Возрастная периодизация
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Таблица Возрастная периодизация

 

Возрастной
период

Хроноло
гические
рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая
деятельность

Общение

Психологические
новообразования

Ключевые понятия

Кризис новорожденное™

От рожд. до 2 мес.

Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Младенчество

2 мес. - один год

Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («Мы»)

Непосред- ственно- эмоциональ- ное общение

Общение с родным взрослым - ситуативноличностное общение

  • Потребность в общении;
  • базовое доверие к миру;
  • дифференциация ощущений и эмоциональных состояний;
  • различение близких и посторонних людей;
  • преднамеренные действия (хватание, доставание предмета);
  • «истинное» подражание;
  • предметное восприятие;
  • автономная речь;
  • ходьба;
  • мотивирующие представления;
  • превращение ребенка в субъект желания и действия
  • Биологическая беспомощность новорожденного;
  • опережающая инициатива взрослого;
  • безусловные и условные рефлексы;
  • социальная улыбка;
  • комплекс оживления;
  • госпитализм;
  • потребность в новых впечатлениях;
  • доречевое общение;
  • дефицит общения;
  • гукание;
  • гуление;
  • лепет;
  • пассивная и активная речь;
  • прогрессивные и тупиковые движения;
  • простые манипуляции и др.

Кризис одного года

Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобули- ческие реакции

Возрастной
период

Хроноло
гические
рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая
деятельность

Общение

Психологические
новообразования

Ключевые понятия

 

 

 

 

Общение со сверстниками - игровое сотрудничество, сопереживание

  • первичные этические инстанции;
  • самосознание;
  • самооценка;
  • практическое овладение речью, развитие функций речи
  • эгоцентрическое мышление - артификализм, анимизм, децентрация мышления;
  • сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов);
  • игра - игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра- драматизация, режиссерская игра;
  • идентификация;
  • речь - эгоцентрическая речь, контекстная речь и др.

Кризис семи лет

Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни.
Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции

Младший
школьный
возраст

От 6-7 до 10 лет

Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя

Учебная
деятельность

Особенности учебного общения - роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебной проблемы

  • Умение учиться;
  • понятийное мышление;
  • внутренний план действий;
  • рефлексия - интеллектуальная и личностная;
  • новый уровень произвольности поведения;
  • самоконтроль и самооценка;
  • ориентация на группу сверстников;
  • зависимость уровня достижений от содержания

и организации учебной деятельности

  • Психологическая готовность к школе - личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности;
  • познавательные мотивы;
  • мотивы самосовершенствования;
  • школьная адаптация и дезадаптация;
  • школьная фобия;
  • школьная тревожность;
  • неуспеваемость;
  • труд;
  • латентный период и др.

Возрастной
период

Хроноло
гические
рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая
деятельность

Общение

Психологические
новообразования

Ключевые понятия

Юность

Ранний период - 15-17 лет; поздний период - 17-21 год

Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития

Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение

Потребность в неформальном доверительном общении со взрослыми.
Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола.
Любовь

  • Потребность в самоопределении;
  • готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
  • жизненные планы;
  • устойчивое самосознание;
  • идентичность;
  • ценностные ориентации;
  • мировоззрение - внутренняя позиция мужчины/женщины
  • Взрослость;
  • жизненные задачи;
  • социальные роли;
  • модель типичного жизненного пути;
  • психосоциальный мораторий;
  • абстрактное мышление;
  • философская рефлексия;
  • ролевое смешение;
  • диффузия идентичности;
  • осознание собственной уникальности;
  • смысл жизни;
  • юношеский максимализм

Кризис перехода ко взрослости (18-20 лет)

Отрыв от «родительских корней»

Взрослость: молодость и зрелость

Ранний период взрослости (молодость, «вхождение в зрелость») -

Принятие на себя полной ответственности

Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей -

Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских

  • Построение стратегии жизни;
  • феномен акме;
  • смысложизненные решения;
  • новый уровень интеллектуального развития (способность самостоятельно формулировать
  • Взрослость, зрелость;
  • самоактуализация;
  • индивидуация;
  • индивидуализация;
  • акме, акмеология;
  • карьера, профессионализм;
  • генеративность;

Возрастной
период

Хроноло
гические
рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая
деятельность

Общение

Психологические
новообразования

Ключевые понятия

 

20-30 лет. Средний период взрослости (зрелость) - 30-60 лет

 

труд, семья,
общение
(остается)

и родительско- детских отношений

проблемы, диалектическое мышление);
• материнство/отцовство

  • индивидуальный жизненный стиль;
  • стили родительства;
  • система социальных ролей;
  • автобиографический метод;
  • модель кризиса, модель перехода

Нормативные
кризисы
взрослости

Кризис 30-летия - кризис «конца молодости», коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье.
Кризис 40-летия - кризис «середины жизни», осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста.
Кризис 55-65 лет - пенсионный кризис, кризис «вхождения в позднюю взрослость»

Взрослость: старение и старость

Пожилой возраст (старение) - 60-75 лет. Старость - 75-90 лет. Долгожительство - свыше 90 лет

Готовность к выходу на пенсию. .Адаптация к новому социальному статусу.
Поиск новых форм занятости

Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародитель- ство. Постепенный отказ от активности

Сужение круга общения. Взаимоотношения
со взрослыми детьми и внуками

  • Принятие своей жизни;
  • жизненная мудрость;
  • счастливая старость;
  • интегрированность, цельность
  • Пенсионный шок;
  • стратегии старения;
  • активное и пассивное старение;
  • типологии старости;
  • освобождение от сексуального рабства;
  • изменения памяти;
  • психологическое время в старости;
  • отношение к смерти;
  • отчаяние;
  • счастливая старость

Кризис индивидуального существования

Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти

Источник: Николаева, Э.Ф. Возрастная психология. Выполнение курсовой работы : электронное учебно-методическое пособие / Э.Ф. Николаева, Л.Ф. Чекина. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.