На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Организация и проведение социально-психологического тренинга с подростками - Групповая динамика в группах социального обучения подростков
Организация и проведение социально-психологического тренинга с подростками - 	Групповая динамика в группах социального обучения подростков
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Организация и проведение социально-психологического тренинга с подростками
Групповая динамика в группах социального обучения подростков
Все страницы

 

3.3. Групповая динамика в группах социального обучения подростков

Групповая динамика может быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А. А. Осипова).
Групповая динамика - процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин.
Курт Левин ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе.
Групповая динамика имеет такие компоненты, как стадии и фазы развития, цель, структура группы и лидерство в ней, групповые роли, сплоченность группы, ее нормы.
Цель работы группы в тренинге - рост самосознания и самоисследования участников.
Структурное основание группы - ядро группы, которое реализует цели тренинга; существует формальная структура, основанная на нормативных отношениях участников и ведущего и неформальная - в ее основе лежат межличностные отношения участников.
Лидерство в группе - это степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Лидеры группы - активные члены группы, которые оказывают влияние на других участников.
Групповые роли - круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном контексте; в процессе тренинга участники берут на себя разные роли, отличные от тех которые они имеют в жизни, что позволяет им в дальнейшем расширить свои функциональные возможности.
Таким образом, групповая динамика - это развитие или движение членов группы во времени, представляющее собой совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Одним из показателей групповой динамики является групповая сплоченность.
Г рупповая динамика - это совокупность внутригрупповых социальнопсихологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Групповая динамика - это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.
Групповая сплоченность - это устойчивые межличностные взаимодействия между участниками, которые побуждают их оставаться в группе, условие успешности групповой работы; это своеобразное коллективное выражение личной принадлежности к группе в силу ее привлекательности для участников, которое характеризуется атмосферой теплоты, искренности, эмпатии, доверия и т.д.
Цель руководителя - способствовать групповому развитию, облегчить его протекание, создать условия для психологического комфорта и доверительной атмосферы в тренинге.
Важнейшие процессы групповой динамики:
- образование малых групп;
- руководство и лидерство;
- нормообразование: выработка групповых мнений, правил и ценностей;
- формирование функционально-ролевой структуры группы;
- сплочение;
- конфликты;
- групповое давление;
- конформизм;
принятие групповых решений и др.
Жизнь группы не бывает неподвижной, под влиянием внешних или внутренних причин в группе возникают изменения. Они могут быть небольшими, не способными поставить под угрозу существование группы в целом. Значительные изменения ведут к нарушению равновесия.
Психологический обмен, или, по мнению других авторов, ценностный обмен, представляет собой такой механизм групповой динамики, при котором имеет место обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Стадии, уровни и фазы групповой динамики

Выделяют несколько стадий групповой динамики (С. С. Харин).
Первая стадия называется инкаутер социальных масок. Инкаутер означает встречу человека с самим собой, со своими собственными переживаниями, с другим человеком лицом к лицу. На начальных стадиях тренинга участник вступает во взаимодействие с членами группы на некоторой дистанции, поверхностно, на уровне светского разговора. Формальное общение заставляет каждого представлять себя другим с помощью той или иной социальной роли, которая дает ему возможность уйти от личностного самораскрытия и самовыражения. Однако уже на первой стадии можно наблюдать ингрупповое поведение, выражающееся в так называемом «мы-подходе».
Вторая стадия характеризуется поиском каждым участником собственных путей для выражения эмоциональной открытости. Чаще всего это проявляется в рефлексии прошлых переживаний «там и тогда» и переходе к актуализации личностно значимого материала «здесь и теперь» через выражение негативных чувств.
Третья стадия характеризуется активизацией непосредственного выражения чувств, возникших от взаимодействия с членами группы. Это стадия обратной связи, которая начинает появляться благодаря тому, что высказывания участников относительно себя и других становятся личностно направленными и отражают истинный характер отношений.
Четвертая стадия - доверия и эмпатии. Участники понимают, принимают, поощряют, поднимают значимость друг друга. Здесь происходит ломка тех социальных масок психологической защиты, которые были выдвинуты на первых стадиях, участники проявляют неудовлетворение действиями членов группы, прячущихся за ними. Ломка внешних фасадов означает, что группа стремится организовать такое общение, которое бы способствовало личностным изменениям.

я

Пятая стадия может быть названа стадией встречи истинных «Я». Происходит полное самораскрытие личности, общение становится более естественным, контактным, члены группы как бы работают на одной волне. Исследователи проблем групповой динамики делают вывод о том, что групповой процесс начинается со стадии зависимого и исследующего поведения и через разрушение внутригрупповых конфликтов приходит к сплоченности и эффективному решению проблем (К. Рудестам). При этом происходят изменения в системе взаимодействия между участниками: от стремления к включению в ситуацию, к чувству принадлежности к группе и желанию устанавливать контакты с другими членами группы, к соперничеству и борьбе за лидерство, а от них к выраженной привязанности, показателем которой является тесная эмоциональная связь между участниками.
В групповой динамике различаются также три уровня (Р. Кочюнас):
- отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика,
- межличностное взаимодействие,
- ситуация и динамика группы как целого.
Л. М. Митиной (1994) была предложена модель конструктивного изменения поведения, включающая стадии и процессы, происходящие на каждой стадии. Выделяются четыре стадии изменения поведения участника тренинга: подготовка, осознание, переоценка, действие. Модель объединяет основные процессы изменения:
- мотивационные (I стадия),
- когнитивные (II стадия),
- аффективные (III стадия),
- поведенческие (IV стадия).
Первая стадия - подготовка
Некоторыми ведущими тренингов иногда недооценивается такой важный фактор, как готовность участников к поведенческим изменениям. Между тем тренинговой группе для эффективной работы всегда необходим некоторый "разогрев", создание мотивации изменений. Иногда для "разогрева" группе достаточно нескольких часов, иногда этому требуется посвятить весь первый день занятий. Очевидно, это связано прежде всего со степенью внутренней готовности участников группы к непривычным и необычным способам работы и мотивированностью на процессы развивающего взаимодействия, самораскрытия, изменения своего поведения. На этом этапе в зависимости от состояния и поведения группы ведущий применяет различные тактики:
1. если группа настроена доброжелательно, но напряженно, то его задача - помочь расслабиться, избавиться от напряжения, создать атмосферу открытости, доверия, психологической безопасности и "мажорного" настроения у участников, позволяющую обеспечить условия для позитивной мотивации на групповое взаимодействие;
2. если группа с самого начала настроена скептически или даже враждебно (что случается ввиду насильственного включения в группу по требованию администрации учреждения или предприятия), ведущий сознательно провоцирует выход этого недовольства, предлагая задания, трудные психологически и подчеркивающие отсутствие умений эффективной коммуникации и навыков нахождения нестандартных способов решения проблемы.
Во втором случае часто применяется деловая игра "Кораблекрушение" (ее известные аналоги - "Катастрофа в пустыне", "Посадка на Луне"). Игра состоит в следующем. Участники группы - уцелевшие после кораблекрушения пассажиры, оказавшиеся на небольшом плоту в океане с определенным набором предметов. Эти предметы необходимо проранжировать по степени значимости для спасения сначала индивидуально, потом в парах, а затем всей группой. Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сфор- мированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументированно доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.
Для снятия напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью, например, "Путаница": все берутся за руки, образуя цепочку; стоящий первым начинает двигаться под руками играющих, запутывая цепочку; ведущий, стоявший до этого спиной, должен распутать цепочку, не расцепляя руки участников.
Уже на этой стадии почти каждое упражнение сопровождается индивидуальной и групповой рефлексией, цель которой - в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Кризис в развитии тренинговой группы

Часто скептицизм и недовольство не исчезают, а даже нарастают на второй день работы ("Что мы тут теряем время?", "Кому бы рассказать, какой ерундой мы здесь занимаемся!" и пр.). Ведущему очень важно в этой ситуации сохранять терпение, исключить раздражительность и демонстрировать на собственном примере образец доброжелательности, открытости и искренности в общении. Практически все группы, которые нам довелось вести, успешно преодолевали период кризиса, что происходило обычно на третий день работы. Разумеется, этого нельзя сказать о каждом из участников группы. У кого-то выход из кризиса затягивался до самого конца тренинговых занятий. Некоторые, не сумев до конца погрузиться в процесс общегруппового развития, проявляли конформизм и скрывали свое непонимание и тревожность под маской псевдоискренности. Забегая вперед, можно сказать, что часто у этих участников группы осознание произошедшего на тренинге наступало только спустя некоторое время после окончания работы. В этом проявлялся отсроченный эффект тренинга, который, кстати, оказался характерен не только для этих конформистов, но и для участников, получивших для себя позитивный результат сразу. У последних иногда происходили еще более глубокое осознание и некий "аффективный удар", инсайт также спустя некоторое время.
Кризис группового развития вызывается, по-видимому, с одной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, пересмотреть свое самоотношение и свои поведенческие паттерны, т.е. противоречием между Я- действующим и Я-отраженным, а с другой стороны - вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими (особенно отчетливо это проявляется тогда, когда приходится работать с членами одного коллектива, много лет знающими друг друга, но с привычной "фасадной" стороны).

Вторая стадия - осознание

Вместе с тем продолжение работы в группе вынуждает участников тренинга совершить шаги по преодолению периода кризиса. И тогда происходит переход на стадию осознания. На этой стадии основным процессом изменения является главным образом когнитивный. Как было указано выше, самосознание при переходе с более низкого уровня на более высокий характеризуется изменением рефлексивных процессов. Расширение, усложнение и углубление рефлексии связано с необходимостью своеобразного "раздвоения", выхода за пределы непосредственного текущего процесса или состояния. А это в свою очередь обусловливается остановкой, прекращением хода процесса, что является основой первичного различения субъектом себя и осуществляемого им движения. Фиксация остановки в сознании определяет более высокий уровень рефлексии.
Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации участники группы начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательного поведения. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Все чаще звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми. При выполнении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмоционально поддержать. Активно применяются (разумеется, на игровых имитационных моделях) новые способы взаимодействия, поведения, решения проблем. На этой стадии с особенным вниманием изучаются и апробируются участниками способы самопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.
На этой стадии чрезвычайно полезны упражнения, ориентированные на самораскрытие. Таковы, например, процедуры "Предмет рассказывает о хозяине". Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе ("Я - авторучка Марины, я у нее всего месяц, но за это время я узнала о ней..."). Другие "предметы" могут задать рассказчику любые вопросы о его хозяине. Такая форма самопредставления, когда человек говорит о самом себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевленным предметом, позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным, облегчает задачу самораскрытия.
Упражнение "Самоанализ". Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: "Дай 10 ответов на вопрос: "Кто я такой?". Сделай это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они сразу приходят в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои близкие (выбери кого-то конкретно). В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе участник группы, сидящий слева от тебя.
Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив листы, в оставшемся пустом столбике запиши 10 ответов на вопрос: "Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?". После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четыре набора ответов, анализируют их сходство и различия.
В заключение дается домашнее задание: по окончании тренинга предложить своим близким дать 10 ваших определений и сравнить их с вашим предполагавшимся набором черт.
В качестве приема организации обратной связи можно применить упражнение "Кто ты?". Каждому участнику на спине крепится большой лист плотной бумаги. Каждый педагог должен написать каждому хотя бы один ответ на указанный вопрос. После этого обобщенные характеристики анализируются и обсуждаются в группе.

Третья стадия - переоценка

Третьей стадией развития группы является стадия переоценки. Она сопровождается увеличением использования не только когнитивных, но и аффективных и оценочных процессов изменения. У участников появляется тенденция к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (семью, коллег по работе) и к переоценке собственной личности. На этой стадии в процессе выполнения различных психологических техник, деловых игр, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций участник группы все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать - основной результат этой стадии.
На этом этапе в группе активно используются техники гештальттерапии и психодрамы, а также телесной терапии и нейролингвистического программирования. Закономерным на стадии переоценки является обучение способам решения личных и профессиональных проблем и изменения отношений к событиям и людям. Для того чтобы изменить отношение к какой-либо негативной фрустрирующей ситуации, полезно применять известную в НЛП технику расщепления экрана. Как и в только что описанном приеме, вся работа осуществляется участниками группы во внутреннем плане. Ведущий, введя участников в релаксационное состояние, просит представить большой белый экран, разделенный вертикальной чертой. Слева на экран проецируется субъектом негативная фрустрирующая ситуация нечеткая, черно-белая; справа - ситуация успеха, яркая, красочная, наполненная звуками и запахами. Постепенно левая (негативная) картинка уменьшается и блекнет, удаляется, а правая (позитивная) становится все более яркой и приближается. После двух- трех-кратного выполнения этого упражнения участники группы с удивлением обнаруживают, что мысли о негативной ситуации больше не вызывают отрицательных чувств и она воспринимается ими гораздо спокойнее, чем прежде.
К этому времени в группе уже складываются теплые, дружеские отношения, рассказы о себе искренни и откровенны. Созданию обстановки взаимного доверия способствуют техники телесной терапии, например, упражнение "Маятник". Двое участников встают лицом друг к другу, третий стоит между ними, закрыв лицо и расслабившись. Первые двое, положив руки ему на плечи, начинают раскачивать его, постепенно увеличивая амплитуду колебаний. Этим приемом легко диагностировать степень доверия, которое испытывают участники группы друг к другу. Еще более показательным в этом плане является "доверяющее падение". Все участники по очереди встают на стол или подоконник и спиной падают на руки остальных участников группы. Иногда страх, что тебя не поймают, уронят, отсутствие доверия к своим коллегам буквально парализуют тело человека, и он не может пересилить себя и заставить упасть. Зато тем, кто упал и ощутил поддержку заботливых рук своих товарищей, это, по их отзывам, давало незабываемое ощущение радости и гордости, доверия к другим участникам. Сильное эмоциональное переживание это ID упражнения вспоминается участниками группы еще очень долго, даже тогда, когда многие другие процедуры тренинга уже забылись.

Четвертая стадия - действие

Эта стадия, психологический смысл которой - закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.
Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении - основной результат этой стадии.
Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

Стадии развития групп со спонтанной динамикой

Существуют и другие подходы к выделению - этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.
1 этап: заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.
2 этап: - эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.
3 этап: самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.
4 этан: выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.
Стадии развития групп с управляемой динамикой
1 этап: заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.
2 этап: рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.
3 этап: личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.
4 этап: изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.
5 этап: выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.
При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.
В соответствии с уровнями и стадиями групповой динамики выделяют фазы, которые являются очень важным ее показателем. Учет их особенностей дает возможность ведущему справиться с неблагоприятными проявлениями, скоординировать работу с группой в целом и с каждым участником в отдельности.

Фазы групповой динамики

Первая фаза - неуверенности (ориентации и зависимости) (С. С. Харин, А. А. Осипова). Основным показателем этой фазы является проявление лаби- лизации. Участники страшатся предстоящей работы, беспокойны, встревожены. 
Чтобы снизить напряжение, члены группы пытаются задавать ведущему много вопросов, стремятся получить как можно больше инструкций, советов относительно предстоящей деятельности, заполнить время обсуждением незначительных проблем, не касающихся пребывания их «здесь и теперь». Происходит несовпадение ожиданий участника и поведения ведущего.
Описанная фаза является составной частью первой стадии групповой динамики, поэтому ее называют фазой светского разговора или фасадного общения. Во время протекания этой фазы участники часто отказываются от личностного самовыражения.
Вторая фаза - активизации (конфликта и протеста). Дискомфорт, напряжение первой стадии требуют выхода. Г руппа как бы ищет виновного за несбывшиеся надежды, ведь участники, идя на тренинг, ждали руководства, помощи. Кроме этого, достаточно сильно действует на группу стереотип традиционного обучения, при котором им выдают советы, что делать, как себя вести. А на тренинге вместо этого они видят мнимое бездействие ведущего и проецируют на него свое разочарование и нередко агрессию.
Третья фаза - структурирования группы (развитие связей и сотрудничества). Это рабочее состояние группы. Участники берут как норму взаимоотношений сотрудничество, активность и ответственность. Открытость выражения чувств, снижение количества конфликтов, снятие «масок», предоставление каждому участнику средств защиты - все это характеристики данной фазы.
Четвертая фаза - целенаправленной деятельности на основе высокой сплоченности группы. Благодаря созданным условиям психологической безопасности и атмосферы доверия группа выступает как единая система. Группа проходит свои жизненные циклы, но не всегда участники реально осознают последовательность группового развития, как и необязательным является прохождение группой всех фаз развития.
Часто ведущим приходится стимулировать групповые процессы использованием разнообразных методических приемов.

Цели группы и групповые роли

Групповая динамика нередко определяется целями группы, которые ставятся исходя из всей системы работы с участниками тренинга и конкретизируются в задачах занятия. Цели объемны и чаще всего связаны с ростом самосознания и самоисследования участников. С развитием группы, с приобретением ее членами группового опыта работы первоначальные цели могут модифицироваться, видоизменяться. Например, совершенствование отношений прослеживается на нескольких этапах групповой динамики и одновременно реализуется с помощью различных методов, которые применяет ведущий, наблюдая отношения между участниками тренинга.
Цели тренинга реализуют люди, которые являются структурным основанием группы. Различают формальную структуру, которая базируется на нормативных отношениях между ведущим и участниками, и неформальную, ее основу составляют межличностные интересы членов группы.
Многие социальные психологи рассматривают групповую динамику в тренинге прежде всего как смену ролей участниками и скрытую борьбу за то, чтобы занять те или иные "ролевые ниши"; основная задача ведущего в этом ключе трактуется как сознательное (иногда откровенно провокационное) "расшатывание" сложившихся ролевых взаимоотношений и изменение ролей (см., например, В. Ю. Большаков, 1996), задающее энергетику групповым процессам.
Но что же такое роль? Воспользуемся определением В. И. Слободчико- ва, который предложил разделить понятия "социальная роль" и "игровая роль". При этом: "...социальная роль - единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль - единица анализа свободных, но временных общностей" (В. И. Слободчи- ков, Е. И. Исаев, 1995, с. 159). Самым важным критерием, различающим социальную и игровую роль, является несвободность выбора. Живя и действуя в многообразных социальных общностях, люди вынуждены встраиваться в ту систему социальных ролей, которая и структурирует тот или иной человеческий конгломерат. Чтобы адаптироваться в социальной среде, человек, следуя ожиданиям окружающих, надевает маску той социальной роли, которая ему задается извне, "добропорядочного гражданина", "примерного семьянина", "лидера" или "отверженного".
На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Скажем, человек, занимающий высокий пост, часто и в тренинге стремится играть роль авторитетного лидера. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: "козел отпущения", "эксперт", "аутсайдер", "тряпка", "обвинитель", "хулиган", "жертва" и т. п.
Достаточно часто роли участников в группе служат предметом общего обсуждения или репрезентируются в обратной связи. Такие процедуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социальных ролей.
По мнению С. Кратохвила, основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.
На структуру группы значительное влияние оказывают роли, которые берут на себя участники тренинга. Под ролью понимается* круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном контексте (К. Рудестам). Гибкость ролевой тактики является одним из условий работы в группе, так как по ходу межличностного взаимодействия участникам приходится брать на себя роли, отличные от тех, которые они имеют вне группы. Групповые роли стереоти- пизированы. В самом названии роли, например «козел отпущения», «ищущий внимания», «соблазнитель», определяется поведенческий набор действий, которые соответственно реализуют две функции поведения: решения задач и оказания поддержки. Они нужны для успешного существования группы. Так, например, чтобы мобилизовать группу на эффективное решение проблемы, нужно выдвигать предложения, принимать решения - это может сделать участник, взявший на себя конкретную роль, содержанием которой будет соответствующий поведенческий набор. Для того чтобы оказать поддержку, поведение должно быть дружеским, понимающим. Чем более гибкими будут участники в своих ролях, тем быстрее и успешнее произойдет достижение цели. Роли членов группы некоторым образом сбалансированы. «Инициирующий», т. е. предлагающий новые идеи и способы решения проблемы; «разрабатывающий» - осуществляющий некоторую генерацию всех имеющихся идей для решения проблемы; «координирующий» - объединяющий действия всех по решению проблемы; «оценивающий-критикующий», т. е. сравнивающий предложения участников с имеющимся стандартом; «побуждающий к действию» - подталкивающий группу к принятию решения - все эти роли связаны с решением групповой задачи.
А роли, связанные с групповой поддержкой, такие, как «поощряющий», т. е. демонстрирующий понимание чужих идей и мнений; «гармонирующий» - выступающий посредником при возникновении разногласий в решении проблемы или в межличностных отношениях; «охраняющий и выполняющий», т. е. регулирующий процесс общения за счет поддержки и поощрения других; «устанавливающий стандарты» - применяющий стандарты для оценки качества группового процесса; «пассивно следующий», т. е. выступающий слушателем в групповых дискуссиях, послушно следующий за общим мнением, и, наконец, «идущий на компромисс», направлены на гармонизацию межличностных отношений.
Значение ролей как для групповой динамики, так и для самого участника состоит еще и в том, что увеличение их репертуара позволяет ему апробировать и безболезненно внедрить в свою социальную практику новые роли, расширяющие его функциональные возможности.
В связи с «ролевой нишей» (И. В. Вачков), которую стремится занять каждый участник, встает вопрос о лидерстве в группе. В любом тренинге, помимо руководителя, являющегося официальным лидером, появляются так называемые неформальные лидеры - это активные члены группы, которые пытаются оказать влияние на других, преследуя две цели: реализацию либо целей группы, либо личных целей участников.
Существует описание трех видов лидеров (А. А. Осипова): лидер по способности к руководству - это спокойный, интеллигентный, самоотверженный человек; лидер по популярности - общительный, веселый, сердечный; «черная овца» - это непривлекательный, равнодушный человек. Лидерство отдельных членов группы порождает пассивность со стороны некоторых участников. Они отказываются от личностной автономии и позволяют другим принимать за себя решения. С точки зрения развития группового процесса проблема лидерства должна быть решена и является очень важным моментом стратегии организации проведения тренинга.
Для любого группового процесса характерны три составляющие, характеризующие динамику взаимоотношений членов группы. Первая составляющая - это податливость, выраженная в том, что каждый из участников так или иначе попадает под влияние как ведущего, так и других членов группы. Вторая - это идентификация, заключающаяся в стремлении участников к установлению желательных взаимоотношений в группе. Третья - это присвоение, проявляющееся в суммировании каждым участником группового опыта.

3.4. Условия успешности и факторы риска при проведении социально-психологического тренинга с подростками

Двенадцать правил успешного социально-психологического тренинга с подростками:
1. Цели и задачи тренинга должны быть сформулированы четко, ясно, с учетом возможных изменений содержания программы.
2. Тренинговый процесс должен сопровождаться диагностикой для исследования эффективности программы.
3. Структура всех занятий цикла должна быть единой, с соблюдением преемственности между циклами.
4. Инструктировать участников нужно четко и немногословно.
5. Методические средства, используемые во время тренинга, необходимо разнообразить. Хотя этим нельзя чрезмерно увлекаться - есть опасность «заиграться».
6. Стараться каждый раз создавать особую предметно- пространственную среду с использованием музыки, света, различных звуков. Ведущему надо быть готовым к ее быстрому изменению в связи с трансформацией целей и задач тренинга или групповой динамики.
7. Нужно чередовать индивидуальные и групповые формы работы.
8. Ведущий тренинга всегда должен быть динамичен. Если в группе большинство составляют подростки с осложненным поведением, то желательно, чтобы работали двое ведущих - мужчина и женщина.
9. Нужно помнить, что группа, как правило, сильнее, чем ведущий. Поэтому групповую динамику надо любить, уважать, изучать.
10. Поскольку подросткам часто трудно выразить свои чувства и мысли, то целесообразно использовать принцип «предметных аналогий».
11. Важно формировать культуру обратных связей в подростковой группе (оскорбительный сленг, даже случайный не допускается).
12. Нужно постоянно помнить о правилах, принятых на первом занятии.
Любое упражнение социально-психологического тренинга с подростками имеет следующую структуру:
- создание мотивации на упражнение,
- выбор участника- исполнителя (добровольца),
- выполнение упражнения,
- получение обратной связи от зрителей (что видели, что произошло, кому сопереживали в процессе выполнения упражнения),
- рефлексия участника-исполнителя (что происходило с ним и что переживалось).
Упражнения могут реализовываться в полной и неполной форме (за счет сокращения обратной связи группы и саморефлексии), модифицированной форме (изменение внешней формы упражнения, но не его психологического содержания), дооснащении (изменение психологического содержания упражнения, чаще всего через включение в более широкий контекст). Важно понимать, что выбор формы упражнения и его изменение должны контролироваться руководителем.
Типология упражнений группового социально - психологического тренинга с подростками включает в себя следующие группы:
- разминка - направлена на то, чтобы настроить участников на работу в тренинге, уровнять функциональное и эмоциональное состояние подростков: вовлечь и активировать одних, успокоить других;
- упражнения на работу с именем - направлены на представление и знакомство участников тренинга между собой. Важно создать возможности для введения имени, запоминания имени, проверки запоминания имени;
- на интенсивное пространственное взаимодействие - направлены на решение задач группообразования, проведение первичной диагностики участников, создание общего позитивного эмоционального и физического тонуса подростков, определение динамики и общей атмосферы тренинга;
- на новый сенсорный опыт - направлены на «столкновение» участников с новым опытом ощущения и восприятия. Активно используются все анализаторы чувств, часто через временную блокировку (завязывание глаза и молчание) основных каналов получения информации зрения и слуха;
- на границы психологических пространств - направлены на определение зон психологического пространства комфорта и дискомфорта и особенностей реагирования при их нарушении. Игры-манипуляции с психологическим пространством ориентированы на развитие реакций подростка и защиту своего пространства;
- упражнения на речевые действия - направлены на тренировку коммуникативной компетентности, развитие способности говорить самому и принимать высказывания другого, быть точнее в выражении своего отношения;
- эмоциональная гимнастика и изобразительные игры - направлены на демонстрацию своего состояния и распознавание состояния другого. Включает различные упражнения как на вербальное, так и на невербальное выражение чувств;
- сюжетно-ролевые игры - позволяют экспериментировать с ролями, моделировать будущее, проигрывать значимое в реальной жизни, осознавать свои переживания и переживания других;
- проективные упражнения - направлены на то, чтобы создать психологически защищенную ситуацию для личностного самораскрытия участников, для разговора о личностных качествах и личностных проблемах;
- упражнения на быстрый отдых и расслабление - используются для перехода от одной части тренинга к другой, позволяют начать новую тему, взять минутку для передышки, обрести необходимое эмоциональное и функциональное состояние для будущих свершений;
- испытания в тренинге - направлены на знакомство с опытом успешного преодоления трудностей, расширение представлений о собственных возможностях. Задание должно стать вызовом, испытанием, новым, трудным, но таким, чтобы подросток был способен с ним справиться;
- упражнения на обратную связь - направлены на то, чтобы участник мог получить сконцентрированную подробную информацию о себе и своем поведении от других участников тренинга;
- психологический практикум внутри тренинга - направлены на демонстрацию психологических фактов и феноменов, знакомство участников с научными явлениями психологии в упрощенной, часто игровой, форме или в форме заданий;
- телесно-ориентированные упражнения - направлены на знакомство с опытом телесных ощущений. Задания связаны с человеческим телом, фокусируют внимание на телесном опыте, что позволяет подросткам выделить новые ощущения и впечатления.

Условия эффективной обратной связи в групповой работе с подростками

Обратная связь является неотъемлемым элементом психологического тренинга как одно из универсальных средств объективации деятельности, перевода поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный. К минимальным условиям для достижения наибольшего эффекта обратной связи относят ее конструктивность, а также полноту и насыщенность (Петровская Л.А., 1982). Уже на этапе создания условий для свободной циркуляции обратной связи в подростковой группе ведущий сталкивается с рядом сложностей, напрямую связанных со спецификой возраста. Подростковый возраст - период противоречий, что необходимо учитывать в любой работе с подростками (Лебедева Е.И., 1997). Отметим некоторые противоречия при приеме и передаче обратной связи, выделенные нами при проведении тренингов с подростками:
1. Желание увеличения глубины, интимности и неумение держать напряжение, «соскальзывание», уход в сторону от контекста, актуализация психологических защит.
2. Желание открытости общения и страх раскрыться, показать свою «слабость», страх быть отвергнутым и непонятым другими.
3. Желание увидеть себя со стороны глазами других и страх неоправданных ожиданий (несовпадение воображаемого, фантазийного образа с реальностью, рассогласование самооценки и оценки других).
4. Желание открытого, прямого разговора (сказать «все как есть») при подаче обратной связи и желание безоценочности и мягкости формулировок при ее принятии.
Наш опыт показывает, что достижению наибольшего эффекта обратной связи способствует обеспечение следующих специальных условий, необходимость которых определена спецификой возраста:
1. Подробное проговаривание ведущим правил и принципов групповой работы. Группу нельзя начинать, не убедившись, что каждый из участников понимает и принимает принципы работы. Возвращаться к правилам необходимо в течение всей работы, а их выполнение или не - выполнение обсуждать в содержательном контексте работы.
2. Формализованность и контролируемость процедур, направленных на получение обратной связи участниками. В подростковых группах намеренная обратная связь часто носит далеко не конструктивный характер. В связи с чем процедуры должны быть по возможности строго заданы и ограничены по форме и содержанию. Уровень интимности контролируется и задается ведущим. Опираясь на положение о малой эффективности единичных тренингов (С.И. Макшанов, 1997; Н.Ю. Хрящева, 1993), мы полагаем (и это подтверждается практическим опытом), что глубина и открытость обратной связи должны возрастать от тренинга к тренингу.
3. Избыточность и полимодальность. Количество упражнений с обратной связью должно постоянно увеличиваться от первого дня к последнему. При этом - не просто количественно, но и качественно, т.е. по глубине («интимности»), а также по разнообразию форм подачи.
4. Сбалансированность обратной связи. В подростковой группе крайне важно выдерживать баланс позитивной и негативной обратной связи, а также баланс распределения ее тренером между участниками. Любые отклонения здесь могут привести к нежелательному эффекту.
5. Реалистичность обратной связи. Обратная связь должна бать ориентирована на развитие реалистичной самооценки, а не на укрепление у подростков позитивного отношения к себе.
6. Ориентация обратной связи на свойства, которые могут быть изменены. Это условие приобретает особое значение, поскольку в подростковой группе обратная связь участников друг другу часто носит оценочный и деструктивный характер.
7. Особая позиция ведущего в подростковой группе. В таких группах активность тренера должна быть высока. Повышена и значимость обратной связи от тренера как эксперта и носителя психологических знаний и жизненного опыта (Т.Г.Яничева, 1997). Обратная связь от тренера отдельному участнику в подростковой группе имеет гораздо большее значение для всей группы по сравнению со взрослой группой. Знание особенностей подростковой субкультуры является принципиальным в подготовке ведущих для подростковых тренинговых групп.
Сплоченность определяет успех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (об этом не всегда целесообразно информировать участников). Тренинги сплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.
Сплоченность группы представляет собой определенный процесс, развертывание которого начинает происходить еще до начала ее работы. Разработана модель сплоченности группы, которая подтверждает правильность данного утверждения (Р. Кочюнас). Для ее возникновения нужны следующие условия:
1. Связанные с организацией группы - правильный отбор участников, эффективная подготовка их к работе в группе.
2. Связанные с ранним периодом жизни группы - решение конфликтов, создание конструктивных групповых норм, уменьшение защитного поведения.
3. Связанные со способами работы в группе - оказание поддержки и забота друг о друге, слушание и эмпатия, самораскрытие и реагирование друг на друга.
Г рупповая сплоченность развивается на протяжении всей жизни группы и по-разному проявляется. Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
2. достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю - нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
5. привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
6. квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
7. наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
8. присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает
печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого- то).
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
1. Возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);
2. Знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга - это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
3. Неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
4. Отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Факторы риска при проведении социально-психологического тренинга с подростками

Факторы риска, возникающие в ходе групповой работы Причина Средства их устранения и реагирования ведущего
Несоответствие предложенных упражнений возрастным особенностям или возможностям подростков Замените упражнение на более сложное или более простое. Введение больших психологических игр («Кораблекрушение», «Мафия» и т.д.), дальнейший пересмотр программы
Смех Наличие в группе демонстративного подростка (клоуна) Обратитесь к подросткуу с вопросом: «Может, ты хочешь, чтобы мы обратили на тебя внимание?»; введите игру, позволяющую проявить себя («Брейн-ринг», «Дикая обезьяна», «Круг внимания»); дайте участнику тренинга поручение
Нарушение
правил
Правила еще не усвоены На начальном этапе проведения групповой работы (2—3 занятия) необходимо повторять и напоминать правила; размещайте памятки с указанием всех правил на видном месте; повторно обсуждайте, проговаривайте правила и нормы поведения
Участники тренинга пытаются таким образом привлечь к себе внимание Обращайтесь с вопросом: «Может, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?»; вводите штрафные санкции, разработанные совместно (например, «черную метку»); отстраняйте подростка от выполнения упражнения; игнорируйте (если нарушения несерьезные).
Отказ от выполнения упражнения Тревожность Разрешите не выполнять упражнение (не более 1—2), при условии выполнения альтернативных заданий (побыть «Хранителем времени», «Наблюдателем» и т.д).; проведите дополнительную индивидуальную коррекционную работу; предложите упражнение на сплоченность и поддержку
Ситуация, рассматриваемая в упражнении, является для подростка травмирующей Разрешите не выполнять упражнение при условии выполнения альтернативных заданий (побыть «Хранителем времени», «Наблюдателем» и т.д).;
Упрямство, подросток пытается показать, что имеет власть над присутствующими Игнорируйте, но в дальнейшем проведите с подростком индивидуальную работу; введите интересную коллективную игру; проведите индивидуальную коррекционную работу

Массовый отказ от выполнения задания, выход из группы (может быть спровоцирован одним участником, который повлиял на наиболее тревожных и неуверенных в себе участников) Открыто обсуждайте причины страхов и беспокойства подростков; пересмотрите индивидуальные цели каждого участника, чтобы сделать их более реальными
Слабость самоконтроля Введите штрафные санкции, («Скамья запасных» с выполнением упражнения «Рисунок»); упражнение «Г орячий стул»; дополнительная индивидуальная коррекционная работа
Агрессия по отношению к другим участникам Провокация Упражнение «Я-сообщение». Ролевое проигрывание ситуации: участники ролевой игры меняются местами («провака- тор»-«пострадавший»), далее возможно выбрать желающих, участников ролевой игры, из зала с целью демонстрации образцов разрешения конфликта, либо неконфликтного поведения.
Зависимость, постоянная просьба о помощи ведущего Тревожность,
демонстративность Сделайте подростка своим помощником; поощряйте самостоятельное выполнение упражнений; Предложите вести «дневник достижений».
Проведение тренингов общения с подростками вполне возможно и в больших группах (18-24 человека или даже больше), однако при этом ведущего ожидают следующие трудности:

• Работой большой группы гораздо сложнее управлять.
• В большой группе трудно проводить полноценный тренинг, поскольку он продолжается неоправданно долго, в результате участники устают и теряют интерес к высказываниям друг друга.
• Ряд упражнений позволяет одновременно задействовать лишь ограниченное количество участников.
• Зачастую увеличению объема группы препятствуют характеристики помещения. Так, школьный класс в полном составе (25-30 человек) удается рассадить в свободный круг в стандартном классном помещении, лишь убрав из него часть мебели.
• При работе в больших группах можно рекомендовать следующие приемы:
• Допустима организация работы в режиме «аквариума» - одна часть группы работает в кругу, а другая находится за кругом в роли наблюдателей. Состав этих частей регулярно меняется. Сложность подобной организации состоит в том, что для большинства подростков не очень приемлема роль пассивного наблюдателя, поэтому те из них, кто оказывается за кругом, часто отвлекаются.
• Работа может быть организована в подгруппах. Многие упражнения допускают расположение участников не в один, а в два-три круга, работающих параллельно. Иногда возможно даже устроить небольшое соревнование между кругами. Шеринг тоже можно организовать в подгруппах. Однако ведущему, работающему без ассистентов, поддерживать работу параллельно в нескольких кругах довольно сложно.
• Подбирать упражнения, не налагающие жестких ограничений на количество участников. Перечень таких упражнений представлен в книге С. В. Петрушина (2000).
• В целом проведение тренингов в больших группах предъявляет повышенные требования к организаторским способностям ведущего и требует обоснованного подбора упражнений по количеству участников.
В последнее время приобретает популярность выездная форма проведения психологических тренингов с подростками. Группа выезжает в поход на природу на 1-3 дня с палатками и запасами питания, и работа производится в режиме погружения.
В таких условиях занятия обычно проходят эмоционально, характеризуются активной групповой динамикой. Хорошо воспринимаются упражнения, вызывающие яркие эмоции, моделирующие ситуации риска, подразумевающие тактильные контакты.
Однако упражнения, требующие скрупулезности и интеллектуальной работы, а также длительные групповые дискуссии организовать в «выездных» условиях затруднительно. Кроме того, при планировании таких занятий нужно учитывать, что очень много времени уходит на различные организационные моменты, в силу чего количество выполняемых тренинговых упражнений существенно сокращается.
В то же время сама атмосфера коллективного загородного похода служит мощным источником жизненного опыта и создает массу ситуаций, порождающих яркие эмоции и требующих координации совместных действий. Этот спонтанно развивающийся пласт межличностных взаимодействий в условиях выездного тренинга не менее важен, чем моделируемый с помощью тренинговых упражнений.

Вопросы для аттестации по теме:
1. Проведение социально-психологического тренинга как средства оказания психологической помощи подросткам.
2. Формы организации и этапы тренинговых занятий с подростками. Ритуалы тренинга.
3. Основные аспекты комплектования групп и проведения занятий. Видеосъемка тренинга.
4. Правила и принципы работы тренинговой группы.
5. Понятие групповой динамики. Стадии, уровни и фазы групповой динамики.
6. Кризис в развитии тренинговой группы.
7. Стадии развития групп со спонтанной и управляемой динамикой.
8. Двенадцать правил успешного социально-психологического тренинга с подростками.
9. Условия эффективной обратной связи в групповой работе с подростками.
10. Факторы риска при проведении социально-психологического тренинга с подростками
Источник: Славутская Е. В. Методы активного социально-психологического обучения в сопровождении подростков: учебное пособие / Е. В. Славутская. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 121 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.