На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста (гендерный аспект)
Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста (гендерный аспект)
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

© Доржиева Марина Очиржаповна
кандидат псхихологических наук, доцент Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, г. Улан-Удэ

© Батожапова Сурэна Самдановна
зав. Центра развития детей «Страна чудес», г. Улан-Удэ

Ключевые слова: детские страхи, гендерный аспект, старший дошкольный возраст, коррекция детских страхов, методы психокоррекции детских страхов.



Актуальность данной проблематики вызвана тем, что невзирая на огромное число исследований, проблема детских страхов у старших дошкольников и коррекция является всё также востребованной. В большинстве случаев взрослые фобии формируются в детстве, в том числе самом раннем. Родители должны понимать, что ребёнок живёт в своём мире, где герои сказок реальны, а неодушевленные предметы способны оживать. На сегодняшний день возросло число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, закомплексованностью, психологической неустойчивостью.
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В. В. Абраменковой (1987), Р. Бэрона, Д. Ричардсона (1997), В. Е. Кагана (1987, 1989), А. В. Либина (1999), И. И. Лунина (1986), Т. И. Юферовой (1985). Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении. Они проявляются уже с детства. Так, мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, чаще между ними ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
Изучением проблемы детских страхов занимались как зарубежные исследователи (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм др.), так и отечественные психологи (Л. И.Божович, А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, А. М. Прихожан, Р. В. Овчарова и др.). Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что именно страх оказывает негативное влияние на развитие личности, влияя на развитие эмоциональной сферы ребёнка, а впоследствии на школьную успеваемость. Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В. И. Гарбузов, В. В. Лебединский и др.). Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, достаточно изучена (А. И. Захаров, B. C. Мухина, М. В. Осорина, A. M. Прихожан и др.). В то же время, страх как отражение отношений ребенка со значимыми взрослыми, осмыслен в гораздо меньшей степени. Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Возрастные проявления страхов на определённом возрастном этапе считаются нормой, кроме того, они подготавливают ребенка к окружающей действительности. Дети старшего дошкольного возраста боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами, дети начинают пугаться своей или смерти родителей, в результате чего возникают страхи перед бандитами, животными. Актуализируются фобии, связанные с поступлением в первый класс.
Независимо от того, как проявляется и что спровоцировало боязнь, взрослые не должны пренебрегать страхами ребёнка и вопросом их коррекции.
Целью исследования является выявление страхов и возможностей их коррекции у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.
Мы предполагаем, что проявление страхов у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста будет иметь различное содержание. Поэтому система коррекционно-развивающих мероприятий страхов у детей данного возраста должна проводиться с учетом гендерного аспекта. А именно, дифференциации содержания занятий для мальчиков и девочек, формы проведения, использования методов психокоррекции, привлечения к занятиям родителей обоего пола. На наш взгляд, все это будет способствовать более эффективному преодолению детских страхов.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А. И. Захаров, М. А. Панфилова), где выявляются и уточняются преобладающие виды страхов; методика диагностики детских страхов «Незаконченные предложения» (А. И. Захаров), которая выявляет скрытые переживания ребёнка, проективная методика изучения страхов «Мои страхи» (А. И. Захаров); рисуночный тест «Рисунок семьи» (В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №113 «Капитошка» г. Улан-Удэ. В исследовании приняли участие дети старшего школьного возраста в количестве 40 человек, из которых 20 мальчиков и 20 девочек.
Результаты исследования по проведенным методикам, направленным на изучение гендерных особенностей детских страхов в дошкольном периоде, позволили выявить следующее.
Среднее число страхов у детей превышает возрастные нормы (по А.И. Захарову). У мальчиков показатель чуть выше (15,1), чем у девочек (14,35). Таким образом, проведённое исследование позволяет судить о том, что гендерный аспект страхов у детей в старшем дошкольном возрасте имеет свои проявления, которые необходимо учесть при проведении коррекционной работы. По количеству и содержанию, страхов больше у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков выявлены следующие виды страхов: страх смерти родителей, страха крови и уколов, неожиданных звуков, опоздания в детский сад, а у девочек: страх нападения бандитов, сказочных персонажей (чудовищ и Змея Горыныча), темноты и транспорта. Из этого следует, дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти. Обычно такие дети характеризуются неуверенностью в себе, они безынициативны в связи с постоянно испытываемым чувством страха. Далее нами была разработана программа коррекции страхов дошкольников с учетом гендера.

Целью программы являлось создание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с учётом гендерного аспекта.

Задачи программы:
1. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5-7 лет.
2.Обучение детей дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.
3. Разработка рекомендаций педагогам и родителям.
Результаты такие (табл. 1).


Таблица 1
Сопоставление показателей первичной и контрольной диагностики старших дошкольников до проведения коррекционной программы
и после нее

Группа

ДО проведения программы

ПОСЛЕ проведения программы

Среднегрупповое количество страхов

Мальчики

18,4

9,3

Девочки

8,7

9,1

Среднегрупповой индекс тревожности, %

Мальчики

76,45

28,45

Девочки

21,41

21,41

Среднегрупповой показатель интенсивности тревоги, баллы

Мальчики

10,6

5,1

Девочки

4,65

5,4

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, %

Мальчики

100

60

Девочки

15

20


Занятия с дошкольниками проводились 2 раза в неделю по 30 минут. К работе были привлечены родители и педагоги. С ними была проведена групповая консультация, в ходе которой они были ознакомлены с результатами исследования, с целями и задачами психокоррекционной работы, также им была предоставлена информация о детских страхах, их влиянии на психоэмоциональное состояние личности. Далее были проведены индивидуальные консультации с родителями, где освещались вопросы влиянии стиля родительского воспитания на развитие личности, роль отца и матери в воспитании мальчиков и девочек.
В ходе коррекционной работы, были использованы психогимнастические упражнения, направленные на отреагирование эмоций, подвижные игры, отдельные направления арттерапии: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
Упражнения были направлены на снятие эмоциональной напряженности, формирование коструктивных навыков эмоционального реагирования, обучение детей элементарным навыкам ауторелаксации, саморегуляции и самоконтроля.
В процессе коррекционной деятельности, игры и рисование с детьми выполнялись под музыку (музыкотерапия). Для успокоения и расслабления была подобрана классическая музыка зарубежных и отечественных композиторов (П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, И. С. Баха). Для того, чтобы сделать эти процессы продуктивными, было рекомендовано родителям регулярно прослушивать классическую музыку совместно с детьми. С целью успокоения, были подобраны спокойные, плавные, умиротворяющие звуки природы. А с целью превращения ужасного в смешное, либо с целью уничтожения страхов, ставили быструю, интенсивную и более решительную музыку. Особенно ценным была возможность заниматься под «живую» музыку с приглашением музыкального руководителя, который воспроизводил нужные мелодии на пианино.
Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти. Чтобы разгрузить психику у мальчиков, испытывающих страх смерти родителей, страх крови и уколов и одиночества были использованы следующие методы: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия. Методика изотерапии построена на перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества, то есть, построена на механизме сублимации. Мальчики и девочки рисовали «Мой страх» на бумаге, что именно их пугает в смерти, при этом проговаривая то, что чувствуют. С помощью оттенков передавая своё состояние. В этом и заключается исцеляющий эффект арт- терапии: ребенок отделяет проблему от себя и смотрит на неё со стороны.
Методика сказкотерапии оказывает влияние на снижение уровня зависимости детей от своих страхов и комплексов, формирует умение контролировать своё поведение в экстремальной ситуации, формирует позитивное мышление, и, в целом, уменьшает степень выраженности страхов у мальчиков и девочек. Психотерапевтические сказки посвящены проблемам любви, жизни и смерти. Сказка должна быть идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства, для того, чтобы сказка обрела силу и оказала помощь. Так, для мальчиков рекомендовано использовать такие сказки: «Сказка про смелого Алёшу», «Не страшно. Расскажи мне сказку» и т. п.). Для девочек — сказки от скуки, страха и слёз «Алёнкино лето» (авт. Е. Бабок, А. Вересова), «Прививка от страха» (В. Постников) и т. п. В процессе сказкотерапевтических занятий мальчики проанализировали свои ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Например, персонифицировали смерть: сделали маску старухи и попросили ребёнка сыграть роль старухи с косой. Такое упражнение помогло преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное. Тем самым, объясняя мальчикам, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Девочкам была предложена методика «Сказка про страх», где они сочиняли и рассказывали разнообразные истории, связанные со своим страхом нападения бандитов, сказочных персонажей (чудовищ и Змея Горыныча). Кроме того, детям было предложено изменить сказку «Лиса и петух», и инсценировать её по ролям. По завершению работы, девочки осознали, что сказочные герои — это выдумка и их можно сделать такими, какими захочешь, т. е. хорошими, забавными и весёлыми.
Данные терапевтические сказки против страха были использованы в индивидуальной и коллективной работе с детьми, а также рекомендованы родителям.
На основе наших наблюдений можно отметить, что девочки лучше реагируют на музыкотерапию. Им больше всего понравились произведения А. Моцарта и природные звуки: шум моря, музыка воды, вальс дождя, красивое пение птиц. Произошли положительные изменения у девочек, которые испытывали страх заснуть.
При работе с мальчиками, на взгляд, более эффективна игротерапия. В основе страха у мальчиков опоздать, не успеть в детский сад — лежит неопределённое и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Главную роль в этом играют родители ребёнка. Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заострённого и неразрешимого внутреннего беспокойства. При работе с мальчиками с целью устранения страхов внезапного воздействия неожиданных звуков, замкнутого пространства и одиночества нами применялись подвижные игры, а также игры с проигрыванием ситуации страха («Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик»). С целью преодоления смущения, при ответах применялись следующие игры: «Брось мяч, произнеси нехорошее, ужасное, малоприятное слово», «Брось мячик, произнеси хорошее, превосходное, приятное слово». Игры, нацеленные на снятие психологических блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Отгадай, чего я боюсь», а также игры в переодевания - попросту одеться в костюм страха и проговорить, что чувствует и ощущает страх, каково ему, какой он «не страшный» внутри себя и совсем не опасный.
Коррекционная деятельность проводилась не со страхом, а с индивидуальным отношением ребёнка к породившим его обстоятельствам. Применение методов арттерапии, психогимнастики, игротерапии помогает установить доверительные взаимоотношения дошкольнику с ровесниками и с психологом, справиться с ощущением одиночества и покинутости.
Проанализировав диагностические сведения, полученные до психологической коррекции и после, следует отметить позитивные перемены, как у мальчиков, так и у девочек.
Проведённое исследование дает возможность сделать заключение о том, что проблема психологических патологий у ребенка остаётся важной и играет существенную роль в сегодняшней психологии. Выявилось гендерное выражение страхов, более выражены страхи у мальчиков, нежели у девочек.
Практическая значимость работы заключалась в том, что полученные результаты психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с учётом гендера позволило правильно построить коррекционную работу с участниками образовательного процесса и получить положительный результат.
Комплексная программа, результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть применены в работе практических психологов, воспитателей, что улучшит психоэмоциональное состояние ребёнка, а в будущем повысит эмоциональную стабильность формирующейся личности.


Литература
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2016. 200 с.
2. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. 350 с
3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / под ред. Т. А. Данилиной. М.: Айрис-пресс, 2014. 160 с.
4. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 20-27.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. 116 с.
6. Зубкова А. С., Зубанова С. Г. Книга для родителей. Детские страхи. Ярославль: Академия развития, 2017. 250 с.
7. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Генезис, 2015. 204 с.

Источник: Актуальные проблемы современной психологии: опыт и перспективы развития: материалы региональной научно практической конференции, посвященной 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Санжаевой Риммы Дугаровны (Улан-Удэ, 26 февраля 2019 г.) / под науч. ред. А. Р. Монсоновой, Б. А. Гунзуновой. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2019. — 164 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.