Техники работы со страхами
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Страхи – родом из детства

Страх – это пожизненная проблема практически каждого человека.

Что такое страх, зачем страх?

 

Иронически говорят: сила есть – ума не надо. На самом деле ровно наоборот: ум есть – сила найдется и будет использована.
Так же можно сказать: ум есть – страх не нужен, и более того, противопоказан. Кому помогает страх на войне?.. Только противнику.
Страх – ум незнания. Homo sapiens (человек разумный), которым, по идее, призван стать каждый человек с рождения, должно все физические инстинкты на осмысленное поведение. Тем самым побороть страх с помощью своего ума. Страх, как и ярость, – наследие нашей природы: древнейший ответ на опасность или на ее возможность. Реакция непроизвольная, сродни судороге. Страх есть даже у простейших: когда одноклеточная амеба ощущает угрозу жизни, она выстрелообразно испускает из себя цитоплазму, стараясь сжаться, как бы исчезнуть. Ящерица лишает себя хвоста, страус прячет голову…

 

Какие бывают страхи?


Страхи преследуют человека всю его жизнь. Чтобы достойно справляться с ними, важно знать, и понимать их причину. Страхи можно классифицировать самыми разными способами. Приведу некоторые из классификаций.
• беспредметный страх, страх всего (он же страх ничего): панические атаки;
• страх смерти;
• общебытийные страхи: страх войны, стихийных бедствий; страх одиночества; страх за жизнь близких;
• телесные страхи: страх боли, боязнь крови, приема у стоматолога; боязнь болезней – канцерофобия, кардиофобия и т. п.; сюда же примыкает страх перед животными;
• зависимостные страхи: страх нехватки или отсутствия агента зависимости (еды, денег, табака, алкоголя, наркотика, человека…);
• социально оценочные страхи: страх экзамена, выступления; боязнь общения со значимыми лицами, с людьми другого пола; страх ответственности, страх позора, несоответствия нормам; страх быть плохим, некрасивым, виновным, показаться слабым, страх импотенции;
• страхи перед агрессией и превосходящей силой: страх перед нападением; страх крика, хамства; взглядобоязнь;
• пространственные страхи: страх открытого и закрытого пространства; страх высоты, страх движения;
• фортунофобии: страхи перед судьбой, страх отсутствующего выбора; страх широты выбора: «бегство от свободы»; страх перед неизвестностью и случайностью;
• мистико психические страхи: страх порчи; богобоязнь, дьяволобоязнь, сойти с ума; иррациональные страхи (боязнь детей, стариков, темноты, икон, неба и тому подобного).

Почему возникает чувство страха?


Страх – кроме ситуаций прямого столкновения с непосредственной опасностью – основан на прошлом. Он приходит из детских травм и переживаний, появляется на почве ошибочных установок и воззрений родителей, учителей, социума и остается в сознании.
Когда мы изучаем свои страхи, то понимаем, что для их большей части нет оснований в реальности. Выясняется, что страх возникает, когда нас контролирует ребенок, живущий в душе каждого взрослого. Страх – очень характерно для Эмоционального Внутреннего Ребенка.
Нас учат, что лучший способ справляться со страхами – это просто преодолевать их волевым усилием. Но так от страха избавиться невозможно, а вся жизнь будет потрачена на борьбу с миражами.
Став взрослыми, мы узнаем, что под кроватью и в темных углах не прячутся чудища, их там нет и не было. Они скрываются в самых темных уголках нашего разума. И с ними надо поступить так же, как мы делали в детстве: набраться смелости, включить свет, заглянуть и убедиться, что нет ничего, чего можно было бы бояться.

У страхов ребенка только два реальных источника.

Один из них – страх не выжить.
Второй – не получить любви.
Все остальные страхи – только ответвления двух первых. Вот четыре больших страха раненого Внутреннего Ребенка:
• страх перед давлением и ожиданиями;
• страх быть отвергнутым и покинутым;
• страх не иметь достаточно пространства, быть непонятым или проигнорированным;
• страх физического или энергетического насилия.
Мы убегаем от чувства страха следующими путями:
• притворяясь, что его нет;
• блокируя его компенсациями;
• принимая роль «жертвы», вымещая гнев, причиной которого является ощущение страха на любом, кто находится рядом с нами;
• отстраняясь (погружение в себя);
• осуждая его;
• бессознательно регрессируя и пытаясь сделать так, чтобы о нашем паникующем «Ребенке» позаботился кто то другой.


Наша культура учит отрицать страх или заставлять себя его преодолеть. Мы пытаемся убедить самих себя и окружающих, что страхов не существует. Возможно, причина кроется в том, что мы испытываем стыд за наличие у нас страха. Мы подавляем или осуждаем себя за страхи.
Чтобы побороть страх, необходимо увидеть причины страха и отсеять те из них, которые имеют иррациональные корни. Преодоление страха невозможно без его «опознания».
Вы удивитесь, когда увидите, под какими масками прячутся страхи человека:
Стыд – это страх наказания, страх одиночества, страх быть отвергнутым.
Одновременно с чувствами стыда и страха у человека появляется чувство вины – либо перед окружающими его людьми, либо перед самим собой.
Вина — это страх быть ненужным, страх потеряться, страх умереть в одиночестве. Легко совершать подвиги, когда их видят. Страшно умереть виноватым. Еще страшнее, когда у человека нет возможности оправдаться или искупить вину.
Ложь – это страх быть наказанным другими. Ложь – это форма психологической защиты, возникающей из-за отсутствия доверия. Причина лжи – болезненное стремление к самоутверждению. Что может быть приятнее, чем хотеть быть хорошим?
Обида – это страх, что желания не будут удовлетворены; страх потерять контроль над жизнью, страх неизвестности; страх взять ответственность за свое будущее.
Злость – это страх бессилия. Злость появляется, когда возникает угроза нарушения границ: физических (ударили, обокрали, заболел и т. д.), эмоциональных (обидели, не поняли, предали, унизили и т. д.), духовных (навязали ложные идеи и ценности).
Гнев – это страх, превратившийся в защитный механизм. Гнев и страх – это стороны одной медали. В первую очередь гнев есть страх боли: страх перед физическим вредом, потерей контроля, страх перед последствиями своего поведения, страх потери статуса и так далее.
Ревность – это страх потери контроля над ситуацией, страх потерять человека, который помогает самоутвердиться, страх потерять уверенность в себе.
Ненависть – это страх отсутствия любви.
«Ненависть – это полярная противоположность любви, в том же смысле, как болезнь полярно противоположна здоровью. Если ты кого-то ненавидишь, сначала ты должен многими способами ранить собственную душу; ты должен наполниться ядом, прежде чем выбросить его на других» – Ошо.
Зависть – это страх быть недостойным, страх унижения и одиночества.
Презрение (отвращение) – страх оказаться причастным к отвратительному, страх потерять уважение и признание обществом, собственное достоинство; непонимание себя, страх проявить отталкивающие качества другого.
В страхе нет созидания – только разрушение!

Разновидности страхов

Страхи бывают и полезные, или страхи созидания:
• страх нереализации («время уходит, нет цели в жизни, нет миссии…»). Он проявляется как кризис средних лет, который может возникнуть и в 20, и в 30, и в 40);
• страх говорить «нет», или боязнь отказать. Этот страх основан на потребности нравиться, получить признание, уважение;
• страх не понравиться («Я не надоел тебе? Ты меня не разлюбил? Я тебе нравлюсь?» – и эти вопросы наводят на мысль, что надоел, разлюбил…);
• страх ответственности часто бывает сильнее, чем страх погибнуть – жизнь опасна! Этот страх всегда проявляется как поиск виновных в своих неудачах.
Где есть страх, там всегда перекладывание ответственности на чужие плечи. Под действием страха люди ведут себя стереотипно, и многие используют это, манипулируя людьми. В эксплуатации чужих страхов – например, «снятия порчи, сглаза, венца безбрачия» – используется стремление откупиться от беды. Чем сильнее внушенный страх, тем больше должен быть откуп.

Женские страхи

Типичные женские страхи – не переживания из-за конкретного предмета. Это серия мыслей, представлений, объединенных в навязчивые, неадекватные, неконтролируемые страхи (фобии).
Боязнь плохих сновидений. Еще дедушка Фрейд утверждал, что если правильно толковать сны, то можно узнать много нового. Как правило, женщины придают снам большое значение, и в основном именно они верят сонникам.
Боязнь критики. По статистике, почти каждая третья девушка боится раздеться перед своим партнером в первую ночь. Вдруг не понравится?
Боязнь остаться незамеченной. Статистика говорит, что девушки в десять раз сильнее мужчин переживают по поводу обуви – а все потому, что им очень важно мужское мнение и они огорчаются, если их старания были никем не замечены.
Боязнь мышей, пауков и прочей мелкой живности. Этот страх сложно объяснить. По одной из версий, он берет свои истоки еще с древних времен. В те времена пауки были огромными, больше человека, и они были врагами наших обезьяноподобных предков. Отсюда и страх.
Страх за здоровье. Женщины больше, чем мужчины, склонны к страхам за состояния своего здоровья и часто испытывают тревогу, размышляя над диагнозом, который поставил врач. Все это происходит по вине чрезмерной впечатлительности и эмоциональности. Не стоит делать выводы преждевременно и думать о том, что завтра сломается нога.
«Что скажут другие?» Страх перед общественным мнением отравил жизнь не одной женщине. Этот страх берет свое начало в навязываемых обществом еще с малых лет требованиях «примерного поведения». Поэтому, даже став зрелым человеком, женщина стремится получать одобрение окружающих.
Страх одиночества. Этот страх одиночества делает женщину слабой и уязвимой перед мужчиной, превращаясь в боязнь не выйти замуж, столкнуться с изменой или потерять мужчину.
Страх потерять красоту, здоровье, молодость. Этот страх присущ успешным, красивым женщинам, которых не мучает комплекс неполноценности и в настоящее время все устраивает: молодость, здоровье, красота. Но они осознают, что время неумолимо и неизбежно заберет эти преимущества.
Страх перед будущим. Этот страх свойственен восприимчивым натурам, которые болезненно реагируют на все события, которые происходят вокруг них. Существует множество обстоятельств, способных вызвать страх: распад семьи, потеря работы, болезни, старость и другие.
Страхи, связанные с материнством. Это целая группа страхов, которая включает в себя страх забеременеть, страх бесплодия, страх родов, страх не выносить ребенка во время беременности, страх за будущего ребенка.
За рулем. Женщина за рулем боится многого: нарушить правила, попасть в аварию, испортить машину, быть осмеянной другими участниками движения.

Мужские страхи

Мужчины чаще всего испытывают страх оказаться несостоятельными, причем в разных сферах жизни: в сексуальной, профессиональной и т. д. Их ожидания обычно завышены. Рассмотрим самые распространенные мужские страхи.
Страх потерять авторитет. Репутация в обществе, профессиональная квалификация и размер доходов чересчур заботят мужчин.
Боязнь стать посмешищем. При этом мужчины верят любой, самой неправдоподобной лести.
Страх оказаться в подчиненном положении, ведь победа – главная мужская ценность, а конкуренция – основной жизненный принцип.
Страх оказаться обманутым. Мужчины ожидают от других неблаговидных поступков.
Боязнь одичества. Хотя мужчины стараются не проявлять это внешне, одиночество они воспринимают как страшную угрозу.
Боязнь стать объектом манипуляций. Мужчины боятся, что их кто-то использует для своих целей. Тем не менее, они сами во многих ситуациях приносят себя в жертву, даже если это никому не нужно.
Страх оказаться непривлекательным. Мужчины сомневаются в своей привлекательности, в том, что их можно любить, и провоцируют своей надменностью и грубостью в точности такие реакции женщин, каких они боятся.
Страх показать слабость. Она для мужчин синоним женственности.
Страх перед чувствами. Мужчины боятся сентиментальных поступков. Мужские слезы им ненавистны, особенно собственные. Им трудно также выразить свою симпатию, показать кому-либо, что они действительно ценят и любят его.
Страх отношений. В отношениях с женщинами мужчины боятся: быть отвергнутыми; стать зависимыми; оказаться униженными; не соответствовать требованиям.
Боязнь потерять работу. Со стороны может показаться, что это пустяковая проблема. Но следует учитывать, что мужчины более щепетильно относятся к своему социальному статусу, поэтому обычно переживают по поводу увольнения и боятся этого.
Страх сексуальных неудачи. Для мужчины фиаско в постели равносильно катастрофе. Если это случается хотя бы один раз, они заостряют на этом внимание и опасаются повторений. Худший итог – то, что мужчина в силу своего характера начинает об этом постоянно думать. Избавиться от этих страхов очень сложно, каждая последующая попытка становится для мужчины практически подвигом. Иногда требуется серьезная психологическая помощь.
Проявление худших черт его отца. Отцы очень сильно влияют на воспитание сыновей, и если родитель обладал неприятными качествами, то мужчина со страхом ожидает повторения его сценария.
Страх старости. В отличие от женщин, мужчины боятся не из-за внешности. Для них старость – это страх беспомощности.
Страх не успеть самого главного. Мужчинам страшно, если старость не за горами, а еще так много не сделано.
Боязнь болезней и медицинских процедур. Мужчины считают болезнь катастрофой (естественно, самые серьезные опасения связаны с проблемами сексуального здоровья). При этом мужчины не торопятся обращаться к врачам, так как опасаются даже безобидного медицинского вмешательства.

Детские страхи

Детские страхи при правильном развитии ребенка важны для регуляции его поведения и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, полезен, когда выполняет свои функции, а потом исчезает.
Возрастная динамика детских страхов
0–6 месяцев. Неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов.
Уже в два месяца у ребенка появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженное и непостоянное беспокойство, если матери нет рядом, когда младенец бодрствует и находится в новой обстановке. К семи месяцам это становится отчетливо выраженным.
7–12 месяцев. Громкие звуки (шум пылесоса, музыка и др.); незнакомые люди; смена обстановки, переодевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность в неожиданной ситуации.
7–10 месяцев – это период повышенной чувствительности к тревоге. Боязнь чужих появляется в восемь месяцев. Это предпосылка к развитию страха одиночества.
1–3 года. Громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; засыпание и пробуждение; стихия (гром, град и др.); травмы.
Опрос двухсот матерей группы детей в возрасте 1–3 лет который проводили по списку, содержавший 29 видов страха показал, что самые частые страхи у детей второго года жизни – страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек), страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), страх боли, уколов и связанный с этим страх перед врачами.
К двум годам существенно усиливаются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с частыми кошмарами. Созревают новые страхи – в кошмарных сновидениях начинают фигурировать вымышленные персонажи (Волк, Баба-яга).
3–5 лет. Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр); неожиданные события (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов; страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи.
В три и пять лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. При этом значительно меньше страхов у тех детей, которые имеют возможность общения со сверстниками.
В этот период формируются любовь, нежность, сочувствие. Формируется и чувство общности – понятие «мы», ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания.
5–7 лет. Зловещие существа (ведьмы, призраки, и др.); страшные сновидения и смерть; потеря родителей или страх потеряться самому; одиночество; школьный страх (оказаться несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие.
В шесть лет детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?». В семилетнем – наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»
В шесть-семь лет ребенок идет в школу. Социализация способствует появлению страха смерти,нападения, пожара и войны, страха не оправдать ожиданий, не выполнить социальные требования.
7–8 лет. Темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (родителей, учительницы, ровесников и т. д.); опоздание в школу; исключение из домашней и школьной жизни и непринятие в школе; физическое насилие; наказания, плохие отметки, ошибки в обучении; недовольство родителей, волнение; одиночество; судьба, сглаз, потусторонние силы.
8–9 лет. Неудачи в школе или игре; ложь или плохие поступки, обнаруженные другими; физическое насилие; ссора с родителями, потеря родителей.
9–11 лет. Неудачи в школе или спорте; заболевания; некоторые животные (крысы, собаки и др.); высота, вращение (карусели); опасные люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т. п.).
11–13 лет. Странные поступки; неизлечимое заболевание или смерть; собственная привлекательность; сексуальное насилие; демонстрация собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей; непонимание учебного материала, неуспеваемость, контрольные, насмешки учителей и одноклассников; семейное неблагополучие.
13–14 лет. Отставание в учебе, насмешки в школе; болезнь и смерть родных, непонимание и конфликты с родителями и старшими; непонимание и насмешки взрослых. Внешняя непривлекательность, неуспех, непохожесть на других, несостоятельность, страх будущего и судьбы, «сглаз», потусторонние силы.
15–17 лет. Будущее, армия, конфликты и непонимание со стороны взрослых, отвержение сверстников; непривлекательная внешность, несостоятельность, сексуальные проблемы, страх будущего, страх оказаться смешным, попасть в затруднительное положение.

Причины детских страхов

Можно выделить несколько блоков причин, по которым возникают детские страхи.
Конкретный случай. Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятности обычно легко поддается коррекции.
Семейная обстановка. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей.
Трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться школы или садика. Боязливость могут вызвать и распространение страхов, запугивание со стороны старших детей.
Внушение со стороны. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком часто и эмоционально предупреждать ребенка об опасностях. Источником страхов становятся фразы: «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все схожие ситуации. Запугивание сказочными персонажами (Баба-яга, леший, водяной), чтобы добиться послушания, имеет тот же эффект.
Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров.
Расстройства психики. Страхи у дошкольников могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни, в том числе по нормальным для этого возраста поводам.
Признаки патологических (невротических) страхов
• появление необычайно сильного страха, несоответствие силы страха вызвавшей его ситуации;
• несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению;
• затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению сна, аппетита;
• характерное поведение с целью избежать ситуации, вызывающей страх.
При работе с детскими страхами ни в коем случае нельзя:
• наказывать ребенка за его страхи;
• насмехаться над ним, пытаться уличить его в притворстве или глупости;
• пытаться насильно поместить малыша в пугающую ситуацию (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
Нельзя позволять ребенку бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать тексты со страшными сюжетами.

 

Страх – это плод наших мыслей

Армия страхов не так велика – их всего шесть. По частоте их проявления основные страхи можно расположить следующим образом:


1. страх нищеты;
2. страх критики;
3. страх болезни;
4. страх утраты любви;
5. страх старости;
6. страх смерти;


1. Страх нищеты
Страх нищеты по праву возглавляет рейтинг страхов. Он не только самый разрушительный, но и самый труднопреодолимый. Он парализует разум, убивает уверенность в себе, подрывает энтузиазм, лишает личного обаяния, ослабляет память, притягивает неудачи, тиранит любовь и приводит к унынию. Страху нищеты свойственны следующие симптомы:
• отсутствие честолюбия;
• интеллектуальная и физическая леность, сопровождаемая отсутствием воображения и самоорганизации;
• нежелание бороться с нищетой и часто презрительное отношение к деньгам. «Мы бедные, зато честные», «Деньги – это зло, деньги портят людей», – принципы тех, кто испытает страх нищеты;
• смирение с жизненными проблемами вместо их преодоления («А что я могу с этим поделать?»). Когда такое отношение к материальным благам не является свободным выбором, оно скрывает зависть, гнев и осуждение;
• бездействие;
• полное отсутствие цели, мотивации и отказ от личной ответственности везде, где это возможно.
• привычка занимать выжидательную позицию и перекладывать принятие решения на других;
• ожидание подходящего стечения обстоятельств и готовность оправдать все неудачи его отсутствием;
• привычка видеть только плохое в любой возможности, полностью блокирующая стремление действовать.

Следствия всех этих особенностей печальны.
• пренебрежительное отношение к своей внешности;
• невоздержанность в употреблении алкоголя;
• нервозность и неуверенность в себе;
• пессимизм, ведущий к дурному нраву, несварению желудка и интоксикации организма.

2. Страх критики
Страх критики лишает человека возможности мыслить и созидать, разрушая творческое начало и воображение. Этот страх полностью парализует индивидуальность, силу воли и уверенность в себе. Родители, постоянно критикующие своих детей, наносят им тяжелую травму на всю жизнь. Критика развивает у ребенка комплекс неполноценности и лишает его веры в себя.
Страх критики так же разрушителен и распространен, как и страх нищеты. Ему свойственны следующие симптомы:
• застенчивость;
• робость, неловкость, угловатые движения, бегающий взгляд, особенно заметные при встрече с незнакомыми людьми;
• слабая осанка, общая нервозность, неумение контролировать свой голос;
• отсутствие личного обаяния;
• слабохарактерность;
• неумение четко формулировать и выражать свои мысли;
• недостаток твердости при принятии решений;
• отсутствие собственного мнения и сильная внушаемость;
• привычка опускать руки при малейших сложностях;
• отсутствие индивидуальности;
• подражание другим людям в одежде, речи, манерах;
• следование принципу «все как у людей», жизнь не по средствам;
• нежелание признавать свои ошибки;
• неприятие критики в свой адрес;
• склонность к обману и преувеличению;
• привычка восхвалять себя для создания чувства превосходства и маскировки комплекса неполноценности;
• использование громких слов, чтобы произвести впечатление;
• уклончивость и изворотливость, привычка лгать;
• беспричинная подозрительность.

3. Страх болезни
Страх болезни тесно связан со страхами смерти и старости: с одной стороны, он возникает на почве беспокойства о финансовых последствиях болезни, а с другой стороны, – как результат религиозных представлений о загробной жизни.
У внушаемых людей страх болезни часто перерастает в ипохондрию (воображаемую, мнимую болезнь). Большинство расстройств имеют именно воображаемую природу, – так устроено сознание, оно материализует мысли.
Страх болезни возникает как следствие негативного мышления, его можно преодолеть, сменив образ мыслей на позитивный. Ему свойственны следующие симптомы:
• постоянный поиск и обнаружение у себя симптомов различных заболеваний;
• бесконечные разговоры о болезнях, их последствиях, несчастных случаях и прочих угрозах для здоровья;
• привычка пробовать новые лекарства, применять домашние средства и знахарские снадобья;
• подготовка к смерти: откладывание денег на похороны, выбор участка на кладбище;
Страх болезни приводит к таким последствиям:
• плохая физическая форма из-за малоподвижного образа жизни;
• использование мнимой болезни, чтобы вызывать жалость к себе;
• симуляция болезни для оправдания своего бездействия.

4. Страх потери любви
Ревность, чувство собственности и зависимость от близкого человека возникают из-за страха потерять любовь. Этот страх наиболее мучителен: он вносит хаос в сознание и выводит из равновесия. Чаще боязнь утраты любви испытывают женщины, – они знают, что мужчины не склонны к верности, и им нельзя доверять. Вот каковы симптомы, характерные для этого страха:
• ревность и подозрительность;
• привычка подозревать любимых в измене без веских причин и оснований;
• маниакальная подозрительность, боязнь довериться;
• склонность подозревать близких в обмане и искать виноватых;
• авантюризм;
• убежденность в том, что любовь можно купить;
• склонность к азартным играм, воровству, мошенничеству и другим рискованным способам добычи денег для любимого человека;
• расточительность;
• привычка делать дорогие подарки любимому человеку, чтобы произвести впечатление, и часто жизнь не по средствам и в долг.

Следствия этого страха:
• бессонница;
• нервозность, частая смена настроений;
• неуверенность в себе.

5. Страх старости
Страх старости взаимосвязан со страхом нищеты, так как большинство людей боится с возрастом утратить возможность себя обеспечивать. Другим основанием для боязни старости служит страх смерти. И не так страшна смерть, как то, что ждет после нее: пугает как неизвестность, так и представления о загробном воздаянии. Приходящие в старости импотенция, болезни и утрата независимости только усиливают опасения и страх. Симптомы его следующие:
• комплекс неполноценности;
• убеждение, что с возрастом происходит неизбежное угасание интеллектуальных способностей и ухудшение здоровья;
• бездействие;
• смирение с тем, что с возрастом личная эффективность угасает;
• отсутствие желания что-либо менять, оправдываясь тем, что уже поздно и годы не те.

Последствия:
• плохая физическая форма;
• тоска и уныние, неизбежно ведущие к ухудшению здоровья.

6. Страх смерти
«Откуда я пришел, куда я иду?» – эти вопросы часто задают себе пожилые люди. Страх смерти тем сильнее, чем легче человек подвержен внушению. Различные религиозные учения успешно манипулируют сознанием людей, и страх небесной кары формирует сознание определенного типа. Иногда страх смерти связан с опасениями, что собственная смерть оставит в нищете близких людей. Страху смерти свойственны следующие симптомы:
• состояние обреченности;
• привычка думать о смерти, порождающая убеждение в бессмысленности каких-либо целей и устремлений;
• жизнь по принципу: «Все в мире бренно, все мы умрем». Ирония судьбы заключается в том, что люди с таким мышлением живут достаточно долго;
• беспокойство;
• постоянное беспокойство, блокирующее желания, и неуверенность в собственных силах, приводящая к навязчивым опасениям.

Преодоление страха. Как работать со страхами


Обнаружив у себя какой-либо из приведенных выше видов страха, вспомните о том, что ничто из предлагаемого жизнью не стоит того, чтобы беспокоиться.
Путь к богатству, как к денежному, так и к духовному, начинается с признания тех ограничений, которые мы сами установили, и с изменения нашего сознания. Правильное состояние сознания нельзя купить, но его можно создать. Начните мыслить позитивно, отбросьте все сомнения, начинайте действовать, – и страх нищеты уйдет из вашей жизни.
Наслаждайтесь чувством любви, не стремясь завладеть человеком, открывшим свое сердце, ведь любовь не является целью жизни, а служит ее украшением, и страх утраты любви не будет вас беспокоить.
Перестаньте волноваться о том, что скажут люди, обретите свою индивидуальность и начните жить в угоду себе, а не другим, и вас оставит страх критики.
Отпустите беспокойство о болезнях, и они к вам не придут. Благодарно принимайте старость как время духовного расцвета, обретения мудрости и знания.
Примите смерть как данность, как переходное состояние, живите насыщенной жизнью, радуясь каждому дню, – и вы окажетесь неподвластны ни страху болезни, ни боязни смерти. Приучитесь отслеживать появление этих признаков даже при небольшой степени беспокойства. Это поможет в дальнейшем управлять своим состоянием и при более серьезных колебаниях.


Предложение № 1. Изучите карту своего страха


Нарисуйте телесную карту своего страха.
Как и где страх ощущается? Стеснение дыхания, сердцебиение, побледнение, покраснение, пот, дрожь, головокружение, напряжение и скованность в определенных группах мышц, например лица или брюшного пресса, закладывание ушей?
Какие признаки самые постоянные? Какие возникают раньше, какие уходят позже? В каких случаях?


Предложение № 2. Не бойтесь бояться


Есть люди, у которых характер от рождения фундаментально тревожен, страх – первооснова мировосприятия, они боятся всего заранее. Это вовсе не значит, что такие люди трусливы, нет, они могут быть и героями. Просто для них первейший вопрос к жизни – «ну, что плохого?» и стакан всегда полупуст.
Вы имеете право бояться. Страх свойственен живым, страх обычен.
Ваш страх – не важно, насколько он адекватен действительности, – оправдан уже тем, что он часть вашей жизни, ваша часть – как рука, как нога. Но все таки он только часть – и вы сможете, если только захотите, управлять страхом, как рукой или ногой.
Вы сможете работать со своим страхом, к нему приближаться, рассматривать, можете вести с ним разговор, сможете его понять.
Вы думаете, что боитесь (ответить, выступить, спросить, поехать, дать сдачи, потерпеть боль…). Но больше всего на свете боимся мы своего страха.
Разрешите себе тревожиться и опасаться, не бойтесь бояться и не считайте стыдным показать это другим, будь то родитель, учитель, друг, жена, муж: да, я боюсь, но я не боюсь этого показать.
Это уже шаг к победе, и самый трудный! Ведь любой страх – величина переменная. Любой страх может занимать в человеке больше места, а может – меньше. И вы можете сказать себе: страх – часть меня, и в каких то пределах я могу его увеличивать и уменьшать, разжимать и сжимать – как кулак, как грудную клетку. Пока еще страх мной владеет, но придет время, и я овладею им.


Предложение № 3. Уверенность: вспомните себя


У каждого, даже самого робкого человека, всегда есть Поле Уверенности – то пространство, обстоятельства и условия, дело, человек – с кем, где и когда все получается, все легко и ничто не страшно.
И всегда есть у каждого хотя бы маленький положительный опыт работы со своим страхом – опыт его укрощения, приручения. Вспомните и оживите свой личный опыт приручения страха. Вспомните и въезжайте в зону страха с Поля Уверенности! Нужный настрой прихватите с собой.


Предложение № 4. Метод Колобка


Что у вас получается легко, непринужденно, уверенно? Плавать? Забивать гвозди? Вспомните и представьте это хорошо, ярко, образно. Изобразите, будто делаете это, или просто – сделайте.
Делайте то, что у вас получается уверенно, прямо перед тем, что пока еще тормозится. Въезжайте с Поля Уверенности в «зону страха», перенося настрой из одной ситуации в другую – как Колобок.


Предложение № 5. Ошибайтесь


Самый ужасный тормоз развития – боязнь ошибок.
Это, в сущности, то же самое, что и страх перед плохими оценками. Во всем – в работе, общении, учебе, любви – необходимы ошибки. Поток ошибок и есть нормальная жизнь, в которой одни ошибки более или менее уравновешиваются другими. Главное, чтобы они были разнообразными. Первая ошибка – не ошибка, вторая ошибка – ошибка, третья ошибка – диагноз, если она одна и та же.


Предложение № 6. Идите навстречу своему страху


Делайте то, чего боитесь (позволяя себе бояться!).
Боитесь прыгать в воду? Прыгайте. Сначала с самой маленькой высоты, на которой появляется страх. Прыгайте, пока страх не начнет уменьшаться, а когда начнет – начните увеличивать высоту. Так вы сузите границы своего страха и расширите границы свободы.
Боитесь выступать? Выступайте при каждом удобном случае. Боитесь экзаменов? Поищите ситуации, где нужно сдавать экзамены. Попытайтесь, например, десять раз пройти собеседование на новую работу. Каждый экзамен считайте репетицией для следующих экзаменов – это ведь правда, если подумать.
Взяв за правило обязательно делать то, что боитесь, делайте это разнообразно, множество раз. Дерзайте!


Предложение № 7. Самооценка – вид самообслуживания


Уверенность должна быть беспричинной. Она сама создаст себе причину и привлечет случай.
Не ставьте себе никаких оценок. В работе оценивайте не себя, а результат действия. Жить в обществе и быть внутренне свободным от него можно и нужно, если только вы хотите остаться психологически живы. Уж во всяком случае, стоит стремиться к этому. Я вне оценок – так и настраивайте себя изо дня в день.


Предложение № 8. Учитесь не нравиться


Настраивайте себя на спокойное отношение к той вероятности, что вы можете кому то не нравиться по тем или иным причинам. Никто не обязан никому нравиться! Есть же ведь люди, не нравящиеся вам, и они, невзирая на это, спокойно живут на свете. И вы живите и будьте себе благодарны. Вы не червонец, чтобы всем нравиться.


Предложение № 9. Живите в образах


Чередуйте два ролевых настроя – два освобождающих внутренних образа. Первый – Наивный Ребенок (ему можно дать любое имя, какое понравится: хотя бы Вовочка-из анекдота) – имеет право быть глупым и непоследовательным, открыто бояться чего угодно – и ничего не бояться, поскольку ничего не понимает. Другой образ – Понимающий Старший Друг.


Предложение № 10. Всякое общение – обучение


Ко всякому общению относитесь как к тренировке еще предстоящего диалога, как к репетиции, результат которого в любом случае ценен. А какое отношение ко всему этому – самое лучшее? Очень внимательное, но не слишком серьезное.


Предложение № 11. Рискуйте


Без риска жизни не бывает: она каждую минуту полна неосознанных рисков, и их столько, что просто невероятно, что она еще продолжается. Риск приходится допускать, и его следует культивировать.
Рискуйте осознанно, преднамеренно: парашют, верховая езда, бокс, походы или хотя бы велосипед… Для кого то и общение – риск, значит им необходимо общаться. Расширяйте области своих рисков: это означает развитие, это означает – успех.


Предложение № 12. Чтобы успокоиться, потрудись расстроиться


Что нужно сделать, чтобы приблизить успокоение? Правильно, напрячься, и посильнее – выразить напряжение, вытолкнуть его вон. Подражать всем телом как маленькие дети. Подражите на всю катушку, потанцуйте до упаду и покричите, если хочется. И побейте изо всех сил кого то воображаемого, можно – себя. Или примите положение эмбриона, или «свернувшегося ежа» – и сжимайте, напрягайте все, что только можно напрячь. Так получится продержаться минуту другую, не дольше – потом захочется расслабиться, и это будет приятно. Расслабьтесь, напрягитесь опять, повторите это чередование раз пять семь.


Предложение № 13. Покой


Попробуйте сбросить зажимы в удобном для вас положении – освободиться через покой. Вот что можно сделать:
Лягте или сядьте: Уже хорошо. Освобождение уже происходит… Теперь можно дать себе время. Выждите несколько минут, чтобы прочувствовать свои зажимы. Конечно, они есть – куда же денутся. Пускай пока поживут, побродят.
Теперь – дышите свободно, представляйте себе приятные вещи, внушайте себе чувство тепла, послушайте тиканье часов или приятную музыку.
А теперь надо поговорить со своим телом. Замечайте зажатые области (большой палец левой ноги, шея, руки, переносица…). Иногда достаточно бывает заметить зажим, скользнуть по нему вниманием, чтобы он пропал. Время от времени повторяйте поиск. Можно легко и медленно помассировать зажим, размять, погладить, но главное – предоставить мозгу и мышцам самим расслабить себя.


Предложение № 14. Разжимашки


Разжимы желательно делать, когда страх сильно сковывает и зажимает тело. Сильно сжать и разжать кулаки, повторить несколько раз: сжать до дрожи в руках, разжать, как бы сбрасывая с себя что-то. Можно зажимать-разжимать ручки кресла, напрягать все тело и потом сбрасывать напряжение, расслабляя руки и наклоняясь вперед. Можно сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук, а желательно и ног. Сделать несколько последовательных сжатий разжатий.


Предложение № 15. Разогнуть тело


Лежа, сидя или стоя, можно и на ходу, а лучше всего в теплой просторной ванне, на глубоком вдохе разжать, распрямить и разогнуть, насколько удастся, все, что возможно: спину, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног… Оставаясь в этом положении, задержать вдох, с выдохом отпустить тело. Повторить, сколько потребуется.


Предложение № 16. Активные движения


Дикий пляс. Импровизированный танец, с любой музыкой или без музыки – прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает.
Топотун. То же, с акцентом на топоте, можно в виде степа или чечетки. Чудное средство от страхов, навязчивых мыслей. Вы замечали – когда дети сильно злятся, они топают ногами и кричат? Все это подходит для работы со страхами.
Центрифуга. Круговые движения на одном месте. Шикарно снимает страх и доставляет большой кайф. Особенно помогает, когда чувствуются зажимы лицевых мышц, растерянность, невладение мимикой. Когда трудно смотреть людям в глаза, тяжело улыбаться.
Оскал. Сильный, предельный оскал, во всю пасть, не оставляет места ощущению страха – попробуйте! Смотрится страшновато, зато впечатляюще, а в сочетании с рыком вообще сногсшибательно. Между прочим, после этой «улыбки джунглей», выполненной двенадцать раз подряд, уже очень легко, сама по себе, удается «улыбка Будды» и соответствующее состояние…
Вытаращить глаза. Контраст между сильным, резким зажмуриванием глаз и таким же решительным вытаращиванием хорошо тонизирует и умиротворяет. Это хорошо действует при состоянии неуверенности, при всевозможных тревогах и страхах.


Предложение № 17. Свобода дыхания – вход в уверенность


Освобождая дыхание, освобождаем себя.
Сделайте сперва самый обычный вздох облегчения – позвольте себе его, пусть он произойдет сам – как получится, без особых стараний.
Теперь выдержите естественную паузу между выдохом и следующим вдохом, до тех пор, пока снова не захочется вздохнуть. Еще раз вздохните – с тем же облегченнием.
Дышите свободно в обычном для вас ритме, не углубляя дыхания и не сдерживая – ничего искусственного. Дышите свободно…
Через некоторое время дыхание само собой несколько замедлится и углубится, станет ровнее. Вскоре сами начнут расслабляться и мышцы тела, именно те, которые в этом нуждаются. Возможно, возникнет легкое ощущение тепла, связанное с расслаблением сосудов. Сердце входит в спокойный ритм. Покой, ясное мышление.
Свободное дыхание может помочь сразу стать увереннее, спокойнее, собраннее. Всегда, в любой обстановке, при любых обстоятельствах и любом деле вы можете дышать так, как хотите.


Предложение № 18. Находите в каждом Ребенка


В любом общении всегда помните: Внутренний Ребенок живет в каждом.
Под любым видом всегда обращайтесь к Внутреннему Ребенку своего собеседника, пусть даже ваш собеседник намного старше, сильнее, умнее, пусть вы в данный момент от него зависите (допустим, это экзаменатор или начальник). Любой собеседник может быть в чем то зависим и от вас – даже всего лишь настроением в этот миг.
Каждым человеком можно психологически управлять, если найти доступ к его Внутреннему Ребенку. Помните, что точно таким образом и другие осознанно или неосознанно пытаются управлять вами, и в этом суть всех на свете реклам и психологических поединков.
Растите в себе Взрослого, всегда помня, что для свободного зрелого человека значимость любого общения уравновешена с собственной значимостью. Это и есть достоинство. При таком настрое внутренняя зависимость от других уменьшается, становится управляемой. Страхи и комплексы устраняются. Успех обеспечен.
Источник: «Психология рядом с нами/ Наталья Кучеренко»: АСТ; Москва; 2018

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.