Страница 2 из 4
ТЕМА 7: «СОДЕРЖАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ 19 в.» 1. Психология заимствовала из естествознания методы исследования: а) клинический метод; б) метод интроспекции; в) эксперимент. 2. Классический раздел общей психологии, объясняющий многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний различиями физических ситуаций, вызывающих их. а) эмпирическая психология; б) психометрия; в) психофизика. 3. Основная идея учения Ч. Дарвина: а) идея естественно-эволюционного происхождения человека; б) идея божественного происхождения человека; в) идея биологического происхождения человека. 4. В своем учении Ч. Дарвин утвердил принцип: а) макросоциального детерминизма; б) биологического детерминизма; в) психического детерминизма. 5. Фактор в учении Ч. Дарвина, указывающий на выживание opraнизмов в постоянно угрожающей их существованию среде: а) биологический отбор; б) естественный отбор; в) социальный отбор. 6. В учении Ч. Дарвина психика рассматривается как: а) социальный феномен; б) универсальный элемент природы; в) элемент адаптации организма к окружающей среде. 7. Какая сила, по мнению Ч. Дарвина, способна видоизменять жизнедеятельность человека? а) биологическая среда; б) внутренняя (психическая) среда организма; в) окружающая среда. 8. Кто из ученых открыл скорость прохождения импульса по нерву? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер. 9. Кто из ученых экспериментально установил, что кожа обладает разной чувствительностью в зависимости от локализации прикосновения? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер.
10. Кто из ученых сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим, душой и телом? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер. 11. Кто из ученых обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Ф. Дондерс. 12. Предметом какой области психологического познания стало измерение скорости протекания психических процессов: простейших ассоциаций, ощущений и восприятий? а) психофизики; б) психометрии; в) психофизиологии. 13. Кто из ученых ввел термин «время реакции»? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге. 14. Кто из ученых в конце XIX в. исследовал различие между сенсорной и моторной реакциями? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге.
ТЕМА 8: «ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ» 1. В каком году В. Вундт организовал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии? а) 1867 г.; б) 1879 г.; в) 1897 г. 2. Предметом и методом экспериментальной психологии стали: а) сознание, эксперимент и интроспекция; б) структура сознания и наблюдение; в) функции сознания и интроспекция. 3. Книга, в которой В. Вундт описал опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры: а) «Лекции о душе человека и животных»; б) «Основания физиологической психологии»; в) «Психология народов». 4. Какой термин ввел В. Вундт для обозначения «внутренней силы сознания», которая проявляется в мыслительной активности субъекта? а) психический контраст; б) апперцепция; в) творческий синтез. 5. На какой основе была разработана В. Вундтом трехмерная модель чувств? а) на основе данных сеансов самоанализа; б) на основе экспериментальных данных; в) на основе наблюдения за испытуемыми. 6. Для экспериментального изучения процессов сохранения и воспроизведения выученного материала Г. Эббингауз изобрел особый объект: а) набор слов; б) бессмысленные слоги; в) набор словосочетаний. 7. Система Э. Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным , зависимым от индивида опытом: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 8. Э. Титченер выделил три категории элементов в структуре сознания: а) ощущение, образ, чувство; б) ощущение, представление, чувствительность; в) ощущение, эмоциональный образ, убеждение.
9. Научное направление в психологии, занимающееся проблемами, связанными с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 10. Кто является автором книги «Наследственный гений» (1869)? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 11. Какой термин ввел У. Джеймс, рассматривая сознание как средство приспособления к среде? а) поток сознания; б) структура сознания; в) элемент сознания. 12. Кто из ученых в 20-х гг. XX в. ввел в формулу «стимул - реакция» переменную - организм? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 13. Кто из ученых понятие «коэффициент интеллекта» соотносил с «умственным» и хронологическим возрастом человека? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) А. Бинэ. 14. Какой термин предложил О. Кюльпе для выявления зависимости процесса решения задачи от возникающего предварительно состояния? а) суггестия; б) установка сознания; в) убеждение. 15. Научная школа, в которой был разработан метод «систематической экспериментальной интроспекции»: а) Вюрцбургская школа психологии; б) Французская школа психологии; в) Немецкая школа структурализма.
ТЕМА 10 «БИХЕВИОРИЗМ» 1. Кто из ученых в изучении закономерностей адаптации организма использовал «проблемные ящики»? а) Э. Торндайк; б) Д. Уотсон; в) А. Бандура. 2. Наука о поведении, исследовавшая только очевидные поведенческие акты, которые могут быть описаны объективно: а) классический бихевиоризм; б) необихевиоризм; в) социальный необихевиоризм. 3. Кто из ученых ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве духовной и телесной реальности? а) Э. Торндайк; б) Д. Уотсон; в) А. Бандура. 4. Концепция какого ученого легла в основу классического бихевиоризма Д. Уотсона? а) Р. Декарт; б) Дж.С. Милль; в) И.П. Павлов. 5. Направление в американской психологии, которое возникло в 30-х гг. XX в., дополнив традиционный бихевиоризм введением понятия «промежуточные переменные»? а) классический бихевиоризм; б) необихевиоризм; в) социальный необихевиоризм. 6. Кто из ученых разработал теорию, которую назвали когнитивным бихевиоризмом? а) Д. Уотсон; б) К. Халл; в) Э. Толмен. 7. Кто из ученых в научный аппарат психологии ввел понятие «латентное научение»? а) Д. Уотсон; б) К. Халл; в) Э. Толмен. 8. Кто из ученых выдвинул математическую гипотетико-дедуктивную теорию поведения? а) Д. Уотсон; б) К. Халл; в) Э. Толмен. 9. Кто из ученых в научный аппарат психологии ввел понятие «оперантное научение»? а) Дж. Роттер; б) Б. Скиннер; в) А. Бандура.
10. Какое направление характеризует бихевиоризм возвратом к когнитивным процессам? а) классический бихевиоризм; б) необихевиоризм; в) социальный необихевиоризм. 11. Представитель социального необихевиоризма: а) К. Халл; б) Э. Толмен; в) А. Бандура. 12. Кто из ученых разработал теорию социального научения? а) Дж. Роттер; б) Б. Скиннер; в) А. Бандура. 13. Кто из ученых в научный аппарат психологии ввел понятие «ожидание»? а) Дж. Роттер; б) Б. Скиннер; в) А. Бандура. 14. По хронологическим рамкам классический бихевиоризм охватывает период: а) с 1913 г. по 1930 г.; б) с 1930 г. по 1960 г.; в) начало 60-х гг. XX в. 15. По хронологическим рамкам социальный необихевиоризм охватывает период: а) с 1913 г. по 1930 г.; б) с 1930 г. по I960 г.; в) начало 60-х гг. XX в.
ТЕМА 11: «ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ» 1. Кто из ученых впервые ввел понятие «гештальт»? а) К. Эренфельс; б) М. Вертгеймер; в) В. Келер. 2. История становления гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера: а) «Экспериментальные исследования элементов восприятия»; б) «Экспериментальные исследования структуры восприятия»; в) «Экспериментальные исследования восприятия движения». 3. В гештальтпсихологии свойство видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно получило название: а) транспозиция; б) прегнантная форма; в) фигура-фон. 4. В гештальтпсихологии умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта: а) «группировка», «центрирование»; б) правила формальной логики; в) принцип повторяемости. 5. Книга К. Коффки «Основы психического развития» посвящена: а) проблемам детской психологии; б) проблемам общей психологии; в) когнитивным процессам. 6. Процесс психического развития К. Коффка разделил на два параллельных процесса: а) дифференциация и интеграция; б) созревание и обучение; в) становление и развитие; 7. Как назвали теорию К. Левина близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения? а) «теория поля»; б) «психология поля»; в) гештальттерапия. 8. Понятие, которое в теории К. Левина обозначало степень трудности цели, к которой стремится субъект: а) уровень отношения; б) уровень притязаний; в) уровень развития. 9. Кто из российских психологов исследовал феномен памяти на прерванное действие? а) С. Шпильрейн; б) Л.И. Божович; в) Б.Ф. Зейгарник.
10. Какие потребности К. Левин рассматривал как динамические состояния, возникающие у человека при осуществлении какого-нибудь намерения? а) квазипотребности; б) базовые потребности; в) метапотребности. 11. Кто из ученых разработал теорию «структурированности психологического окружения»? а) К. Коффка; б) К. Левин; в) Ф. Перлз. 12. Кто из гештальт-психологов разработал теорию личностного развития и терапевтического изменения? а) К. Коффка; б) К. Левин; в) Ф. Перлз. 13. Автор сочинения «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917): а) К. Коффка; б) К. Левин; в) В. Келер. 14. Автор сочинения «Основы психического развития» (1921): а) К. Коффка; б) К. Левин; в) В. Келер. 15. Главная установка гештальтпсихологии - принцип целостности в понимании явлений и феноменов сознания и психики: а) принцип структурности; б) принцип целостности; в) принцип преемственности.
ТЕМА 12: «ГЛУБИННАЯ ПСХОЛОГИЯ»
1. Психоанализ провозгласил областью психологической науки: а) предсознательное; б) сознательное; в) бессознательное. 2. В научной деятельности 3. Фрейда выделяют три основных периода: а) медицинский, психологический и психотерапевтический; б) медицинский, психологический и философский; в) теоретический, практический и синтетический. 3. Направление мировой психологии (конец XIX в.), основу которого составили представления о бессознательных психических процесса: и мотивации: а) индивидуальная психология А. Адлера; б) классический психоанализ 3. Фрейда; в) аналитическая психология К. Юнга. 4. Формальное начало психоаналитического движения: а) 1879 г.; б) 1895 г.; в) 1900 г. 5. Понятие, которое 3. Фрейд ввел в научный аппарат психологии, характеризующее энергию влечения и имеющее сексуальную природу: а) либидо; б) Эдипов комплекс в) комплекс Электры. 6. С помощью чего, по мнению 3. Фрейда, человек приобретает возможность освободить «Я» от различных форм давления на него? а) защитных механизмов психики; б) супер-эго; в) либидо. 7. Система взглядов, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости: а) индивидуальная психология А. Адлера; б) классический психоанализ 3. Фрейда; в) аналитическая психология К. Юнга. 8. Наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков: а) личное бессознательное; б) коллективное бессознательное; в) надсознательное. 9. Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, которые являются внутренними детерминантами психической жизни человека: а) мифы; б) архетипы; в) сновидения.
10. В своей теории о психологических типах К. Юнг выделил функции психики: а) интеллект, эмоции, восприятие, интуиция; б) мышление, чувствительность, ощущения, инстинкт; в) мышление, чувства, ощущения, интуиция; 11. Социально-психологическая теория личности, которая эволюционна, так как связана с развитием, и когнитивна, так как связана с познанием: а) индивидуальная психология А. Адлера; б) классический психоанализ 3. Фрейда; в) аналитическая психология К. Юнга. 12. Какую проблему исследует А. Адлер в течение первого периода своей научной деятельности? а) органическая неполноценность; б) чувство неполноценности; в) социальная неполноценность. 13. А. Адлер считал, что главной движущей силой для человека является: а) стремление к власти и превосходству; б) стремление к красоте; в) стремление к гомеостазу. 14. Понятие, которое А. Адлер ввел для обозначения единства личности, обеспечивающее ее целостность: а) жизненный стиль; б) психологический стиль; в) индивидуальный стиль. 15. Понятие, которое А. Адлер ввел для обозначения взаимосвязи человека с интересами других людей, идентификацией с группой: а) личная заинтересованность; б) социальная заинтересованность; в) общественная заинтересованность.
ТЕМА 13: «НЕОФРЕЙДИЗМ» 1. Направление в психологии, представители которого преодолевая биологизм 3. Фрейда, подчеркивают роль воздействия социальных условий на поведение и возникновение невротических расстройств: а) бихевиоризм; б) неофрейдизм; в) описательная психология. 2. Психодинамическая теория, которая делает акцент на роли «эго», считая его независимой силой: а) эго-психология; б) персонология; в) гуманистический психоанализ. 3. Автор психоаналитического подхода к психологии детей, в котором подчеркивается роль окружения в развитии ребенка и эффективность «игровой терапии»: а) А. Фрейд; б) Э. Эриксон; в) Э. Фромм. 4. Ученый (неофрейдист), выдвинувший положение о том, что психическая жизнь и кризисы отдельного индивида протекают в соответствии с историческим развитием и кризисами общества: а) А. Фрейд; б) Э. Эриксон; в) Э. Фромм. 5. Автор концепции и периодизации эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных «задач развития»: а) К. Хорни; б) Э. Эриксон; в) Г. Мюррей. 6. Понятие, которое Э. Эриксон ввел в научный аппарат психологии, обозначающее тождественность человека самому себе: а) образ Я; б) идентичность; в) Я реальное. 7. Автор концепции идеализированного Я: а) К. Хорни; б) Э. Эриксон; в) Г. Мюррей. 8. Какие «механизмы психической защиты» выделила в своей теории К. Хорни? а) идеализированный образ; б) проекция; в) сублимация.
9. Направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность, противостоящую социально-историческим условиям ее существования: а) эго-психология; б) персонология; в) гуманистический психоанализ. 10. Кто из ученых (неофрейдистов) считал, что Супер-эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту, но продолжает меняться на протяжении всей жизни человека? а) К. Хорни; б) Э. Эриксон; в) Г. Мюррей. 11. Чья классификация потребностей была положена в основу ТАТ? а) К. Хорни; б) Г. Мюррей; в) Э. Фромм. 12. Кто из ученых (неофрейдистов) считал, что личность - динамический центр различных процессов, происходящих в ряде межличностных полей? а) Г. Салливан; б) Г. Мюррей; в) Э. Фромм. 13. Г. Салливан явился пионером в исследовании: а) состояния неудовлетворенности; б) состояния тревожности; в) состояния беспокойства. 15. Человек, по Э. Фромму, выделившись из мира природы, попадает во власть дихотомии: а) между потребностью в безопасности и потребностью в развитии; б) между эгоизмом и альтруизмом; в) между экзистенциальными и историческими противоречими.
|