Лекции и практикум по психологии -
Возрастная психология
|
Таблица Возрастная периодизация
Возрастной период
|
Хроноло гические рамки
|
Социальная ситуация развития
|
Ведущая деятельность
|
Общение
|
Психологические новообразования
|
Ключевые понятия
|
Кризис новорожденное™
|
От рожд. до 2 мес.
|
Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
|
Младенчество
|
2 мес. - один год
|
Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («Мы»)
|
Непосред- ственно- эмоциональ- ное общение
|
Общение с родным взрослым - ситуативноличностное общение
|
- Потребность в общении;
- базовое доверие к миру;
- дифференциация ощущений и эмоциональных состояний;
- различение близких и посторонних людей;
- преднамеренные действия (хватание, доставание предмета);
- «истинное» подражание;
- предметное восприятие;
- автономная речь;
- ходьба;
- мотивирующие представления;
- превращение ребенка в субъект желания и действия
|
- Биологическая беспомощность новорожденного;
- опережающая инициатива взрослого;
- безусловные и условные рефлексы;
- социальная улыбка;
- комплекс оживления;
- госпитализм;
- потребность в новых впечатлениях;
- доречевое общение;
- дефицит общения;
- гукание;
- гуление;
- лепет;
- пассивная и активная речь;
- прогрессивные и тупиковые движения;
- простые манипуляции и др.
|
Кризис одного года
|
Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобули- ческие реакции
|
Возрастной период
|
Хроноло гические рамки
|
Социальная ситуация развития
|
Ведущая деятельность
|
Общение
|
Психологические новообразования
|
Ключевые понятия
|
|
|
|
|
Общение со сверстниками - игровое сотрудничество, сопереживание
|
- первичные этические инстанции;
- самосознание;
- самооценка;
- практическое овладение речью, развитие функций речи
|
- эгоцентрическое мышление - артификализм, анимизм, децентрация мышления;
- сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов);
- игра - игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра- драматизация, режиссерская игра;
- идентификация;
- речь - эгоцентрическая речь, контекстная речь и др.
|
Кризис семи лет
|
Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции
|
Младший школьный возраст
|
От 6-7 до 10 лет
|
Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя
|
Учебная деятельность
|
Особенности учебного общения - роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебной проблемы
|
- Умение учиться;
- понятийное мышление;
- внутренний план действий;
- рефлексия - интеллектуальная и личностная;
- новый уровень произвольности поведения;
- самоконтроль и самооценка;
- ориентация на группу сверстников;
- зависимость уровня достижений от содержания
и организации учебной деятельности
|
- Психологическая готовность к школе - личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности;
- познавательные мотивы;
- мотивы самосовершенствования;
- школьная адаптация и дезадаптация;
- школьная фобия;
- школьная тревожность;
- неуспеваемость;
- труд;
- латентный период и др.
|
Возрастной период
|
Хроноло гические рамки
|
Социальная ситуация развития
|
Ведущая деятельность
|
Общение
|
Психологические новообразования
|
Ключевые понятия
|
Юность
|
Ранний период - 15-17 лет; поздний период - 17-21 год
|
Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития
|
Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение
|
Потребность в неформальном доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь
|
- Потребность в самоопределении;
- готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
- жизненные планы;
- устойчивое самосознание;
- идентичность;
- ценностные ориентации;
- мировоззрение - внутренняя позиция мужчины/женщины
|
- Взрослость;
- жизненные задачи;
- социальные роли;
- модель типичного жизненного пути;
- психосоциальный мораторий;
- абстрактное мышление;
- философская рефлексия;
- ролевое смешение;
- диффузия идентичности;
- осознание собственной уникальности;
- смысл жизни;
- юношеский максимализм
|
Кризис перехода ко взрослости (18-20 лет)
|
Отрыв от «родительских корней»
|
Взрослость: молодость и зрелость
|
Ранний период взрослости (молодость, «вхождение в зрелость») -
|
Принятие на себя полной ответственности
|
Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей -
|
Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских
|
- Построение стратегии жизни;
- феномен акме;
- смысложизненные решения;
- новый уровень интеллектуального развития (способность самостоятельно формулировать
|
- Взрослость, зрелость;
- самоактуализация;
- индивидуация;
- индивидуализация;
- акме, акмеология;
- карьера, профессионализм;
- генеративность;
|
Возрастной период
|
Хроноло гические рамки
|
Социальная ситуация развития
|
Ведущая деятельность
|
Общение
|
Психологические новообразования
|
Ключевые понятия
|
|
20-30 лет. Средний период взрослости (зрелость) - 30-60 лет
|
|
труд, семья, общение (остается)
|
и родительско- детских отношений
|
проблемы, диалектическое мышление); • материнство/отцовство
|
- индивидуальный жизненный стиль;
- стили родительства;
- система социальных ролей;
- автобиографический метод;
- модель кризиса, модель перехода
|
Нормативные кризисы взрослости
|
Кризис 30-летия - кризис «конца молодости», коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Кризис 40-летия - кризис «середины жизни», осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста. Кризис 55-65 лет - пенсионный кризис, кризис «вхождения в позднюю взрослость»
|
Взрослость: старение и старость
|
Пожилой возраст (старение) - 60-75 лет. Старость - 75-90 лет. Долгожительство - свыше 90 лет
|
Готовность к выходу на пенсию. .Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости
|
Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародитель- ство. Постепенный отказ от активности
|
Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками
|
- Принятие своей жизни;
- жизненная мудрость;
- счастливая старость;
- интегрированность, цельность
|
- Пенсионный шок;
- стратегии старения;
- активное и пассивное старение;
- типологии старости;
- освобождение от сексуального рабства;
- изменения памяти;
- психологическое время в старости;
- отношение к смерти;
- отчаяние;
- счастливая старость
|
Кризис индивидуального существования
|
Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти
|
Источник: Николаева, Э.Ф. Возрастная психология. Выполнение курсовой работы : электронное учебно-методическое пособие / Э.Ф. Николаева, Л.Ф. Чекина. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. |