На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Регуляторные процессы. Эмоции и чувства
Регуляторные процессы. Эмоции и чувства
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Эмоции - один из наиболее древних по происхождению психических образований. (Простейшая эмоциональная реакция - «удовольствие - неудовольствие»).
Говоря о переживаниях человека, употребляют два основных термина «эмоции» и «чувства». В обычном употреблении это синонимы, в узком - под «эмоциями» понимают переживание отношений, возникающих в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативно-оценочный характер. Чувства более устойчивы и более длительны.


Эмоция включает:
1) сознательное умственное состояние;
2) телесное ощущение и определенное физиологическое изменение;
3) узнаваемое выражение лица, тон голоса и жестикуляцию;
4) готовность к определенным действиям.


Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека, стабильную потребностно-мотивационную ценность. Чувства как эмоциональные процессы более высокого порядка выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций. Любовь, страсть, ненависть - примеры наиболее ярких чувств.
Эмоциональные состояния могут быть откликом на сложившуюся ситуацию, но, в отличие от эмоций, они более продолжительные по времени и/или имеют более сложную структуру, включающую в себя различные эмоции. Но при этом они не являются отношением человека к миру и не могут быть столь пролонгированными как чувства. Аффект, настроение, стресс, фрустрация, депрессия, паника - примеры эмоциональных состояний.
Некоторые из эмоций, длительно проявляющиеся у человека и становящимися отношением человека к миру, могут стать чувствами (например: стыд, вина, тревога, обида).
При относительной стабильности и частом проявлении эмоций и чувств говорят об эмоциональных чертах личности (тревожность, враждебность, влюбчивость, апатичность, депрессивность, страстность).


Нередко в психологии эмоций можно встретить понятие «переживание», которое используется в трех различных смыслах (Василюк, 1984).
1) Любое испытываемое человеком эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
2) Наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и, тем самым, способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям.
3) Форма активности, возникающая при невозможности достижения человеком ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.


Переживание позволяет человеку в критической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести устойчивость благодаря переоценке ценностей.


Компоненты эмоционального процесса


Любой эмоциональный процесс включает в себя три основных компонента:


1) Эмоциональное возбуждение, которое осуществляет энергетическую мобилизацию организма, когда происходит событие, имеющее значение для человека. В этом случае, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических (познавательных, мотивационных, волевых), моторных (двигательных) и вегетативных процессов. Эмоциональное возбуждение обязательно заканчивается спадом эмоционального возбуждения, если нет постоянной стимуляции (поддержки) данной эмоции или чувства.


2) Знак эмоции. Положительная эмоция - событие оценивается как позитивное, отрицательная эмоция - как негативное. Положительная эмоция побуждает к действиям по поддержке позитивного события; отрицательная - побуждает к действиям по устранению контакта с негативным событием.


Если эмоция побуждает к действию, поступкам, высказываниям, увеличивает напряжение сил, она называется стенической (например: радость, ненависть, гнев).
Астеническая эмоция ведет к пассивности, подавленности или расслаблению (например: горе, тоска, разочарование, грусть).


Существуют эмоции, способные быть и стеническими, и астеническими (страх, тревога).


3) Степень контроля эмоций. Эмоции поддаются волевой регуляции, но их трудно вызвать по собственному желанию.


Протекание эмоций и чувств характеризуется динамикой (возникновение - нарастание - кульминация - угасание) и фазовостью. Фазу напряжения сменяет фаза разрешения. После удовлетворения потребности наступает разрешение.


4) Полярность (амбивалентность) эмоциональных отношений проявляется в одновременном существовании противоречивых чувств.


5) Заразительность эмоций возникает при таких ситуациях, которые не вызвали бы у нас эмоционального переживания, если бы не было окружающих нас людей, испытывающих определенную эмоцию.


Развитие эмоций


Рубинштейн С.Л. выделял три ступени развития эмоций (Рубинштейн, 1946):
1) Элементарные чувствования как проявление органической аффективной чувствительности. Они играют роль общего эмоционального фона или компонента более сложных чувств. Например, маленький ребенок на всё отвечает генерализированной реакцией: если голодно - плачет, если холодно - плачет и т.п. У взрослых это проявляется в виде необусловленного настроения.
2) Предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний. Вторая ступень - предметная обусловленность эмоций. Человек знает, к чему именно он испытывает эмоциональное отношение.
3) Мировоззренческие чувства, органически включенные в личность.


Особенности эмоций


Выделяют базальные (фундаментальные, первичные, базисные, основные) эмоции - это эмоции, на базе которых развиваются более сложные, социально детерминированные эмоциональные явления.
Большинство списков базальных эмоций включает от 3 до 10 эмоций (например: радость, печаль, страх, гнев, удивление, отвращение).


Параметры, на основе которых, можно описать любую эмоцию:
1) оценка (положительная, отрицательная);
2) направление (вовнутрь, вовне);
3) устойчивость (длительная, кратковременная);
4) причинность (интернальная, экстернальная);
5) стеничность - астеничность.


Кроме этого, выделяют параметры чувств:
1) динамика (скорость возникновения, особенности протекания и скорость угасания);
2) сила или глубина (степень влияния на поведение, деятельность и жизнь человека);
3) длительность;
4) активность (энергия, с которой под их влиянием человек выполняет какую-либо деятельность).
5) стеничность - астеничность;
6) направленность чувства.


Составить единую классификацию эмоций и чувств, несмотря на все попытки, пока не удалось. Однако в психологии были выделены основные категории эмоций, которые включают в себя все известные эмпирические проявления:
1) удовольствие - неудовольствие;
2) одобрение - неодобрение;
3) привязанность - отчуждение;
4) удивление.


Основные функции эмоций


Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность и возможности ее удовлетворения.
Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию.
Побуждающая функция заключается в том, что из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного) действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого.
В.К. Вилюнас выделяет два класса эмоций - ведущие и ситуативные, которые несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание направлено на предмет. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают человека действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение и средства достижения (Вилюнас, 2006).
Регулирующая функция эмоций влияет на направление и осуществление деятельности; проявляется, когда эмоции уменьшают или увеличивают способность человека к действию (влияют также текущая оценка и прошлый опыт).
Подкрепляющая функция заключается в том, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой, определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме.

Источник: Шилов Юрий Егорович Общая психология. Познавательные и регуляторные процессы: учебное пособие / Ю.Е. Шилов. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 92 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.