Диагностика невербальной креативности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Краско М.М.

Креативность - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта.
Э. Фромм
В процессе обучения (при осуществлении работы с учащимися) возникает необходимость организовать деятельность по выявлению одаренных учащихся, т. к. влияние на развитие одаренности - это одна из важнейших задач психологии.


На развитие индивида в онтогенезе воздействуют два основных фактора: биологический и социальный.

 

индивид


Индивидуальность мы понимаем как биологическое качество индивида, которое включает особенности влияния на психику опорно - двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой, пищеварительной, эндокринной и нервной систем.
Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным и цифровым. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность пользоваться теми или иными кодами информации.
Личность мы рассматриваем с позиций А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского как социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, а также характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Проблема диагностики креативности в психологии рассматривается в различных аспектах:
- Концепция Дж. Гилфорда (Y.P. Guilford) и Э.П. Торренса (E.P. Torrance).
Гилфорд выделяет шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость; оригинальность; способность усовершенствовать объект; способность решать проблемы. На основе этих предпосылок разработаны тесты исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Время выполнения тестов ограничено.
Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. Он считает,
что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничивается адаптацией и переработкой методик Южно-калифорнийского университета для своих целей.
Надежность тестов Торренса (по данным автора) очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные. В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

- Аспект М. Воллаха (M.A. Wollach) и Н. Когана (N.A. Kogan).
Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности. Для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Многие исследователи показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей.

- Концепция С. Медника (S.A. Mednich).
Медником разработан тест RAT (тест отдаленных ассоциаций). Он полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие. По мнению Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения.

- «Теория инвестирования» Р. Стернберга (R. Sternberg).
Р. Стернберг и Д. Лаверт считают креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». По Стернбергу, творческие проявления детерминируются шестью основными факторами: интеллектом как способностью; знанием; стилем мышления; индивидуальными чертами; мотивацией; внешней средой.
Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

- Подход В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой.
Данные исследований этих ученых свидетельствуют, что число воспроизводящих ответов очень велико, но вариативность таких ответов низкая. Вариативность семантически не связанных со стимулом ответов очень велика, так как здесь нет смысловых ограничений, число же таких ответов невелико. Оригинальные ответы как бы занимают промежуточное положение.
Крайним вариантом полной свободы является творческая деятельность в свободной ситуации. По определению Пиаже, интеллект есть способность адаптирования к трудным условиям. Следовательно, интеллект максимально активизируется в условиях тестирования, предъявляющих жесткие требования к адаптационным возможностям индивида.
При диагностике невербальной креативности необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирования резко снижают результаты. Поэтому перед проведением тестирования необходимо создать благоприятную обстановку, свести до минимума мотивацию достижения успеха и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности. Тест можно представить как методику на «оригинальность». Время тестирования по возможности не ограничивают.
При ориентировочной диагностике мы использовали методики: тест Торренса, опросник Г. Дэвиса, тест «Необычное использование предметов», а при комплексном исследовании к ним еще добавляются тест структуры интеллекта Амтхауэра, «Прогрессивные матрицы» Равена, тест «Несуществующее животное», создание модели по творческому источнику.

несуществующее животное

Предлагаемый вариант методики представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга. Они дают наиболее надежные результаты.

Незавершенные фигуры


Инструкция:
Дорисуйте следующие фигуры до целой картинки, придумайте и напишите к ним названия. Можно давать несколько картинок по каждой фигуре.

дорисуй фигуры

Определяются: гибкость и оригинальность ответов.

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
Показатель «оригинальность» рисунка в нашем случае оценивался исходя из всего массива данных и подсчитывался по следующей формуле:
Or = 1 - ( X - 1 ) / ( Xmax - 1) ,
где Or - оригинальность данного типа рисунка; X - количество рисунков данного типа; Xmax - максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.
Индекс оригинальности подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного испытуемого.
Наряду с показателем «оригинальность» в тесте используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линии стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики в наших условиях данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям.
Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» малоотличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т. д.», на наш взгляд, характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста эти показатели не используются.


Обработка результатов тестирования


Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены рисунки для выборки учащихся индустриально-педагогического колледжа, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях.
Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Сначала создается атлас типичных рисунков, затем необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.
Пусть первый рисунок схож с картинкой 1,5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2,1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и его оригинальность - 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола - 2,41 / 5 = 0,48.
При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. В атласе такие случаи дублирования не приводятся, и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность такого рисунка, появившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами.
Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1.

Процентильная шкала:
1 - процент учащихся, результаты которых превышают указанный уровень
2 - значение индекса оригинальности
3 - значение индекса уникальности

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

0,95

0,76

0,67

0,58

0,48

0,00

3

4,00

2,00

1,00

1,00

0,00

0,00

Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.
Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80%. Это означает, что примерно у 80% людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20% имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.
Эта методика использовалась для диагностики студентов Витебского государственного индустриально-педагогического колледжа на отделениях: технология и конструирование швейных изделий; парикмахерское искусство и декоративная косметика. После отбора лучших результатов студентам давался творческий источник и по этому источнику создавалась модель женского платья и прически.

Источник: Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.