автоматизм (действие, которое с самого начала протекает определенным образом, складывается на основе инстинктивной мотивации) и вторичный автоматизм (действие сначала совершается не автоматически, а затем путем повторения и упражнения закрепляется и фиксируется). Механизмами первично автоматических навыков являются условные рефлексы, образуются посредством механизма временных связей. Навыки второго вида предполагают наличие смысловых связей.


Экспериментальному исследованию навыков были посвящены работы
Э. Ли Торндайка. Центральное положение исследований Э. Ли Торндайка заключается в том, что решение задач у животных носит чисто случайный характер. Навык создается в результате случайных движений по «методу проб, ошибок и случайного выбора», где случайные движения чисто механически отбираются и закрепляются как правильные решения.
Э. Ли Торндайк выделил три основных закона научения:
Закон упражнения - прочнее закрепляется то движение, которое чаще повторяется.
Закон эффекта - прочнее закрепляется то движение, которое подкрепляется, дает положительный результат.
Закон готовности для образования навыков необходима определенная готовность организма (зрелость механизмов нервной системы, неутомляемость определенных органов, установка и т.д.). Образование навыка не предполагает создание нового, это есть лишь отбор из числа уже имеющихся реакций.


3.3 Интеллект


Способность к умозаключениям - это способность высших млекопитающих, главным образом обезьян и человека, позволяющая им решать задачи без предварительных пробных манипуляций, благодаря высокому уровню развития головного мозга.
Существенной особенностью стадии интеллекта выступает возможность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения, а также способность устанавливать сложные отношения между предметами окружающей действительности.
Эти способности выявляются все больше и больше у высших животных и составляют основу интеллектуального поведения. На раннем этапе развития у высших животных появляется элементарный тип анализа ситуации и выделяются признаки соотносящие один предмет к другому.
Эксперимент немецкого психолога В. Келлера.
Перед курицей размещались два квадрата: один квадрат светлосерый, а другой - темносерый. На оба квадрата насыпаны зерна. На более темном квадрате зерна приклеены, а на другом, расположены свободно. Постепенно курица приучалась не направляться к более светлому квадрату. Возникает вопрос: реагирует ли курица на абсолютный цвет квадрата, или же на относительно более светлый квадрат? В. Келлер предъявил курице два других квадрата - такой же темносерый и еще более темный. Прежний, более темный квадрат становился в новой паре относительно более светлым. Курица направлялась к более светлому квадрату и игнорировала квадрат, которого прежде не было. Следовательно, она реагировала не на абсолютный цвет квадрата, а на отношение между двумя квадратами. В. Келлер сделал третий опыт: он дал светлосерый квадрат (первый опыт) и рядом с ним еще более светлый квадрат, почти белый, которого раньше не было. В этом контрольном опыте курица никогда не шла на светлосерый квадрат, и, наоборот, шла на белый. Таким образом, курица явно реагировала не на цвет, а на отношение между двумя цветами.
Этот пример, ставший классическим, указывает на очень элементарную способность устанавливать отношения. Можно привести другой пример восприятия отношений, который показывает эти же факты в интересных и сложных формах.
Эксперимент советского физиолога Л.В. Крушинского «Опыт с экстраполяционным рефлексом».
В данном случае речь идет так же о восприятии отношений, но уже не в пространстве, а восприятии отношений во времени. Аппарат, на котором демонстрируется указанный опыт, состоит из двух непрозрачных труб. В одну из них на глазах животного вводится на веревке приманка - кусок мяса или пачка зерен для птицы. Эта приманка движется в закрытой трубе. Животное видит, как приманка входит в трубу, видит, как приманка выходит в свободное отверстие и снова скрывается во второй трубе. Как показали опыты, разные по уровню развития животные реагируют неодинаково. Те животные, которые стоят на более низком этапе развития (например, курицы) реагируют так: они бросаются на приманку, проходящую через просвет и пытаются ее схватить, реагируют лишь на непосредственное впечатление. Животные (хищные птицы, кошка, собака), которые стоят на более высоком уровне, дают совершенно иную реакцию: они смотрят на приманку, проходящую через просвет, затем бегут к концу трубы и дожидаются, когда приманка появится у открытого конца.
Таким образом, животные реагируют не на непосредственное впечатление, а производят экстраполяцию, то есть учитывают, где появится данный предмет, если он движется. Они предвосхищают движение предмета, и в этом предвосхищающем поведении состоит особенность высокоразвитых животных.
Эксперимент И.С. Беритова с экстраполяционным рефлексом, методика обходного пути.
Животное помещали в ящик, у которого одна стенка состоит из решетки. Перед решеткой располагается приманка. Приманка расположена так, что непосредственно животное не может ее достать. Курица, помещенная в загородку, воспринимает зерна и просто бьется о сетку, не может отвлечься от непосредственного образа приманки. Корова в аналогичных условиях довольно вяло стоит, тыкается мордой в перегородку и не делает никаких попыток обойти загородку. Собака, обезьяна ведет себя совершенно иначе - она несколько раз пытается достать приманку непосредственно, но затем делает совершенно обратное - бежит от приманки, огибает загородку и получает приманку.
Сложное поведение, выступающее в последнем случае, разбивается на три фазы. Первая фаза - фаза первоначальных проб и попыток, если эти попытки удаются, животное тормозит свои непосредственные реакции. Вторая фаза: животное начинает исследовать ситуацию, исследование заканчивается и наступает третья фаза. Последний акт состоит в том, что животное бежит не к приманке, а от нее, и в результате животное достигает истинной цели.
С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается. В поведении основанном на навыках, последующий акт повторяет предыдущий, то есть в навыках поведение связано индивидуальным прошлым. Индивид реагирует на ситуацию как на прошлую, тогда как в инстинктивных формах животное опирается на видовое прошлое. С развитием интеллектуальной деятельности возникают внутренние предпосылки для адекватного регулирования поведения в соответствии с новыми, изменившимися условиями внешней объективной ситуации.
Интеллектуальное поведение представляет собой - целесообразное поведение, является новым для индивида актом и достигается не вслепую, а результате познавательного выделения объективных условий, существенных для действия.
Животное может перенести найденное решение задачи в другие, сходные условия. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, она легко использует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Операция переносится в другую ситуацию и приспосабливается к новой отличной от первой. В лаборатории И.П. Павлова шимпанзе по кличке Рафаэль обучали заливать водой огонь. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Рафаэль набирал воду из бочки кружкой и заливал его. Затем задание усложнили: на озере поставили плоты. На одном из них был Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. На другом плоту - бочка с водой. Вокруг плотов, естественно, была вода. Рафаэль перебирался по мостику на тот плот, где была бочка с водой и, зачерпнув из него, возвращался обратно, чтобы залить пламя. Анализируя интеллект обезьян, И.П. Павлов назвал его конкретным, или ручным мышлением.
«Разумность поведения» зависит от характера восприятия (способность дифференцировать предметы, реагировать на их
соотношения, выделять существенные свойства ситуации), и на основании полученных данных привести свое поведение в соответствии с ними.
Развитие интеллекта обусловлено не только развитием восприятия, но и развитием двигательного аппарата, как периферического, так и центрального. Существенной биологической предпосылкой является развитие руки и зрения (манипулирование с предметами под контролем высокоразвитого зрения).
Для интеллектуальных форм поведения, в отличие от инстинктивных, характерна специфическая мотивация - наличие интереса, познавательной активности. Познавательная форма интереса к окружающему миру порождается теми изменениями, которым он подвергается в результате воздействия на предмет. Таким образом, познавательный (теоретический) интерес зарождается в практической деятельности.
Источник: Кузмицкая, Ю.Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учебно-методическое пособие для студентов медико психологического факультета / Ю.Л. Кузмицкая, Е.Д. Мишина. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 152 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.