На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психология, ч. 2 (возрастная психология) - Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии
Психология, ч. 2 (возрастная психология) - Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Психология, ч. 2 (возрастная психология)
Тема 1. Введение в учебный курс «Возрастная психология» (аудиторная работа – 2 часа).
Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе
Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии
Тема 4. Психическое развитие как научная проблема
Тема 5. Проблема непрерывности и стадийности развития в зарубежных психологических теориях
Тема 6. Подходы к периодизации развития в отечественной психологии. Определение возраста в контексте отечественных теорий развития
Тема 7. Сензитивные и критические периоды в развитии человека
Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития
Тема 9. Развитие дошкольника. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте
Тема 11. Развитие в младшем школьном возрасте
Тема 12. Психология подростка
Тема 12. Психология развития в период юности
Тема 13. Развитие в период взрослости
Все страницы

Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии (аудиторная работа – 4 часа).
Вопросы для обсуждения на семинаре

  • Каким требованиям должно удовлетворять научное исследование? В чем отличие данных личного опыта от данных, собранных исследователем?
  • Чем определяется выбор исследователем стратегии сбора информации (плана исследования)?
  • Каковы возможности и ограничения метода наблюдения в изучении процессов развития?
  • В каких вариантах используется в возрастно-психологических исследованиях экспериментальный метод (Указанный вопрос целесообразно обсудить в рамках лекционного занятия. )?
  • Какие задачи может решать исследователь детского развития с помощью методов самоотчета (интервью и вопросники)?
  • Чем интересен детский рисунок в контексте психологии развития?
  • С какими вопросами этического характера сопряжен процесс исследования детского развития? Каковы основные права детей и обязанности исследователей, проводящих психологическое исследование?

Ключевые слова
Статистическая норма, функциональная норма; исследовательская стратегия, кросскультурные исследования, метод продольных срезов (лонгитюд), когорта, поперечно-срезовые исследования, корреляционное исследование, экспериментально-генетическая стратегия; наблюдение естественное (включенное) и структурированное, методы самоотчета, эксперимент, детское рисование.

Подготовка к семинару предполагает…
Тема семинара связана с изучением специфики исследовательской деятельности в возрастно-психологическом контексте – общего подхода к организации научного исследования и его конкретизации в общеизвестных психологических методах.
В условиях лимита времени, отведенного учебным планом на освоение курса семинаров, на аудиторное обсуждение выносится только часть вопросов из включенных в план. Из методов наибольшее внимание предполагается уделить наблюдению. Выбор обусловлен, прежде всего, первостепенным значением наблюдения для педагогической деятельности (Биографии младенцев, написанные известными учеными по впечатлениям наблюдений за своими детьми, послужили своего рода предтечей становления научного подхода к проблеме развития.). Кроме того, наблюдение – базовый способ научного познания. В программу аудиторной работы включено также задание, предполагающее выявление оснований использования детского рисунка в качестве диагностического инструмента развития.
Наряду с наблюдением и детским рисованием в курсе семинарских занятий предполагается обсуждение методов самоотчета – в программу занятия № 9 включено задание, выполнение которого связано с проведением мини-исследования на основе опроса и/или интервью, и последующим обсуждением его результатов в структуре аудиторной работы.
В подготовке к семинару целесообразно использование библиографических источников, объясняющих как отечественный, так и зарубежный подход к организации процесса исследования детского развития. Сопоставление позиций отечественных и зарубежных возрастных психологов работает на достижение целей семинара – прояснение особенностей различных методов генетического исследования, выявление их возможностей и ограничений и др.
Как и на предыдущих занятиях на семинаре предполагается использование групповой формы работы по схеме, описанной в приложении к занятию 1.

Задания для подготовки к семинару
Задание 1.
Дневниковые записи, составленные на основе впечатлений родителей, наблюдающих за собственными детьми, сыграли известную роль в становлении научных представлений о развитии. Дневник наблюдений не утратил своей актуальности и сегодня (Дневник наблюдений получил распространение в практике общественного обучения и воспитания.). Известный отечественный психолог-исследователь Н.А.Менчинская определяет подобный подход к изучению психического развития ребенка как монографический метод.

  • Ознакомьтесь с библиографическими источниками, в которых дана характеристика метода наблюдения в возрастно-психологических исследованиях.
  • В Приложении к занятию помещены дневниковые записи (Первоисточники использованных текстов указаны в списке дополнительной литературы к занятию.), сделанные обычными родителями и профессиональными психологами, наблюдающими за развитием собственных детей. Чем интересна подобная форма наблюдения профессиональному психологу? Почему Н.А. Менчинская называет такой метод изучения детского развития монографическим методом?
  • Какую функцию выполняет дневник Каролины Филпс?
  • Нужно ли привлекать обычного родителя к ведению дневника развития собственного ребенка?
  • Зафиксируйте свои рассуждения в виде письменного текста. Обратитесь к тому, что получилось. Эти материалы станут содержательной основой для работы в мини-группах. Нужно ли внести изменения и дополнения в Вашу позицию?

Задание 2.
При исследовании развития ребенка применяется общепринятый прием – научный метод – который позволяет ученому продвинуться в своем исследовании от начальной стадии формулирования вопросов до окончательных выводов. Большинство исследований, в сущности, состоит из 4-х этапов: постановка проблемы, формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления, проверка гипотезы, формулирование выводов (Г. Крайг, 2000).
Обратитесь к исследованию М.И.Лисиной, основное содержание и результаты которого описаны в монографии «Проблемы онтогенеза общения» (1986). Проведите реконструкцию научного метода в исследовании, проведенном М.И. Лисиной (1974), Г.Х. Мазитовой (1976) и С.Ю. Мещеряковой (1975; 1976) (Результаты этого исследования изложены во II главе монографии «Проблемы онтогенеза общения», с. 31-46. ).

  • Что стало предметом изучения в указанных работах? Как объясняют авторы этот выбор?
  • Из каких предположений исходят исследователи, разрабатывая описанную в монографии экспериментальную схему? Каковы экспериментальные гипотезы?
  • Каковы особенности метода наблюдения в подобном варианте исследования, условия проведения исследования?
  • Как объясняют авторы эксперимента результаты проведенных измерений?

Задание 3.
Как изменилось бы содержание записей Каролины Филпс, если бы она вела дневник как профессиональный исследователь? Предложите возможный вариант текста.

Задание 4.
Рисование – одно из наиболее привлекательных для ребенка занятий. Возраст приблизительно от пяти до десяти лет исследователи называют золотым веком детского рисунка (Шванцара, 1978).

  • Ознакомьтесь с текстами из библиографического списка, в которых идет речь о развитии детского рисунка (Бехтерев, Шванцара и др.). Какая информация о стадиях и условиях эволюции рисунка ребенка может быть полезной для воспитывающего взрослого (педагога, родителя)? Составьте текст сообщения, проясняющий ответ на этот вопрос.
  • В вопросе о том, что рисует ребенок (на ранних этапах онтогенеза), взгляды исследователей разделяются. Специалисты, изучающие детский рисунок, выделяют центральные мотивы рисования, которые приобретают особое значение в возрастно-психологическом исследовании. К таким мотивам относится, например, человеческая фигура (Шванцара Л., Шванцара Й., 1978): «Рисунок человека» – один из наиболее используемых диагностических тестов. Чем интересен рисунок человеческой фигуры профессиональному взрослому (психологу, специальному педагогу, педагогу)?

Задания для углубленного изучения темы

  • Начальная стадия конкретного психологического исследования связана с постановкой проблемы и формулированием гипотезы. Обратитесь к фрагментам из дневников Мухиной В.С. и Менчинской Н.А. Какие неявные вопросы возникают у наблюдающего поведение детей? Сформулируйте их. Обозначьте на основе этих вопросов проблему возможного исследования. Какими могут быть ответы на сформулированные вами вопросы (Контекстуально это задание связано с заданием №2 из предыдущего семинара.)?
  • Студенты получили задание разработать форму дневника наблюдений, который может быть использован педагогом в практическом взаимодействии с детьми. Составьте перечень информационных источников, необходимых для выполнения задания. Сформулируйте вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе работы. Предложите свой вариант рекомендаций, способствующих достижению цели.
  • В перечень библиографических источников к семинару включена работа известного русского ученого В.М. Бехтерева, посвященная рисованию детей – автор анализирует первоначальную эволюцию детского рисунка. Современные детские нейропсихологи утверждают, что развитие нынешнего ребенка (и содержательно, и с точки зрения этапности) протекает иначе, чем 20-25 лет назад (А.В. Семенович, 2005). Работа Бехтерева была написана в 1908 году. Применимы ли представления автора об эволюции детского рисунка для анализа графических репрезентаций современного ребенка?
  • Рассмотрим возможную ситуацию. Администрация образовательного учреждения обеспокоена участившимися фактами противоправного поведения среди учащихся подростковых классов. Предполагается проведение консилиума с участием психолога. Какие вопросы со стороны администрации (адресованные психологу) могут помочь определить проблему в сложившейся ситуации? Сформулируйте их. Что можете порекомендовать для планирования исследования (возможно, междисциплинарного), позволяющего прояснить сложившуюся ситуацию? С какими трудностями могут столкнуться участники исследования?
  • Представьте, что Вы – член исследовательской группы проекта, цель которого заключается в изучении статуса детства современного ребенка (Для выполнения задания можно использовать и другие фрагменты из указанных первоисточников. В этом случае, выбранные для анализа текстовые фрагменты необходимо представить в материалах индивидуальной работы.). Разработайте стратегию исследования, представив ее обоснование в письменном виде. Сформулируйте исследовательские задачи.

Литература
Основная

  • Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 54-58.
  • Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении/ Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности. Том второй. – СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. – С. 99-150.
  • Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – С. 22-36.
  • Дети и подростки: психология развития/ Д.Шэффер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 27-60.
  • Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – С. 20-23.
  • Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 31-39.
  • Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 256-263.
  • Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. – С. 20-39.
  • Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – С. 35-53.
  • Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991. – С. 11-67.
  • Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 22-27.
  • Шванцара Л., Шванцара Й. Развитие детских графических проявлений/ Диагностика психического развития. – Прага: АВИЦЕНУМ, 1978. – С. 202-218.
  • Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – С. 28-32.

Дополнительная

  • Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
  • Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986
  • Лурия Е.А. Мой отец А.Р. Лурия. – М.: Гнозис; 1994.
  • Менчинская Н.А.
  • Мухина В.С. Близнецы. – М.: Народное образование, 1997.
  • Филпс К. «Мама, почему у меня синдром Дауна?» / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 1998.
  • Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие. - М., 2001.

Приложение к теме 3
Из дневника Каролины Филпс (Каролина Филпс – мать девочки, родившейся с синдромом Дауна, автор книги «Элизабет Джой». Книга построена на основе дневниковых записей, которые Каролина вела в течение первых лет жизни девочки. В России книга была издана под названием «Мама, почему у меня синдром Дауна?», в нее вошло специальное дополнение, повествующее о периоде поступления Лиззи в колледж. )

  • «Сегодня утром, после завтрака, Лизи уселась на пол на пороге кухни и несколько раз стукнулась головой о дверь. Затем минуты две качалась взад-вперед. Такое с ней иногда бывает – но редко и недолго, и не переходит в привычку. Мне кажется, она просто экспериментирует со своим телом. А сегодня, глядя на нее, я даже засмеялась. «То, как Элизабет сейчас себя ведет, – типичное поведение детей с отклонениями, – думала я, – а я все равно люблю ее! Люблю такой, как она есть!» (с. 26).
  • «Многое в Лиззи очень меня огорчает. Она постоянно кричит, плохо себя ведет, ни на чем не может сосредоточиться. Весь день проходит в криках и скандалах. Мне кажется, что поведение Лиззи – мой недочет, и я постоянно чувствую себя виноватой. Ник же гораздо спокойнее, так что, может быть, дело в синдроме Дауна, а не во мне» (с.42).
  • «Я все еще пытаюсь учить Лиззи читать, хотя и понимаю, что для нее это рано. Почему? Может быть, я так и не смогла примириться с ее проблемами? Очень давит на меня программа «Портедж». Интересные задания Лиззи выполняет блестяще, а то, что ей неинтересно, не делает вообще. Это меня раздражает. В один прекрасный день она занимается как нельзя лучше, а в следующие пять ничего не желает делать, и я начинаю думать, что тот прекрасный день – только плод моей фантазии» (с.47-48).

Из дневника А.Р. Лурия (Дневниковые записи А.Р. Лурии посвящены его дочери Елене Александровне.)

  • 05.07.1938

Если я беру правую руку Бимки (Бимка – сокращение от «любимка».)и вкладываю в нее палец – рука сжимается и охватывает его. Если я затем делаю то же с левой, она также охватывает мой палец, но первая в это время разжимается и тянется к левой, охватывая ее.
Так видно, что вызываемые в опыте фокусы возбуждения не создают распределенного движения; каждое предметное движение не только может распространяться лишь в одном направлении, но и создает ведущее направление, координирующее вокруг себя и остальные движения.

  • 08.08.1938

В первые дни наблюдения никаких реакций на звуки не было. Даже стуки ее не пугали. Мне показалось, что она успокаивалась, если во время крика я начинал причмокивать, производя звуки сосания.
Это теоретически было бы вполне понятно; ведь при сознании, целиком координированном актом сосания, еще не предметом, как раз не посторонние, а адекватные звуки должны бы стать впервые доступными (сравни наблюдения Jorner над лягушкой).
Однако – четкого подтверждения этим наблюдениям я не получил…

  • 06.09.1939

…Последние два месяца – бурный рост речи. Ведущее – бесспорно подражание. Она легко повторяет все слова, которые ей даются. Деятельностью подражания она овладела полностью. Характерно, что подражание начинается с речи…

  • 10.10.1939 – 05.01.1940 (1;3 ½ 1;6 ½)

За это время – огромный, решающий сдвиг в речи и во всем поведении.
(а) Уже появились первые синтагмы ([Словосочетания].). Это примерно в самом начале описываемого периода. Вот типичное наблюдение. Она лежит в кровати и говорит: «Оля…хорошая….Оля – хорошая…». Потом – «мама – хорошая, папа – хорошая…». Так, из сближения слов получилась первая связь.
Это был действительно настоящий скачок. Он выразился и в речи, и в поведении. Видно было, что речь теперь уже стала отходить от ее номинативной функции, начала отражать прошлое, какую-то мысль, а не простое указывание на предметы. Это выявилось в том, что:
Девочка начала бесконечно болтать фразами: сначала «папа – хорошая», «Елка – хорошая» и т.п., «кушай – пожалуйста» и т.п.
К этому периоду относятся смешные случаи: Сидящему у нас знакомому она приносит свой горшочек: «Дядя, писай – пожалуйста» […]

Из дневника Н.А. Менчинской (В дневнике Н.А. Менчинской речь идет о развитии ее внука.)

  • 14.06.79

Родился мальчик, позже названный Кирюшей (вес – 2800, рост - 48).
/…/ Первый месяц жизни Кирюши
Решила, что буду записывать только переломные моменты, значительные новообразования. Первый месяц – однородно-рефлекторный. Я могу записать только то, что было записано 33 года назад о его матери /…/ Все проявления не индивидуализированы и свойственны всем новорожденным.

  • /…/21.08.79 (0.1.7) (Первая цифра означает год, вторая - месяц, третья - день.)

Не видела Кирюшу 4 дня, и меня поразил ярко выраженный новый факт: остановка движения рук, того «беспредметного порхания», которое свойственно новорожденному. Лежит в распеленатом состоянии, одна рука уверенно уцепилась за кольцо соски, а другая держит кусок простыни, и это состояние двух рук удерживается в течение нескольких минут. Это – явный переход к активному произвольному движению. Остановка движения рук – это факт огромного значения. Остановка беспредметного движения порождается предметом – ведь пальцы уцепились за кольцо, вторая рука обхватила кусок простыни и держит его /…/

  • /…/ 04.09.79 (0.1.21)

Впервые увидела настоящую сознательную улыбку широко открытым ртом. Это была не просто улыбка, а целый каскад улыбок. Этим Кирюша реагировал на появление его мамы возле его постели /…/

  • /…/ 12.09.79 (0.1.29)

У меня все же такое впечатление, что неверно интерпретировать улыбку двухмесячного ребенка только как реагирование на появление человека (как это я интерпретировала раньше и повторяла это истолкование на днях) и неправильно также эту улыбку считать сознательной, т.е. выражением определенного чувства, вызванного внешней стимуляцией. Здесь какой-то тонкий переход между бессознательным, полусознательным и сознательным. Улыбка двухмесячного ребенка есть, прежде всего, результат внутреннего смутного ощущения благополучия (сыт, животик не болит и т.п.), и на этом фоне к этому смутному ощущению присоединяется еще какое-то новое впечатление – голос, прикосновение человека.
Пока еще нельзя было заметить отнесенность улыбки к определенному лицу и, прежде всего, к матери-кормилице. Кирюша улыбается и ей, и деду, и мне. Даже неточно сейчас говорить, что он кому-то улыбается, т.е. улыбка эта «в себе» и судить об отнесенности к кому-то мы еще не имеем серьезных оснований. Однако со всей определенностью можно сказать, что это реагирование на человека и, прежде всего, – на его улыбку.

Из дневника В.С. Мухиной

  • 6/ III 1961 г. (0.0.21) (Биографии младенцев, написанные известными учеными по впечатлениям наблюдений за своими детьми, послужили своего рода предтечей становления научного подхода к проблеме развития.)

Ежедневно наблюдаю своих малышей. Сон, еда, купание, смена пеленок – то внешнее, из чего строится земное существование младенца. Кажется ничто не изменилось. Распеленатые младенцы по-прежнему ритмично движут ручками, ножками и головой. В этих движениях есть какая-то своя согласованность – движения конечностей и головы организованы единым ритмом. Ручки и ножки почти все время полусогнуты, очень редко разгибаются до отказа.
/…/ Дети начали на короткое время фиксировать взглядом неподвижные предметы (игрушки, например). Интересны двигательные реакции в эти моменты. Иногда движения на мгновение прекращаются: малыш – сама сосредоточенность. В следующее мгновение движения рук и ног становятся более быстрыми, чем до момента сосредоточения на предмете. Очень хочу уловить в этих движениях направленность к предмету, на котором сосредоточен взгляд. Но пока – увы! – не вижу.
/…/ Привожу подробную запись наблюдения попытки Кирилла смотреть на предмет.
Кирилл спокоен. Конечности стереотипно двигаются. Взгляд блуждает, ни на чем не останавливается. Стоп! В поле зрения попала яркая погремушка. Малыш замер. Некоторое время наблюдаю симметричное сведение зрительных осей на предмете. Однако конвергенция быстро нарушается, глаза разбегаются, и малыш теряет предмет из поля зрения. Тут же возникают бурные стереотипные движения конечностями. Постепенно они затихают, но не прекращаются. Взор малыша бессмысленно блуждает. Снова неожиданно падает на ту же игрушку. Ребенок замер. Оба глаза устремлены на предмет. Возникают легкие движения конечностями…Левый глаз повело куда-то в сторону. Предмет фиксируется одним глазом. Тело неподвижно. Глаз движется в обратном направлении. Стоп! Фиксирует предмет двумя глазами. Возникают легкие движения конечностями…Этот же левый глаз продолжает свое движение к носу. Второй глаз потерял игрушку из поля зрения. Бурная двигательная реакция…Угасает…Снова игрушка в поле зрения. Смотрит и движет конечностями. Тут же теряет из поля зрения.
В этот раз было пятнадцать попыток сосредоточить взгляд на одном и том же предмете, после чего Кирилл начал плакать (может быть, замерз, может быть, устал – научиться смотреть, оказывается, очень трудная работа).
У Андрюши те же двигательные реакции при сосредоточении. Но глаза не разбегаются и не косят.

  • 21-27/V 1961 г. (0.3.8 – 0.3.14)

Дети снова дома. Теперь их вид мне нравится: окрепнувшие тельца, взгляд постоянно устремлен на какой-нибудь предмет.
Оба изучают свои ручки. Подолгу смотрят на одну из поднятых над лицом рук. Заметны даже передвижения взгляда по руке.
Увы! Кирюша по-прежнему косит.
/…/ Дети лежат на спинках на тахте – «гуляют». Показываю им яркую игрушку. Смотрят. Оба оживленны, ритмично двигают ручками и ножками. Хотя движения непрерывны так же как и в период новорожденности, но они отличаются от диффузных движений новорожденных более определенной ритмичностью /…/



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.