На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Актуальные проблемы возрастной психологии - Приложения
Актуальные проблемы возрастной психологии - Приложения
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Актуальные проблемы возрастной психологии
Глава 1. Формирование и развитие сознания в теории Выготского – Леонтьева – Лурии.
Экспериментальное исследование индивидуального сознания старших подростков с расстройством личности.
Глава 2. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Экспериментально-психологическое исследование особенностей ролевой игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста
Глава 3. Закономерности психического развития в подростковом возрасте.
Глава 4. Психологические особенности юношеского возраста
Глава 5. Основные закономерности психосексуального развития.
Глава 6. Психологические особенности полоролевых различий
Глава 7. Проблема отклоняющихся форм поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Глава 8. Дисфункциональные семьи и их влияние на формирование личности ребенка (на примере наркофильных семей).
Приложения
Все страницы
  • Приложение

  • Методические рекомендации
  • "Оформление дипломных и курсовых работ"
  • Одной из важных сторон любой научно-исследовательской работы является подготовка научных отчетов о проведенных исследованиях. Частными случаями научного отчета являются дипломные работы бакалавра, специалиста или магистра. Настоящие методические рекомендации "Оформление дипломной работы на соискание квалификационного уровня "бакалавр" ("специалсит", "магистр") составлены на основании требований международных стандартов, ГОСТа Украины и Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Украины к научным отчетам и диссертациям и могут быть рекомендованы для оформления дипломных работ всех квалификационных уровней.
  • Глава 1. Основные требования к структуре работы
  • 1.1. Общие положения
  • Название выпускной работы должно в точности совпадать с темой, утвержденной на заседании кафедры, ученым Советом факультета и приказом ректора. В этом же приказе утверждаются научный руководитель и рецензент.
  • В работе необходимо сжато, логично, аргументировано излагать содержание и результаты исследований, избегать общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии.
  • Дипломная или курсовая работа должна включать в себя следующие структурные элементы: титульный лист, "РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ" (при необходимости), "ВВЕДЕНИЕ", основную часть, "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ" ("ЛИТЕРАТУРА"), "ПРИЛОЖЕНИЯ" (при необходимости). Каждый структурный элемент начинают с новой страницы.
  • Общий объем работы, включая приложения и перечень ссылок, для дипломной работы около 50-80 страниц, для курсовой 25-40 страниц. Указанные объемы относятся к случаям машинописного или компьютерного оформления.
  • 1.2.Титульный лист
  • Титульный лист работы содержит наименования министерства, высшего учебного заведения, факультета и кафедры, на которой выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; название работы; тип работы (дипломная, курсовая); дисциплина (для курсовой работы); квалификационный уровень (для дипломной работы). Далее идут ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы научного консультанта; город и год.
  • На титульном листе курсовой работы представленной к защите
  • , должна быть подпись автора; оценка за работу и подпись научного руководителя. Оценка и подписи проставляются рукописным способом, подпись обязательно должна сопровождаться датой, которая также проставляется рукописным способом.
  • На титульном листе дипломной работы обязательна надпись "К защите допускаю". Допуск к защите подписывает заведующий кафедрой, указывается его должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы (Пример 1).
  • Пример 1. Титульный лист дипломной работы
  • Министерство высшего образования Украины
  • Название ВУЗа
  • Название кафедры
  • Фамилия Имя Отчество соискателя
  • Название дипломной работы
  • Дипломная работа
  • на соискание квалификационного уровня "специалист"
  • по специальности 7.040101 "Психология"
  • Научный руководитель:
  • должность
  • научное звание
  • Фамилия И.О.
  • Консультант
  • должность
  • научное звание
  • Фамилия И.О.
  • К защите допускаю
  • Заведующий кафедрой научное звание
  • должность Фамилия И.О.
  • Симферополь 2000
  • Пример 2. Титульный лист курсовой работы
  • ___________________________________________________________________________________
  • _
  • Министерство высшего образования Украины
  • Название ВУЗа
  • Название кафедры
  • Фамилия Имя Отчество соискателя
  • Название дипломной работы
  • Курсовая работа
  • Дисциплина "Возрастная психология"
  • специальность 7.040101 "Психология"
  • курс_, группа _
  • Научный руководитель:
  • должность
  • научное звание Фамилия И.О.
  • Симферополь 2001
  • 1.3. Реферат
  • Реферат предназначен для ознакомления с работой. Он должен быть кратким и информативным. Реферат помещается непосредственно за титульным лис том. Реферат должен содержать:
  • -сведения об объеме работы, количестве глав работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве источников по перечню ссылок;
  • -текст реферата;
  • -перечень ключевых слов;
  • Текст реферата должен отражать информацию, представленную в работе, и, как правило, в такой последовательности:
  • -объект исследования;
  • -предмет исследования;
  • -цель работы;
  • -гипотеза;
  • -задачи;
  • -результаты и их новизна;
  • -значимость работы и выводы;
  • область применения, рекомендации по использованию результатов работы
  • Части реферата, по которым отсутствуют сведения, опускают. Объем реферата должен быть не более 500 слов и, желательно, чтобы он умещался на одной странице формата А4.
  • Ключевые слова, существенные для раскрытия сути работы, помещают после текста реферата. Перечень ключевых слов включает от 5 до 15 слов (словосочетаний), напечатанных прописными буквами в именительном падеже в строку, через запятые.
  • 1.4. Содержание
  • Содержание приводится в начале работы. в содержании помещаются названия и номера начальных страниц всех структурных элементов, разделов, подразделов и пунктов (если они имеют заголовок) (Пример3.)
  • 1.5. Перечень условных обозначений
  • Если в работе использована специфическая терминология, малоизвестные символы, обозначения и так далее, то их перечень может быть приведен в работе в виде отдельного списка, который помещается перед введением.
  • Список условных обозначений следует оформлять в виде двух колонок, в которых слева, в алфавитном порядке, приводят, например, сокращения. Справа – их детальную расшифровку.
  • Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и так далее повторяются менее трех раз, перечень не составляется, а расшифровку приводят в тексте, при первом упоминании.
  • Пример 3. Оформление содержания.
  • ____________________________________________________________________________________________


Содержание

Введение......................................................................................................................................... 3
Глава I. Анализ проблемы сознания в работах отечественных.................................................. 6
психологов...................................................................................................................................... 6
Глава II. Формирование личности подростка в норме и патологии......................................... 14
2. 1. Закономерности психического развития ребёнка в подростковом возрасте.................... 14
2.2. Особенности формирования психопатической личности в подростковом возрасте......... 24
2.3. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Причины формирования делинквентного поведения................................................................. 35
Глава 3. Экспериментально-психологическое исследование особенностей организации сознания и личностных особенностей психопатических личностей и делинквентов в подростковом возрасте................................................................................................................ 42
3.1. Группы испытуемых.............................................................................................................. 42
3.2. Методики исследования........................................................................................................ 42
3.3. Полученные результаты и их анализ................................................................................... 47
Выводы.......................................................................................................................................... 58
Заключение................................................................................................................................... 59
Литература................................................................................................................................... 60
Приложения................................................................................................................................ 605

  • 1.6. Введение
  • Введение раскрывает сущность и состояние решаемой задачи, ее значение основания и исходные данные для разработки темы.
  • путем критического анализа и сравнения с известными решениями проблемы (задачи) обосновывается актуальность работы.
  • Формулируется цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не следует формулировать цель как "Исследование…", "Изучение…", потому, что эти слова указывают на способ достижения цели, а не на саму цель.
  • Дается краткая аннотация результатов, полученных автором работы. Если в работе получены новые научные результаты, то необходимо показать отличие полученных результатов от известных ранее, описать степень новизны ("впервые получено…", "усовершенствовано…", "получило дальнейшее развитие…). Указать на каких (студенческих) научных конференциях отдельные части или дипломная работа в целом была доложена (Пример 4.).
  • Пример 4. Оформление введения.
  • Введение
  • Изучение правонарушений несовершеннолетних подростков является одной из важнейших проблем, стоящих перед нашим обществом. Число несовершеннолетних правонарушителей возрастает с каждым годом. По данным прокуратуры Украины ежегодно за совершение преступлений задерживается свыше 10 000 подростков. В 1998 г. на Украине подростковая преступность составила 11% от общей, причём рецидивная преступность среди несовершеннолетних возросла на 19%. [9] Значение этих фактов определяется не только непосредственным ущербом, причиняемым действиями правонарушителей. Личность несовершеннолетнего преступника по словам Г. М. Миньковского является "кристаллизационным" центром проблемы преступности, а изучение и её коррекция – одним из узловых вопросов борьбы с этим пороком. [54] Юридическая практика показывает, что знание личностных особенностей несовершеннолетних преступников способствует решению задач, связанных с предупреждением , профилактикой, коррекцией, а также помогает в расследовании правонарушений судебными органами.
  • Всё это делает преступность молодёжи одной из наиболее актуальных проблем современности. Кроме того, как показывают многочисленные исследования, примерно у половины несовершеннолетних преступников имеются психические расстройства, не исключающие вменяемости – так называемые психические аномалии. [19,28,29,38,40,47] К числу психических аномалий относят и психопатии. Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения – одна из самых сложных в клинической психологии. Правильное, социально одобряемое поведение, в отличие от антиобщественного, предполагает собой умение прогнозировать свои действия, предвидеть результаты и последствия своих действий, а, следовательно, предполагает умение работать во внутреннем плане сознания, планировать свои действия и поступки во времени. Клинический материал даёт яркую картину нарушений сознания у психопатических личностей. Известно, что психопатическая личность не умеет работать во внутреннем плане сознания, с собственными планами и действиями, субъективное время психопатической личности слабо дифференцировано на прошлое, настоящее и будущее. Именно изучение сознания и самосознания психопатических личностей и подростков с отклоняющимся поведением стало темой нашего исследования.
  • Цель нашего исследования состоит в том, чтобы изучить и сравнить представленность в сознании субъективного времени, а также личностные характеристики несовершеннолетних делинквентов и психопатических личностей.
  • Объектом исследования являются особенности психики делинквентов и психопатических личностей в подростковом возрасте.
  • Предмет исследования – личностные характеристики делинквентов и психопатических личностей, своеобразие осознания субъективного времени и себя в прошлом, настоящем и будущем у психопатических личностей и делинквентов в подростковом возрасте.
  • Анализ литературных данных позволил нам сформулировать следующую гипотезу:
  • Несовершеннолетние делинквенты по своим личностным характеристикам близки к психопатическим личностям.
  • У психопатических личностей и делинквентов в подростковом возрасте субъективное время искажено: в сознании доминирует настоящее, прошлое и будущее представлено недостаточно.
  • Цель и гипотеза определили задачи исследования:
  • На основе изучения литературных данных сформировать представление о своеобразии психики психопатических личностей и делинквентов в подростковом возрасте.
  • Построить экспериментальное исследование позволяющее
  • а) сравнить выраженность нарушений личности у психопатических личностей и делинквентов;
  • б) оценить особенности осознания субъективного времени.
  • С помощью экспериментального исследования сравнить личностные особенности психопатических личностей и делинквентов в подростковом возрасте.
  • Исследовать своеобразие осознания субъективного времени и себя в различные временные периоды у психопатических личностей и делинквентов в подростковом возрасте.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Крымской Республиканской психиатрической больницы № 1, криминального отдела по делам несовершеннолетних Железнодорожного района МВД г. Симферополя и общеобразовательной школы № 2 г. Саки.

По материалам исследования был сделан доклад на XXIX научной конференции Таврического национального университета им. В. И. Вернадского.

1.7. Основная часть
Основная часть работы составляется из глав (разделов), подразделов, пунктов и подпунктов. Каждую главу (раздел) начинают с новой страницы. Основному тексту каждой главы (раздела) может предшествовать предисловие с кратким описанием выбранного направления и обоснованием использованных методов. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты и подпункты могут иметь заголовки.
В первой главе основной части приводится аналитический обзор литературы, существующих методов исследований. Глава заканчивается обоснованием необходимости выполнения работы. Во второй главе содержится экспериментальная часть и методика исследований. Далее следует глава (или главы) с результатами проведенных теоретических и/или экспериментальных исследований, анализом и обобщением результатов исследований. Как правило, в курсовой и дипломной работе по психологии сопоставляются минимум две группы испытуемых – контрольная и экспериментальная (каждая состоит не менее чем из 20-ти обследованных). Все результаты обрабатываются при помощи методов математической статистической, после чего, в тексте, приводится их психологическое объяснение.
Обзор литературы – это первая глава работы. Эта глава имеет свою название. Например, "психологические особенности лиц юношеского возраста". Не допускается приводить название этого раздела в виде "Обзор литературы".
Главы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами. Главы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах изложения сути работы и обозначаться арабскими цифрами.
Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в переделах каждой главы. Номер подраздела состоит из номера главы и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. После номера подраздела ставят точку.
Номера пунктов имеют порядковую нумерацию в пределах подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенными точкой. Номера подпунктов имеют порядковую нумерацию в пределах пункта. Номер подпункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта и подпункта, разделенных точкой. После номера пункта и подпункта ставится точка.

1.8. Заключение
Заключение представляет собой отдельный структурный элемент, в котором подводятся итоги и делаются выводы. Вначале кратко оценивают состояние вопроса, перечисляют методы решения поставленной задачи, использованные в работе. в выводах четко излагают наиболее важные результаты. Указывают степень внедрения работы, область применения и дают рекомендации по использованию результатов (Пример 5).

Пример 5. Оформление заключения

Заключение

Проведенное экспериментально-психологическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

 

1. Несовершеннолетние делинквенты по своим личностным характеристикам близки к психопатическим личностям: и те, и другие имеют выраженный уровень психопатизации в личностном опроснике; завышенный и неадекватный уровень притязаний; неустойчивую, невыраженную и нечёткую самооценку.

2. У психопатических личностей и делинквентов в подростковом возрасте субъективное время искажено: в сознании доминирует настоящее, прошлое и будущее представлено недостаточно.

Подводя итоги экспериментального исследования особенностей организации сознания и личностного своеобразия психопатических личностей и делинквентов в подростковом возрасте выскажем некоторые соображения по поводу применения результатов исследования в юридической и психологической практике.

Экспериментальная часть нашей работы представляет собой методический аппарат, целью которого является диагностика личностных особенностей подростков, склонных к девиантным формам поведения, и, возможно – к совершению правонарушений.

В юридической и психологической практике знание особенностей психики несовершеннолетних правонарушителей позволит, в первую очередь, на более ранней стадии своевременно выявлять "потенциальных" правонарушителей; изучать субъективную сторону противоправных деяний, включающую в себя причины, условия и мотивы совершения правонарушений; решать задачи, связанные с профилактикой, коррекционной работой и социальной адаптацией подростков, а главное, поможет правоохранительным органам и суду дать объективную оценку при расследовании правонарушений.

 

1.9. Список использованных источников
Список использованных источников составляется в порядке упоминания источников в тексте работы. В списке источников (всего от 20 до 50) перед каждым литературным источником проставляется его порядковый номер. Названия приводятся на языке оригинала.
Оформления перечня ссылок выполняется в соответствии с ГОСТом. При описании элементов списка рекомендуется придерживаться следующей схемы: Фамилии авторов. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию//Сведения об ответственности. Сведения о повторности издания. – Место издания: Издательство, Дата издания. Объем. Каждый элемент библиографического описания приводят с заглавной буквы, независимо от того, какой знак ему предшествует (Пример 6).

Пример 6. Оформление списка использованных источников.

Литература

 

  • Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики.- М.: Изд-во МГУ, 1980. –128 с.
  • Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И. А. Полищука, А. С. Видренко. 2-е изд; перераб. и доп. Киев.: Здоровье, 1979. – 124 с.
  • Блейхер В.М., Крук И. В. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов - н/Д.: "Феникс", 1996. –448 с.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968
  • Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. – 304 с.
  • Братусь Б. С. Психологические особенности уровня притязаний выбора целей при психопатии //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1976. -№12. С. 1825- 1828.
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь -справочник по психодиагностике.-СПб.: Издательство "Питер", 1999. – 519 с.
  • Василюк Ф. Е. Структура образа //Вопр. психологии .-М., 1993 -№5, С. 5-13.

1.10. Приложения
В приложениях помещают материал, который является необходимым, но включение его в основную часть работы может изменить упорядоченное и логическое представление о работе;
не может быть последовательно размещен в основной части работы из-за большого объема или способов воспроизведения;
может быть исключен для широкого круга читателей, но является необходимым для специалистов данной области.
В приложение могут быть включены дополнительны иллюстрации или таблицы, промежуточные математические выкладки, описание компьютерных программ и так далее.

 

Глава 2. Требования к оформлению работы

2.1. Способ оформления и объем работы
Работу оформляют на листах формата А; (210х297 мм). Возможно так же использование бумаги, размер которой находится в пределах от 203х288 мм до 210х297мм. Допускается использование формата А3 (297х420мм), когда это необходимо. Работу выполняют машинописным, компьютерным или рукописным способом на одной стороне листа белой бумаги.
При машинописном способе работу печатают через 1,5 интервала. При компьютерном – из расчета не более 40 строк на странице при условии ее равномерного заполнения и высотой букв и цифр не менее 1,8 мм. При рукописном способе оформления следует оформлять работу четким, разборчивым, убористым почерком. Допускается отдельные структурные элементы работы оформлять различными способами. Напечатанный текст должен быть черного цвета.
Текст работы следует оформлять, соблюдая следующие размеры полей:
верхнее, левое и нижнее – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм.
В текст работы, оформленной машинописным способом, допускается вписывать формулы, знаки, слова. Вписанный текст должен быть черного цвета.
Ошибки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте или между строками исправленного изображения машинописным или рукописным способом. Исправление должно быть черного цвета.
Заголовки структурных элементов работы, заголовки разделов, заголовки подразделов, пунктов и подпунктов работы следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой прописной, не подчеркивая, без точки в конце.
Не допускается размещать заголовки подразделов, пунктов и подпунктов работы в нижней части страницы, если после заголовка расположена одна или не расположено и одной строки текста.
Абзацный отступ должен быть одинаковым по всей работе и приблизительно равен пяти знакам.
Переносы слов в заголовке раздела не допускаются. Перед названием главы ставится ее порядковый номер. Номеру главы предшествует слово "ГЛАВА"
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц работы.

2.3. Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускается располагать один или несколько рисунков на отдельном листе.
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, порядковой нумерацией в пределах раздела, за исключением иллюстраций, проводимых в приложениях. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в пределах раздела, разделенных точкой.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. Перед названием иллюстрации помещают слово "Рис.", затем порядковый номер иллюстрации. Например, "Рис. 2.3. Схема мотивационного процесса" – третий рисунок второго раздела.
При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст)

2.4. Таблицы
Цифровой материал оформляют, как правило, в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах раздела, за исключением таблиц, приводимых в приложениях. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в пределах раздела, разделенных точкой. Номеру таблицы предшествует слово "Таблица". Например, "Таблица 3.1." – первая таблица третьего раздела.
Все таблицы нумеруются арабскими цифрами и снабжаются заголовком, который печатается строчными буквами (кроме первой прописной) и помещаются над таблицей. Если таблица располагается на нескольких страницах, слово "Таблица" указывают один раз слева над первой ее частью. Над другими частями таблицы пишут "Продолжение таблицы" с указанием номера таблицы. Заголовки граф таблиц печатают с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельно значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят (Пример 7.)

Пример 7. Оформление цифрового материала.

Таблица № 3.1. Количество испытуемых, имеющих положительные и отрицательные оценки по шкалам семантического дифференциала Фельдеса


Группы испытуемых

А

В

П

+

-

+

-

+

-

группа нормы

18

2

17

3

17

3

психопатические личности

14

6

13

7

16

4

группа делинквентов

14

6

12

8

13

7

А – фактор активности
В – фактор валентности
П – фактор потентности
достоверность различий a = 0.01

2.5.Ссылки
2.5.1. Ссылки на источники
ссылки на источники следует указывать порядковым номером по перечню в списке использованных источников. Ссылку на источник выделяют двумя квадратными скобками. Например, "…в работах [1-7 ]…, или «…как показано в [5 ],…".

  • Ссылки на другие части дипломной или курсовой работы

При ссылке на разделы, подразделы, пункты и подпункты достаточно указать лишь их порядковый номер. Наример: " …в главе 2…", "…в соотвествии с 1.3.6…".
Следующие примеры возможных фрагментов текста работы демонстрируют ссылки на иллюстрации: " … в формуле (1.5)…", "Из уравнений (2.2) – (2.5) следует…)
Пример возможного фрагмента текста работы, иллюстрирующий ссылку на иллюстрацию: "…на рис. 2.1 показано…".
Пример возможного текста работы, иллюстрирующий ссылку на приложение: "…в приложении 2…".

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.