На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Организация и проведение социально-психологического тренинга с подростками
Организация и проведение социально-психологического тренинга с подростками
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Организация и проведение социально-психологического тренинга с подростками
Групповая динамика в группах социального обучения подростков
Все страницы

3.1. Общие вопросы проведения социально-психологического тренинга как средства оказания психологической помощи подросткам

Целью работы психолога образования является оказание психологической помощи, осуществление психологической поддержки, сопровождение, создание условий для оптимального развития ребенка, обеспечение психологического здоровья и т.д. Во всех этих позициях есть общее: глобальная цель (метацель) любой психологической работы - развитие ребенка и позитивные изменения в его жизни.
В системе работы школьной психологической службы особое место занимает социально-психологический тренинг, как одна из форм активной групповой работы школьного психолога.
Социально-психологический тренинг поведения (М. Форверг) направлен на изучение социального поведения через отношение человека к окружающему миру и самому себе. Цели тренинга заключаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, развитии навыков саморегуляции.

Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективированном. Тренинг позволяет создать условия для такого объективирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражающихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расширении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.
Социально-психологический тренинг представляет собой вид психологического воздействия с помощью специально организованного общения и может иметь конкретную направленность: тренинг коммуникативной компетентности, личностного роста, тренинг ролевого, делового поведения, тренинг сензитивности, социальной перцепции, тренинг лидерства, тренинг уверенности в себе, тренинг педагогического общения для учителей школы и т.д.
В широком смысле под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей связанно с тем, что подходов к пониманию тренинга много и все они сильно отличаются друг от друга.
Задача группы социально-психологического тренинга с подростками - помочь ему выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Самовосприятие личности осуществляется следующими основными путями:
1. Восприятие через соотнесение себя с другими, т.е. человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. Мы смотрим на себя как бы со стороны. Групповые занятия предоставляют прекрасную возможность сопоставить себя с другими членами группы.
2. Восприятие через восприятие себя другими, т.е. человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так навязываемый механизм обратной связи, который позволяет участниками узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступившие с ними в контакт.
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, т.е. человек сам оценивает то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать либо мешать развитию личности. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, т.е. человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. Одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы заключается в возможности проникновения в свое Я, получении опыта понимания своего внутреннего мира.
5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, т.е. человек принимает свое тело, свое физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.
Формы организации тренинговых занятий с подростками (Н.В. Дзен, Ю.В. Пахомов)
1. Интенсивный курс - проведение занятий ежедневно (по 3-8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель, является мощным средством развития личности. Способствует глубинной проработке Я-концепции и более быстрому усвоению навыков и умений.
2. Регулярные занятия - проводятся 1-2 раза в неделю по 1,5-2,5 часа в день и состоят из 8-16 занятий, например 2 раза в неделю. Позволяют более систематически и последовательно производить изменения. Принципы преемственности и последовательности - ведущему в начале занятия необходимо уделять время на обсуждение того, что происходило на прошлой встрече.
3. Эпизодические встречи - занятия проходят 1-2раза в месяц. Организация встреч имеет клубную форму, хотя не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. Важно, чтобы каждая встреча была самостоятельным и завешенным событием.
Этапы тренинга
Существует два подхода к подготовке тренинга.
1. Выбирается модель тренинга и разрабатывается программа. Под нее набирается соответствующая группа (тренинг коммуникативных умений, личностного роста, сплочения и др.)
2. Определяются проблемы социальной или профессиональной группы и в соответствии с ними организуется тренинг.
Выделяют 3 основных этапа тренинга (Г.Н. Сартан):
1. Организационный этап.
2. Основной этап.
3. Этап рефлексии.
1. Организационный этап
A) Диагностика и подбор участников группы. Первичная диагностика ожиданий участников, их психологических проблем.
Комплектованию групп предшествует рассказ о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены (мотивация участников), сознательный выбор необходимого участия в тренинге.
Тренер рассказывает, какова продолжительность тренинга, время занятий, сколько часов, количество участников в тренинге, периодичность встреч.
Б) Индивидуальная беседа с каждым участником. Вопросы: «Что вы ждете от тренинга?», Какие у вас пожелания по работе тренера?
B) Индивидуальная психодиагностика участников. Психодиагностику подбирают в зависимости от целей тренинга и проблем участников.
Г) При комплектовании группы следует руководствоваться следующими критериями:
- Добровольность участников и их желание работать в тренинге.
- Приблизительно одинаковый возраст участников (школьников), разница не больше 15 месяцев.
- Количество участников не менее 8 человек. Оптимально 12-15 человек.
- Равное количество мужчин и женщин.
- Групповая работа не рекомендуется людям с нарушением психического здоровья (им показана индивидуальная работа).
- Желательно, чтобы в тренинге участвовали люди до этого друг с другом не знакомые.
Д) Подготовка помещения. Помещение должно быть изолировано, чтобы посторонний шум или люди не мешали работе участников.
- Форма расположения участников - круг, поэтому стулья должны стоять в кругу, также необходимо свободное место для проведения подвижных игр, упражнений стоя или с разнообразными предметами.
2. Основной этап тренинга.
Первая и вторая встречи знакомство участников группы работа с ожиданиями участников, принятие принципов и правил работы группы, определение целей групповой работы, создание в группе доброжелательной, безопасной атмосферы, сплочение участников. Этим задачам могут быть посвящены первая и вторая встречи группы.
3-6 встреча - расширение сферы осознаваемого опыта, переосмысление представлений о себе на основе выраженной обратной связи, формирование готовности к принятию новых форм поведения.
7 встреча и последующие - расширение представлений о себе и своем внутреннем мире, других людях, выработка новой жизненной позиции или ее коррекция.
3. Третий этап - рефлексия изменений, происходящих в группе и отдельно у каждого участника.
Этапы занятия в тренинговой группе:
1. Знакомство с участниками, информационный момент: сообщение темы тренинга, цели, задач.
2. Выявление ожиданий участников.
3. Разминка 15-20 мин., 2 упр.
4. Основные упражнения (около 1 часа, 3-4 упр.)
5. Итоговая рефлексия. Анализ участниками опыта, полученного на занятии.
Рефлексия в тренинге проводится как заключительный этап всего тренинга, как итог каждого занятия, так и внутри занятия после отдельных упражнений.
Стратегическую линию тренинговой программы можно изобразить таким образом:
- диагностический этап - получение новой информации о себе и осмысление представлений о своём образе «Я».
- формирующий этап - выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими; закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.
Групповые тренинги с подростками
Возрастные задачи подросткового периода:
1. Индивидуализация, сепарация - эти задачи связаны с тем, что подростки пытаются отделить себя от мира взрослых, выделиться любым путем. При этом могут происходить различные отклонения в поведении.
2. Развитие самоопределения - происходит развитие устойчивого ощущения собственного «Я». При этом болезненной становится реакция на невозможность реализации мечты подростков, несоответствующей реальности.
3. Определение референтной группы - вопрос принятия сверстниками, идентификации с группой, либо риск выбора, т.е. отделение от группы.
4. Развитие половой идентификации - могут быть страхи и тревожность по поводу своего внешнего вида; открытие собственной сексуальности и интерес к противоположному полу.
5. Развитие личной системы ценностей. До подросткового возраста ребенок принимает систему ценностей своих родителей. В подростковом возрасте он начинает формировать свою систему. Это происходит с развитием глубинной рефлексии. Подросток подвергает сомнению систему ценностей взрослых.
6. Формирование жизненных целей - возникает потребность в самоопределении и выбор профессии. Занимаясь в клубах, кружках, выбирая специализацию в средней школе, подростки выясняют свои склонности, приобретают опыт, что помогает им при выборе профессии.
Пять точек амбивалентности подростка:
1. Бунт против контроля со стороны взрослых - стремление к предписаниям и руководстве взрослых.
2. Желание близости - страх интимности.
3. Испытание, проверка на прочность внешних границ. В то же время, они требуют поддержки и заботы со стороны взрослых.
4. Мысль о будущем - ориентация на настоящее.
5. Сексуальное созревание - психическая неподготовленность к сексуальному опыту.
Условия эффективности работы в подростковой группе:
1. Тщательный отбор членов группы, проводимый ведущим.
2. Состав группы: младшие подростки работают лучше в группах с однородным составом (мальчики или девочки). Старшие подростки получают большую пользу чаще в смешанных группах (после 14 лет).
3. Количество участников должно составлять от 6 до 12 человек.
4. Необходимо ввести на первом же занятии план деятельности группы.
5. Необходимо использовать на групповых занятиях саму группу для решения задач подростков.
6. Техника «зерно для мельницы». Все, что произошло в группе, может быть отрефлексировано на занятии.
7. Искусство дисциплины. Ведущий должен уметь эффективно устанавливать и поддерживать дисциплину в подростковой группе. При нарушении дисциплины вначале попросите нарушителя прочитать нормы поведения группы. Если этот прием не помогает - используйте трехшаговую процедуру: 1 - замечание, 2 - перемещение нарушителей, 3- удаление нарушителей.
Перед следующим занятием необходима индивидуальная беседа с нарушителем и заключение с ним контракта о соблюдении правил работы в группе. Необходимо подчеркнуть, что вы уважаете выбор подростка, но отвечаете за группу.
8. Искусство сохранения мира в группе.
9. Говорить на их языке. Допустимо использовать молодежный сленг на тренинговых занятиях.
Ключи к успеху.
Подростковая группа считается успешной, когда с ее участниками что-то происходит. Например: они переживают какой-либо опыт, идентифицируют себя с кем-то, находят проблемные черты характера, понимают что- то новое о себе. Для успешности подростковой группы необходима правильная установка ведущего.
Установка ведущего определяется по соответствию основным условиям, выделенным Карлом Роджерсом в 1961 году.
1. Контакт. Каждый член группы должен ощущать личный контакт с ведущим. Подросток должен понимать, что вы признаете его индивидуальность. Становление контакта - это негласное «я вижу тебя», которое должно быть выражено. Для этого может потребоваться личная беседа с каждым участником перед началом работы с группой.
2. Конгруэнтность - ведущий должен являться тем, кем он себя заявляет. Если вы поощряете раскрытие себя подростками, а затем критикуете их, вы вызовите у них недоверие. Или если вы сердитесь на какого-либо члена группы, но делаете вид, что не испытываете этих чувств, то вы вызовите недоверие.
3. Позитивное отношение - в работе с подростковой группой ведущий в любом случае должен сохранить позитивное отношение к нему. Для сохранения позитивного отношения необходимо отыскать ту проблему подростка, которая является причиной такого поведения.
4. Эмпатия - если контакт с участником - это «я вижу тебя», то эмпатия - это «я понимаю тебя». Ведущий может помочь подросткам в осознании природы их эмоций и чувств, дать им интерпретацию.
5. Восприятие. Участники группы должны воспринимать ваши контакт, конгруэнтность, позитивное отношение и эмпатию. Ведущий непросто должен быть таким, таким его должна чувствовать группа. Г руппа должна чувствовать заинтересованность и заботу ведущего.
6. Использование безоценочных суждений - ведущий своими высказываниями и поступками может моделировать уважение к другим людям, окружающей среде, не осуждая участника, которой может не ценить этих вещей. Ведущий никогда не оценивает участников группы, а принимает их такими, какие они есть.
7. Слушание - каждый участник имеет потребность и право быть выслушанными.
8. Выражение принятия - ведущий должен сформировать у группы поведение принятия каждого ее члена такими, какие они есть.
9. Раскрытие себя - искусство самораскрытия очень важно для подростка. При этом ведущий должен быть открыт для общения. Но при этом границы отношений «взрослый - ребенок» должны четко сохраняться.
Сохранение баланса в подростковой группе между признанием и конфронтацией - это испытание для ведущего. Атмосфера принятия и поддержки рождает чувства принадлежности в группе у подростков. Тем не менее, конфронтация подростков между собой является сильным орудием изменения для них. Конфронтация в тренинговой группе может служить «зерном для мельницы» на одном из занятий. Поддержка и признание членов группы и в то же время поощрения конструктивной конфронтации требует определенных умений для тренера в ведении подростковых групп. Поэтому тренеру необходимо помнить о следующих 4-х пунктах:
1. Для групповой работы устанавливайте разумное правило и придерживайтесь их;
2. Используйте принцип целесообразности;
3. Не забывайте подкреплять позитивное поведение и установки;
4. Уважение - с уважением относится ко всем членам группы и к их высказываниям.
Техники начала работы и ритуалы тренинга
Для начальной стадии важны следующие техники, которые помогают участникам приступить к работе.
Проведение процедуры знакомства.
Знакомство является важным этапом любого тренинга независимо от его целей и задач. Не следует недооценивать важность данного этапа в работе группы. Цель данной процедуры можно считать достигнутой, если участники почувствовали заинтересованность и любопытство по отношению к дальнейшей работе.
Участникам предлагается выбрать тренинговое имя. Это может быть имя собственное, забавная детская кличка, ласковое имя, обращение по отчеству без имени или, наоборот, только по имени. В технике «Знакомство» есть три варианта: «Запоминание имен» (участник рассказывает о себе то, что захочет, называет свое имя, а каждого следующего просят назвать имя соседа). «Представление партнера» (осуществляется в работе пар. Партнерам дается время на узнавание друг друга при помощи вопросов, а затем каждый рассказывает о другом или акцентирует внимание собравшихся на своем впечатлении от рассказа партнера). Представление участника» (каждому предлагается ответить на несколько вопросов. Например: что значило для вас прийти сюда? Что вы думаете и чувствуете сейчас? Чему вам больше всего хочется научиться в группе? Что вы готовы для этого сделать? Есть ли на занятии то, чего вы боитесь больше всего? Как вы восприняли то, что будете заниматься тренингом? Эта техника хороша тем, что заставляет задуматься о собственных целях и задачах участия тренинга и о месте каждого в системе занятий).
Техники, устанавливающие доверие.
Доверие начинает проявляться и формироваться на начальной стадии, но оно довольно динамично, в течение следующих занятий уровень доверия может то повышаться, то понижаться, и это нормально. Доверие трудно установить с помощью какой-то конкретной техники, это дело очень непростое, поэтому на начальном этапе главное - справиться с недоверием. Оно встречается в нескольких формах. Участники могут не доверять самим себе.
Недоверие может быть направлено на других участников группы и выражено в сомнении по поводу того, стоит ли перед ними быть откровенными. Его может вызывать ведущий. Недоверие выражается в поведении участника и реакциях на установки ведущего:
- не хотят начинать работу по собственной инициативе;
- отказываются включаться в работу, если их спрашивают о чувствах, реакциях;
- держат в себе отрицательные эмоции, выражают их косвенным образом;
- рассказывают пространные истории;
- прячутся за интеллектуализациями;
- умышленно говорят неопределенно и постоянно переводят внимание на других;
- тратят больше сил на оказание помощи другим, советы, вместо того чтобы высказать свои чувства;
- заявляют, что у них нет проблем;
прибегают к коллективному давлению, чтобы достичь полного подчинения нормам. Чтобы преодолеть недоверие, ведущий должен дать участникам возможность выражать свои чувства.

Работа с ожиданиями

Работа с ожиданиями является важным элементом, определяющим эффективность тренинга. Необходимо обращать внимание на то, чтобы ожидания и результаты определялись в положительных терминах. Каждый участник сам определяет для себя значимость приобретаемого опыта и изменений. Только он может решить, принять этот опыт или отказаться от него. Значимость любого приобретения человека во многом определяется его собственными ожиданиями. Ведущему полезно узнать о целях, которые они ставят перед собой, чего ждут от работы в группе, что каждый хочет получить в процессе тренинга. А также что должно произойти, чтобы участник сказал себе: «Для меня этот тренинг оказался полезным».
Один из вариантов организации данной работы является составление каждым участником списка его ожиданий от участия в тренинге, который он в последующем может зачитать группе. Знакомство с ожиданиями позволяет ведущему подкорректировать программу тренинга, хотя нередко приходится работать и с самими ожиданиями участников, делая их более реальными и адекватными.
Одним из основных элементов тренинга, отличающих его от коррекционного занятия, является рефлексия участниками полученного на занятии опыта. В конце занятия задаются вопросы: «Что нового вы узнали о себе, о других участниках, по теме занятия? Как вы можете применить это в своей практике, в жизни? Какие упражнения больше понравились и почему? Какие - вызвали затруднения и почему?» и т.д. Рефлексия часто проводится и внутри основной части тренинга после отдельных упражнений, на результаты которых ведущий хотел бы обратить особое внимание.
Необходимо отметить, что могут использоваться как стандартные тематические разработки тренингов, так и проведение отдельных групповых дискуссий разного типа (тематические, биографические, интеракционные), применение игровых методов, кинотренингов.

Ритуалы тренинга

Ритуал, то есть установленный традицией порядок определённых действий, обладает сильным психотерапевтическим воздействием. Об этом прекрасно знали и невежественные шаманы варварских племён, и жрецы греческих храмов, и халдейские мудрецы.
Позволим себе напомнить важный факт, на который обратили особое внимание нейролингвистические программисты: наш мозг воспринимает любую информацию буквально, придавая словам их прямое значение. Идиоматические выражения для подсознания приемлемы только в определённом, конкретном смысле. «У него денег куры не клюют» - для подсознания эта фраза означает категорический отказ кур вышеуказанного субъекта клевать его монеты и банкноты. Подобный образ может появиться в сновидении как отклик подсознания на мысль, мелькнувшую в сознании о богатстве какого- то человека.
Подсознание не понимает этого и безоговорочно верит во всё. Ритуалы для него - не условно-игровые действия, а реальность. Следовательно, подсознание реагирует на них как на реальные события. А это означает, что оно соответствующим образом влияет на психические процессы, энергетику и физическое состояние организма. Именно поэтому срабатывает психотерапевтический приём, помогающий ребёнку избавиться от страха: когда малыш разрывает или перечёркивает рисунок, на котором изобразил свой страх, он совершает действия по реальному уничтожению этой негативной эмоции.
Ритуал - это одна из форм игровой деятельности. Договариваясь о соблюдении некоторого ритуала, мы просто соглашаемся соблюдать чёткие правила игры. Говоря языком нейролингвистического программирования, выполнение ритуалов задаёт подсознанию некоторую программу. В наших силах сделать эту программу позитивной.
В психологических тренингах ритуалы выполняют функцию «якорей», закрепляющих позитивные программы и создающих условия для их своевременного запуска. Психофизиологический механизм действия «якоря» базируется на рефлектор но ассоциативных связях. Скажем, с подачи ведущего каждый момент всплеска положительных эмоций участников фиксируется выполнением какого-нибудь простого ритуала, например, победным выбросом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего «виктория!». А когда этот «якорь» будет поставлен достаточно прочно, он может быть использован для привлечения позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренинга, когда участники окажутся в психологически трудной, эмоционально отрицательной ситуации. Оживить «якорь» может неожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего - «виктория!», под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения проблемы.
Ведущим тренингов хорошо известно, что в длительно работающей группе ритуалы возникают естественным образом и становятся неотъемлемой частью группового процесса. Ведущий может обратить внимание участников на появившиеся ритуалы, включив их в арсенал сознательно используемых психологических средств тренинга.

Примеры ритуалов в тренинге

Приветствие. Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Его варианты разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнёром, поочерёдно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу.
Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями - по тому же принципу «каждый - с каждым». Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько тёплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день - высказать комплимент внешности, во второй - подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий - похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, з последний - выделить то, чему «я у тебя научился». Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу участники поднимают вверх сцепленные руки.
Прощание. Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается лёгким раскачиванием и ощущением лёгкости и полёта.
Традиционная схема занятия. Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Можно придерживаться такой:
1. Приветствие.
2 Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя своё эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).
3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).
4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит свое образным эпиграфом к пред стоящей работе и за счёт своей метафоричности задаёт некоторую программу подсознанию участников).
5. Разминочные упражнения.
6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера чередуются с подвижными играми и почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).
7. Подведение итогов занятия (высказывания участников о своём актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему),
8. Резюмирование ведущего (часто - в форме притчи).
9. Прощание.
Аплодисменты. Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

3.2. Организационные аспекты комплектования групп и проведения занятий

Важный момент, на который следует обратить внимание, - это формирование тренинговых групп. Здесь возможны два подхода: организация «сборных» групп, в которых участвуют специалисты из разных учреждений и организаций (лица, обратившиеся за психологической или психотерапевтической помощью и не знакомые друг с другом), или участники из одного коллектива, например, из одной школы. Как показывает опыт работы с группами обоих видов, второй вариант предпочтительнее в плане устойчивости результатов тренинга, повышения эффективности последующей совместной работы участников и внедрения инновационных технологий. Если человек, участвовавший в тренинге только как один представитель от организации, искренне стремится реализовать свой раскрывшийся потенциал, а изменения, происшедшие в нём, не согласуются с нормами, ценностями и ролевыми ожиданиями, присущими его «родному» профессиональному коллективу, то осуществлять профессиональное саморазвитие в таких условиях ему будет чрезвычайно трудно.
Напротив, если целая группа сотрудников одного учреждения участвовала в психологическом тренинге, то она может стать в своём коллективе своеобразным ядром, инициирующим нововведения и способным кардинально изменить обстановку в организации. Поэтому мы стремимся организовывать тренинги со сложившимися профессиональными коллективами. По нашему мнению, целесообразно начинать проведение тренингов с группами административных работников, руководителей высших звеньев в организации и директоров (президентов фирм). Одной из целей будет выступать создание мотивации руководителей на принятие новой формы психологической работы со своими сотрудниками.
Занятия лучше всего проводить в специально подготовленных помещениях, но не на месте работы участников группы. Для проведения тренинга подходят санатории, пансионаты, находящиеся за пределами города. Если тренинг длится 5-6 и более дней, участники могут не только жить и питаться в этих санаториях, но и отдыхать, заниматься спортом и т.д. Во время тренинга- марафона не рекомендуется уходить ночевать домой (а в случае загородного санатория такой соблазн у участников группы значительно уменьшается). Уход домой - «выпадение» из контекста и атмосферы тренинга, что может затормозить групповую динамику, а иногда и принести серьёзный вред, особенно если участники, нарушая принцип конфиденциальности, рассказывают о происходящем на занятии своим домашним и наталкиваются на непонимание или откровенные насмешки. Желательно в дни проведения тренинга снизить уровень контактов с «внешним миром» до минимума (избегать телефонных звонков на работу или домой) - это позволяет добиться более глубокого погружения в необычную «тренинговую реальность».
Помещение для занятий должно быть звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Поскольку занятия могут длиться 10-12 часов, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Помимо удобных и лёгких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор. Хорошо, если помещение настолько просторно, что круг участников занимает только его половину, а на второй лежат маты или ковровые покрытия (это. удобно для проведения медитаций и ряда упражнений телесной терапии). Перерывы в работе делаются через полтора часа на 10 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв.
При комплектовании групп существуют требования:
- к количеству участников (8-16 человек, оптимальное количество в группе - 12 человек);
- возрасту участников (для школьников разница в возрасте не должна превышать 12 месяцев, для взрослых допустимы разновозрастные группы 1845 лет и 45 и выше лет);
- желательно равное количество мужчин и женщин;
- противопоказана работа в одной группе лиц с психическими отклонениями и с психической нормой;
- подростки и взрослые с высокой тревожностью, страхами и повышенной агрессией нуждаются в индивидуальной работе с психологом.
Применение видеосъёмки в тренинге
Как показали исследования (X. Миккин, 1986, Ю.П. Тимофеев, 1991 и др.), применение видеосъёмки значительно повышает результативность групповой работы.
Важно подчеркнуть этический момент, связанный с видеосъёмкой на тренинге. С начала работы необходимо получить согласие от всех участников группы на использование видеокамеры. В процессе психокоррекционной работы, особенно индивидуальной, при первой же просьбе участника группы съёмку нужно прекратить.
Мы считаем, что нет необходимости снимать абсолютно всё происходящее во время занятий: во-первых, постоянное нахождение «под прицелом» видеокамеры вызывает у участников излишнюю напряжённость и тревожность, особенно на первых этапах групповой динамики, а во-вторых, наличие оператора, не являющегося «включённым» в группу и вынужденного быть только пассивным наблюдателем происходящих процессов, создаёт дополнительные трудности объединения всех участников группы в единую команду. Оптимален вариант, когда двое ведущих группы поочерёдно снимают на видеокамеру особенно важные для анализа моменты. Исключение составляют случаи, когда ведущему необходимо иметь полный фильм о работе группы для последующего анализа процессов психокоррекции.
Методические аспекты видеосъёмки
В тренинге можно записывать на видеокамеру такие эпизоды занятий, как, например, для менеджеров - организационно-деятельностная игра «Встреча с партнёром», для учителей и администрации школ - «Разговор с директором» (вариант «Директор на приёме в Департаменте образования»), невербальная игра «Передача информации» и некоторые общегрупповые упражнения творческого или дискуссионно-делового характера. Очень информативны для самоанализа видеозаписи «мини-уроков», даваемых учителями во время тренинговых занятий. Глубокие психотерапевтические приёмы - например, психодраматические упражнения или индивидуальные (на группе) психокоррекционные техники НЛП и гештальттерапии - снимаются реже в силу определённого отрицательного влияния (в ряде случаев) видеосъёмки на степень открытости, искренности и спонтанности участников группы.
Одними из наиболее важных психологических умений в тренинге выступают самонаблюдение, самоанализ и умение слышать других людей. Видеозапись - эффективный инструмент для тренировки этих умений. Видеозапись может просматриваться группой, после чего проводится анализ происходящего. Этот процесс организовывается в различных формах анализа:
1) просмотр с детальными комментариями ведущего и его ответами на вопросы участии ков тренинга;
2) просмотр с обсуждением всей группой при участии и резюмировании ведущего;
3) просмотр с обсуждением всей группой без вмешательства ведущего;
4) просмотр с комментариями и анализом только участников группы, снятых в этом упражнении;
5) просмотр без вербализованного общего анализа (внутренний самоанализ).
Формы анализа видеозаписей изменяются в зависимости от особенностей групповой динамики. Легко заметить, что ведущий группы на каждом новом этапе работы с использованием видеозаписи всё в большей степени передаёт функции комментатора и аналитика самим участникам группы. Такой методический приём позволял отразить общий принципиальный подход к изменению стиля руководства группой: от директивно-организационного стиля к максимально возможному отказу от управления группой и передаче самой группе функций организации.
Правила и принципы работы тренинговой группы
Современный психологический тренинг имеет групповую форму. При этом состав тренинговой группы в процессе занятий обычно остается более или менее неизменным. В некоторых случаях это является обязательным требованием, в других - группа «открыта», однако основной костяк все равно сохраняется.
Классическая тренинговая группа имеет в своем составе от четырех (практически общепризнанный минимум) до восемнадцати-двадцати человек. Это в среднем.
Случаются тренинги, в работе которых принимает участие сорок человек и более. В таких ситуациях многие важные аспекты тренинговой реальности теряются. Так, происходит, например, резкое уменьшение возможности активной коммуникации каждого участника с каждым.
Велика опасность в подобном случае превращения тренинга в обучающий семинар. Оптимальное число (которое опять-таки можно считать общепринятым) участников тренинговой группы - двенадцать человек.
Форма расположения участников в тренинге - круг. Такое расположение создает эмоционально благоприятную и открытую психологическую атмосферу в группе, возможность видеть всех участников, отслеживать их эмоциональные реакции, получать обратную полноценную связь.
В каждой тренинговой группе вырабатываются свои правила (нормы, принципы) - их количество варьируется от одного до нескольких десятков. Все они призваны регламентировать отношения между участниками. Это необходимо, прежде всего, для создания благоприятного климата психологической безопасности.
Лучше, чтобы правил было не слишком много - больше шансов, что участники их запомнят и будут соблюдать.
Правила работы тренинговой группы (для участников)
1. «Здесь и теперь»
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент.
Кроме специально оговоренных случаев, запрещаются проекции в прошлое и будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
2. Искренность и открытость.
Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, тем более успешной будет работа группы в целом.
Самораскрытие направленно на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствует получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативных характер. В самом деле, с какой стати участники, группы, пока еще практически не знакомые станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете «эффекта попутчика»)?
Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он там выступает как образец эффективного участника группы.
3. Принцип «Я», персонификация высказываний.
Основное внимание участников должно быть сосредоточенно на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний.
Запрещается использовать рассуждения типа: «мы считаем...», «у нас мнение другое.» и т.п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую.», «мне кажется.».
Это тем более важно, что напрямую связанно с одной из задач тренинга - научится брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.
Уже первые групповые дискуссии обнаруживают насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
4. Правило обращения к участникам.
В группе следует оговорить способ обращения друг другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса во многих рекомендациях предлагается осуществлять на «ты». Как принято считать, это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе.
Следует заметить, что эта традиция, по-видимому, пришла в Россию от наших англоязычных коллег. Вспомним, что в английском языке нет обращения - «вы», а в русском - психологическая разница между «вы» и «ты» довольно существенна. Если тренинг проводится в уже сложившейся группе (например, менеджеров одного предприятия, учителей одной школы), участникам достаточно трудно переходить с «вы» на «ты» вследствие привычки и определенной иерархичности отношений. Поэтому, как нам представляется бездумное требование обращения на «ты» не всегда бывает в тренингах оправданным. Об этом можно договорится с участниками.
Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» - то имя, по которому все остальные обязаны будут обращаться к этому человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.
Бывает важно, чтобы все имена участников были разными - не только для проведения некоторых упражнений, но и для ощущения каждым собственной уникальности. Этого нетрудно добиться, если попросить участников - в случае совпадения имен - выбрать разные формы одного имени.
5. Конфиденциальность.
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы, - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
6. Определение сильных сторон личности участников. Ведущий: «В каждом занятии каждый из нас обязуется подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать хотя бы одно хорошее доброе слово».
7. Недопустимость непосредственных оценок человека. Ведущий: «При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а его действие и поведение. Мы не используем высказывания типа: ты мне не нравишься; мне не нравиться твоя манера общения».
8. Как можно больше общения и контакта. У вас есть симпатии и антипатии, но на занятиях мы учимся поддерживать отношения со всеми членами группы, а особенно с теми, кого меньше всего знаем.
9. Активность в работе. Это нормы поведения в соответствии с которыми в данный момент мы реально включаемся в работу. Активно слушаем, действуем, не замыкаемся. даже если что-то услышим в свой адрес неприятное. Мы интересны друг другу.
10. Не перебивать. Мы внимательно слушаем, давая возможность высказываться, помогая всем своим видом, показываем, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром, не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задания, благодарим или спорим с ним.
11. Возможность сказать стоп, т.е. прекратить обсуждение своей проблемы или право сказать «пропускаю», если вы не готовы высказаться, или высказаться последним.
Рекомендации ведущему.
Вы подробно объясняете учащимся эти правила, даете ответы на все возникающие вопросы. Затем обсуждаете изменения, которые хотят внести участники, вы их выслушиваете, и ученики голосуют за данное изменение. Если кого-то условия не устраивают, он должен принять решение: либо следовать правилам, либо уйти из группы. Обсуждение правил, принятие их и следования им в работе тренинга является законом для всех участников. Это серьезный и ответственный этап, поэтому ему нужно уделить достаточно времени, чтобы на каждом занятии не возвращаться к правилам.
Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы - в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.
Особенность тренингов заключается в том, что практически все используемые методы имеют активный характер. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.
Условие и предпосылка успешного проведения тренинга - активное общение участников и внимание к взаимоотношениям. Некоторые из ведущих жестких поведенческих тренингов, имеющих исключительно обучающий характер, полагают, что взаимоотношения участников не имеют особого значения. Однако большинство специалистов полагает, что тренинги наиболее успешны, когда группа сплочена и способна к конструктивному разрешению возникающих конфликтов.
В тренинговой группе используется безоценочная обратная связь, то есть, такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает, прежде всего, чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого.
В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь. В тренинговой группе создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое. Каждый может выступить «зеркалом»,дающим отражение.
Перечисленные характеристики не исчерпывают возможный список специфических черт тренинга как метода практической психологии. Психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются в работе с психически здоровыми людьми, имеющими различные психологические трудности, в целях оказания им психологической помощи через формирование навыков самопознания и саморазвития.
Принципы работы тренинговой группы (для ведущего).
1. Диалогизация взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения, основанного на взаимном уважении участников и полном доверии друг другу. В случае доминирования одного из участников общение теряет характер диалога, переходит в монолог и противоречит самой природе тренинга.
2. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником тренинга информации от других членов группы, анализирующих его действия. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать своё поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействия на окружающих. Для этого созданы условия, обеспечивающие готовность участников, говорить о них самих, и слушать мнение о себе.
3. Принцип самодиагностики, он помогает самораскрытию участников осознанию ими собственных личностнозначимых проблем. В содержание занятий входят упражнения, помогающие человеку познать себя, увидеть себя в разных ситуациях. Упражнения содержат задачи, для решения которых требуется принятие определённого решения и его осуществления, для этого нужно совершить какое-либо практическое действие. И этим тренинг отличается от практических занятий.
4. Принцип оптимизации развития. От ведущего требуется не только чёткая диагностика и квалификация, констатация определённого состояния отдельных участков и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящее, с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.
5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сферы. С одной стороны для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, учащиеся искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает настроиться на откровенность, доверять дуг другу. С другой стороны процесс тренинга заставляет анализировать происходящее, подключается рефлексия. Главная форма деятельности в тренинге - это групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.
6. Принцип добровольного участия. Участники должны иметь внутреннюю заинтересованность в изменениях своего поведения во время занятий. Принудительно личностные изменения не происходят.
7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию если в группе постоянный состав и нет новых людей.
8. Принцип формирования тренинговой группы. Состав участников в группе от 5 до 16 человек (оптимальное количество 12 человек). Возрастные группы учащихся до 16 лет - возраст участников тренинговой группы не должен отличаться друг от друга более чем на один год. Количество человек в группе при работе со школьниками не должно превышать 12 человек.
9. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками, т.е. погружениями в занятия на несколько часов с перерывом на чай и на обед каждые 1.5-2 часа. Для взрослых и учащихся старших классов это может быть 4-5 часов. Для подростков - до 3-х часов, младших школьников 1-1,5 часа. Занятия желательно проводить не реже 2 раз в недеделю. Для взрослых можно уплотнить занятия до 4-5 дней по 6-8 часов в день.
10. Принцип гетерогенности группы. Объединяются в одну группу люди, различающиеся по принципу пола, степени знакомства до тренинга. Для взрослых - желательно с различными профессиями и различным возрастом.
11. Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает, поэтому тренинг должен проводиться в закрытом помещении. Если у ведущего есть необходимость вести видео или аудио запись, то он должен получить согласие всех членов группы.
12. Принцип свободного пространства. В помещении для участников должна быть возможность свободного передвижения, расположения в кругу, объединение в микрогруппы по 3-5 человек, а также место для уединения.
На первом занятии социально-психологического тренинга ведущий зачитывает и согласовывает с участниками правила и нормы группы.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.