Страница 1 из 14 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
Психология, ч. 2 (возрастная психология)
Учебно-методическое пособие к курсу семинарских занятий
для студентов педагогических специальностей
Волгоград 2008
Рецензенты: кандидат психологических наук, зав. кафедрой ВГПУ, доцент А.Г. Крицкий;
Пособие обсуждено на заседании кафедры
Авторы-составители:
Жуланова И.В. – введение, семинары № 1 – 9; Медведев А.М. – введение, семинары № 4-6, 12; Авдеева А.Н. – семинар № 10, 11; Марокова М.В. – семинар № 13; Передельская С.А. – учебно-тематическое планирование
Содержание
Введение
|
|
- Учебно-тематическое планирование курса «Возрастная психология» (по направлениям специализаций)
|
|
- Программа и содержание семинарских занятий. Информационно-методические материалы
|
|
Тема 1. Введение в предметность учебного курса «Возрастная психология»
|
|
Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе. Понятие научной теории развития
|
|
Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии
|
|
Тема 4. Психическое развитие как научная проблема
|
|
Тема 5. Проблема непрерывности и стадийности развития в зарубежных психологических теориях
|
|
Тема 6. Подходы к периодизации развития в отечественной психологии. Определение возраста в контексте отечественных теорий развития
|
|
Тема 7. Сензитивные и критические периоды
|
|
Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития
|
|
Тема 9. Развитие дошкольника. Игра как ведущая деятельность
|
|
Тема 10. Развитие в младшем школьном возрасте
|
|
Тема 11. Психология подростка
|
|
Тема 12. Психология развития в период юности
|
|
Тема 13. Развитие в период взрослости
|
|
Введение
При разработке пособия мы ориентировались на содержание государственного образовательного стандарта (ГОС): «Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах». Как видим, в этом кратком тексте ГОС термин «развитие» встречается четырежды, что позволяет нам считать это понятие ключевым. При этом психическое развитие определяется здесь исключительно с позиций отечественной науки советского периода, опирающейся на идеи культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, что представлено соответствующим понятийным рядом: движущие силы развития, социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность. Мы полагаем, что такой монистический подход, когда рассматривается лишь одна теория, ограничивает возможности понимания и самой этой теории и предмета дисциплины в его закономерной сложности. Поэтому мы «окружили» понятие развития различными подходами к его пониманию, привлекая для этого как отечественные, так и зарубежные теории. Придерживаясь идеи развития как магистральной, мы ориентировались на контекстное построение учебного материала. С нашей точки зрения, научное понимание развития, когда оно не смешивается с любыми очевидными «изменениями вообще», предполагает его рассмотрение в различных теоретических проекциях. Мы полагаем, что это поможет избежать формализма и начетничества, приблизиться к пониманию развития как живой проблемы, находящейся в центре внимания психологов различных научных школ. Кроме этого, поликонцептуальный подход позволяет студентам проявить пристрастное отношение к предмету, найдя близкую их пониманию концепцию, или, напротив, концепцию, составляющую оппозицию их пониманию возрастного развития. Для включения студентов в поликонцептуальный контекст и для организации учебного диалога мы полагаем важным предоставить им возможность эксплицировать свою «личную теорию» психического развития. Во-первых, в студенческий период для многих молодых людей актуально построение личной философии – системы мировоззрения, включающей собственное Я, а это предполагает и оформление и собственной психологической концепции. Во-вторых, понимание достоинств и ограничений изучаемых теорий возможно при их сопоставлении в каком-либо общем плане. Таким планом, на наш взгляд, и может выступать «личная теория». Еще одна особенность пособия состоит в том, что включенные в него материалы не всегда выполняют прямую информационную функцию, а служат «рефлексивным экраном» для понимания психического развития, периодизации, психологического содержания возрастов и пр. Для этого мы привлекли материалы, относящиеся к области дефектологии, к этнографии детства и, конечно же, к различным по своим исходным основаниям психологическим подходам. Все это, по нашему замыслу, ставит различное теоретическое понимание и различную феноменологию развития в отношения взаимоопосредствования (одно становится средством понимания другого), а не просто дополнительности, когда и понятия и факты оказываются рядоположенными. Такой подход представляется нам более продуктивным по сравнению с традиционным аддитивным наращиванием «межпредметных связей». Как «устроено» пособие и как им пользоваться Каждое из семинарских занятий имеет определенную структуру, представленную следующими рубриками:
- Тема с указанием количества часов, отведенных для аудиторной работы. Предполагается, что перечень тем согласуется с лекционными занятиями, не дублируя их, но расширяя и уточняя содержание учебного курса в целом. Общий курс семинарских занятий, представленный в пособии, рассчитан на 38 часов аудиторной работы.
- Вопросы для обсуждения на семинаре. Их число варьирует от 3 – 4-х до 6 – 7-ми в зависимости от времени аудиторной работы, от степени объективной значимости проблемы (Речь идет о значимости осваиваемого на семинаре содержания с точки зрения предметности педагогической деятельности), вынесенной для обсуждения на семинаре.
- Ключевые слова – термины и понятия, определяющие основное содержание темы. Список построен не по алфавиту, а в форме ассоциативно-смысловых гнезд: близкие по контексту понятия расположены рядом.
- Подготовка к семинару предполагает… Данная рубрика содержит описание действий, которые могут быть полезными при подготовке к занятию. Кроме этого, она включает в себя комментарий, объясняющий логику возможных действий преподавателя – предупреждение о том, в какой форме будет организована работа на семинаре, какой результат можно считать успешным с точки зрения осваиваемого содержания и др.
- Задания для подготовки к семинару являются содержательной основой для обсуждения темы семинара, определяют предметный контекст аудиторной работы. В связи с этим, наиболее продуктивным результатом подготовки к семинару считается самостоятельная предварительная (до семинара) проработка этих заданий. Другими словами, подготовка студента к семинару не должна заканчиваться работой с литературой, выбором тех фрагментов, которые имеют отношение к вопросам семинара (а затем их репродуктивным воспроизведением в процессе аудиторного занятия). Продуктом домашней работы с литературой должен становиться тот или иной вариант предварительного выполнения задания для подготовки к семинару. Это во многом связано с тем, что аудиторная работа носит групповой характер. Участие в ней предполагает «индивидуальный вклад» на начальном этапе (Безусловно, индивидуальный этап работы может стать частью аудиторного занятия. Однако в условиях жестко фиксированного времени – не более 2-х академических часов – такой вариант организации аудиторной работы существенно снижает возможность достижения ожидаемого результата.).
Количество и степень сложности заданий для подготовки к семинару варьируют в зависимости от содержания прорабатываемых вопросов, их значимости, прежде всего, для педагогической деятельности. Кроме этого, задания разрабатывались из расчета максимального объема времени аудиторной работы (напомним, что общий курс семинарских занятий, представленный в пособии, рассчитан на 38 часов). Таким образом, количество заданий и предполагаемая степень проработанности материала не могут быть одинаковыми для всех, кто будет работать с пособием. Это определяется различием в объеме аудиторных часов, отводимых на курс в учебных планах разных специальностей. Выбор заданий, их возможную корректировку осуществляет ведущий семинара – преподаватель – ориентируясь на учебно-тематическое планирование, представленное в пособии.
- Список рекомендуемой литературы включает в себя перечень информационных источников. Основная литература предназначена непосредственно для подготовки к аудиторной работе, дополнительная литература – для углубленного изучения отдельных вопросов темы семинара.
- Приложение – в общей структуре занятия рассматривается как вариант информационного ресурса. Включает в себя материалы, необходимые для построения контекста аудиторной работы – это тексты, составленные авторами на основе первоисточников, или же сами первоисточники (как правило, фрагменты из них).
- Задания для углубленного изучения темы введены в структуру занятия как материал для организации самостоятельной работы по освоению содержания курса. Предполагается, что результаты выполнения этих заданий обсуждаются в процессе консультативного взаимодействия студента с преподавателем. Вместе с тем, анализ индивидуальных результатов самостоятельной работы – углубленного освоения той или иной проблемы – может быть частью контекста аудиторного обсуждения соответствующей темы.
I. Учебно-тематическое планирование курса «Возрастная психология» СПЕЦИАЛИТЕТ
Факультет/специализация
|
Общая трудоемкость курса
|
Аудиторная работа
|
Индивидуальная работа студента
|
лекция
|
Семинар
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Математический
|
68
|
16
|
16
|
36
|
Филологический
- Русский язык и литература
- Иностранный язык
|
56
|
16
|
16
|
24
|
Физический
- Физика (Количество часов индивидуальной работы приводится из расчета на курс «Возрастная и педагогическая психология»):
- Иностранный (английский язык
- Информатика
|
148
|
36
|
36
|
76
|
Факультет технологии и сервиса Технология и предпринимательство:
- Автодело и сельскохозяйственная техника
- Технология обработки тканей
- Технология агропромышленного производства
|
68
|
16
|
16
|
36
|
Исторический История:
- Иностранный язык
- Информатика
- Культурология
|
66
|
18
|
18
|
30
|
Факультет безопасности жизнедеятельности и физической культуры
- Физическая культура
- Безопасность жизнедеятельности
|
72 66
|
16 16
|
16 16
|
40 34
|
Естественно-географический
|
68 70 72
|
16 18 18
|
16 18 18
|
36 34 36
|
Институт художественного образования
- Изобразительное искусство
|
72
|
18
|
18
|
36
|
Факультет иностранных языков
- Иностранный язык
- Английский язык
|
16
|
16
|
30
|
16
|
БАКАЛАВРИАТ
Направление/профиль
|
Общая трудоемкость курса
|
Аудиторная работа
|
Индивидуальная работа студента
|
лекция
|
семинар
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Физико-математическое образование:
|
?
|
36
|
36
|
?
|
Филологическое образование:
- Русский язык и литература
- Иностранный язык
- Иностранный язык и русский язык как иностранный
- Русский язык как неродной и литература
|
104
|
38
|
38
|
28
|
Социально-экономическое образование:
|
74
|
18
|
18
|
38
|
Естественно-научное образование:
|
76 72 74
|
21 19 19
|
21 19 19
|
34 34 36
|
Технологическое образование:
- Технология обработки конструкционных материалов
- Технология обработки тканей и пищевых продуктов
|
122
|
36
|
36
|
50
|
II. Содержание семинарских занятий. Информационно-методические материалы к курсу
|