Особенности современной науки
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии

Тезаурус к теме
Познание - деятельность, направленная на приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира.
Принцип (от лат. principium - основа, начало) - основное исходное положение (отпр авная точка) какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т. д.
Концепция (от лат. conceptio - понимание) - система взглядов, принципов в какой-либо области; общий замысел, трактовки явлений, процессов; основополагающая идея какой-либо теории, единый определенный замысел, основная мысль произведения, научного труда и т. д.

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - теория (или модель постановки проблемы), определяющая исследовательскую практику ученых в данной области знаний или дисциплине в определенный исторический период, т. е. круг поддающихся решению исследовательских задач, способы и методологию их решения, идеальную форму объяснительных моделей (синонимы: дисциплинарная матрица, картина мира).
По сути дела, концепция - это определенная (принятая и постоянно реализуемая) точка зрения на исследуемые процессы явления, определенный подход к решению рассматриваемых проблем, а парадигма представляет собой установившийся подход к решению проблем, включающий в себя и концепцию, и применяемые теории, и установившиеся способы постановки, а также решения задач.
В наше время наука как способ познания мира обширна и многослойна. Классическая наука с гносеологической точки зрения представляет собой способ познания объективного мира на основе выявления или разработки идеальных моделей реальных объектов (процессов) с доказательством истинности результатов познания (верификацией результатов) на основе объективных логических непротиворечивых рассуждений или совпадений результатов объективных натурных экспериментов (измерений) с результатами, получаемыми на основе использования моделей.
Сведения, добытые практически в процессе стремления к достижению определенной цели и функционирующие как способ достижения непосредственно ощущаемых эффектов, научными не признаются. Тем не менее, систематические наблюдения, проводимые с практическими целями, накапливали сведения для последующего научного обобщения и построения пространства идеализации, создаваемого на основе определенной концепции [33]. Практически все науки формировались после этапа накопления фактов в процессах попутного и систематического наблюдения [10].
В таблице 1 показаны этапы донаучного и научного познания.
Таблица 1 - Этапы донаучного и научного познания [33]

 

Этап

Уровень познания

Действия, характерные для каждого этапа

Результаты этапа познания

Шестой

Неклассический

Разработка
математической
теории

Исследование математической модели, в которой иногда обнаруживается возможность существования                        некоторого
объекта

Пятый

Общетеоретиче
ский

Разработка общей теории

Общее решение, конструктивность

Четвертый

Исследовательский уровень познания частных теорий

Г ипотезы и верифицирующие эксперименты

Теоретическое описание частных ситуаций

Третий

Экспериментальный уровень познания изолированных объектов

Систематические
целенаправленные
эксперименты

Экспериментальные зависимости, регрессии или выявление сущности

Второй

Описательный

Систематические
наблюдения

Описания, систематизация, классификация объектов

Первый

Эмпирический

Случайные наблюдения, находки в процессе практики

Рецепты, эмпирические формулы

 

На шестом этапе познания произошел отрыв от канонов классической науки.
Границу между донаучным и классическим научным познанием можно провести на уровне второго, третьего этапов, в каждом из которых познание и его результаты могут быть как научными, так и донаучными в разных предметных областях.
Современная наука - весьма многомерный разноплановый феномен. По гносеологическим особенностям различают классическую, неклассическую (табл. 2) и предполагаемую новую неклассическую (постнеклассическую) науку.


Таблица 2 - Сравнение новых особенностей парадигм классической и неклассической науки [33]

Особенность

Классическая наука

Неклассическая наука

1

2

3

Объект
исследования

Объект исследования выбирается в прямом наблюдении с конкретизацией исследуемой его стороны как объективной, неизменной

Объектом исследования фактически являются возможности разработанной математической теории. Обнаружение ее приложимости к некоторым реальным объектам - случайность

Описания
объектов

Однозначно описываемые, чувственно воспринимаемые

Возможны различные описания. Чувственное восприятие не обязательно

Особенности истинности и точности

Объективная истинность и неизменность результатов познания. Вероятностные результаты игнорируются

Истина зависит от условий, применяемых средств, субъективности исследователя. Единой истины нет. Возможны только вероятностные результаты

Причинность

Абсолютная

Немеханический тип казуальности

Предмет знания

Реальные свойства реального объекта, не зависящие от особенностей исследователя

Срез реальности, заданной через используемые средства и способы ее освоения конкретным исследователем

Применение на практике

Обеспечивает получение однозначных результатов при использовании процедур, вытекающих из теории

Не может привести к однозначным результатам в связи с эволюцией объекта, изменениями условий и наблюдателя, неопределенностей

 

 

 

Восхождение к истине

Эмпирическая методология: от ощущений (наблюдений объекта и экспериментов) через идеализацию в моделях и генерализацию данных к универсальным теоретическим выводам

Теоретическая методология: от развития математизированной теории к обнаружению объектов, которые ей могут удовлетворять. Мыслительная проработка явлений зачастую производится в обход эксперимента

Результаты

Наглядность результатов

Утрата наглядности результатов

Направленность

Наука существующего

Наука возникающего

Идеал теории

Стремление к абсолютной точности и строгости

Наличие прагматичности, инст- рументальности, эффективности, значимости

 

 

Несмотря на то, что неклассическая наука, называемая иногда современной, ворвалась в бытие науки в начале XX в., исследования во многих предметных областях на основе парадигмы классической науки продолжают оставаться необходимыми и весьма продуктивными. Тем не менее, пока классические научные сведения о микромире далеки от полноты. Большинство преподавателей современной высшей школы выросли и во многом работают в парадигме классической науки, в которой явно выделяют объект исследования и верифицируют результаты с опорой на объективно прослеживаемые доказательства, объективные результаты экспериментов или наблюдений [33].


Задание
1. Работа с глоссарием. Составьте личный тезаурус к теме «Особенности современной науки», используя толковые и энциклопедические словари, рекомендуемую литературу [38], а также глоссарии настоящего учебного пособия.
Укажите в тезаурусе и дайте определения таким понятиям, как «истина», «истинность», «казуальность», «верификация», «идеализация», «прагматичность», «инструментальность», а также всем тем понятиям, определение которых вызывает у вас затруднение.
Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.