Страница 2 из 14
Тема 1. Введение в учебный курс «Возрастная психология» (аудиторная работа – 2 часа). Вопросы для обсуждения на семинаре
- Может ли человек не развиваться?
- Какова природа изменений в процессе развития? Что понимается под условиями, факторами развития?
- Каковы цели развития?
Ключевые слова Имплицитная теория развития, модель развития; развитие, условия развития, поисковая активность, факторы развития, наследуемое, приобретенное, созревание, научение.
Подготовка к семинару предполагает… Как было указано во введении к методическому пособию, подготовка к семинару предполагает выполнение обучающимся ряда действий, направленных, прежде всего, на проработку информационного ресурса. К чему предстоит подготовиться студенту, начинающему освоение курса семинарских занятий? Возрастная психология изучает развитие человека в течение всей жизни, уделяя особое внимание сравнению закономерностей этого процесса в разные периоды онтогенеза. К началу семинарских занятий у студента уже имеются представления о том, что такое развитие, чем оно определяется и каковы его особенности на том или ином этапе. Первое семинарское занятие посвящено выявлению и анализу этих представлений – тому, что психологи называют имплицитной или личной теорией развития. С этой целью на семинаре предполагается организация групповой работы, схема которой приведена в Приложении. Продуктивность семинара определяется индивидуальными «вкладами» – предварительной индивидуальной проработкой задания для индивидуальной работы. Результаты индивидуальной самостоятельной работы по подготовке к семинару должны быть представлены в письменном виде.
Задания для подготовки к семинару С наибольшей отчетливостью проблема развития обнаруживает себя в тех вариантах, когда биологический ресурс человека оказывается нарушенным в той или иной степени. В научном контексте подобные варианты развития человека обозначаются как задержанное, отклоняющееся, поврежденное, недоразвитие и др. Особый случай в ряду указанных нарушений – развитие в условиях сенсорной депривации по типу слепоглухоты, когда «выпавшими» оказываются одновременно два наиважнейших дистантных анализатора. Не менее сложной, исключительной оказывается жизнь ребенка, лишенного на ранних этапах возможности взаимодействия с себе подобными (Депривация ??? Имеются в виду редкие, но известные случаи воспитания детей животными, например волками, последствия которых получили название «синдрома Маугли».).
- Ознакомьтесь с текстами для индивидуальной работы, включенными в Приложение. В двух первых – описание возможностей психического развития слепоглухих детей. Третий – об истории развития человеческих существ в особых обстоятельствах, вне культуры. Эти тексты станут содержательной основой групповой работы на семинаре.
- Сформулируйте собственную позицию, подготовьте эссе на тему «Человек – существо развивающееся», содержание которого Вы могли бы обсудить на семинаре. Этот текст – индивидуальный «вклад» в групповую работу.
- Обратитесь к результатам индивидуальной самостоятельной работы. Будет ли понятен составленный вами текст эссе другим участникам семинара? Нужно ли что-то дополнительно пояснять? Если необходимо, внесите коррективы в первоначальный вариант.
Литература Основная
- Дети и подростки: психология развития/ Д.Шэффер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 16-21; 67-70.
- Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Развитие ребенка/ Х. Би. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С.22-47.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 12-40.
Дополнительная
- Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.
- Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.
Приложение к теме 1 I. Схема работы для организации семинарского занятия Групповая работа включает в себя три этапа. Этап индивидуальной работы – обучающимся предлагается выполнить определенное задание: написать эссе, составить ответы на вопросы заданий для аудиторной работы и др. Предполагается, что индивидуальную работу студенты могут выполнять до семинара – в процессе подготовки к нему – или же в начале аудиторного занятия. Этап работы в мини-группах. Сначала студентам предлагается познакомиться с результатами индивидуальной работы своего сокурсника. (В случае, если в мини-группе работает более 2-х человек, – с индивидуальными результатами сокурсников.) Цель первичного знакомства – определение основных идей (положений) сообщения сокурсника, степени их совпадения с содержанием собственной работы, а также – выявление положений, по которым позиции авторов работ не совпадают. После этого результаты первичного анализа обсуждаются, и затем представляется текст, фиксирующий итоговый продукт теперь уже групповой работы. Он включает в себя выявленные «точки согласия» авторов и проблемные области – то, в чем мнения студентов не совпадают. Текст-резюме по итогам групповой работы – основа для участия в общегрупповой дискуссии. Общегрупповая дискуссия – завершающий этап групповой работы. Схема действий обучающихся на данном этапе повторяет ту, которая была описана выше. Ведущий семинара фиксирует результаты работы мини-групп, предоставляя возможность каждой из них прокомментировать сформулированную позицию и внести изменения (если в процессе презентации продукта групповой работы в таковых возникает необходимость). Итог обсуждения – общегрупповые «точки согласия» по обсуждаемой проблеме. Форма представления, фиксации общегруппового продукта обсуждения может быть различной. Главное требование – «прозрачность», ясность в прочтении всеми участниками групповой работы. В процессе обсуждения дискутируемых вопросов выявляются проблемные области – вопросы (положения), по поводу которых группа не может прийти к согласию в текущий момент. Указанные положения также фиксируются и затем определяются возможности группы в продолжении работы по пониманию обозначенных аспектов.
II. Фрагменты текстов для индивидуальной работы. Составлено по материалам кн. Апраушева А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.
Фрагмент 1. Слепоглухонемота существует столько же, сколько существует человечество. Родившиеся слепоглухими или потерявшие слух в течение первых лет, на начальных этапах онтогенеза не похожи на человеческих детей: они не проявляют стремления к целенаправленным действиям, не принимают человеческих поз, не умеют ходить и пользоваться предметами обихода. Помимо этого, дети не проявляют интереса к пище: если ребенку вложить в руку хлеб или мясо, он не тянет их в рот, чаще наблюдается противоположное – сопротивление кормлению. Этот этап ученые называют доконтактным, он характеризуется отсутствием сознательного контакта с окружающей средой и людьми. С доконтактным периодом связаны эпитеты, которыми награждали в прошлом слепоглухонемых детей: «живые комочки», «инертные массы», «подвижные растения», «яростные животные». Подобные эпитеты получают дети, не имеющие органических поражений мозга (Органическое поражение может стать следствием нарушений развития плода во внутриутробном периоде, а также ряда воздействий на мозг ребенка – механического травмирования, нейроинфекции и др. Органическое поражение выражается в необратимых нарушениях в строении мозга и соответствующих изменениях в его функционировании.) Попадая в детский дом (Речь идет о Загорском – ныне Сергиево-Посадском – детском доме для слепоглухих детей. На базе детского дома работает школа, в которой осуществляется групповое обучение детей четырех различных категорий: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых. ), слепоглухонемые дети обычно сидят в своих постелях, совершая маятникообразные навязчивые движения.
Фрагмент 2. Воспитанник Загорского детского дома Фаниль С., ослепший и оглохший после менингита в возрасте одного года десяти месяцев, поступил в детский дом с вполне сформированной человеческой психикой и трудовыми навыками. До детского дома Фаниль находился в семье. Отец Фаниля никогда не отстранял ребенка, когда тот ощупывал его руки, занятые хозяйством, специально отвел мальчику место в мастерской, в которой Фаниль занимался столярными и слесарными поделками, различным ремонтом.
Фрагмент 3. В научной литературе получила широкую известность история двух девочек, найденных в Восточной Индии, которые, попав в волчью стаю, переняли у зверей их повадки и в поведении уподобились волкам. В тот момент, когда их нашли, одной из них было около трех лет, другой – пять-шесть. Девочек обнаружил в Восточной Индии священник Сингх. Им дали имена – Амала и Камала, и поместили в сиротский приют города Миндапура. Оказавшись среди людей, девочки продолжали вести себя по-звериному: они разрывали одежду, которую пытались на них надеть, очень быстро передвигались на четвереньках, отчего на коленях и на ладонях у них были жесткие мозоли. Питались девочки только сырым мясом, молоком и водой. Вареную пищу есть отказывались. Днем девочки дремали, а ночью пребывали в непрерывном движении и иногда выли. Сотрудниками приюта описан случай, когда одна из девочек, оказавшись среди дворовых собак, бесстрашно включилась в их трапезу и даже отобрала у них кость. В этот момент в ее поведении проявлялись повадки, свойственные волкам. Всякие попытки завязать контакт с Амалой и Камалой встречали сопротивление с их стороны. При возможности уклониться от контактов девочки забивались в угол. Усиленное воспитание и обучение, порученное миссис Сингх, дало лишь незначительные результаты. Младшая из сестер, Амала, первой стала реагировать на названия различных продуктов. Однако прожила в приюте недолго – умерла в возрасте шести лет, так и не став человеком. О Камале известно, что к семнадцати годам она имела в запасе около шести десятков слов.
|