Познавательный процесс - память
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Память - совокупность процессов запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации.
Память не является однородным явлением, а представляет собой скорее семейство очень разных феноменов. Поэтому в психологии многие авторы ставили перед собой задачу классификации видов памяти.
Можно описать основные классификации, имеющие разные основания.

По характеру самой активности памяти выделяют
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение;
- узнавание.


По виду психической активности субъекта различают
- моторную память;
- аффективную память;
- перцептивную или образную память;
- понятийную или вербально-логическую память.


Моторная память задействована при усвоении движений, серии движений, моторных действий, моторных программ и формировании двигательных навыков.
Аффективная память отвечает за запоминание эмоций, настроения, тех или иных чувств. Эмоциональная память - память на аффективные переживания. Этот вид памяти включается и в процессе познавательной активности человека. Благодаря этому эмоции могут сигнализировать о направлении поиска решения задачи и даже предвосхищать само решение, например, в процессе мыслительной деятельности, что обнаружил в своих экспериментах О.К. Тихомиров с коллегами.


Перцептивная или образная память в свою очередь дифференцируется по модальности, которая соответствует одному из пяти органов чувств. Таким образом, для этого вида памяти можно выделить подвиды:
- зрительная память;
- обонятельная память;
- слуховая память;
- вкусовая память;
- тактильно-кинестетическая или осязательная память.


Понятийная или вербально-логическая память позволяет человеку запоминать (и вспоминать) вербальный материал: слова, понятия, высказывания и пр. Этот вид памяти есть только у человека. Его формирование в онтогенезе приводит к перестройке других функций психики. Например, категоризация восприятия была бы невозможной без понятийной памяти (Зинченко, 2000).


На основании наличия мнемической задачи дифференцируют
- непроизвольную память;
- произвольную память.


О непроизвольной памяти говорят в том случае, если запоминание не связано с решением специально поставленной мнемиче- ской задачи. Непроизвольная память неразрывно связана с характером деятельности, в которую включен субъект.


В тех случаях, когда имеет место сознательное намерение запомнить информацию, говорят о произвольном запоминании. Наличие специальной мнемической задачи является важнейшим условием успешности запоминания.


Традиционно при рассмотрении видов памяти, дифференцированных по времени хранения информации, выделяют:
-сенсорную память;
- кратковременную;
- долговременную память.


Разновидностями сенсорной памяти являются иконическая и эхоическая память, о которых уже говорилось выше. Напомним, что под иконической памятью понимают сохранность зрительных впечатлений и их непродолжительную (до 250-300 мсек.) доступность для последующего анализа.
Эхоическая память хранит слуховую информацию небольшой интервал времени (до 4 сек.), но наиболее полно информация сохраняется в первую секунду после предъявления стимульного материала.
Время хранения информации в кратковременной памяти составляет несколько десятков секунд без последующих повторений. Кроме того, от сенсорной памяти кратковременная отличается тем, что удерживаемая информация представляет собой не точный отпечаток, а их непосредственную интерпретацию (Линдсей, Норман, 1971).
На эффективность воспроизведения при кратковременном хранении информации прямо влияет характер деятельности в интервале удержания. Это продемонстрировано в эксперименте Л. и М. Петерсонов. Здоровым испытуемым зачитывались три буквы. Удивительно, но они не смогли воспроизвести их спустя несколько секунд. Дело в том, что в интервале удержания, то есть в промежутке между запоминанием и воспроизведением испытуемые должны были как можно быстрее осуществлять счет «тройками» в обратном порядке от произвольно названного трехзначного числа (например, 187, 184, 181, 178 и т.д.). Через 18 сек. экспериментатор останавливал участника и просил его вспомнить ранее предъявленные буквы. К удивлению самих испытуемых, они не способны были этого сделать.


Эйдетическая память.

В 1907 году В. Урбанич впервые обратил внимание на существование наглядных образов у детей определенного периода развития. Впоследствии эти образы были названы эйдетическими. Сущность эйдетизма заключается в том, что человек обладает способностью «видеть» на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. Эйдетический образ - образ, возникающий после непосредственного восприятия объекта. Образ может быть настолько четким и ясным, что по своим характеристикам сравним с перцептивным образом. Детальному изучению эйдетические образы были подвергнуты Э. Йеншем в Марбургской психологической школе (См. Зинченко, 2000).
Нередко в психологической литературе встречается понятие оперативной памяти. Оно обозначает мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции. Выполнение сложного действия осуществляется по частям. При этом мы удерживаем в сознании некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока они остаются для нас важными. По мере продвижения к конечному результату промежуточный материал может забываться. Оперативная память участвует в любом виде деятельности. Такое понимание оперативной памяти отличает ее как от долговременной, так и от кратковременной.

В оперативной памяти содержится необходимый для выполнения «сиюминутной» деятельности материал, поступающий и из кратковременной, и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал необходим, он остается в ведении оперативной памяти. Как только текущая деятельность прекратилась, этот материал возвращается в долговременную память.
Одним из принципиальных отличий оперативной памяти от кратковременной является различие целей и задач запоминания. Если в кратковременной памяти запоминание является самоцелью, то в оперативной памяти, напротив, запоминание и воспроизведение подчинены целям и задачам текущей деятельности, тесно связаны с ее содержанием. Таким образом, оперативная память является специфическим видом памяти, хотя и имеющим тесные связи с другими видами (Там же).


Э. Тульвинг предложил разделение памяти на:
- эпизодическую;
- семантическую.


В эпизодической памяти хранится информация о датированных по времени событиях и о связях между этими событиями. Существует также мнение, согласно которому, воспоминания о событиях необходимо отличать от воспоминаний об окружении (фоне). Воспоминания о событиях бывают двух видов: целостные воспоминания, связанные с каким -то потрясением или шоком, и фрагментарные (воспоминания о лицах, именах, числах). Последние не содержат сильных эмоций и редко возникают непроизвольно.
Эпизодическая память очень важна, поскольку составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Хотя информация этого вида памяти, как показывают исследования, часто подвержена искажениям при воспроизведении.
Семантическая память - это память на слова, понятия, формальные правила и абстрактные идеи. По Э. Тульвингу, данный вид памяти организует знания человека о вербальных символах, их значениях, об алгоритмах манипулирования этими символами, понятиями, отношениями. Наша способность быстро обрабатывать разнообразную информацию существует благодаря высокоэффективному процессу воспроизведения и хорошей организации материала в семантической памяти.
Еще одно важное различие между эпизодическим и семантическим видами памяти заключается в том, что эпизодическая память постоянно получает новые задачи (и изменяется в результате их выполнения), тогда как семантическая память остается относительно стабильной во времени.
Согласно Э. Тульвингу, память состоит из трех систем. Эти три системы образуют единую иерархию в том смысле, что самая нижняя система - процедурная память - содержит в себе следующую систему - семантическую память как отдельную целостность, тогда как семантическая память включает эпизодическую память как свою отдельную специализированную подсистему. Каждая из более высоких систем зависит от нижней системы или систем и поддерживается ими. Однако каждая система обладает и своими уникальными возможностями.
Процедурная, низшая форма памяти сохраняет связи между стимулами и реакциями. Семантическая память обладает дополнительными возможностями репрезентации внутренних событий, не происходящих в настоящее время, а эпизодическая память имеет дополнительную возможность приобретать и удерживать знания о лично переживаемых событиях (Солсо, 1996).


Также существует разделение на:
- эксплицитную память, связанную со знанием, которое мы можем сознательно вспомнить;
- имплицитную (бессознательную) память, которая проявляется в действиях или решении какой-либо задачи (Агафонов, Волчек, 2005).

Источник: Шилов Юрий Егорович Общая психология. Познавательные и регуляторные процессы: учебное пособие / Ю.Е. Шилов. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 92 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.