На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психология, ч. 2 (возрастная психология) - Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития
Психология, ч. 2 (возрастная психология) - Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Психология, ч. 2 (возрастная психология)
Тема 1. Введение в учебный курс «Возрастная психология» (аудиторная работа – 2 часа).
Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе
Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии
Тема 4. Психическое развитие как научная проблема
Тема 5. Проблема непрерывности и стадийности развития в зарубежных психологических теориях
Тема 6. Подходы к периодизации развития в отечественной психологии. Определение возраста в контексте отечественных теорий развития
Тема 7. Сензитивные и критические периоды в развитии человека
Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития
Тема 9. Развитие дошкольника. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте
Тема 11. Развитие в младшем школьном возрасте
Тема 12. Психология подростка
Тема 12. Психология развития в период юности
Тема 13. Развитие в период взрослости
Все страницы

 

Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития (аудиторная работа – 2 часа).
Вопросы для обсуждения на семинаре

  • Каким образом гены стимулируют развитие человека?
  • Какие изменения, происходящие с человеческим организмом в течение внутриутробного периода, можно отнести к проявлениям психической активности?
  • Как интерпретируются факты психической активности плода в утробе матери в контексте зарубежных и отечественных исследований?
  • Каковы современные научные представления о родительстве и родительском (материнском, отцовском) инстинкте?

Ключевые слова
«Воспитательство», генотип, гестационный возраст, материнский инстинкт, морфогенез мозга, наследуемое, онтогенез мозга, пренатальный и перинатальный периоды, приобретенное, психогенные факторы, родительство, созревание, телесно-эмоциональный комплекс, тератогены, фактор риска, фенотип, фетус, функциогенез мозга, эмбрион.

Подготовка к семинару предполагает…
Вопросы, предложенные для обсуждения на семинаре, направлены на прояснение одного из наиболее важных аспектов проблемы развития – соотношения наследуемого и приобретенного в проявлениях психической активности человека. Факторы онтогенеза во внутриутробный период жизни оцениваются неоднозначно. В настоящее время в биологии развития, преимущественно зарубежной, накоплено достаточно данных о поведении нормально развивающегося плода до момента рождения. В библиографический перечень семинара включены источники, содержащие подобную информацию. Анализ фактов поведения плода имеет большое значение для понимания природы психической активности ребенка на последующих этапах онтогенеза.
В отечественной науке пренатальная психология – психология внутриутробного развития – наиболее молодая отрасль. В связи с этим, при подготовке к занятию целесообразно обратить внимание, прежде всего, на результаты исследований, накопленные зарубежными психологами в этой области (Дж. Баттерворт, М.Харрис; Г. Крайг и др.). Часть заданий для подготовки к занятию построена на основе положений, представляющих достижения зарубежных исследователей.
Содержание заданий для подготовки к семинару, определяющее контекст обсуждения, позволяет расширить временной объем занятия до 4-х академических часов.
Как и прежде, участие в работе семинара потребует письменных текстов – индивидуальных вариантов ответов на вопросы, предложенные в заданиях для подготовки к занятию.

Задания для подготовки к занятию
Задание 1. Анализ учебной литературы, рекомендуемой для подготовки к занятию, позволяет обозначить несколько положений, важных для понимания развития ребенка в дородовой период. А именно:

  • Стараясь понять детей и их развитие, мы должны всегда учитывать возможное влияние наследственности [6, с. 50].
  • Наследственность никогда не является единственным детерминантом развития поведения [6, с. 50].
  • Спонтанные движения плода – не просто процесс автоматического постепенного созревания или рефлекторные ответные реакции на внешние раздражители. Они производятся самим плодом [1, с. 68].
  • Окружающая среда начинает оказывать влияние на развитие человеческого существа только с момента его рождения [2, с. 168].
  • Какие из этих представлений совпадают с Вашими представлениями о факторах и условиях становления психической активности плода? Есть ли несовпадение позиций, какого положения оно касается? Приведите аргументы, объясняющие Вашу точку зрения?
  • Какие исследовательские результаты могут иллюстрировать достоверность представлений, перечисленных выше? Составьте комментарий-обоснование к каждому из положений, используя данные о психической жизни человека, на которые ссылаются исследователи (Этот материал необходим для групповой работы на занятии, поэтому он должен быть представлен письменно, в достаточном количестве экземпляров (соответственно количеству групп, как правило, их всего 4-5).).

Задание 2. Существует мнение, что матерям, злоупотребляющим алкоголем или иными тератогенными веществами во время беременности, следует предъявлять обвинение, если не в попытке убийства, то, по крайней мере, в жестоком обращении с ребенком.

    • Что Вы думаете по этому поводу? Составьте краткое обоснование своей позиции.
    • Если Вы согласны с этой точкой зрения, можно ли поступать аналогичным образом со злоупотребляющими тератогенными веществами отцами? (В разработке этого задания использованы материалы из кн. Д.Шэффера «Дети и подростки: психология развития» (СПб.: Питер, 2003. – С.188).) Представьте свои аргументы в виде письменного текста.

Задание 3. В Приложение к семинару включены материалы из книги Дж. Баттерворт и М. Харрис «Принципы психологии развития». В них речь идет о психической активности плода. Авторы пытаются отвечать на вопрос, может ли спонтанная активность плода рассматриваться как самостоятельный фактор онтогенеза.

  • Ознакомьтесь с фрагментом из книги Дж. Баттерворта и М. Харрис.
  • С какими предположениями исследователей, к работам которых обращаются авторы книги, вы согласны – они не противоречат Вашим представлениям о природе психических проявлений развивающегося человека?
  • Какой комментарий получили бы описанные авторами книги факты психической активности плода в контексте культурно-исторической психологии? Сформулируйте несколько тезисов по этому вопросу.

Задание 4. Исследуя природу родительских чувств и отношений, И.С. Кон в историко-этнографической работе «Ребенок и общество» (1988), замечает, что с точки зрения обыденного сознания этот вопрос выглядит простым, самоочевидным: «родители, во всяком случае, мать, – главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств – не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы» (Кон И.С., 1988, с. 211).

  • Что думают о родительском инстинкте близкие Вам люди? Совпадает ли их мнение с Вашим?
  • Как объясняют природу родительского (материнского, отцовского) инстинкта авторы современных психологических исследований? Обратитесь к работам исследователей уже известных Вам психологических направлений (психоаналитическое, культурно-историческая психология и др.). Подберите текстовые фрагменты, которые могут быть использованы для объяснения природы родительских чувств и отношений.

Задания для углубленного изучения темы

  • Как показывает анализ этнографической и психологической литературы, формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми, во многом, определяется институтом «воспитательства» – обычаем обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Этот обычай был весьма широко распространен в условиях общинно-родового строя, в среде феодализировавшейся и раннефеодальной знати (Н.А. Бутинов, 1992; И.С. Кон, 1988). Сохраняется ли в воспитании современного ребенка подобная традиция? Опишите ситуацию воспитания современного ребенка с точки зрения представленности в ней института «воспитательства». Каковы социокультурные прообразы родительства (отцовства, материнства), «получившие прописку» в отечественной традиции воспитания?
  • Представьте, что Вы – участник инициативной группы, занимающейся разработкой проекта по проблемам современного детства. Наиболее вероятная тема предполагаемого исследования – феномен эмоционального сиротства ребенка, воспитывающегося в современной семье, возможные пути профилактики эмоционального неблагополучия ребенка. Кто из специалистов войдет в состав проектной группы? Определите направления и возможные цели (задачи) предполагаемой работы членов проектной группы. Разработайте форму фиксации ваших соображений для презентации на первичной экспертизе (Включая данное задание в тему 8, авторы исходили из фактов онтогенеза, согласно которым детско-материнская привязанность – как фактор развития эмоционального благополучия ребенка – возникает внутриутробно, на основе пренатального опыта. ) Составьте перечень библиографических изданий по психологии, которые будут полезны в проектной работе.

Литература
Основная

  • Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 61-76.
  • Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 114 – 127.
  • Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – С. 3 – 76.
  • Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – С. 92 – 95.
  • Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 49 – 50.
  • Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 138 – 160, 160 – 162.

Дополнительная

  • Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  • Развитие ребенка / Х. Би. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 78 – 119.
  • Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. – С. 6 – 20; 39 – 64.
  • Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1992. – С. 5 – 16; 56 – 84; 120 – 154.

Приложение к теме 8
Источник: Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 73 – 76.
«Непрерывность перехода от пренатальной к постнатальной жизни
Возникает интересный вопрос: существует ли взаимосвязь между пренатальными паттернами движений и постнатальным двигательным поведением? Переход из матки во внешний мир влечет за собой возможность использовании новых видов моторной активности, когда необходимо принимать в расчет амплитуду движении, дополнительный вес собственного тела и возможность зрительного контроля за движениями – то, чего прежде не существовало. Весьма вероятно, что существует тесная взаимосвязь между некоторыми паттернами движений плода и более поздними формами поведения, сохраняющаяся после рождения ребенка.
Например, Де Ври с соавт. описывают паттерн потягивания и зевания у 10-недельного плода: "Сложный моторный паттерн, всегда низкоскоростной, состоит из сильного вытягивания спины, закидывания головы назад (ретрофлексии), наружного поворота и поднятия рук. Зевота похожа на ту, что наблюдается после рождения – продолжительное широкое раскрытие челюстей с последующим быстрым закрытием, часто сопровождающееся ретрофлексией головы и иногда подниманием рук" (DeVri, Visser & Prechtl, 1984, p. 54). Существование такого универсального поведения приводит пас к предположению, что структура движений потягивания и зевания сохраняется на протяжении всей жизни.
Другие типы поведения плода соотносятся с более поздними формами не так явно, но тем не менее достойна обсуждения возможность, что специфические и универсальные паттерны движений могут иметь врожденные биологические корни. Среди паттернов движения плода один вызывает особый интерес – поворот плода в матке при совершении регулярных "ползающих" движений. Г. Прехтл так описывает вращение 10-недельного плода: "Поворот происходит через сагиттальную или поперечную ось, изменение положения при повороте вокруг поперечной оси достигается за счет комплексного целостного движения, включающего чередующиеся движения ног. Полное изменение позиции может произойти минимум за 2 секунды, но иногда требуется больше времени" (DeVri, Visser & Prechtl, 1984, p. 53).
Возникает вопрос, соотносятся ли подобные повороты плода с более поздними локомоциями, такими, как ползание и шагание. Известно, что у новорожденного младенца есть так называемый "шагательный рефлекс": если поддерживать младенца в вертикальном положении так, чтобы тыльная часть стопы соприкасалась с какой-нибудь поверхностью, то можно наблюдать циклические движения, похожие на шаги взрослого человека. Подобные моторные паттерны можно считать рефлекторными, и они исчезают при созревании.
Было предложено множество объяснений феномена исчезновения шагательного рефлекса. Например, высказывалась идея, что развитие церебрального кортекса (наружного слоя мозга) вызывает торможение этих моторных паттернов. Недавно было высказано простое и остроумное предположение, что младенцы после рождения очень быстро прибавляют в весе, особенно много жировых отложении отмечается и области бедер, и ножки становятся слишком тяжелыми для того, чтобы поднять малыша. Этот жировой слой принимает на себя функцию теплоизолятора, так как способность младенца поддерживать постоянную температуру собственного тела развита еще слишком слабо. Проверка показала, что на самом деле рефлекторные шагательные движения можно наблюдать в том случае, когда ножки малыша в вертикальном положении находятся в воде и он меньше ощущает их вес.
Э. Тэлен hе1еп, 1984) привела доводы в пользу мнимости факта исчезновения рефлекса шагания и указала, что существует взаимосвязь между этим рефлексом и развивающимися позднее ползанием и ходьбой. Она предположила, что паттерны шагательных движений являются врожденными, однако младенцам необходимо приобрести достаточную силу для поддержания собственного веса до того, как станут возможными вертикальные локомоции. Таким образом, аргументируется существование непрерывности в развитии шагательных движений от поворотов плода, наблюдаемых внутри матки, и ползания 6-месячного младенца до более поздних чередующихся шаговых движений при вертикальных локомоциях.
Конечно, возможна и некоторая прерывистость в переходе от неонатальных шагательных движений к ходьбе годовалого младенца. В течение первого года жизни многие процессы развиваются параллельно. В частности, в этот период дети осваивают сложные процессы целенаправленного поведения, и, как считают некоторые теоретики, они начинают ходить именно тогда (обычно к концу первого года жизни), когда хотят выполнить какое-то действие, поскольку достигнутый уровень интеллектуального развития уже позволяет им подчинить своим целям моторную систему. Это означает, что когда ребенок ходит, то он это делает для удовлетворения своих исследовательских намерений. По-видимому, такой вид поведения, как ходьба, возникает в результате комбинации врожденных моторных паттернов, являющихся продолжением внутриматочной активности, и интеллектуальных процессов, появляющихся на более поздних этапах развития и делающих ходьбу произвольно контролируемой».



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.