На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психология, ч. 2 (возрастная психология) - Тема 11. Развитие в младшем школьном возрасте
Психология, ч. 2 (возрастная психология) - Тема 11. Развитие в младшем школьном возрасте
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Психология, ч. 2 (возрастная психология)
Тема 1. Введение в учебный курс «Возрастная психология» (аудиторная работа – 2 часа).
Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе
Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии
Тема 4. Психическое развитие как научная проблема
Тема 5. Проблема непрерывности и стадийности развития в зарубежных психологических теориях
Тема 6. Подходы к периодизации развития в отечественной психологии. Определение возраста в контексте отечественных теорий развития
Тема 7. Сензитивные и критические периоды в развитии человека
Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития
Тема 9. Развитие дошкольника. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте
Тема 11. Развитие в младшем школьном возрасте
Тема 12. Психология подростка
Тема 12. Психология развития в период юности
Тема 13. Развитие в период взрослости
Все страницы

Тема 11. Развитие в младшем школьном возрасте (аудиторная работа – 2 часа).
Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Каковы генеральные линии психического развития ребенка в этот период детства в контексте зарубежной возрастной психологии?
  2. Каким потенциалом обладает младший школьный возраст с точки зрения традиции отечественной психологии (Л.И. Божович; Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов; А.Н. Леонтьев и др.)?
  3. Как определяют содержание развития данного возраста современные исследователи (К.Н. Поливанова; В.И. Слободчиков; Г.А. Цукерман и др.)?
  4. Как меняются психологические функции игры в младшем школьном возрасте?
  5. В чем специфика протекания кризиса ребенка младшего школьного возраста?

Ключевые слова
Школьная дезадаптация, познавательные мотивы, социальные мотивы, произвольность психических процессов, теоретическое сознание и мышление, рефлексия, внутренний план действий, интуитивное (наглядное) мышление, конкретные операции мышления.

Подготовка к семинару предполагает…
Аудиторная работа будет направлена на обсуждение общих закономерностей развития в их конкретизации применительно к младшему школьному возрасту.
Предполагается, что на занятии будут использованы формы индивидуальной и групповой работы. Условием продуктивной работы на семинаре, как и прежде, является предварительная проработка заданий и Приложения, источников литературы, на основе которых, собственно, и будет строиться обсуждение заявленной темы.
План содержания семинара определяется рядом понятий и категорий, актуальных для отечественной возрастной психологии, – социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования психического развития и др. Это не означает, что на семинаре не будут обсуждаться результаты исследований зарубежных возрастных психологов. В частности, предполагается обращение к учению Ж. Пиаже, его теории об общих закономерностях развития интеллекта; Эриксона Э., значение формирования чувства компетентности и трудолюбия у ребенка.
Как и на предшествующих семинарах, результаты индивидуальной самостоятельной работы должны быть представлены в форме, удобной для их использования в групповой работе.

Задания для подготовки к семинару
Задание 1. Вам представлен характерный случай возникновения, протекания и конца типичной школьной игры, заимствованный нами из психологической литературы (см. Приложение, Л.И. Божович). Разработайте текст комментария, необходимого для разъяснения специфики содержания кризиса детей 6-7 лет в концепции К.Н. Поливановой. Для этого полезным будет обращение к материалам семинарского занятия № 6. Этот материал необходим для участия в групповой работе на семинаре.

Задание 2. В приведенных ниже фрагментах текста из учебного пособия (Венгер Л.А, Венгер А.Л.) представлены эпизоды жизни ребенка младшего школьного возраста.

  1. Как позиция дошкольника переносится в школу? В чем это проявляется?
  2. Какие особенности личности формируются в младшем школьном возрасте?
  3. Указанные фрагменты (1 и 2) могут быть использованы для характеристики особенностей развития младшего школьника. Составьте текст, позволяющий объяснить воспитывающему взрослому (педагогу, родителю) природу явлений, описанных автором. Какие действия взрослого в этих ситуациях могут рассматриваться как стимулирующие развитие? Приведите примеры возможных вариантов реагирования взрослого в ответ на действия ребенка.

Задания для углубленного изучения темы
1. В современных психологических публикациях все чаще появляются сведения о том, что у детей 8-10 лет наблюдаются варианты поведения, которые соответствуют скорее подростковому, нежели детскому возрасту. Объясняется это тем, что сейчас дети раньше получают большие объемы информации, от них раньше ждут личных достижений и социальной успешности, все меньше времени и пространства остается у них для игр — взрослый мир стремительно наступает. Какие формы поведения современного младшего школьника позволяют сделать такой вывод? Составьте психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста 21 века. Оформите рассуждения в удобной для вас форме (доклад, презентация и др.), позволяющей выступить перед сокурсниками в течение 5-7 минут.
2. В 8—11 лет из-за разных темпов развития девочки и мальчики испытывают трудности в общении друг с другом, и чат становится для них идеальным местом для коммуникации (Осорина М., Медведева И., Шишова Т.). «В школе девчонки меня не замечают или дразнят „ботаном", а тут я могу говорить на какие угодно темы, и им со мной интересно», — рассказывает Женя. Однако желание завязать общение со сверстниками противоположного пола, по мнению психологов, — далеко не единственная причина, заставляющая детей вести бесконечные, порой вызывающие у родителей беспокойство диалоги «по аське» или часами просиживать в чатах... Представьте ситуацию с позиции психолога. В чем причина трудностей общения детей с "реальным" окружением? Обоснованы ли беспокойства родителей по данному поводу? Разработайте текст выступления по данной проблеме на родительском собрании в младших классах.

Литература
Основная

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д. И. Фельдштейна. Москва — Воронеж, 1997. – С.22-55.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 122-132.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000. С. 249-321.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. - М.: Педагогическое общество России, 2004. С. 93-120, С.192-214, С 320-336.
  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С.137-181.

Дополнительная

  1. Венгер Л.А, Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 448 с.
  3. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. М.- Феникс, 2005.
  4. Мир детства. Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1981.
  5. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. М. - Речь, 2004.
  6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
  7. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000 – 416 с.: ил.
  9. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – С. 247-249.

Приложение к теме 11.
Источник: Л.И. Божович. Проблемы формирования личности/ Под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 38-40.

"В близи от начальной школы находился заросший травой берег. Группа детей от девяти до двенадцати лет пришла на этот берег и начала там игру. Развитие игры обнаружило три момента. Вначале дети взбирались на берег и сбегали с него, непосредственно радуясь своему движению. Игра вначале совершенно не была организована. Всякий бросал самостоятельно, руководствуясь собственным желанием. Но все же в игре на этом первоначальном этапе было много подражательных элементов, один старался сделать то, что делал другой: игра заключала в себе, по словам наблюдателя, достаточно коллективных элементов для того, чтобы эта общая беготня поднимала настроение играющих.
Так шло в продолжение нескольких минут. Вдруг несколько мальчиков схватились по двое друг за друга, причем один тащил другого вниз, другой же сопротивлялся: игрой уже стал управлять другой мотив — соревнование в физической силе и ловкости. Превращение игры произошло очень быстро, так что детали едва можно было уловить. Казалось только, что боролись одна-две пары между собой, как вдруг все уже стали играть таким же образом.
Борьба некоторое время велась неорганизованно. Пары сходились и расходились, и каждый боролся только за самого себя. Но и этот этап игры длился всего несколько минут, хотя и с большей живостью. Внезапно игра как бы прекратилась, все мальчики собрались наверху и начали вести совет, слышались только отрывки слов: «Я буду наверху!», «Нет, я там буду!», «Ну, хорошо!» Игра организовалась. После короткого спора мальчики пришли к соглашению, и быстро все десять разделились на два лагеря — половина наверху и половина внизу. Последние разом бросились штурмом на верхних и старались стащить находящихся наверху вниз. Это был этап организованной групповой состязательной игры, типичной для детей младшего школьного возраста. Если бы в описанном эпизоде принимали участие не младшие школьники, а дети дошкольного возраста, то они, конечно, ограничились бы простой беготней сверху вниз по берегу или неорганизованной возней.
Момент организации, разделение на партии, борьба в соответствии с правилами, введенными двумя договорившимися сторонами, все это возможно лишь тогда, когда ребенок уже научился вести себя в коллективе, когда он уже чувствует ответственность перед товарищем, умеет себя сдерживать, подчинять свое поведение правилу, т.е. тогда, когда ребенок под влиянием коллектива достиг известного уровня психического развития.
На протяжении младшего школьного возраста игра существенно изменяется как по форме, так и по содержанию.
По данным исследования, проводившегося нами в Институте психологии Академии педагогических наук РСФСР в 1948 г., игры детей 7 — 9-летнего возраста в значительной своей части носят еще сюжетно-ролевой характер. Дети продолжают играть в путешествия, войну, железную дорогу и пр. Однако в этих играх изменяется характер сюжета. В отличие от дошкольников, где обычно разыгрываются сюжеты и лица окружающей обстановки, в играх школьников появляются исторические лица и события общественной жизни.
Такое изменение сюжетной стороны игры также обнаруживает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, новый характер их интересов и эмоций.
Очень часто первоклассники, особенно девочки, играют в школу. Так как дети обычно играют в то, что имеет для них особо важный смысл, наличие игры в школу у маленьких школьников еще раз подтверждает, какое огромное место занимает школа в жизни детей.
Иногда игра в школу приобретает у младших школьников очень интересную с психологической стороны форму — игры-занятия. В этих случаях дети чаще всего играют в одиночку, либо используя кукол, либо изображают в одном лице то учителя, то ученика. Иногда эти игры протекают следующим образом: куклы изображают учеников, ребенок — учителя. Ребенок задает куклам уроки, которые ему были заданы в школе, и сам эти уроки учит. Потом ребенок спрашивает заданное, и сам отвечает. В конце «урока» он проставляет отметки, хвалит или порицает того или иного «ученика», в зависимости от качества своего собственного ответа.
Приводим одну из протокольных записей игры ученицы II класса Светланы К. Светлана сидит за столом, перед ней учебник русского языка и тетрадка. Напротив, на столе сидит кукла. Светлана (измененным голосом): «Сегодня было задано выучить правило, как надо писать безударные гласные. Все выучили?» Другим, нарочито «детским» голосом: «Все выучили». — «Ну пусть Светлана скажет нам это правило». Девочка встает и отвечает. При ответе несколько путается. «Вот видишь, опять плохо выучила уроки. Придется тебе еще поучить». Светлана садится, придвигает учебник и учит. Через несколько минут: «Я уже выучила». — «Ну, скажи». Светлана снова встает и отвечает правильно. «Теперь делай упражнение. Сейчас я тебе объясню». Читает объяснение, заглядывает в тетрадь, потом тем же солидным голосом начинает объяснять кукле. «Понятно»? — «Понятно. Можно делать?» — «Делай». Светлана берет тетрадь и начинает делать упражнение. Сделав упражнение, она быстро собирает книги, тетради, не обращая больше никакого внимания на куклу. Здесь ясно выступает новая психологическая функция игры..."
Какая это функция?

Источник: Венгер Л.А, Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994. (глава "Какдошкольник становится школьником?").
Фрагмент 1.
"Первоклассница Маша хвастается перед маминой гостьей: "У меня все отметки есть: единица, двойка, тройка, четверка и пятерка. А у Нины - только четверки и пятерки..."
Гриша не выполнил домашнего задания. "Я не нарочно, я забыл", - уверяет он учительницу, однако к своему полному удивлению получает "двойку". "Татьяна Николаевна у нас злая, - жалуется он маме, - я говорил ей, что не нарочно, а она все равно поставила двойку".
- Что тебе больше всего нравится в школе? - спрашивает папа у Вадика.
- Больше всего - переменки. Там можно бегать и играть".

Фрагмент 2.
"Однажды семилетний Саша явился из школы и торжественно сообщил: "А мы сегодня букву "о" проходили!" Значимости этого события для ребенка можно было только удивиться, так как к поступлению в школу он уже бегло читал и неплохо владел письмом. А с какой уверенностью он несколько позднее отстаивал непогрешимость Нины Ивановны, которая "лучше знает, как надо писать", когда родители попытались утверждать, что в тетрадке сына она неверно исправила "зайчонок" на "зайченок" (случается и такое)".

Фрагмент 3. ".... первокласснику дано домашнее задание - заполнить строчку словом "мама". Он долго рассматривает образец и говорит: "Нет, так я написать не сумею. У меня плохо получается "а". Лучше сначала попробую в другой тетрадке". Представьте себе, у него есть специальная домашняя тетрадка для самостоятельных упражнений! Несколько раз выведя "а", он, наконец, удовлетворяется результатом и приступает к выполнению задания. Слово написано хорошо. Мама довольна: "Молодец, Миша. Ты, наверное, получишь пятерку". Но сам Миша не очень удовлетворен. "Смотри, вот в этом месте палочка не с таким наклоном, как у Анны Петровны"... Он снова берется за домашнюю тетрадку. "Анна Петровна показывала, как надо писать букву "п", чтобы было красиво"... Упорство, настойчивость, трудолюбие? Да, но не это главное..."
Что главное для ребенка в этой ситуации?



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.