М М. Табакова
Научный руководитель: Выгинная Елизавета Андреевна Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Волгоград, Россия
Сегодня одним из основных запросов общества является готовность человека к созданию принципиально новых идей, нестандартных решений, нахождению выходов из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таким образом, успеха и признания в современном обществе, в большинстве своем, добиваются люди креативные, умеющие мыслить творчески. Поэтому сегодня так остро встает вопрос, о значимости развития творческих способностей начиная уже с дошкольного возраста.
Одним из первых попытался сформулировать понятие творческого мышления американский психолог Дж. Гилфорд. Он связывал креативность мышления с преобладанием в нем одной из четырех особенностей [4]:
•оригинальность - необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; •семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование; •образная адаптивная гибкость - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; •семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.
Представители гуманистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу) полагали, что творчество - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. Отечественные психологи Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова и др. в своих трудах отмечают, что основой творчества является воображение - важный процесс человеческой психики, необходимый для нормального психического развития ребенка. Отмечают также, что дети с более развитым воображением лучше справляются с аффектами, более самостоятельны и успешны в дальнейшее учебе в школе. Еще один известный отечественный психолог В.В. Давыдов [2] считает, что воображение существует там, где ребенок видит целое раньше частей и может присваивать одним предметам функции других, им не присущие. Рассматривая такое понимание воображения В.В. Давыдовым, современный отечественный психолог Е.Е. Кравцова говорит о том, что «умение переносить функции с одного предмета на другой очень тесно связано со способностью ребенка идентифицироваться, т.е. ставить себя на позицию другого, представлять себя тем или иным персонажем или даже его частью».[3] Таким образом, нужно отметить, что основа активного воображения ребенка реализуется в игре. Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинениях сказок и стишков. Главной линией развития воображения дошкольников является обособление мира фантазии от реальности. Ребенок подчиняет свои фантастические построения определенным реалистическим закономерностям, изменяя их в соответствии с обстоятельствами, и относиться к ним как к чему-то отдельному от его собственных действий и желаний. С этим тесно связана возможность преднамеренного, произвольного воображения. Старший дошкольник может заранее планировать замысел и основную идею своего произведения и целенаправленно реализовывать их. С целью диагностики развития творческого мышления у детей дошкольного возраста нами было проведено пилотажное исследование.
Участники: 40 детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Методики: «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), «Где чье место» (Е.Е. Кравцова), Тест креативности П. Торранса – задание «Закончи фигуру».
Итоги исследования: Тест креативности П. Торранса наиболее известен и широко применяется в настоящее время. Тест оценивает беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления. 1. Беглость. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежне всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные исследования показывают, что все участники выполнили 10 заданий из 10. 2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. 3. Оригинальность. Характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общепринятых, банальных или твердо установленных. 4. Разработанность. Этот показатель отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется. [5]
В результате, путем подсчета данных показателей было выявлено, что творческая одаренность находится в норме у 45% детей, выше нормы у 12%, низкие показатели по тесту оказались у 43% детей. В результате проведения методики «Где чье место», предполагающей, что ребенок должен расставить на сюжетной картинке фигурки в «необычные» для них места и объяснить свой выбор, выяснилось, что высоким уровнем развития воображения обладают всего 15% детей. Средним уровнем – 30%. У 55% детей задание вызвало серьезные затруднения, они ставили фигурки только на законные места и объясняли это тем, что «так должно быть». Особенные трудности у детей вызвала методика «Несуществующее животное», где из 40 дошкольников 25 нарисовали персонажей игр и мультфильмов, 10 нарисовали существующих. При этом наиболее часто задаваемыми вопросами детей были: «Как я могу что-то придумать, если всё уже нарисовали в мультфильмах?», «Зачем мне придумывать другого персонажа, если я люблю этого героя сказки?» и т.п. И только 5 человек смогли изобразить несуществующих животных, не являющихся героями сказок, мультфильмов или компьютерных игр. Из них 4 человека показали рационалистический подход к решению творческой задачи, и только 1 человек обладает собственно-творческим складом воображения. Сегодня, вопрос развития творческих способностей у детей становится проблемным. В первую очередь это связано с изменением социокультурных условий, в которых растут современные дети. Заметно уменьшается воспитательная функция семьи. У взрослых просто не хватает времени на общение с ребенком, и в таком случае, вполне вероятно, что их место могут занять компьютер и телевизор. Темами игр ребенка становятся теперь сюжеты компьютерных игр и телепередач, лишая тем самым ребенка самостоятельности в выборе сюжета игры. А ведь именно в процессе игры, как отмечали выдающиеся отечественные психологи Л.С. Выготский [1] и Д.Б. Эльконин [6], у ребенка проявляется воображение. Во время игры ребенок учится экспериментировать, искать нестандартные способы решения ситуаций. Но, к большому сожалению, в жизни современных детей ролевая игра начинает занимать все меньшее место, уступая его компьютерной игре.
Литература 1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.– № 6, 1966. С. 62-76. 2. Давыдов В.В. Главное – воображение! // Обруч. – № 3, 1996. С. 2-3. 3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996, с. 4. 4. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 1994, с. 244. 5. Тест креативности Торранса 6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах // Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. |