Тезаурус к теме Познание - деятельность, направленная на приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Принцип (от лат. principium - основа, начало) - основное исходное положение (отпр авная точка) какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т. д. Концепция (от лат. conceptio - понимание) - система взглядов, принципов в какой-либо области; общий замысел, трактовки явлений, процессов; основополагающая идея какой-либо теории, единый определенный замысел, основная мысль произведения, научного труда и т. д.
Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - теория (или модель постановки проблемы), определяющая исследовательскую практику ученых в данной области знаний или дисциплине в определенный исторический период, т. е. круг поддающихся решению исследовательских задач, способы и методологию их решения, идеальную форму объяснительных моделей (синонимы: дисциплинарная матрица, картина мира). По сути дела, концепция - это определенная (принятая и постоянно реализуемая) точка зрения на исследуемые процессы явления, определенный подход к решению рассматриваемых проблем, а парадигма представляет собой установившийся подход к решению проблем, включающий в себя и концепцию, и применяемые теории, и установившиеся способы постановки, а также решения задач. В наше время наука как способ познания мира обширна и многослойна. Классическая наука с гносеологической точки зрения представляет собой способ познания объективного мира на основе выявления или разработки идеальных моделей реальных объектов (процессов) с доказательством истинности результатов познания (верификацией результатов) на основе объективных логических непротиворечивых рассуждений или совпадений результатов объективных натурных экспериментов (измерений) с результатами, получаемыми на основе использования моделей. Сведения, добытые практически в процессе стремления к достижению определенной цели и функционирующие как способ достижения непосредственно ощущаемых эффектов, научными не признаются. Тем не менее, систематические наблюдения, проводимые с практическими целями, накапливали сведения для последующего научного обобщения и построения пространства идеализации, создаваемого на основе определенной концепции [33]. Практически все науки формировались после этапа накопления фактов в процессах попутного и систематического наблюдения [10]. В таблице 1 показаны этапы донаучного и научного познания. Таблица 1 - Этапы донаучного и научного познания [33]
Этап
|
Уровень познания
|
Действия, характерные для каждого этапа
|
Результаты этапа познания
|
Шестой
|
Неклассический
|
Разработка математической теории
|
Исследование математической модели, в которой иногда обнаруживается возможность существования некоторого объекта
|
Пятый
|
Общетеоретиче ский
|
Разработка общей теории
|
Общее решение, конструктивность
|
Четвертый
|
Исследовательский уровень познания частных теорий
|
Г ипотезы и верифицирующие эксперименты
|
Теоретическое описание частных ситуаций
|
Третий
|
Экспериментальный уровень познания изолированных объектов
|
Систематические целенаправленные эксперименты
|
Экспериментальные зависимости, регрессии или выявление сущности
|
Второй
|
Описательный
|
Систематические наблюдения
|
Описания, систематизация, классификация объектов
|
Первый
|
Эмпирический
|
Случайные наблюдения, находки в процессе практики
|
Рецепты, эмпирические формулы
|
На шестом этапе познания произошел отрыв от канонов классической науки. Границу между донаучным и классическим научным познанием можно провести на уровне второго, третьего этапов, в каждом из которых познание и его результаты могут быть как научными, так и донаучными в разных предметных областях. Современная наука - весьма многомерный разноплановый феномен. По гносеологическим особенностям различают классическую, неклассическую (табл. 2) и предполагаемую новую неклассическую (постнеклассическую) науку.
Таблица 2 - Сравнение новых особенностей парадигм классической и неклассической науки [33]
Особенность
|
Классическая наука
|
Неклассическая наука
|
1
|
2
|
3
|
Объект исследования
|
Объект исследования выбирается в прямом наблюдении с конкретизацией исследуемой его стороны как объективной, неизменной
|
Объектом исследования фактически являются возможности разработанной математической теории. Обнаружение ее приложимости к некоторым реальным объектам - случайность
|
Описания объектов
|
Однозначно описываемые, чувственно воспринимаемые
|
Возможны различные описания. Чувственное восприятие не обязательно
|
Особенности истинности и точности
|
Объективная истинность и неизменность результатов познания. Вероятностные результаты игнорируются
|
Истина зависит от условий, применяемых средств, субъективности исследователя. Единой истины нет. Возможны только вероятностные результаты
|
Причинность
|
Абсолютная
|
Немеханический тип казуальности
|
Предмет знания
|
Реальные свойства реального объекта, не зависящие от особенностей исследователя
|
Срез реальности, заданной через используемые средства и способы ее освоения конкретным исследователем
|
Применение на практике
|
Обеспечивает получение однозначных результатов при использовании процедур, вытекающих из теории
|
Не может привести к однозначным результатам в связи с эволюцией объекта, изменениями условий и наблюдателя, неопределенностей
|
|
|
|
Восхождение к истине
|
Эмпирическая методология: от ощущений (наблюдений объекта и экспериментов) через идеализацию в моделях и генерализацию данных к универсальным теоретическим выводам
|
Теоретическая методология: от развития математизированной теории к обнаружению объектов, которые ей могут удовлетворять. Мыслительная проработка явлений зачастую производится в обход эксперимента
|
Результаты
|
Наглядность результатов
|
Утрата наглядности результатов
|
Направленность
|
Наука существующего
|
Наука возникающего
|
Идеал теории
|
Стремление к абсолютной точности и строгости
|
Наличие прагматичности, инст- рументальности, эффективности, значимости
|
Несмотря на то, что неклассическая наука, называемая иногда современной, ворвалась в бытие науки в начале XX в., исследования во многих предметных областях на основе парадигмы классической науки продолжают оставаться необходимыми и весьма продуктивными. Тем не менее, пока классические научные сведения о микромире далеки от полноты. Большинство преподавателей современной высшей школы выросли и во многом работают в парадигме классической науки, в которой явно выделяют объект исследования и верифицируют результаты с опорой на объективно прослеживаемые доказательства, объективные результаты экспериментов или наблюдений [33].
Задание 1. Работа с глоссарием. Составьте личный тезаурус к теме «Особенности современной науки», используя толковые и энциклопедические словари, рекомендуемую литературу [38], а также глоссарии настоящего учебного пособия. Укажите в тезаурусе и дайте определения таким понятиям, как «истина», «истинность», «казуальность», «верификация», «идеализация», «прагматичность», «инструментальность», а также всем тем понятиям, определение которых вызывает у вас затруднение. Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с.
|